Тринадцать ступеней

13 steps

Тринадцать ступеней "Карамазовщины"

   Уезжая из Баку в Америку, я прихватила с собой небольшую стопку книг, самых моих любимых, без которых не мыслила себя в чужой стороне.Среди них была и тоненькая книжка Даниила Гранина "Тринадцать ступеней". Взяла эту книжку не  потому,что Гранин мой любимый писатель. Мой любимый писатель Ф. Достоевский. И  речь в упомянутой книге идет о его героях.
   Дома у нас была замечательная библиотека. Замечательна она была не только количеством книг. Каждая книга была любовно прочитана и не однажды. Самым ценным и любимым в нашей библиотеке было собрание сочинений Достоевского. Чем-то невообразимо сильно он меня привлекал еще тогда, когда я была совсем девочкой-подростком. Помню, как я зачитывалась его романами "Униженные и оскорбленные", "Белые ночи", "Неточка Незванова". Мне было легко их читать и, как мне казалось тогда, понимать. Потом пришли более серьезные и тяжелые для моего понимания романы: "Идиот", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы"...
   Теперь я понимаю, что влекло меня к этому, даже для многих взрослых людей "тяжелому", писателю: тема несправедливости. Хотя,конечно,не только она. Слишком  широк мой любимый писатель.
Наверно, по молодости и неопытности, многое из прочитанного ускользало из моего понимания текстов. И возможно, не случись мне встретиться с вышеупомянутой книжкой Гранина "Тринадцать ступеней", я бы никогда и не заметила, что в каморку бедного студента-преступника Раскольникова вели тринадцать лестничьих ступений.
  Название рассказа дало имя небольшому сборнику. И оно зацепило мое внимание.
   Тринадцать ступеней. Как оригинально! О чем это? Наверно, о архитектуре в произведениях Достоевского? Ничего особенного.
   И все-таки, собираясь в далекий путь, я почему-то прихватила и эту, уже порядком расстрепанную книженцию.
   Прошло почти тринадцать лет (опять тринадцать!) с тех пор, как мне вновь на глаза попалась эта книжка и я снова перечитала её. Прочла с вниманием. И удивлением. Что-то показалось мне не таким уж простым в объяснении Даниила Гранина тех причин,которые побудили Достоевского уделять особое внимание топографии разворачивающихся событий, где каждый дом, улица, каморка, описаны с поражающей точностью, вплоть до количества шагов от дома Раскольникова до жилья старухи-процентщицы, или ступеней, ведущих в убогую комнатенку бедного студента, живущего под самой крышей пятиэтажного дома.
   Да, конечно, все его люди "живут, действуют в обстановке абсолютно точной, привязанной к адресам конкретным." (Д. Гранин)
Несомненно также, и весьма драгоценно, метко подмеченное "соучастие его самого в происходящем". Иначе великий писатель не передал бы нам с такой потрясающей силой свои собственные переживания.
   Но почему именно тринадцать, а не другое какое-то число выбрано писателем? Если согласиться с тем, что в его произведениях нет ничего случайного, всё полно значения, иногда даже и мистического, значит не случайно и это число тринадцать? Тем более, что мистики в этом конкретном числе хоть отбавляй!
Пока я раздумывала над этим непростым вопросом, я (в который уже раз!) принялась перечитывать другой мой любимый роман, "Братья Карамазовы". (Существуют ведь такие произведения, которые перечитываешь по многу раз, и как Библию не возможно охватить, так и в них открываешь все новое и новое, нескончаемо!) И, о чудо! Наталкиваюсь опять на тринадцать ступенек, но уже в таком контексте:

- Это ты оттого, что я покраснел, - вдруг заметил Алеша. - Я не от твоих речей покраснел и не за твои дела, а за то, что я то же самое что и ты.

- Ты-то? Ну хватил немного далеко.

- Нет, недалеко, - с жаром проговорил Алеша. (Видимо эта мысль давно уже в нем была.) - Все одни и те же ступеньки. Я на самой низшей, а ты вверху, где-нибудь на тринадцатой. Кто ступил на нижнюю ступеньку, тот все равно непременно вступит и на верхнюю.
   
 И тут меня как обухом хватило по голове. Опять эти чертовы ступеньки! А ведь и в самом деле, не "чертовы" ли они?! Как они попали сюда, к братьям? Случайно, или... Да нет же, смешно даже говорить о случайностях в произведениях Достоевского. Писателя, у которого всё до малейшей детали имеет значение.
Мы можем не увидеть, не прочесть, не разгадать, наконец, смысл происходящего, Но это уже наша вина, наше бедное воображение, но никак не случайность в тексте.
   Конечно же, это мостик, перекинутый гениальным автором из одного своего произведения в другое! Наконец-то, всё становится на свои места. Путь от греха до злодейства отмерен лестницей в тринадцать ступенек. И увидеть эту "лестницу зла" помог мне никто иной, как младший брат Карамазовых - Алеша. Это он, неповинный ещё ни в каком грехе юноша, дал мне уникальную возможность заглянуть и измерить взглядом, снизу вверх, нескончаемую в своей длине лестницу, каждая ступень которой имеет особое назначение.
   Возможно, сама судьба забросила несчастного студента на эту верхотуру. На эту последнюю ступень зла, с которой можно только кубарем скатиться в самый страшный грех на земле - грех убийства. И тем самым нарушить шестую заповедь Моисея - Не убивать. Впрочем, для того, чтобы уточнить, какая по счету эта заповедь, пришлось мне обратиться за помощью к Библии. Открываю Ветхий Завет (поскольку именно христианская Библия в тот момент была под рукой), ищу, торопясь, и перелистывая страницы. Вот оно, наконец, в главе Исход. И тут как молнией пронзает меня. Смотрю и глазам своим не верю. "Не убивай" - обозначено под цифрой 13!
   Как же так? Ведь всего заповедей десять? Немного погодя, передохнув и успокоившись, снова всматриваюсь в Священное Писание.
   Прости меня, мой любимый писатель! Чуть было не сделала я страшную ошибку, приписав выбранное тобой число тринадцать влиянию со стороны нечистой силы. Насколько же ты умнее нас, твоих читателей! Не к черту ты обращался, рисуя психологический портрет несчастного, заблудившегося в своих исканиях Справедливости, Раскольникова. Не в пример нам, воспитанным на атеизме (Научном атеизме!), ты прекрасно знаешь Книгу. Раскрываем на главе Исход, и вот оно: Исход 20, стих -13, Не убивай. Как же проста оказалась разгадка магического числа тринадцать. Взято оно из Библии, и к чертовой дюжине отношения не имеет. А может, все-таки имеет? Но не это для меня теперь главное. Открытие, пришедшее так внезапно, конечно радует душу, но ещё больше увлекает меня разработка Достоевским значения этих чёртовых ( всё-таки!) ступеней уже в другом его романе.
Интересно наблюдать, как работает мысль гения. Если в "Преступлении и Наказании" им сотворена знаменитая лестница, на последней верхней ступеньке которой находится студент-убийца, то в следующем своем романе писатель размещает других своих героев поступенно.
Как наяву вижу я на самой первой её ступени Алёшу, младшего брата. А над ним возвышается вся его родня. Каждый на своей ступени, смотря по степени зла, поселившегося в душе, или успевшего проявиться.
Вот она, галерея лиц: паясничает и криво усмехается папаша Карамазов. А вот и его сынки: Иван, средний, жестоко мучающийся душевным разладом, совсем, как Раскольников. Уж не двойник ли он его? Правда не он убил, но ведь хотел, и не препятствовал. Смотрим дальше. Митенька, забубнённая головушка. Тоже не убил, но близко был, ох как близко был! Кто еще там, повыше, почти на самом верху? На самом верху и есть настоящий убийца, прошедший все тринадцать греховных ступеней карамазовщины. Поганенькое лицо Смердякова ухмыляется и кивает нам. Хотя и не носит он громкую фамилию Карамазовых, но и он того же корня. Незаконный, но всё же сын. И грех его особенный, смердящий: отцеубийца!
   Тяжёлый путь прошли все, вступившие на лестницу, состоящую из "тринадцати ступеней". Великий раскол происходил у них в душе. Не так-то просто переступить опасную, но вожделенную черту, за которой - что? Власть. Вседозволенность.
   "Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей" - объясняет старший брат Дмитрий прилежно слушающему Алёше.

- Стало быть, совсем не вступать?

- Кому можно - совсем не вступать.

- А тебе - можно?

- Кажется, нет.

   Вот такая перекличка происходит между двумя произведениями, казалось бы такими разными, а на самом деле всё о том же. О границе дозволенного и недозволенного, и о том, кто может определить эту грань и разрешить сомнения в праве выбора. И разве только герои Достоевского размещены на этих ступенях?

 Разгадка, как всегда, пришла неожиданно.
   Число тринадцать. Загадочное. Тревожное. Чёртова дюжина.
   Как, почему оно появилось в "Преступлении и наказании"?
   "Она и сама не заметила, как к назначенным восьми часам оказалась около его квартиры. Поднимаясь по лестнице, механически пересчитала ступеньки, их было, конечно, тринадцать, как в "Преступлении и наказании", и она уже не удивилась этому."
   (Из книги "Фёдор Достоевский" Ю.Селезнёва.)
   Молодая стенографистка, будущая жена писателя, Анна Григорьевна Сниткина пришла в квартиру Достоевского. Взошла наверх по тринадцати ступеням.
  Круг замкнулся.
  Ничего таинственного и необычного. Писатель просто взял эти чёртовы, проклятые ступени из жизни. Из своей несчастной, замученной жизни...
 
   
   
   3 September 2002
   Ада Цодикова
   
   


Рецензии
Вот самое лучшее у вас! Я живу по Достоевскому: не допускать крови по совести! И вы - мой автор!

Ф.М. впрямь точен в деталях. Убийство Настасьи Филипповны он привёз с каторги, расспрашивая душегубов…
А двойники во всех его романах: Мышкин - двойник Рогожина; Иван Карамазов - Смердякова. Словно, в каждом Бог и чёрт?

Он говорил: широк человек, я бы сузил! Вот вам и 13 ступеней. Интересный факт, узнала о нём впервые. Спасибо огромное!

Анна Юнгер   10.08.2023 21:04     Заявить о нарушении
Анна, спасибо! Я рада, что мы с Вами встретились и мы на одной волне.
Я перечитала вновь "Тринадцать ступеней" и обнаружила, что по какой-то причине не дописала концовку. Посмотрите ещё раз ))

Ада Цодикова Горфинкель   10.08.2023 21:27   Заявить о нарушении
Про Анну Сниткину - самая суть!
И к любви надо восходить по 13-ти ступенькам.

А лестница Иакова?

Анна Юнгер   10.08.2023 21:42   Заявить о нарушении
Лестница, которая приснилась Иакову, не имеет отношения "чёртовым 13" ступеням. Если Вы почитаете Библию, то узнаете, что на лестнице Иакова на каждой ступени были ангелы. «И вот, Господь стоял рядом с ним и сказал: вот, Я с тобою и сопредословлю тебя, куда бы ты ни пошел». Genesis 28.

Ада Цодикова Горфинкель   12.08.2023 16:54   Заявить о нарушении