Две религии. Два лица

Христианство обращается к чувству.
Иудаизм – к уму.

 Конечно, это очень примитивно, однако, на мой взгляд, выражает самую суть этих двух родственных-враждебных мировых религий.

 Пожалуйста, вот пример:
Передо мной две книги. Обе из одной серии «Грандиозный мир». Одна называется «Иудаизм». Другая – «Христианство». На обложке первой изображена внутренняя часть молельного дома. Сияют свечи в высоких подсвечниках перед аркой с древне-еврейскими письменами.
 С обложки другой книги на нас смотрит лик Иисуса, с поднятыми для благославления перстами. Невозможно оторвать глаза от его сияющего взора, проникающего в самую душу.
 От обеих книг исходит сияние. Но как по-разному оно отображено! В иудаизме нет картинок, которые бы помогли представить божественное. Только силой ума и воображения, чисто духовно можно проникнуться верой в Б-га.

 Сказано было Моисею: «Не делай богов литых» (Исход 34.17) И не стало у евреев изобразительного искусства , хотя, как справедливо отмечает Л. Гумилев, «Искусство у них сохранилось, ибо скинию, а потом храм надо было украшать, но оно было беспредметным, перейдя к символам и геометрическим орнаментам» (Древняя Русь и Великая степь)

 В христианстве все гораздо легче. Берёшь книгу, и тебя услужливо обступают прекрасные картины, зримо несущие информацию, в которой так нуждается слабый человек. Вступаешь в храм, и со всех сторон тебя окружают сцены из Священного Писания. Трудно не подпасть под обаяние и воздействие такого мощного напора на чувства и мысли одной из древнейших религий. Тем более, что тебе и не предлагается особенно раздумывать над тем, что действительно, или нет, в этой истории. Важна Вера. Важно принять всё на веру, которая, если даже с «горчичное зерно», может горы  сдвинуть. Как совершенно точно высказался профессор Дэвид Форд: «Очень важно, что мы, как христиане, являемся частью сообщества,которое еще на заре своего существования решило доверять определенным свидетельствам». (стр.95 «Хр-во»)

 Справедливости ради надо отметить, что и в иудаизме надо принимать на веру всё, что сказано в древних писаниях, свидетелей ведь нет тому, что произошло тысячи лет назад! Следовательно, опять, и тут и там – Вера...

 И теперь окончательное слово за человеком. Что выбрать. К чему лежит душа. Как воспитан, в каком русле. Хотя и это не помеха. Сколько случаев отторжения от родной (по воспитанию) религии. Перемена веры. Но ведь не богоотступничество! По-прежнему вера в единого Б-га. Или в высшие силы. В зависимости от выбранной веры, выбранного пути в вере в Б-га. А сколько их, этих путей, и не сосчитать!

Религия – как зеркало

Мысль человека трудится неустанно. И не только каждодневные  заботы о хлебе насущном беспокоят умы. Едва ли не с самого зарождения способности мыслить, к человеку пришла загадка, ответ на которую он до сих пор не может найти. Тщетно вглядывается  он в изобретённое им зеркало религии.
 Кто я? – задается он вечным вопросом, а в ответ видит собственный образ.
 Какое моё место в этой жизни? Миллион ответов и ни одного утешительно правильного.

 Громадно «зеркало», и чем оно больше, тем множественнее предметы, окружающие его отображение. Кому же верить? Наверно, собственному отображению. Но бывает свой лик не нравится, соседи выглядят красивее, лучше. Может, надо быть как они? Постараться перенять их причёску, костюм, взгляды, наконец?

 Так иногда человек приходит к решению поменять и свои религиозные воззрения, потому что другие показались ему убедительнее, более правдоподобными. А ведь именно в этом и заключается смысл поиска – найти Правду!

 А зеркало так глубоко, так бездонно, и все в нём отражается, и надо сделать ещё один шаг, и ешё, и протянуть руку, чтобы ухватить, наконец самую суть, но...рука наталкивается на холодную гладь, не пропуская дальше, в зазеркалье. И не там ли, в зазеркалье, обитает ответ, который мы так стремимся познать, и сущность которого - Б-г?

  Но нет, не дано человеку проникнуть за эту блестящую перегородку, за этот серебряный панцырь, который так надежно охраняет неведомое и недосягаемое.
 И опять человек видит самого себя. И уверен в собственном отображении: ведь вот он, я! Разве это не правда? Разве может быть по-другому?!

 Вот оно, Откровение, снизошедшее на меня, вот она, Правда!
 «Откровение преломляется в сознании человека в соответствии с языком и мышлением конкретной личности».

 Я нашла эти строчки, наугад открыв книгу А. Меня «Первые Апостолы» (стр.324). Относились они к чуду, произошедшему с ап. Павлом на дороге, ведущей в Дамаск. До переворота, произошедшего в сознании будущего апостола, он был просто Савлом, иудеем, «книжником, познавшем все тонкости Закона. Человеком, которого никто не может переубедить в его собственной вере и понимании Б-га» (стр.97 П.Ап.).
Он смотрит в зеркало своей религии, зеркало своих убеждений, и ему ясно, что они – христиане—идут против Б-га и Закона.

 Вот оно, главное,на чем зиждется убежденность: - Ему ясно! А если ему ясно, то как же может быть иначе?! И тут Всевышний преподает ему урок, который вряд ли был правильно понят. Не все так правильно, даже когда «ясно». А может то, что «ясно» сейчас, в следующий момент превратится в собственную противоположность, правду других, тех кого так недавно гнал, и чью правду почитал за ложь? Не хотел ли Всевышний именно это доказать самоуверенному человеку, олицетворением которого является Савл-Павел? Показать, как шатка наша убежденность в чем-либо, и как мы все видим только то, что хотим видить, и веруем только в то, во что хотим веровать?
 И потому надо уважать чужую Веру. Кто знает, кто прав ? А может правы оба? А может их даже больше, этих Правд, ведь Б-г Один, и только пути к Нему разные...

  И вот на одном из таких путей, в данном случае ведущим в Дамаск,  Савлу приходится пережить потрясение, перевернувшее его душу и превратившее в собственного антипода – в Павла. Тот, кто ранее был таким яростным гонителем врагов истинной иудейской веры, становится их другом и не менее яростным гонителем теперь уже бывших единоверцев.

 Как же могло такое произойти, неужели  возможно такое чудо?

 Попробуем внимательно вчитаться в Библейский техт и представить, что именно происходит за скупыми строчками, рисующими обращение Савла.
 «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Ог упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян.9)

 Теперь попробуем представить себе дорогу из Иерусалима в Дамаск. Путь не близкий, около трехсот километров по пустынной Сирийской дороге, жара которой уж никак не остужала дышащую «угрозами и убийством» душу Савла.

«Они идут уже больше недели, не делая привалов.»

 Несомненно, что Савл торопится быстрее достичь желанную цель: найти и достойно наказать нечестивцев. Человек он ещё молодой, но не всегда подобные марафоны под палящим солнцем проходят бесследно. Что же тут удивительного, что «осиял его свет с неба», после которого он упал почти бездыханно и люди под руки привели его, ослепшего в город, где он «три дня и не ел и не пил».

 Этот рассказ занимает центральное место в Христианском учении. Смысл его – озарение Правдой, Истиной. Сам Иисус явился, чтобы наставить на путь истинный. (Может с этого момента и появилось выражение: «путь истины»)

 Но можно дать и другое объяснение тому, что случилось. Солнечный удар. Недельный, а то и больше, тяжелый путь под неумолимым солнцем привел к кратковременной болезни. Только человек этот непростой. Прежде всего он мыслитель, человек идеи.

 «Савл погружен в мучительные раздумья». И вдруг этот сокрушительный удар. Естественно, он не мог пройти без следа у такой мистической натуры. И показалось ему, или действительно Сам Господь говорил с ним? Ведь говорил же Он с пророками ранее... А теперь и ему услышалось: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деяния 22:7)

 Нет, не так просто изменить себя, ведь это все равно, что изменить себе. Было одно лицо, стало другое. Была одна вера, стала другая. Легче имя изменить и стать Павлом. Но стать врагом бывшему себе? Бывшим единоверцам? В чем же, всё-таки, причина чудесного превращения гонителя христианской веры в лидера ранее им гонимых? Не в самом ли вопросе и содержится ответ?..

 Лидер. Кем раньше был Павел? Одним из многих в иудейском мире. Единственно чем он выделялся в своей среде, так это своей жестокостью по отношению к людям новой секты, называющим себя христианами. Не думаю, что он был жесток ради любви к жестокости. Скорее, он был пламенный борец идеи. И в этой своей пламенной вере он доходил до самых границ.

 Встреча с другим пламенным защитником другой, Новой идеи, Стефаном, несомненно заронила в нём семена (суть которых пока еще не понята им самим) обильно выросшие на его пути в Дамаск.

 Знаменитая речь Стефана, ставшего первым великомученником христианской веры, перед собранием священников, синедрионом, в которой он обвинял народ и его пастырей в неповиновении «Духу Святому» и убийствах своих пророков, только пуще разъярила толпу. «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян.7:54).
 В течении тысячелетий они следовали заветам своих отцов, и вдруг является некто, и смешивает их с грязью, кидая в лицо неслыханные в своей дерзости обвинения, и пытаясь зачеркнуть и отбросить как ветхую тряпицу то, во что они верили и за что  отдавали свои жизни на протяжении всей истории своего существования!

     Удивительно ли, что молодой Савл, которому было в тот момент поручено охранять одежды еретика, «одобрял убинение его» (Деян.8)?

 Нам никогда не узнать, что в действительности произошло с будущим «апостолом язычников», хотя и существуют некоторые версии на этот счет. И одна из них чисто по-человечески объясняет мотивы удивительного перевоплощения из «гонителя» неверных, Савла, в свою противоположность, адепта новой веры - Павла.

 Ведь если разобраться, произошло предательство. Предательство веры отцов. А когда происходит предательство, оно всегда во имя собственной выгоды. В данном случае, из рядового, хотя и очень преданного служителя веры, происходит превращение в лидера и даже Апостола новой веры.

 Так Савл навсегда отделился от бывших соплеменников и стал основоположником новой религии, которая до этого еще была прочно привязана к породившей ее иудейской религии, во многом, вплоть до исполнения ее обрядов: обрезания и кашрута (диеты).

 Но отрекся ли он от веры в Б-га? Смешной вопрос. Нет,конечно. Изменилось лишь только направление его мыслей. Он взглянул с другой стороны. И там ему понравилось больше.

 Действительно, Б-г один, но пути к нему разные. Кто знает, каким путем идти правильнее? И не всё ли равно каким, если цель одна. Зачем мучить и убивать людей, доказывая собственную правоту, когда  так и не выяснено: кто же прав?

 У Правды много лиц. Каждый видит свою. Своё собственное лицо. Как в зеркале.                20.11.2002
 


Рецензии
Здравствуйте, Ада!

Прочитал очерк с большим интересом. Ваша «оптика зеркала» — очень удачная метафора: религия как способ увидеть не только Творца, но и собственное отражение, со всеми привычками ума и сердца. И главная мысль о взаимном уважении путей к Б-гу звучит у Вас ясно и примиряюще.

Согласен, что противопоставление «христианство — к чувству, иудаизм — к уму» работает как эскиз, но в жизни оба ствола питают и разум, и сердце. В иудаизме — мощная эмоциональная традиция (псалмы, плач, хасидские нигуним), а в христианстве — колоссальная интеллектуальная работа (каппадокийцы, Августин, Фома, византийские и западные школы). Так что граница здесь скорее условна, чем непереходима.

Про Павла. Вы честно проговариваете и «мистическое» объяснение, и человеческую мотивацию. Я бы лишь остерёгся сводить поворот Савла к прагматике «стать лидером»: слишком уж рискованной ценой он заплатил за новый путь, чтобы объяснять это выгодой. Но Ваш вопрос — как легко «ясность» оборачивается своей противоположностью — попадает в самую точку. Именно поэтому так важны смирение, проверка себя и признание чужой совести.

Нравится также Ваш акцент на слове «вера» по обе стороны. Там, где исторические доказательства заканчиваются, начинается доверие — и ответственность верующего за то, как он верит. «У Правды много лиц» — красивая формула; я бы добавил: и всё же она одна, а мы подбираемся к ней по разным тропам, стараясь не толкаться локтями.

Спасибо за вдумчивый, спокойный текст. Он не спорит ради спора, а предлагает читателю подумать и выбрать тон уважения — редкая и очень нужная позиция.

Марк Лэйн   07.10.2025 02:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!

Мне очень интересно и важно было узнать Ваше мнение о моей трактовке сути двух величайших мировых религий и моём понимании апостола Павла, который справедливо считается одним из лидеров и основоположников христианства. Меня тронуло то, что Вы откликнулись на мою просьбу прочесть эссе и написали развёрнутый дружеский комментарий к нему. Рада, что по многим пунктам Вы согласны с моими предположениями и добавили свои мысли по поводу сходства и различий между иудаизмом и христианством, с которыми я совершенно согласна.

Что касается апостола Павла, согласна: неверно предполагать в нём желание стать лидером. Признаюсь, это было написано скорее в пылу полемики. Слишком велика и грандиозна его фигура для мелкого самолюбия. Слишком значительна его роль в возникновении новой религии.

Я благодарна Вам за то тепло и деликатность, с какой Вы пишите свои рецензии. Не только эту, но абсолютно все. Ваше внимание и одобрение много значат для меня.

С теплом и пожеланиями добра,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   07.10.2025 05:58   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ада!

Спасибо Вам за такие добрые слова. Для меня было важно прочесть Ваше эссе именно в том ключе, в каком Вы его задумали — как попытку искреннего разговора о корнях двух великих религий и о роли апостола Павла. Очень рад, что мои размышления оказались Вам близки.

Согласен с Вами: фигура Павла действительно выходит за пределы любых мелких амбиций — в ней чувствуется масштаб и трагизм эпохи, в которой рождалось христианство. Ваш текст помог ещё раз взглянуть на это не только с исторической, но и с духовной стороны.

И мне, в свою очередь, очень дорого, что Вы так тепло относитесь к моим рецензиям. Спасибо Вам за внимание, за доверие и за ту искренность, которой наполнены Ваши работы.

С уважением и теплом,
Марк

Марк Лэйн   08.10.2025 02:49   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Марк, за вдумчивое прочтение моих текстов!
Рада нашему взаимопониманию!

С теплом и добрыми пожеланиями,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   09.10.2025 04:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.