Скрипач Саша Бронштейн

печатается по:
http://www.proza.ru:8004/2002/10/22-139
http://www.proza.ru:8004/author.html?chernova





киносценарий

Время, место: 1980г.- Одесса, 1995г. - Россия, город Х., 1996г. - Польша, город Д.

Герои:
Олег - скрипач, 15 лет, 20 лет, 30 лет
Римма - композитор, 28 лет
Нина - виолончелистка, 26 лет
Слава - журналист, 40 лет
Учащиеся школы-интерната для одаренных детей, воспитательница интерната, студенты консерватории.
артисты оркестра.

Фабула: причудливое переплетение высокого искусства и безудержной похоти в лице главного героя - талантливого скрипача и распутного повесы, постепенно мельчающего и бездарно растрачивающего свой талант.

ЭПИЗОД 1

Одесса, 1980 год, школа-интернат для одаренных детей. Детская спальня на шесть коек. Ночь. В окне - луна, звезды.
Олег, 15 лет, светловолосый юноша, с тонкими, интеллигентными чертами лица. Длинные пряди падают на лицо, в полудреме - он смотрит на луну, контуры ее постепенно расплываются, слышится незнакомая скрипичная мелодия - обрывочно, неясно.
Кто-то тормошит юношу за плечо. Он медленно поднимается, застегивает ночную пижаму и осторожно ступает по темному коридору - вслед за крадущейся впереди женской фигурой.
Комната воспитательницы. Ночник. На столе - бутылка вина, бутерброды с колбасой, помидоры, огурцы.
Воспитательница - Лиза, 25-26 лет, в служебном халате. Сидит - нога за ногу, сигарета. Рядом - в пижаме - Олег, худой, долговязый.
Лиза: Я же говорила - в двенадцать. А сейчас - который час? Начало второго, дорогуша!
Олег: Да я... Уснул. Смотрел на луну - и уснул.
Лиза: Ладно, на первый раз прощаю! Тем более что ты, говорят, лучше всех сдал академконцерт. За это и выпьем. Пей, пей, кроха, это крымское марочное! Еле достала! Дефицит!
Олег не спеша пьет, закуривает.
Лиза: Так что?.. Ты, по прогнозам, будущий Ойстрах?
Олег: Нет...Зачем же - Ойстрах.
Лиза: Ой, не тушуйся, зая.
Олег: Паганини - и не меньше.
Лиза: Ах вот как... Ты, оказывается, от скромности не умрешь... Слушай, Паганини... А с девочкой ты хотя бы раз был? Что - покраснел? Так был - или нет?
Олег: Один раз. С девочкой.
Лиза: Но-но! Ты на что намекаешь? Я - для тебя старая?
Олег: Ну... Один раз можно. И со старой.
Лиза: Вот сукин сын. А может - тебе понравится? Да так, что потом и за чуб тебя не оттащишь. Х-ха... Ну, я тушу свет. Ты у меня, вижу, мальчик скромный, стеснительный... Как у тебя с девочкой было? Стоя? Или лежа? Ну что молчишь? Бедненький. Язык от волнения проглотил! Ладно уж тебе. Сам говорил - Паганини! Значит - бешенный итальянский темперамент. Я тебе покажу любимую его позу. Маэстро Паганини любил подкрадываться тихо, как леопард, и нападать сзади. И терзать свою жертву - сначала медленно, в темпе томительного адажио, постепенно ускорять - до огненного аллегро! Иди ко мне, мой красавчик.
Лиза упирается в подоконник, поднимает халат, шепчет: Паганини, какой ты красивый, сукин сын. Мои струны дрожат от нетерпения. Поиграй смычком, котеночек. Вот так... Не спеши... У тебя все получится... Боже мой! Какая музыка!.. Какая техника!.. Оу...
Лиза и Олег - в свете луны. Неясный шорох, стоны. Длинная прядь падает на лицо Олега. Лицо его холодно -бесстрастно. На лице Лизы - сладострастная истома. Откуда-то издали доносится быстрая скрипичная музыка, звучание усиливается, перерастает - в бешенный, страстный ритм.
Музыка соединяет эпизоды.

ЭПИЗОД 2

Лицо Олега - со страстно взлетающей челкой. Ему - 20 лет. Высокий, стройный. Олег солирует на скрипке на сцене консерватории, со студенческим оркестром. Финал произведения. Студенты в зале бисируют. Олег - хладнокровен.
На сцену выходит ведущая, в концертном платье.
Ведущая: Итак, пятый республиканский студенческий конкурс скрипачей подошел к финалу. Мы еще раз поздравляем победителей конкурса, а также лауреата первой премии, студента Одесской консерватории - Олега Велиховского, блестяще исполнившего концерт фа мажор Верачини!
В зале - фурор. Студентки несут Олегу цветы, целуют его. Дирижер переглядывается с Олегом, кивает и на бис играют с оркестром отрывок из Вивальди.
Музыка плавно переходит в следующий эпизод.

ЭПИЗОД 3

Студенческое общежитие. Две кровати. Полумрак.
Лицо Тони крупным планом. Она и Олег - на кровати в позе леопарда. Олег натягивает на голову сползшую простыню.
На другой кровати, подле торшера, накрытого полотенцем, сидит студентка - зубрилка Рита, 19 лет, делает вид, что ничего не замечает. Читает толстый том - "История зарубежной музыки".
Возня на соседней кровати затихает. Парочка, лежа, курит, пьет вино..
Рита: Паразиты! Еще и курите! У меня завтра зачет по зарубежке! Я уже и так ни черта не соображаю!
Тоня: А ты бери пример с меня! Я ни фига не знаю! И завтра все сдам! А почему? Потому что Паганини - прочистил мне мозги! Хочешь - он и тебе прочистит?
Рита: Да уж! А дети?
Тоня: Олег? У тебя еще один остался?
Олег: Два.
Тоня: Да ей одного хватит. Она - девочка!
Рита: Я боюсь. Как-нибудь в другой раз.
Тоня: Да ты только надкуси кусочек - потом за уши не оттянешь! Это же - Пагани-ни!! На, выпей для храбрости.
Протягивает бутылку дешевого вина. Рита делает глоток.
Рита: Только... я - без света.
Выключает лампу, шепчет: Я... не умею. Не хочу.
Тоня: Дурочка, он научит, не волнуйся.
Олег, шепотом: Ты... встань. Рубашку подними. Упрись руками ... в подоконник. Ножки - чуть шире. И - прогнись.
Рита: Ой... Ой... Олежка... Милый...
Голос Риты - тихий. воркующий, сливается с голосом скрипки...
Музыка соединяет эпизоды №№4, 5, 6 - без перерыва.

ЭПИЗОД 4

Купе, ночь. За окном вагона - мелькают дорожные огни. На полках лежат - скрипка, флейта. Упираясь в стол, стоит полунагая артистка оркестра. За ней - бесстрастный, холодный Олег. Ему - 30.
Музыка....

ЭПИЗОД 5

Фасад провинциальной филармонии. Полупустой зал. На сцене - гастрольный камерный оркестр, первая скрипка - Олег. Его длинная челка взлетает в ритме музыки.
И через мгновение - переход на оркестровую комнату. Полумрак.. Вокруг - оркестровые инструменты: большой барабан, колокола, туба, контрабасы. Между ними, упираясь в подоконник, в позе леопарда - парочка: Олег и его очередная подруга.
Музыка...
.
ЭПИЗОД 6

Провинциальный город Х. Однокомнатная, просто обставленная квартира. На подоконнике - полупустая бутылка вина, стакан, переполненная пепельница. Олег - репетирует на скрипке.
Блестящая карьера артиста не удалась. Вино, женщины, отсутствие строгой самодисциплины - снизили исполнительский уровень и поубавили авторитет музыканта среди профессионалов. Солист - неудачник застрял в провинциальном оркестре.
Звонок в дверь. Заходит дама с виолончелью - Нина, 26 лет.
Нина: Привет!.. Ты с ума сошел! Ты же никогда раньше перед концертом не пил! И не курил! И мне запрещал!
Олег: Глупости! Разве у нас репертуар?! У главного дирижера - старческий маразм. С такой программой - и ясли справятся.
Олег пьет вино, закуривает.
Нина: Ты угробишь себя! Не заметишь - как школьный пассаж не выиграешь!
Олег: Послушай... Я не люблю... Когда женщина мной командует... Я давно хотел сказать тебе... Между нами все кончено.
Нина: Кончай базар! И хватит пить! Пошли! Мы опаздываем! Через двадцать минут репетиция!
Олег: А я разве пил? Так - пару глотков.
Нина: Пошли, пошли, елы-палы, горе ты мое!
Помогает Олегу одеться. Уходят.

ЭПИЗОД 7

Филармонический оркестр, за пультом - старый, седой дирижер. Жиденькое, нестройное звучание. В зале - десять зрителей. Финал. Оркестранты расходятся. Олег, Нина, Борис - скрипач, 30 лет, Федор - альтист, 35 лет, выходят на улицу. Падает мокрый снег - конец февраля.

Борис: Играть перед пустым залом - это издевательство.
Федор: Докатились. Что значит - провинция. Кому здесь нужна классика?
Борис: Еще пару лет назад - залы были - битком!
Нина: Потому что дирижер был - умница! Талант! Уехал - все развалилось.
Олег: Так было всегда. В искусстве все решала личность. Появляется Глинка - расцветает русская музыка, Шопен - польская, Григ - норвежская. Есть личность - есть и искусство, успех, слава, сенсация... У меня давно есть мечта - создать свой ансамбль. И играть старинную музыку. Есть такие партитуры, такие жемчужины... И увидите - будет аншлаг! Будет зритель! Ну что? Кто со мной?
Борис: Знаешь, Олег, ты угадал мои мечты.
Федор: А что? Можно попробовать. Идея интересная.
Нина: Ну... Положим, лучшей виолончелистки вам все равно не найти!
Олег: Тогда... завтра и приступаем! Репетируем в зале, в девятнадцать ноль-ноль!

ЭПИЗОД 8

Несколько месяцев спустя. Осень. Аллеи в желтых листьях. Костел 19 столетия. Афиша: "Концерт старинной музыки".
Небольшой уютный зал костела - с высокими потолками, витражами - заполнен городской интеллигенцией. Все оживлены в ожидании концерта. Публика прибывает. Стоят в проходах. Раздаются аплодисменты - на сцену выходит ансамбль во главе с Олегом: Борис, Федор, Нина, Жанна (состав квинтета - две скрипки, альт, виолончель, клавесин). Звучат отрывки из Генделя, Гайдна.
Среди слушателей - молодая дама - Римма, композитор, 28 лет. Хрупкая, изящная фигура. Красивые печальные глаза. Она слушает - сначала с безразличием, затем - с любопытством и удивлением.
Финал. Зал взрывается аплодисментами. Музыкантов вызывают на бис.
Римма не аплодирует, сидит неподвижно, зачарованно смотрит на Олега. Пристально, с нежностью рассматривает каждую черточку на его лице.
Олега окружают зрители, поздравляют, благодарят.
Публика расходится. Федор, альтист, замечает Римму.

Федор: Олег, я тебе говорил об одной даме. Она пишет музыку. У нее интересный современный стиль. Кажется, она хочет сделать тебе творческое предложение. Познакомишься?
Олег: Сейчас?
Федор: Да, она ждет.
Римма встает, подходит к Олегу.
Римма: Вы - удивительный музыкант. Я получила неземное наслаждение.
Олег: Благодарю.
Нина собирает инструмент, Борису: Кто эта фифа? Что это она пристала к Олегу, как банный лист? Он устал. Ему пора отдыхать.
Борис: Ревнуешь?
Нина: Да у нее - кишка тонка. Такие - мне не конкурентки.
Борис: Напрасно ты так в себе уверена. Она - композитор.
Нина: Чего-о?
Борис: Она пишет что-то специально для Олега. Такая женщина - очень опасна. Смотри - отобьет!
Нина: Ха! Это мы еще посмотрим.
Римма: Я работаю сейчас над скрипичным произведением. И сегодня, когда я услышала вашу игру, то сразу поняла, что именно вы должны стать первым его исполнителем. Могу я... надеяться на сотрудничество?
Олег: С удовольствием посмотрю ваше произведение. Думаю, это будет интересно.
Римма: Спасибо!
Олег: Пока - не за что.
Римма и Олег обмениваются пристальным, долгим взглядом. Римма уходит.
Нина: Стерва.
Борис: Смотри - смотри... Кажется, между ними уже что-то завязалось, а?
Нина: Нет, Олег - мой! И я его ей не отдам! Ясно?

ЭПИЗОД 9

Римма сидит за кабинетным роялем, в уютной маленькой комнате, играет аккорды, записывает ноты.
Подходит к окну - с высоты девятого этажа открывается вид на улицу, умытую дождем, машины, прохожих под зонтами. Вдали - виднеется в осеннем убранстве роща, река.
Римма слышит скрипичную мелодию - причудливо - трепетную. Ей видится образ Олега - его лицо, руки, губы. Вдруг ветер распахивает окно - и музыка становится порывистой, страстной.
Плавный переход в следующий эпизод.

ЭПИЗОД 10

Зал в костеле. Римма за фортепиано, Олег - разбирает на скрипке новое сочинение.
Римма: Олег, а можно этот пассаж исполнить стремительней и легче? Не выигрывать ноты. Как легкое дуновение ветра.
Олег: Конечно можно.
Римма: Тогда с пятой цифры.
Играют вместе несколько тактов.
Римма: Нет-нет. В пассаже должна прозвучать только последняя нота. А все остальные - едва слышно.
Олег: Может - вот так?
Играет пассаж - взлетающий к вершине.
Римма: О! Именно то что надо. А дальше - тема. В той же манере - ирреальная, призрачная.
Олег: Понимаю. Начнем с шестой цифры.
Играют часть произведения - взволновано - экзальтированное.
Олег: Ну что?
Римма молчит. Смотрит с удивлением на Олега. Медленно отвечает: У вас тема звучит именно так, как я себе это представляла. Никогда не думала, что здесь, в провинциальном городе, встречу настоящего профессионала. Вы умеете передать тончайшие оттенки. Таких как вы - больше нет.
Олег, помолчав, тихо: Я - лишь исполнитель. Это ваша музыка.
Между Риммой и Олегом возникает напряженная пауза. Римме кажется: Олег подходит и нежно обнимает ее. Она чувствует, что дрожит. Чтобы скрыть волнение, Римма резко закрывает крышку рояля.
Римма: Произведение, я думаю, почти готово.
Олег: Мне нужна неделя, чтобы обыграть его на память.
Римма: Значит, рапсодию можно будет показать уже в следующую субботу?
Олег: Да, в афише уже стоит ваше имя.
Римма: Когда репетируем?
Олег: В среду.
Римма: Спасибо! Было здорово!
Олег: Это вам спасибо.
Римма выходит из костела, идет по осенней аллее, думает об Олеге, репетиции, под звуки скрипки кружится, прыгает через лужу - в широкополом пальто, с сумочкой, из которой выглядывают ноты.
На Римму внимательно смотрит проезжающий в иномарке водитель.

ЭПИЗОД 11

Квартира Олега. Он репетирует. Звонок в дверь. Входит Нина с мокрым зонтом.
Нина: Ой! Какой ветер! Ух! Замерзла!
Ставит зонт на пол - сушиться. Сбрасывает плащ. Достает из пакета продукты и бутылку водки.
Нина: Будем греться!
Олег: Я... репетирую. В субботу - концерт.
Нина: Да уже ночь! Хватит репетировать! Ну - сфальшивишь в одном пассаже, а хоть и во всех! Кто заметит?! У твоей композиторши не музыка, а одни диссонансы!
Олег: Она - заметит.
Нина: Ах - она... Вот оно что...Мне, может, уйти?
Олег: Может.
Нина: Да?.. Ты... Влюбился?.. Я тебя таким раньше не видела. Ну хоть давай покурим, раз так...
Олег: Я не курю перед концертом.
Нина: Слушай, Паганини, ты ее уже отодрал?.. Сзади - как всех? Или как-нибудь по особенному?
Олег: По особенному.
Нина, бьет его по щеке: Скотина! Сволочь! Слушай! Ищи себе другую виолончелистку! И езжай с ней в Польшу! А я - не поеду! Все! На хрен!
Хлопнув дверью, уходит.
Олег выходит на площадку, с зонтом: Нина!
Смотрит с лестничной площадки в окно, видит как Нина выбегает из подъезда и идет под дождем.

ЭПИЗОД 12

Олег и Римма выходят после репетиции с костела, останавливаются, рассматривают афишу: "Концерт современной музыки. Премьера - Рапсодия Риммы Скурихиной".
Римма: Завтра концерт, а я почему-то совершенно не волнуюсь.
Олег: Зато я волнуюсь.
Римма: Почему? У вас все прекрасно звучит.
Олег: Небольшая проблема со скрипкой. Нужно срочно зайти к мастеру. Но он берет за работу только долларами. Может вы подскажите - где можно обменять рубли?
Римма: Здесь рядом есть обменный пункт. Идем.
Олег и Римма идут по улице, неспешно ступают по желтым, мокрым листьям.
Римма: Я слышала - вы уезжаете в Польшу?
Олег: Да, летом в городе были поляки, им понравился наш квинтет и они сделали нам предложение.
Римма: Какое, если не секрет?
Олег: Работа в симфоническом оркестре плюс ночной ресторан.
Римма: Вы? Блестящий музыкант! И - ресторан?!
Олег: Если верить полякам на слово, - это элитное заведение. Где собирается изысканная публика и где заказывают серьезный репертуар.
Римма: Не представляю себе! Олег Велиховский играет Моцарта, а поляки - знай себе жуют бефстроганов!
Олег: Да, мне эта затея тоже не по душе... Но мы с Ниной... В общем, мы ждем ребенка... А я, в свои тридцать, как оказалось, остался, практически, без средств к существованию. Вы знаете - какая сегодня ставка у солиста филармонии? Тридцать долларов! Это же копейки...
Подходят к универмагу, заходят во внутрь.
Римма: Вот здесь обменный пункт... Увы, он закрыт. Не повезло.
Олег: Что же делать?
Подходит дама лет пятидесяти - меняла. Оглядывается по сторонам.
Меняла: Меняем рубли на доллары. Вам сколько?
Олег: Двадцать.
Меняла: Ой, милиция!
Милиционеры окружают Олега и менялу.
Милиционер: Так, граждане! Незаконный обмен валюты! Пройдем в отделение!
Римма: Олег!
Олег: Ничего страшного! Вы - не волнуйтесь.
Римма: Скрипку! Отдайте мне скрипку!
Олег отдает Римме скрипку.
Римма, милиционеру: Отпустите его! Пожалуйста! У него завтра концерт! Он известный музыкант!
Милиционер: Там разберемся! Отойдите, гражданка!
Олега и менялу проводят в машину и увозят. Римма смотрит им вслед. Идет, со скрипкой, по улице. Срывается на рыдание.
Римма: Черт подери!! О, черт подери!!

ЭПИЗОД 13

Римма стоит у окна, завернувшись в шаль. Смотрит в окно. В свете ночных фонарей - голые деревья, дождь, ветер. Смотрит на скрипку. Часы показывают два часа ночи. Осторожный стук. Римма бросается к двери. На пороге - мокрый от дождя Олег.
Римма: Слава Богу! Вас отпустили! Вы в порядке? Вас не били?
Олег: Нет-нет! Немного подержали в отделении, поспрашивали... И отпустили.
Римма: А деньги?
Олег: Забрали.
Римма: Это была подстава?
Олег: Наверное.
Римма: Они думали - у вас большая сумма.
Олег: Да ладно, пустяки... Спасибо за скрипку...
Забирает скрипку, идет к выходу.
Римма: Ты... уходишь?.. Я страшно волновалась... Боялась - вдруг руку сломают?
Олег, колеблясь: Мне нужно идти.... Уже поздно.
Римма, подходит к Олегу: Останься... Не уходи, я тебя очень прошу.
Олег оставляет скрипку, снимает куртку. Идет за Риммой в комнату. Снимает с нее шаль, халат. Едва касается губами ее шеи, - она осыпает его лицо, руки нежными, жадными поцелуями.
Звучит музыка рапсодии - томная, порывистая.
Римма и Олег - на простынях, в позе леопарда. Их соитие - замедленное. Губы сливаются в долгом поцелуе.

ЭПИЗОД 14

Зал костела заполнен до отказа. На галерке - столпотворение.
Ведущая: Начинаем концерт современной музыки. Премьера вечера - рапсодия для скрипки и фортепиано Риммы Скурихиной. Исполняют: партия скрипки - Олег Велиховский. Партия фортепиано - автор.
Звучит начало рапсодии. Лица зрителей. Среди них - Нина, Борис, Федор.
Федор: А в этой музыке - есть какая-то магия.
Борис: Эта парочка отдается музыке - будто счастливые любовники.
Федор: Посмотри на Нинку. На ней лица нет.
Борис: Говорит, что не поедет в Польшу.
Федор: Поедет... Она беременна.
Сзади шикают.
Лицо Нины. Взгляд холодный, тяжелый.
Вдруг, в кульминации - смычок выскакивает из рук Олега и падает на сцену. Римма прерывает игру. В зале изумленный вздох. Нина прыскает со смеху..
Борис: Вот блин!
Федор: В жизни такого не видел!
Олег поднимает смычок, кивает Римме - и они продолжают исполнение. Звучит финал - стремительный, блестящий. Зал взрывается аплодисментами.
Зрители встают, кричат: Браво!! Бис!!
Нина быстро покидает зал.

ЭПИЗОД 15

Римма и Олег в ресторане, пьют шампанское.
Олег: За тебя! За твою музыку.
Римма: Мне кажется, что я в сказке.
Олег: Знаешь, ты просто чудо.
Римма: Но сотворил это чудо - ты, твои руки, душа.
Олег: Римма... Я... уезжаю. Я и... Нина. И мы... Никогда больше не увидимся.
Рима: Не верю... Никогда!! Сказка оказалась длинной в один миг.
Олег: Один месяц и два дня - мы с тобой знакомы.
Римма: Сегодня - ты еще мой?
Олег: Нет... Нина сказала, если я не вернусь до двенадцати, она... В общем, глупости... Пойдем отсюда.
Идут по улице, ночь.
Римма: Обними меня.
Они останавливаются, целуются.
Олег уходит. Римма смотрит ему вслед, стараясь навсегда запомнить последние мгновения.

ЭПИЗОД 16

Римма лежит на диване, завернувшись в плед. Рядом - пепельница с окурками. Январь. За окном - серое небо, мокрый снег.
Римма: Я хочу умереть... Я хочу умереть...
Заворачивается с головой в плед, дрожит: Я хочу умереть...

ЭПИЗОД 17

Осторожный стук в дверь. Входит Олег. Медленно снимает плед с Риммы. Вытирает слезы на ее лице. Медленно целует - лицо, грудь, плечи. Берет Римму на руки... Римма обнимает Олега за шею.
Звонок в дверь. На пороге Нина, беременная. Держит за руку малыша, за ним - входят еще пять - шесть крох, все с маленькими скрипочками. Молча смотрят на папу, держащего на руках чужую тетю...

ЭПИЗОД 16

Польша, город Д., небольшой ночной ресторан. В зале - десять столиков. Занято - три-четыре. На сцене дуэт: Олег со скрипкой, за фортепиано Генрих, 50 лет. Музыканты играют вальсы Штрауса. Жидкие аплодисменты.
Генрих: Три часа. Отбой.
Закрывает инструмент. Олег складывает скрипку.
Генрих: Давай по стопочке?
Олег и Генрих подходят к стойке бара. Бармен молча наливает им виски. Они выпивают.
Генрих: Дрянь! Никогда не привыкну.
Олег: Домой - тянет?
Генрих: Об этом - ни слова. Тсс! Не надо пускать сопли! Приехал - терпи. Копейка падает в карман - и скажи спасибо!.. У тебя - сын?
Олег кивает: Два месяца.
Генрих: Во! А в России - на тридцатку - прокормишь малого?
Олег: Жена плачет... Поговорить, мол, здесь не с кем. Все чужое.
Генрих: Это всегда так. Сначала жена пилит - деньги, деньги! Потом воет - домой хочу... Поговорить ей, видите ли, не с кем. Пусть с малым букварь учит.
Олег: Я хочу в хороший оркестр. Здесь - дыра. Не интересно.
Генрих: И эта тема - запрещается! Таких как мы - на Западе - пруд пруди. Вся московская, питерская филармония - где? Здесь! Знаешь анекдот?
Олег: Знаю! Про Израиль! Ты уже рассказывал.
Генрих: Да ты послушай! Я хочу!
Олег: Не надо!
Генрих: Прилетают в Израиль, значит, евреи из России.
Олег: Слушай, пошел ты в задницу!
Генрих: Спускаются они по трапу...
Олег: Заткнись, тапер сраный, а?
Наливают по стопке, чокаются. пьют.
Генрих: Один таможенник и говорит другому: "Слава богу! Хоть эти не скрипачи!"
Олег: А другой ему отвечает: "Зря радуешься..."
Генрих: Дай я! Молчи! Убью!
Олег, смеется: "Потому что это подвалили..."
Генрих: Тсс! давай вместе!
Генрих и Олег, шепотом: "Пи-а-нисты!"
Пьют на брудершафт и звонко целуются. Встают, идут в обнимку, поют: Полюби-ите пианиста!!
Публика аплодирует, протягивает музыкантам деньги, они кланяются и уходят.

ЭПИЗОД 17

Звонок в дверь. Римма - осунувшаяся, бледная, подходит к двери. На пороге незнакомый мужчина - Слава, журналист, 40 лет, высокий, худощавый. Глаза - умные, живые, с чертовщиной.
Слава: Здравствуйте. Здесь живет Римма Скурихина?
Римма: Да. Это я.
Слава: Я из редакции. Вячеслав Гольцев.
Римма: А, да, Борис мне говорил. Проходите.
Слава: Может быть я не вовремя?
Римма: Нет-нет, все в порядке. Я немного прихворнула.
Слава: Может - я зайду в другой раз?
Римма: В другой раз - я может быть умру.
Слава: У вас что-то случилось? Судя по вашему биополю - у вас серьезные проблемы.
Римма: Вы что - экстрасенс?
Слава: Нет. Просто интересуюсь нетрадиционной медициной.
Выставляет вперед руку - ладонью к Римме, водит ею вверх - вниз: Да... Биополе... - сплошь в расколах... И энергия слабенькая, уходит... - да практически на нуле. Хотите проверить? У вас есть золотое кольцо? И нитка?
Римма снимает золотое колечко с руки. Слава продевает сквозь кольцо нитку и подвешивает кольцо перед Риммой на уровне ее груди.
Слава: Смотрите. Кольцо неподвижно. А теперь проверьте меня.
Римма берет нить с кольцом и подносит к Славе. Кольцо вначале неподвижно, затем начинает быстро раскачиваться справа налево с высокой амплитудой.
Римма: Вот это да! У меня - ноль. А у вас - энергии на десятерых! И что мне теперь делать?
Слава: Нужна большая сила воли - вернуть себя к жизни.
Римма: Откуда же я ее возьму?
Слава: Все в ваших руках.
Римма: Но - вы?..
Слава: Да, я отвлекся. Я хотел бы написать статью о вас,. ваших произведениях, творческих планах. О вас говорят в городе. Личность вы теперь известная.
Римма: Творческие планы... Да вы проходите! У меня есть отличный кофе.


ЭПИЗОД 18


Римма, Слава - пьют кофе.
Римма: Я не могу сейчас писать музыку. У меня душевный кризис. Только это между нами - не для печати. И вообще - зачем нужна эта статья? Кому это интересно?
Слава: Если о художнике нет информации, - публика быстро о нем забывает.
Римма: И пусть! Всех забывают. И великих. Баха - забыли? Вивальди? На двести лет! Живым нужны живые. Молодым - молодые.
Слава: Я для вас, наверное, - старый?
Римма: Вы?.. Да нет... Знаете... Когда я смотрю на ребенка, я думаю - он всегда будет ребенком - и завтра, и через сто лет. Если смотрю на старика, я думаю: он всегда был стариком - и вчера, и сто лет назад. Когда я читаю чью-то табличку на кладбищенском памятнике, я думаю: этот человек всегда был мертвецом. Он всегда здесь лежал - и сто, и тысячу лет назад. А был ли он молодым, живым? Нет. Не был - для меня.
Слава: Интересно. А как же творчество? Оно - вечно?
Римма: Творчество - вечно. И поэтому - все это ужасно скучно.
Слава: Я вас не понимаю.
Римма: Ну скажите. Разве Чайковскому - там, в могиле, не все равно - исполняют его или не исполняют?
Слава: Значит: живым - живые?
Римма: Конечно. Вечность - это не смерть. Вечность - это жизнь. А мне теперь - все равно. Потому что я умерла. Меня нет. Ни в искусстве. Нигде!
Слава: Глупости! Передо мной сидит - живая, молодая, талантливая женщина.
Римма: Перед вами - никто! Я ничего не пишу!
Слава: Так напишите! Полгода назад вы произвели настоящий фурор в городе. О вас говорят, пишут. Хотят услышать новые произведения... Что ж, спасибо за кофе. Мне пора. Вы не хотите выйти на улицу - провести меня? Я на машине. Сегодня погода разгулялась - на славу!
Римма: Что ж, если вы так желаете...Только я переоденусь. Не в халате же.

ЭПИЗОД 19

Римма выходит из подъезда - в легкой спортивной одежде. На улице весна - солнце, зеленая трава, молодая листва.
Римма оглядывается, ищет глазами машину Славы. Дверцы подержанного " Мерседеса" открываются. Слава зовет ее.
Слава: Садитесь!
Римма: Зачем?
Слава: Садитесь! Не бойтесь! Я не съем вас!
Римма колеблется, садится.
Слава: Куда едем?
Римма: А мы что - едем?
Слава заводит машину, выезжает со двора на трассу - и за город.
Слава: Как видите... Я вас - похищаю!
Римма: Здорово... А впрочем - ладно! Похищайте. Мне - все равно.
Слава: Спорим - вы даже не знаете, что на дворе уже давно весна. За городом - все благоухает, море цветов!
Римма: Ну вот теперь - знаю!
Слава: Догадайтесь - куда мы направляемся? На голубые озера! Там - красота!
Римма: Отлично! Только я, кажется, легко оделась.
Слава: А мы согреемся! Я вам не дать погибнуть.
Римма: Уж и не знаю как вас благодарить!

ЭПИЗОД 20

Голубые озера. Вокруг - цветущие луга. Тишина. Садится солнце.
Слава достает коньяк и шоколад: Я - глоток, чисто символически. А вы - пейте. И закусывайте.
Римма: Ничего себе - спаситель! И напоил! И накормил! Ой... Кажется, мне надо выйти. Проза жизни, извините...
Римма выходит из машины. Осматривается. Убегает за огромное столетнее дерево. Выходит - счастливая. Потягивается .Любуется озером, закатом. Снимает обувь, бежит по воде. Возвращается в машину. Слава стоит, смотрит, улыбается.
Римма садится в машину: Ах, зря я полезла в воду. Ноги замерзли.
Слава достает из багажника кусок овчины, укрывает ею Римму. Дает ей еще выпить.
Римма внимательно смотрит на него.
Слава: Я еще не все сделал, что должен был.
Римма: Должен - кому?
Слава: Ни кому, а во имя чего! Я должен воскресить к жизни творческую личность!
Римма: И - как же?
Слава: Я должен вас поцеловать.
Римма: Да?..
Слава: Ради искусства.
Римма: Только - ради искусства?
Слава: Только!
Римма: Ну да... Тогда - целуйте.
Слава целует Римму. Поцелуй затягивается. Римма, отпрянув, в замешательстве смотрит на Славу. Затем - в зеркало.
Римма: Боже мой! Размазалась помада... Хороша... Где моя помада? У вас нет губной помады?
Слава: Не надо! Мы сейчас повторим!
Римма смотрит исподлобья: Нет, не следует это больше делать.
Слава: Уже - это - делаю.
Целует Римму. Она поддается. Ее разум ослепляет дикий, животный порыв.
Раздается гром, на машину обрушивается ливень.
Слава откидывает кресло - и совокупляется с Риммой - с неистовой, безудержной страстью...

ЭПИЗОД 20

Готический собор, переполненный концертный зал, кинокамеры.
Ведущая: Начинаем... авторский концерт... Риммы Скурихиной! Открывает концерт - Ария для сопрано и органа. Исполняют - сопрано Ольга Реус, партия органа - автор.
Выходят Римма и Ольга в концертных платьях. Среди зрителей - Слава. Римма обменивается с ним взглядом. Слава ободряюще ей кивает.
Звучит начало - бурное, ураганное, каскады органных аккордов - и над ними - парящее, страстное сопрано...

ЭПИЗОД 21

Осень. Подъезд Риммы. Олег подходит к двери, звонит. Одет по моде. Лицо бледное, уставшее.
Римма открывает дверь, удивленно смотрит на Олега. Выходит на лестничную площадку.
Олег: Здравствуй... Я вот... Приехал... На пару дней... По делам. Очень хотел увидеть тебя... Я все время думаю о тебе... Можно... я переночую у тебя?
Римма: У меня... гости. Извини.
Олег обнимает Римму, шепчет: Как я мечтал об этом мгновении. Я так соскучился по тебе...
Целует лицо, шею, волосы.
Римма: У меня действительно гости. Меня ждут. Неудобно.
Олег: Я без тебя не могу. Не могу. Я все помню. Завтра - я уезжаю. Снова - туда.
Пытается обнять Римму, неловко спотыкается.
Римма: Ты... пьян.
Олег: Нет... Так, немного выпили с друзьями - за встречу. У тебя нет сигаретки? Очень хочется закурить. А мои... куда-то затерялись... Где же мои сигареты?
Ищет по карманам. Видит на полу пачку, наклоняется, едва не падает.
Олег: Я закурю, можно? Извини... Я немного устал... Я очень, очень устал...
Садится в лифт.
Римма стоит неподвижно возле лифта, медленно подходит к окну - смотрит на улицу.
Внизу видна худая, сутулая фигура Олега - он идет пошатываясь, неуверенной походкой. Вслед ему звучит, постепенно угасая, мелодия рапсодии.
26.09.2002 г.


Рецензии
Как же у Риммы все тип-топ получилось? И слава, и мерседес. И творчество. И секс. А как же сублимация, если все тип-топ?
Или она сочиняла Рэп? Мерседес у нового русского в первом поколении не подразумевает любовь к классике. Кабак, ресторан, проститутки - да. И Олег с широкополосным либидо пришел к Римме только для выбивания женско-читательских "соплей". Это слишком театрально и фальшиво.
Звуки Славиных поцелуев заглушают органную музыку.

Pguide   10.10.2003 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.