Lacrimosa или еще раз про готику - с любовью

То, что о покойниках благовоспитанным гражданам следует говорить или хорошо, или ничего – общеизвестно. Известно также и то, с какого момента человек считается мертвым – через пять минут после остановки сердца. Почему? Да потому что по истечении этого срока начинаются необратимые процессы «умирания» в мозгу. А вот с какого момента следует считать мертвой группу? С момента официально провозглашенного распада или с того, когда творчество, умирая, порождает тиражирование прошлых достижений?  Когда следует начинать отсчет этих пресловутых пяти минут – об этом я думал, слушая последний альбом Lacrimosa – “Fassade”. Конечно, прошлого не вернуть, но можно вспомнить…
Итак, в 1991 году вышел первый миниальбом Lacrimosa “Clamor”, созданный основателем и единственным до 1993 года участником Lacrimosa – Тило Вольфом. Про него, как и про любую другую, уважающую себя звезду известно мало, а имеющаяся информация больше тянет на подзаборные сплетни чем на биографические сведения. Ну что ж, раз – два – три – четыре – пять – начинаем косточки считать. Говорят, что в ранней молодости Тило Вольф пытался учиться в консерватории, но то ли ему там не понравилось, то ли профессура, больше глядящая в ноты чем на студентов, не разглядела будущую супер-стар, а только «вышак» Тило так и не получил. А не очень то и нужно, подумал Тило и записал свое первое мини-творение. Однако, вот ведь незадача, записывать и выпускать его не бралась ни одна компания. Но Тило не растерялся, проявил совершенно несвойственную готам решительность и основал собственный лейбл - Hall of Sermon, здравствующий до сих пор.
Первые два альбома Lacrimosa, вышедший в том же 1991 году «Angst» и его «погодок» образца 1992 «Einsamkeit» были замечательной заявкой Тило Вольфа о своем существовании на тяжелой сцене, хотя споры про стилевую принадлежность Lacrimosa, начавшиеся в то время, не утихают до сих пор. Сам Тило говорил, что хотел создать эклектичный стиль, сочетающий тяжесть с готической лирической музыкой. Правда, как по мне, так в «Angst» и «Einsamkeit» многовато электроники, но думаю, это можно простить при учете малого опыта Тило и малочисленности самой Lacrimosa.
Впрочем, эти недостатки Тило быстро исправил, выдав в 1993 году новый альбом – «Satura». Не знаю, кто первый привез «Satura» в родную СНГовию, но то, что Тило обязан этому человеку если не по гроб жизни, то по пояс пива – однозначно, потому что именно с 1993 года Lacrimosa стала широко известной на не менее широких СНГовских просторах группой. Да и право слово, с «Satura» смело можно было начинать покорение общеевропейской сцены, что Тило не преминул сделать, совершив в тот же приснопамятный 1993 год тур Satura Live `93. В этом же туре вместе с Тило участвовала вокалистка из TWO WITCHES Анне Нурми. Во время тура Тило и Анне пригляделись друг к другу, да и решили дальше петь дуэтом, так что в TWO WITCHES Нурми так и не вернулась. «Satura» же нелишний раз подтверждает расхожую истину о том, что «лучше меньше, да лучше» - 6 ее песен стали явным прорывом творчества Вольфа по сравнению с предыдущими альбомами, а 3 композиция – Crusifictio – просто замечательна. Хороша и 6 – Flame in wind, несколько смягчающая депрессивный настрой всего альбома.
Потом в 1995 вышел  «Inferno»  - прорыв продолжается!  Оформление альбома передает атмосферу техногенной преисподней с изображением на первом плане Элодии – древнегреческой богини идей и снов. Если бы не пояснения Тило и Анне, данные в интервью после выхода «Inferno» ни за что бы не подумал, что так выглядят /или выглядели/ древнегреческие богини. Впрочем, черт с ними, богинями этими, альбом то получился замечательный – более агрессивный и тяжелый чем «Satura», и в то же время очень мелодичный. Фирменной «фишкой» Lacrimosa стали длинные вступления, прелюдии, подводящие к кульминации композиции, которые однако, не хочется перематывать. Что ж, длинный – еще не значит скучный, тем более что в «Inferno» есть замечательная композиция – Copycat, сам Тило говорил, что она «о огромном разочаровании, когда один человек предает другого, а так же о ненависти реальности». Автору конечно, виднее, хотя в снятой клип-версии Copycat эта тема никак не просматривается.
 Где-то около 1993-95 годов Lacrimosa начали снимать видеоклипы, и честно сказать, лучше бы они этого не делали. Ну пива бы попили, или купили что-нибудь, да хоть новый кожаный лифчик для Анне приобрели, все же толку было больше. Все клипы Lacrimosa отличаются редкой кустарщиной как по операторской работе, так и по режиссуре, если только это слово уместно по отношению к их клипам. Справедливости ради надо отметить, что низкое качество клипов характерно для всей тяжелой сцены, но хоть проконсультироваться если не с Лореном Бутона, так с постановщиком клипов Sisters of Mersy можно было.
Двухгодичный срок  стал нормой для подготовки Lacrimosa нового альбома и в 1997 году родили Тило и Анне… Нет, никаких монстров они не рожали, а выпустили альбом «Stille» - еще более тяжело-металлический чем «Inferno», но и в этот раз про мелодичность забыто не было. Правда, «Stille» уже не был таким откровением как «Satura» или «Inferno», но ведь нельзя же постоянно выпускать шедевры! Также возможно «Stille» был принят немного прохладнее альбомов 1995 и 1997 годо по той причине, что фаны знали чего ждать от Lacrimosa, которая не обманула их ожиданий. А может, Тило и Анне копили силы для нового прорыва…
Итак, «Elodia», имя уже известное нам по «Inferno», но имя именем, а сам альбом представляет собой рок-оперу, записанную Тило и Анне при участии Лондонского симфонического оркестра. Взаимодействие и взаимопроникновение тяжелой и классической музыки началось давно, и не Тило его открыл, но при прослушивании «Elodia» грань между ними настолько размывается, что уже непонятно, тяжесть это или уже классика? А может, наоборот? Собственно говоря, создание рок-оперы было вполне логичным, потому что после предыдущих альбомов кроме как в концептуальность Lacrimosa и двигаться было некуда. Так что «Elodia» в творчестве Lacrimosa стало еще одной если и не вершиной, то уж точно вехой.
Увы, альбом Lacrimosa 2001 года «Fassade» не стал ни прорывом ни открытием. Вроде все по-прежнему, и длинные /если не сказать заунывные/ композиции, и сочетание тяжести с готической лиричностью, но… Это все уже было и было неоднократно, возможно, если бы Lacrimosa выпустила еще одну рок-оперу, или поэкспериментировала со стилем, альбом 2001 года и не был бы таким провальным. Кто знает? Пока же «Fassade» говорит только о кризисе творчества Lacrimosa, что ж, 10 лет – большой срок в музыке вообще, а в тяжелой так и подавно, но у Тило просматривался куда более «длинный» творческий потенциал, Жаль, если он уже выдохся и Lacrimosa отплакала положенный ей срок.
 


 
 

 


Рецензии
Мне описывали Лакримозу так: "Представь себе Раммштайн, только жууууткооооо тягууучииииййй и заанууудныыый.Тоже, кстати, немцы" Я послушала и мне, если честно, не очень.Наверное, поэтому я и не гот, а всего лишь оптимистичная и жизнерадостная металлистка. Вот так. С уважением автору, Леди Вампиресса

Фиона Вэйн   12.12.2005 17:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.