Дойти до моря
рассказ
Сорок лет он приходил сюда. Каждый день, вечером. Даже когда была плохая погода. Сначала так было нужно, а потом он привык.
Маркус устал от жизни. Он чувствовал себя в ней, как в затянувшемся отпуске: до отъезда еще неделя, а делать уже совершенно нечего. Однако, он любил Крым, по крайней мере, любил этот уголок на побережье. И не только из-за климата. Конечно, теперь Крым уже не тот, что был хотя бы десять лет назад, и Маркус находил, что все перемены только к худшему, но все же. Эти места больше, чем какие бы то ни было другие, напоминали Маркусу его родину. Родина изредка снилась ему, но там, во сне, он никак не мог добраться до моря. Что-нибудь его обязательно отвлекало, или он начинал летать, или просыпался. Может быть, дело тут в кармических причинах, и в какой-нибудь из прошлых жизней он жил именно здесь, на этом побережье, а теперь просто вернулся? Как знать?
Ветреная сентябрьская ночь. В небе несутся клочья облаков, едва не цепляясь за вершины кипарисов, обступивших площадку с обсерваторией. Последняя в этот вечер группа экскурсантов. Они столпились вокруг установки, для непосвященных - просто лазерного дальномера. Но Маркус когда-то очень давно, втайне ото всех, внес в его конструкцию определенные изменения. И теперь это был уже не просто лазерный дальномер.
Люди стремились к звездам. Маркус понимал это, но – не одобрял. Что делать им там, среди бесконечных просторов пустоты и пламени звезд, когда внутри каждого из них царит персональный ад, и даже пребывание в одном из красивейших мест мира не прибавляет их душам гармонии?
-Итак, - сказал он, - сейчас я покажу вам работу этого прибора.
Он вошел в вагончик с аппаратурой, там что-то щелкнуло и загудело. Установка пришла в движение, развернулась на платформе и своим жерлом уставилась в небо. Она напоминала короткоствольную пушку, или миномет, или мортиру на вращающейся платформе. По крайней мере, именно такие ассоциации она вызывала у большинства посетителей. Со всех сторон ее опутывали трубки и провода. Другие трубки и провода тянулись к вагончику, где размещался пульт управления.
Маркус вышел к экскурсантам.
-Это устройство предназначено для слежения за искусственными спутниками Земли. Когда освоение околоземного пространства еще только начиналось, и в космос стали запускать первые искусственные спутники, вдруг обнаружилось, что траектория их движения через некоторое время приобретает очень сильные отклонения от расчетной. Чтобы отслеживать эти изменения, а затем корректировать, было предложено использовать лазеры. В сторону спутника посылается луч, и по отраженному сигналу определяется расстояние до него. Таких дальномеров во всем мире – сорок пять. Один из них установлен здесь, в Крыму, в Симеизской обсерватории, на горе Кошка.
Неожиданно в маленьком окошке на корпусе дальномера вспыхнул зеленый свет и тотчас зеленый луч вылетел в черное ночное небо. Потом еще и еще раз. Вспышки повторялись с интервалом в секунду, и казалось, ведется стрельба по звездам.
-Вау! – Восторженно проговорил кто-то из группы. – Вот это пушка! Прямо как в «Звездных Войнах»!
-Яркость этого луча, - продолжал Маркус, - превосходит яркость нашего Солнца в миллионы раз. В шестидесятых годах двадцатого столетия с помощью лазерных дальномеров пытались связаться с братьями по разуму. Одномоментно все сорок пять дальномеров передавали в космос серию сигналов, чтобы иные цивилизации, если они есть, заметили нас и вступили с нами в контакт. Но прошло уже больше сорока лет, а результата пока нет. Или луч еще не дошел до адресата, ведь и у света есть предельная скорость – триста тысяч километров в секунду, или сигналили мы не в том направлении, или братьев по разуму у нас нет.
-Может, оно и к лучшему, - сказал кто-то, - а то еще прилетят и разбомбят нас, к ядреной матери.
В толпе сдержанно засмеялись.
-А вы вообще видели летающие тарелки? – Спросил тот, что восхищался световым эффектом. – Или хотя бы какие-нибудь неопознанные объекты?
-Часто об этом спрашивают. – При свете зеленых вспышек лицо Маркуса казалось зловещей маской. – К существованию НЛО ученые–астрономы относятся довольно скептически. Лично я никогда ничего подобного не видел.
Были и еще вопросы, умные и не очень. Потом все закончилось. Экскурсия ушла в сторону телескопа, наблюдать поверхность Луны, а Маркус выключил установку, сел на пластмассовый стульчик, отвинтил пробку фляжки и, подняв лицо к небу, сделал маленький глоток. Тучи рассеялись, проступило звездное великолепие. Жемчужные гроздья иных миров плыли сквозь бархатную черноту ночи.
Уже много лет он рассказывал приходящим в обсерваторию людям обо всем этом, выучил свою роль наизусть и относился к ней, как к неизбежному злу, как к своей кармической отработке.
Он вспомнил сон.
Простор, пьянящий воздух, ветви тысячелетних сосен, растущих в расщелинах скал, а внизу – ультрамариновый океан. Он идет к пляжу. В небе сияет солнце, ЕГО солнце, и, кажется, этот мир – твой навсегда. Маркус знает: сейчас должно произойти нечто очень важное, но до того момента, как это произойдет, ему обязательно надо дойти до моря. Там, внизу, его ждут покой и умиротворенность. Сесть на гальку, остановить мысли и слушать шум накатывающейся на берег волны – вот прекрасное завершение его долгого странствия. Но он опять не успевает. Сияющее в небе светило из круга превращается в овал, растягивается вдоль и образует двойную звезду. Он просыпается.
Когда-то давно, блуждая в ледяной пустоте в поисках смысла, Маркус попал в ловушку. Чисто случайно он зафиксировал чередующиеся вспышки, идущие от маленькой желтой звездочки на окраине спиральной галактики. У звездочки обнаружилась система планет, а на одной из планет, третьей от светила, оказались пригодные для жизни условия.
Тогда Маркус бал молод, был романтиком и устремился туда, в надежде встретить братьев по разуму, ибо во Вселенной разумная жизнь – величайшая редкость и ценность. Но в атмосфере планеты его корабль был атакован истребителями. Две стремительные тени вывалились откуда-то сбоку, из облаков, и пошли на сближение. Заверещали сигналы тревоги. Начался короткий и бессмысленный воздушный бой. От первой атаки Маркус ушел, применив сложный противоракетный маневр. Но его легкий исследовательский корабль не был предназначен для войны. Вот истребители делают второй заход. От их заточенных плоскостей отделяются смертоносные стрелы и устремляются к кораблю Маркуса. Страшный удар, взрыв, падение в море…
Чудом оставшись в живых, Маркус попытался наладить контакт с местными жителями, но вскоре понял, что открытая им цивилизация не является в полном смысле разумной. Молодая и агрессивная, она еще не достигла того порога, за которым приходят мудрость и понимание истинных ценностей. Возможно, это когда-нибудь произойдет, но пока они совершенно не готовы.
И Маркус стал одним из них, ибо ничего другого ему не оставалось. Он устроился на работу в обсерваторию, и, переделав дальномер в звездный передатчик, стал ждать. Сладкие местные вина и видение истинной сути вещей сделали из него меланхолика. Он знал, что когда-нибудь звездный полог над головой распахнется, и его заберут домой, к ультрамариновому океану. Он готов ждать еще хоть тысячу лет, посылая зеленый луч в расчетную область пространства.
А пока – пока он читал лекции гостям черноморского побережья.
Сентябрь, 2002 г
Свидетельство о публикации №202112900071