День поминовения

В этот день улицы и транспорт заполнены венками, и все отпрашиваются с работы. На вопрос «Можно Ивана Петровича к телефону?» отвечают: «Он уехал на кладбище, но скоро будет». На кладбища по верховному велению опускаются души умерших, и каждая из них с раннего утра смиренно ждёт у своей могилы. Вне ограды – столпотворение: люди прибывают и прибывают, в руках у них цветы, венки, сумки и пакеты с провизией. Кругом автобусы, машины, гаишники, торговцы, цыгане.

За воротами тише. Людской поток реками растекается по аллеям, притоками – по проходам, ручейком – к каждой ограде, памятнику, кресту и надгробью. Пока добираешься, взгляд выхватывает чужие лица, чужие фотографии. Незнакомые тебе люди кругом. Чужие смерти, чужие судьбы… Чужие и незнакомые?

Пожилой мужчина обнимает гранитный постамент, целует дорогие лики: «Здравствуй, мама. Здравствуй, папа… Вот пришли вас проведать..» Старушка неслышно молится у скромной могилы, крестится, кланяется. Подходит к кресту, прикладывается к нему морщинистой щекой: «Христос Воскресе, сваха! Скоро и я к тебе…» Многочисленное семейство расположилось на лавочке, кто поместился, а остальные стоят. Головы опущены, вспоминают. На могиле живые цветы, печенье, конфеты… Дальше слышится плач. Безутешно плачет женщина, лёжа на сырой земле. Не затянулась ещё сердечная рана от гибели сыночка родненького, господи… Душа сжимается от боли у всех, кто проходит мимо. И каждый забирает частичку горя матери с собой. А вашу скорбь тоже кто-нибудь облегчит. Общее горе у всех.

Эти, видать, давно здесь. На застеленном газетой столике почти пустая бутылка водки - на раз разлить, варёные яйца, нарезанная колбаса, первая редиска, горка соли. Пьяненький мужичонка рассказывает жене, какой тесть был хороший человек, а та молча глядит в землю, кивает. «Эх, папка, папка, не уберегли мы тебя… Жить бы тебе, да жить…» А их внучок, объевшийся конфет, дёргает её за локоть: «Бабуль, когда пойдё-о-ом, бабу-у-уль». А вот свежая могила совсем. На пасху хоронили – в рай попадёт. Цыгане попадаются с полными пакетами собранного с могил. Проходящие суют им на ходу свои гостинчики. Помяните.

Вот и пришли. Синички уже поджидают на дереве. Вот уйдём, тогда будете тут пировать, а пока не мешайте. Я целую табличку с родными именами: «Здравствуй, дедушка. Здравствуй, бабушка. Вот пришли вас проведать». Помню, что так всегда делал мой отец.  Мне, мальчонке, было удивительно. Как это – говорить с умершими?!  Было удивительно слышать смех. Разве на кладбище смеются? Разве можно есть, пить?   Ведь надо только плакать! Что я и делал, начиная с дальнего подхода. Постепенно привык. Да и в самом деле, если пришли пообщаться со своими родными, делайте это так, как считаете нужным, как было принято в каждой семье.

Заканчивается День поминовения и наступают сумерки. Одна за другой поднимаются души умерших, улетают туда, где скоро зажгутся звёзды.


Рецензии
Чуть не пропустил хорошую миниатюру. Тронуло. Скорее, даже не тронуло, а как-то все предстало вживую. Очень тонко все подмечено. И задумался. И вспомнил...
Прочитав же рецензию, задумался еще больше. Не очень понимаю, что у Вас произошло с Л. Юрьевой, но суть вроде бы понятна. Во всяком случае выскажусь в соответствии со своим восприятием сути данного спора.
Степан, вы оба правы: и Вы, и она. Просто у каждого человека память своя. Понимаю, что это, наверное, звучит для Вас, как у каждого свой Бог, но тем не менее. Я сам не сторонник ходить на кладбище в массовые дни, например в троицу. Не люблю. Приходишь на могилу, а не народ поглазеть. Когда все вокруг носятся с яйцами, кисточками и граблями, забивая мусорные баки листьями и пожухлыми цветами, спотыкаясь в спешке о чужие могилы. Причем, половина просто пришла на подмогу и им вообще до фени. Нет того общения, которое у вас описано и за которым пришел. Память на то и память, чтобы хранить ее вечно, а не по отмеченным дням. Я вообще не люблю массовых скопищ, а на больших кладбищах в определенные дни так и получается. На мой взгляд, куда приятнее пообщаться с душой умершего в тиши и спокойствии. Не спеша привести все в порядок и посидеть. Это кладбище, а не вокзал. Здесь даже шепотом нужно разговаривать. Что плохого в том, чтобы придти на могилу родного человека в день его рождения или день смерти? Это, я так понимаю, позиция Л. Юрьевой. Это большое кладбище большого города. Теперь о Вашей позиции. Был я и на маленьких кладбищах. Там тоже родственники. Можно сказать совсем на миниатюрных деревенских. Знаю людей, которые предпочитают ходить туда по праздникам или определенным дням. И суеты не наблюдается. Все протекает еще даже в меньшем масштабе, чем в Вашей миниатюре. Но вот, к примеру, есть у меня родственники, которые готовы посетить могилу в любое время, а в такие дни лучше помянут дома. И их осуждать тоже нельзя. Восприятие смерти близкого и память о нем - действительно личное дело каждого и не стоит сюда вмешиваться постороннему. И никого не следует осуждать в плане, когда он придет. Поэтому в данной области я вообще считаю, что споры неуместны. Просто у каждого свое видение и свой взгляд. Вы это высказали по-своему и очень удачно, со светлым чувством.
Спасибо, с большим уважением.

Николай Заусаев   18.12.2002 01:10     Заявить о нарушении
Извиняюсь и беру свои слова назад насчет общения шепотом. Действительно, каждый может говорить и делать, как принято в его семье. Даже смеяться, вспомнив, к примеру что-то из жизни покойного. Главное не кощунствовать и знать зачем пришел.
А насчет подтверждения всего остального написанного мной, так у Вас в конце все сказано опять теми же словами, насчет того, как у кого принято.

Николай Заусаев   18.12.2002 01:15   Заявить о нарушении
И еще кое-что понял вроде в позиции Л. Юрьевой. Да, собственно, я уже сказал... Главное еще идти на кладбище не ради показухи, чтобы потом с гордостью на другой день спросить на работе, манерно поправляя крест: "А вы вчера были на кладбище? Напрасно. День поминовения все-таки...

Николай Заусаев   18.12.2002 01:19   Заявить о нарушении
Николай, мне приятно, что мой рассказ чем-то задел и тронул тебя. Спасибо за добрые слова.
А вот отзывы, наверное, тебе нужно было бы не читать вовсе или читать повнимательнее. Наш заочный диалог с Л.Юрьевой закончен. Во всяком случае, с моей стороны. Я удовлетворён, и зачем опять начинать ворошить. Выскажусь по почте.

С уважением,

Степан Волжский   18.12.2002 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.