ПаттернрецензииFAQ

Frequently Asked Questions.

Q.Появление этих знаний, немыслимое во времена господства идеологии диалектического материализма, открывает новую страницу в истории отношений между наукой и религией. Выражая глубокую благодарность и признательность Юрию Сергеевичу за постоянный и живой интерес к моим работам, настойчивые напоминания о необходимости такой публикации полученных мною новых результатов, я хочу рассказать о том, как стремление познать мир материальной действительности привело меня к богу.

A.Я собственно говоря не понимаю о каком господстве идет речь, нужно уточнить.... Лично я также увлекался кое-какими составными источниками, но есть ли различие в чувствах - с господством или без господства. Эта установка настораживает. Если новая страница сводится к чему-то такому, что раньше было нельзя, а теперь можно....

Q.Несмотря на широкое признание мировой научной общественностью модели Тамма-Данкова, Игорь Евгеньевич с присущей ему самокритичностью говорил мне: "Знаете, Юрий Иванович, мы с вами работаем для корзины. Через десять лет это никому не будет нужно. Об этом забудут. Но нужно что-то делать, нельзя стоять на месте!"

A.Это переживание мне ясно.

Q.Так впервые, в конце 1960 года была поставлена совершенно необычная задача - найти единый универсальный язык, на котором написаны все фундаментальные физические законы, и опираясь на него, пересмотреть и переосмыслить основания всей физики.

Игорь Евгеньевич неоднократно говорил мне: "Если Вы хотите стать настоящим физиком, а не высококвалифицированным ремесленником, Вы не должны исключать возможности существования иных форм реальности, отличных от формы существования материальной действительности. Вы должны читать и внимательно изучать авторов, не входящих в список обязательной литературы, предлагаемый официальной философией".

A.Должны, так должны! - сказали мы с Юрием Ивановичем едкому Игорю Евгеньевичу.

Q.В те уже далекие времена господства диалектического и исторического материализма эти слова казались мне еретическими, вызывали сладостное ощущение запретного плода и открывали передо мной новые горизонты. Но только теперь, спустя много лет, я по-настоящему понял их глубоко провиденциальный смысл.

A.Предположим, что Игорь Евгеньевич и был тот змей искуситель. Но спустя много лет разве Юрий Иванович не заподозрил, что его обманули и отцы государства, а также и коллега по институту. То есть такой ли уж провиденциальный смысл следует усматривать во всей этой истории? Что такое желание жить? Мастурбатор, вспомним великого мастурбатора у Сальвадора Дали, хочет жить, и желание жить сродни желанию подростка возбудить свои биологические инстинкты, можно ли смело уподобить желанию выжить в плену, в застенках фашистов, например? А Я, а пошли Вы Все, искренне, в баню! Мыться, мыть руки перед едой, вооще! Искренне ваш, Иван Иванович.

Q.... многочисленные детали, важные при решении тех или иных конкретных задач, постепенно исчезают и вместо них обнаруживаются новые фундаментальные физические законы, записанные на новом универсальном языке. Перед нами открывается новая физика, с новыми целями, новыми задачами и новым математическим аппаратом.

A.Вот здесь для меня начинаются личные проблемы. Сводится ли наука к языкам? Я помню коллектив лаборатории математической генетики, где любили то, что я сейчас как программист могу назвать poor mathematics. Но в то время, золотые дни, мне еще не с чем было сравнивать. Выходит к доске аспирант и начинает в качестве прелюдии к докладу выписывать модные слова - рефлексивность, антирефлексивность, транспонирование. Прочитал книжку по теории графов, это значит. Затем, подстегиваемый научным руководителем, назовем его Вадимом Александровичем, признается, что на ВЦ у него есть машинное время, и он хочет его использовать для перебора вариантов в некотором пространстве аллелей, то есть, сотворить эдакий частотный анализ кривопузости у дрозофил. Вроде бы диссертабельное, блин, направление, и на языках математики поговорим. Я и надумал поступать на математический факультет, раз уж эти языки превыше всего. А помню некий Чураев, или Чуркин, специалист по применению теории конечных автоматов к советской генетике,- я даже зрительно помню текст его статьи с картинками - так и послал всех - вы, что-то такое здесь напридумывали, - говорил, - но вы все того, м#дилы, а я бы все сотворил не так и по-другому, и все бы начал сначала на обломках вашей бездарности. Я подумал - смелый советский человек!

Q.Нечто подобное происходит при восхождении на высокую горную вершину. Сначала альпинисты идут по ущелью. Перед их взором проходит множество разнообразных объектов - валуны и камни, потоки, водопады, кустарники и деревья. Поднимаясь все выше и выше, они попадают в область альпийских лугов. А затем, преодолев слой облаков, они видят перед собой величественную картину - горный хребет с покрытыми вечными снегами вершинами, бездонное синее небо, ослепительно сияющее солнце, а внизу уже не видно деталей, но зато хорошо просматривается пройденный ими маршрут.

A.Вот оно, постсоветское искомое просветление. А так и было. Учебник - кирпич - как коан. Я люблю вспоминать лекции по дифференциальной геометрии. Очень хороший профессор читал. "Господа студенты, мы получили противоречие, чтобы, по-вашему, это значило? Ах, товарищи студенты, вы это должны уже сами понимать, это значит, что поверхность, которую мы уже строим 40 минут, однако, не существует." 

Q.Как выяснилось позже, суть любых фундаментальных физических законов состоит в объективном существовании абстрактных физических структур - особого рода отношений, в которых находятся идеальные "двойники" - прообразы объектов материальной действительности. В отличие от хорошо известных причинно-следственных связей, эти отношения имеют совершенно иную природу, описываются на том самом едином универсальном языке, о котором ранее говорил мне Тамм...

A. Так вот и слагаются песни. Кто будет со мною "тама"? Таким образом, Платон прав. И Тамм того же мнения. А Юрий Иванович, Александр Федорович, да кто они такие? Имена с отчеством. Сотрудники в абстрактных списках.

Q. Слово "наука" в современном его понимании означает такую форму познания, которая обходится без предположения о существовании Бога как мистического, потустороннего, непознаваемого Первоначала.


A. Даже "такой как я" ... обязан понимать узость данного "определения".

Q. Этот мир в силу каких-то еще неясных законов творит себя сам и никто не вмешивается в него извне и не наблюдает за ним ни сострадающе, ни равнодушно. И человек, являясь "органом самопознания мира", в силу того только, что он - частица этого мира, осознает свою роль творца...

Q. Скажем прямо, весь мир фрактал, все люди фракталы тоже. Fracktalize you!

A.
Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной. Конечной целью исторического процесса является покорение природы разгадавшим ее законы человеком.

Таков основной "символ веры" традиционной науки.

Но именно с того момента, когда была провозглашена эта точка зрения на науку, постепенно начали отходить на задний план все "метафизические" вопросы о существовании и сущности, о причинах, основаниях, цели и смысле, тысячелетиями волновавшие людей.


Q.
Так, боже, господи, Иисус на Небесах Алтая! Ведь это все было и прошло. И главные задачи, и конечные цели исторического процесса это все был обман. Вас обманули, и вы с разбега вознеслись в космос в форме Юрия Сергеевича, и потом все просто развели руками... Что ж теперь русских геббельсов поносить на пенсии последними научными терминами, отпечатанными на последней пишущей машинке?

A. Рациональное мышление требовало лишь точного описания и измерения. Наука утратила свою душу. Наука действительно стала производительной силой, но перестала искать Истину. Безрадостный рационализм, пытаясь все формализовать, перевести на мертвый язык алгоритмов, сделал Истину малопривлекательной.

Q. А на язык иврит не стоит перевести? Computer - МАХШЕВ. МАХШАВА - thinking. Обходимся одними согласными. Где она, вообще, душа? От Подольска до Ханты-Мансийска веют вихри враждебные, точнее, воют. Или воняют в Израиле. Война по спискам, все-таки, спискам абстрактных структур. Лучший фундаментализм это мертвый фундаментализм.

A. При этом у подавляющего большинства ученых не возникает сомнения в возможности безграничного познания Вселенной. Наивно, с легкой руки Ленина, они полагают, что процесс познания подобен сходящемуся ряду, в котором без всякого ущерба для Истины можно отбросить предположительно малую часть, состоящую из бесконечного числа членов.

Q. Ленин был большой ученый в Анализе познавший толк. Только и академик Тамм, и ленин-сталин-маленков-хрущев-брежнев-андропов-горбачев просто обманули доктора.

A. Курт Гедель еще в 1931 году, доказав свою знаменитую Теорему о неполноте арифметики, показал, что с помощью конечного числа аксиом невозможно полностью описать даже такой простой объект, как натуральный ряд. Что же говорить о таких сложных объектах, как живой организм и, тем более, человек как личность!

Q. Это модное направление. Первый раз читаю что кто-то смело уподобил человека натуральному ряду. Раз, два, три четыре пять - вышел зайчик погулять.

A. "Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе". Известно, что первый консул резко возразил на это: "Многое можно сказать по этому предмету; объединяя аргументы того и другого, мы придем к Богу, создавшему Природу" . Представители традиционной науки в чем-то напоминают мне математиков-конструктивистов, которые добровольно, в силу какого-то непонятного ригоризма, отказываются от использования закона исключенного третьего, что намного затрудняет доказательство одних и делает невозможным доказательство других теорем классического анализа.

Q. Как бы вопрос поставлен на языке науки. В силу какого ригоризма стоило отказаться от веры в Мавзолей? Есть ведь и Водолей. И нужно выбирать, чтобы множество доказуемых истин не стало дополнением к декартовому произведению, долго будем думать. Так мы и придем к идею Бога, что если мы не можем остановиться, то у Него время есть.

A. История науки полна примерами того, как научное сообщество, требуя использования только "реальных" положений, в течение нескольких десятилетий отвергало по идейным соображениям многие фундаментальные понятия математики, физики, биологии, как понятия, приводящие к теологии и к ненаблюдаемым формам реальности. Накладывая категорический запрет на использование трансфинитных понятий, современная наука лишает себя эффективных средств познания подлинной Реальности, опосредовано воздействующей на наблюдаемый слой бытия.

Q. Видимо тут не только идейные соображения, но и комплекс русского оскопления.
Помню, отдел культуры комсомола послал одну милую даму в качестве наблюдателя за русскими балалаечниками в Дом ученых, а меня она взяла с собой на роль консультанта. Так сказать, отдел культуры хотел разобраться с трансфинитными понятиями. И в клубе межнаучных контактов такие же рожи. То есть те, кто пеняют на зеркала.
Это так сказать тусовки, или, коллективы, постсоветские, или, христианские. Не всем же примыкать к зюганизму-лимонизму, есть еще какие-то другие царства духа.

A. Так, в свое время даже известные математики, признавая существование вещественных (действительных!) чисел, не признавали мнимых чисел, считая их чем-то сверхъестественным, мистическим, потусторонним. Несмотря на то, что мнимые числа впервые появились в трудах Кардано в 1545 году, а в 1572 году Бомбелли установил простейшие правила действий с ними, Ньютон (1643 - 1727) даже спустя сто пятьдесят (!) лет не признавал "мнимых величин", а Лейбниц (1646-1716) по-прежнему считал, что "мнимые числа - это прекрасное и чудесное убежище Божественного духа".

Q. Где-то Камю сказал - а кто видел хотя бы один атом, или одну молекулу? Какое отношение имеют ко мне законы, если я еще не в тюрьме? А что касается известных математиков, то у меня в трудовой книжке есть запись, что я работал старшим математиком, а Бомбелли был простой математик. Ну, до известного - мне сто верст киселя хлебать.

A. Поистине грандиозные открытия в области физики, космологии, биологии, на которые столь щедрым оказался XX век, создали многие предпосылки для постижения материального мира, выстроили "научную картину мира", в которой мы не найдем ответа на главные вопросы - о происхождении жизни, об огромном многообразии и непостижимой целесообразности живого мира - и в которой не нашлось места для человека с его моральными устремлениями и нравственными поисками.

Q. Как писал Камю, какое мне дело до того, что вокруг атомного ядра крутятся электроны, я их никогда не увижу. Он был прав.
Мозг, кажется, квантовая система еще более сложная, чем атом водорода. На каком же языке обсудить эту проблему. Борхес в библиотеке Вавилона знает. И что это за главные такие вопросы? Главнее только вопрос, а есть ли Бог на Марсе?
Муха в бутылке с моральными устремлениями давно покончила. И Муха умерла.
Один мой знакомый, сын закомого ученого, так сказал, перечитывая басню о кукушке и петухе, - эту вашу непостижимую целесообразность живого мира смело уподоблю жеребячьей туше, которую ест крокодил на Ниле. А другие мои знакомые, дети знакомых ученых, теорему Байеса преподавали новым русским, точнее старым, что хотели податься - опять! в 1995 году!- к обновленцам. Другими словами, хочешь знать, умей выбрать момент и раскрутиться.
Зачем же искать главные направления, если истины нет, или, Христа не продадим, это уже наше окончательное мнение.

A. Теперь, накануне XXI века, многим становится ясно, что время и ресурсы противопоставления Науки и Религии исчерпаны. Сегодня их единение выступает как жесткое требование, и первый шаг на этом пути - признание того факта, что наука не является единственным источником наших знаний о Мире, что опытное знание и духовное прозрение, духовный опыт входят в единый процесс постижения Мира..

Q. Как сказал мне один инженер в Израиле - мы все знаем, что ты хочешь! Они знают! А я все хочу войти. Так что жесткое требование налицо.


A. Для материалистического сознания невозможность достижения абсолютной Истины столь очевидна, что подавляющее большинство ученых фактически вообще отказывается от поисков истины, заменяя ее искусственными стереотипами, в результате чего вся традиционная наука насильственно превращается ими в иллюстрацию догматизированной материалистической схемы. Как искусственно выращенный в лаборатории штамм, эти стереотипы могут существовать только в эзотерической культуре профессиональных интеллектуалов: вне этой культуры они делаются мертвыми текстами, недоступными пониманию.

Объявление:

Ленинградский центр распространения оппозиционной и левой литературы и прессы имеет возможность обеспечить партийные организации и отдельных граждан комплектами Избранных сочинений В.И. Ленина (в 10 томах) и Избранных сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (в 9 томах). Цена каждого издания - 150 рублей. Затраты на пересылку наложенным платежом за счет заказчика.
По вопросу приобретения обращаться по адресу: 193060, г. С.-Петербург. Центр распространения прессы. Шумову А.В. Тел. (812) 274-28-18
Главной задачей познания является постижение тайны Бытия, поиск единственной и абсолютной Истины. Осуществление этой задачи становится возможным лишь при эффективном сочетании разума и откровения. Истинное знание, отдавая предпочтение синтезу перед анализом, стремится к соединению того, что на первый взгляд кажется несовместимым.

Конечная подлинная цель исторического процесса, на мой взгляд, сводится не только и не столько к покорению природы, сколько к процессу борения человека за обретение, утверждение и развитие духовных, социальных, нравственных, поведенческих, интеллектуальных, эстетических ценностей, к борению за воплощение понятий о чести, совести, справедливости, милосердии, творчестве - всего того, из чего складывается человечное в человеке.


Рецензии