Два героя

Два героя.

В средневековой  Исландии было немало известных людей – например Эрик Рыжий, открывший за пять веков до Колумба новый  континент, Снорри Стурулссон, автор родословной норвежских королей «Хеймскрингла», и другой, ещё более известной жемчужины мировой литературы – «Младшая Эдда», маг и чародей Сэмунд Мудрый, перехитривший, согласно  народным поверьям, самого черта, и многие другие.
Но наиболее любимыми героями исландского народа были Эгиль Скаллагримссон и Греттир Асмундссон. И вовсе не потому, что Эгиль был могучим воином, поэтом и знатоком рун  (викингов, скальдов и колдунов в те времена в этой стране хватало), а Греттир « былдважды объявлен вне закона, и второй раз – за то, что на самом деле было подвигом» (М.И.Стеблин-Каменский «Саги об исландцах» и «Сага об Греттире»).  Нет,  просто эти герои со временем стали олицетворять средневековую Исландию, Эгиль – языческую, а Греттир – уже христианскую.
Эгиль  был из семьи потомственных викингов, причём и его дед Квельдульв (что означает «Вечерний волк»), и отец Скаллагрим были берсерками, Мальчик рос не по годам развитым, своенравным, любил делать всё по-своему, обид уже с малолетства не прощал, а однажды с ним едва не стряслась беда.
Эгиль,  которому к тому  времени исполнилось двенадцать лет, вместе с другом двадцати лет по имени Торд, играли в мяч (по-видимому в некоторый аналог современного бейсбола) против Скаллагрима, большого охотника до состязаний в силе и игр.
Вначале игра у Эгиля и Торда шла хорошо, поскольку отец Эгиля уже к тому времени был пожилым, и быстро уставал. Но с наступлением вечера, силы у Скаллагрима стали прибавляться, и молодёжи приходилось туго.
Наконец, отец Эгиля стал очень сильным, и ярость берсеркера обуяла его. Он отбросил биту в сторону, поднял Торда и ударом о землю убил. Следом берсерк схватил сына, но за того заступилась служанка, и Эгиль уцелел. Но своему отцу гибель друга он не простил, и в отместку в тот же день убил казначея Скаллагрима. Увы, таковы были тогдашние нравы.
В дальнейшем Эгиль стал могучим воином, вместе с викингами совершал набеги на Данию, Страну Фризов, Курляндию, затем вместе с братом нанялся в войско английского короля Адальстейна, во время борьбы того с шотландцами. Также Скаллагримссон  был талантливым поэтом-скальдом (один раз именно поэтическое искусство спасло ему жизнь) и большим знатоком рун. Современные книги по рунной магии часто приводят эпизоды, когда Эгиль с помощью рун избежал козней норвежской королевы Гуннхильд, изгнал из Норвегии её мужа –конунга Эйрика Кровавая  Секира, вылечил умирающую девушку.
Был у сына Скаллагрима  и  дар ясновидения. Так,  во время пира в усадьбе конунга Эйрика, управляющий этими владениями по имени  Бард поднёс Эгилю рог с отравленной брагой.  Но Скалагримссон заподозрил неладное, и не только  избежал опасности, но и убил отравителя.  А накануне битвы с конунгом скоттов Олафом, Эгель предсказал  смерть своего брата Торольва.
Не чуждо было Эгилю и чувство справедливости – когда шведский берсерк Льот Бледный вызвал на поединок Фридгейра, человека невысокого и слабого, то Скаллагримссон сам вступил в бой, и убил иноземца.
Был Эгиль и рачительным хозяином, став в конце жизни очень богатым человеком.

Греттир также был из семьи викингов – его предок Энунд Деревянная Нога сражался вместе с мятежниками против первого короля Норвегии Харольда Косматого.  Греттир родился за четыре года до принятия Исландией христианства. Вначале он отставал в развитии, но после  десяти лет стал развиваться быстрее. Со  временем он стал очень сильным, любил сочинять стишки, большей частью хулительные, характером очень напоминал  Эгиля, но знатоком рун не был – то, что при язычестве было известно каждому ( но не всякий умел правильно пользоваться рунами!), после христианизации страны было под запретом. В последствии именно от рунного колдовства сын Асмунда и погиб.
Много подвигов совершил Греттир – в одиночку убил двенадцать викингов, напавших на усадьбу его друга Торфинна, победил могильного жителя, и огромного свирепого медведя. Но наибольшим испытанием для Асмундссона оказалась битва с мертвецом.
Всё началось с того, что во владениях богатого хозяина по имени Торхалль в Тенистой Долине, завелась какая-то нечисть, отчего никто не хотел пасти  у него зимой скот. Наконец удалось найти пастуха – огромного выходца из  Швеции по имени Глам. Стал он пасти овец, но недолго – в канун рождества  Глам был найден мёртвым.  Труп до церкви дотянуть не удалось, и тело шведа закидали камнями.
Но мертвецу в могиле не лежалось. Стал он по ночам ездить на коньках крыш, нападать на людей, убивать скот. Долина обезлюдела.
В любой другой христианской стране священники бросились – бы освящать местность, попытались - бы изгнать нечистую силу, но исландская церковь в эти безобразия не вмешивалась, поскольку особой силы не имела, Поэтому  этим делом и пришлось заняться Греттиру.
В страшном поединке ему удалось уничтожить Глама, но тот проклял героя, и с той встречи начались у сына Асмунда настоящие неприятности…
Как ясновидящий, Греттир был сильнее Скаллагримссона, тем не менее по отношению к Эгилю он – это шаг назад в эволюции человеческой личности. И дело не только в незнании искусства рунной магии.
Если  Эгиль всю свою неуёмную энергию растрачивал на викинговские походы, службу иноземным королям, и борьбу со своими недругами,  а в Исландию вернулся уже пожилым, и больше не во что не вмешивался, то Греттир, скитаясь по стране, все свои силы расходовал на борьбу с обществом – объявленный вне закона, ему то и дело приходилось убивать преследователей, и чтобы добыть пропитание, грабить мирных жителей.
Так что он – фигура очень трагическая и в значительной степени эпохальная. Время географических открытий и набегов викингов подходило к концу, начинались долгие десятилетия распрь, принятие чуждой религии не остановило междуусобицы, а даже их усилило. Исландское общество самоуничтожалось. В результате страна ослабла настолько, что утратила независимость.
Века спустя Исландия превратилась в страну нищего, полуграмотного крестьянства, и хотя чрезмерная жестокость отошла в прошлое,  но, к сожалению,  смягчение нравов, сопровождалось утратой значительной части духовного наследия языческой эпохи.


8.12.2002
Володимир Свенельд
Харьков.


Рецензии
Не совсем понятна цель написания данного опуса. Просто действительно интересно, объясните, пожалуйста, Володимир. Вроде никакой интерпретации нет. Небольшой обзор ирландских саг? Тогда непонятна целевая аудитория данного текста, потому что, по-моему, для детей написано сложновато, а для взрослых скучновато.

Эварист Лаптев   08.12.2002 19:44     Заявить о нарушении