Виртуальная деривация как отражение постмодернистской языковой к

Словопроизводство, или деривация является творческим когнитивным актом, вскрывающим имплицитные возможности языковой системы, рождающим новые знания о мире, способ раскрытия собственной системы ценностей. Объектом деривации выступает окказиональное слово, эксплицирующее особенности языковой картины мира (ЯКМ) личности на когнитивном, аксиологическом и прагматическом уровнях.
Постмодернистская ЯКМ (ПЯКМ), явленная преимущественно в письменных текстах, характеризуется в первую очередь, размытостью, нечеткостью аксиологического уровня ввиду декларативного отказа постмодернизма от традиционной иерархии ценностей. Между тем логоцентризм постмодернистской литературы позволяет говорить все же о наличии специфического уровня системы эстетических ценностей в ПЯКМ. Интертекстуальность постмодернистских произведений представляет когнитивный сегмент ПЯКМ; их гипертекстуальный характер отражает мотивационно-прагматические установки автора.
Постмодернизм – это «сознание неизбежности такой ситуации, когда сама критика порождает свой предмет» [М.Эпштейн]. В этом проявляется гипертекстуальность литературной критики постмодерна (ЛКП). Поскольку важнейшим компонентом эстетики постмодерна является языковая игра, ЛКП неразрывно связана с окказиональной деривацией, эксплицируя ПЯКМ. Наиболее специфическое проявление ПЯКМ здесь - интерактивная деривация, особая форма языковой игры, практически не применяющаяся в других литературных жанрах.
Интерактивными принято называть диалогические, творческие, нелинейные формы восприятия артефактов, включение реципиента в создание того или иного произведения. Наиболее развитым инструментом и воплощением интерактивности сегодня является интернет, посредством которого любой может присоединиться к написанию «сетевых романов» и т.д. Интерактивно воспринимать можно как сюжет, так и любое иносказание, реминисценцию, актуальное членение предложения, наконец, членение слова. Читатель формально становится (со)автором (автор деперсонализирован).
Интерактивность интенциональна. Наличие потенциального соавтора желательно, но не обязательно. Интерактивность виртуальна. Конкретные формы ее реализации не всегда поддаются прогнозу. Интерактивность гипертекстуальна. Количество вариантов интерактивного восприятия произведения потенциально бесконечно. База интерактивности (последовательное содержание произведения) считается законченным произведением условно.
Интерактивная деривация – обобщающий рабочий термин для обозначения неизученных специфических процессов окказиональной деривации, сопровождающейся (не)явным обособлением форманта и имеющей, как правило, лишь письменное выражение;
Интерактивная деривация базируется на ряде формальных приемов, которые могут сопровождать практически любой из линейных, (характеризующихся однозначным прочтением деривата) способов, переводя их в статус интерактивных через внедрение в дериват некоторых идеограмм-разделителей: 1) парентезис: пост(а)теист [М. Эпштейн]; (само)уничтожение; не(слишком)лепые [М. Липовецкий] и т.п. (формант заключается в скобки и происходит виртуализация форманта и самого процесса) – заданная автором текста модель реализуется по-своему каждым читателем; 2) дефисация: “ботать по-дерриде” [В. Курицын]; по-кончить с собой [М. Липовецкий] (дефис виртуально соединяет или членит слово); 3) квотация: “супер”вещь или “супер”идея [М.Эпштейн] и т.п. (формант заключен в кавычки – виртуализуется семантика форманта).
ПЯКМ весьма последовательно воплощается в текстах ЛКП, о чем свидетельствуют как общекультурный статус ЛК, так и соответствующий игровой, многослойный характер окказиональной деривации. Разумеется, в рамках доклада невозможно подвергнуть описанию интерактивность во всех функциональных стилях и во всем ее многообразии – это предмет более серьезного исследования. Здесь мы лишь попробовали наметить некоторые направления.


Рецензии