Семантизация или креация?

Так называемая семантическая деривация (семантизация) неоднозначно трактуется лингвистами. Вряд ли можно признать самостоятельность этого способа в сфере словообразования. Совершенно оправданно В.Н. Немченко отмечает, что между значениями полисеманта нет словообразовательных отношений [Немченко 1994: 256]. Действительно, не лексический смысл является производным для готовой оболочки (ведь в результате словообразовательной семантизации возникает омоним, а не лексико-семантический вариант), наоборот, для объективации этого смысла подбирается и используется готовая оболочка [Торопцев 1980: 105-106]. Получившееся слово оказывается немотивированным внутрисистемными единицами, то есть в подобных случаях, видимо, наблюдается креация. Под креацией в литературе понимается «изобретение произвольного немотивированного знака» [Журавлев 1982: 105]; ср. [Изотов 1998: 55; Намитокова 1989: 19; Торопцев 1980: 112]. Все слова, не мотивированные другими словами данного языка на данном этапе развития, можно квалифицировать как дериваты, образованные способом креации. Во всяком случае, трудно согласиться с пониманием семантизации как способа словообразования, когда этим термином обозначается «любое изменение значения слова при сохранении звуковой оболочки» [Изотов 1998: 168].
Термин «непроизводное слово» традиционно используется для обозначения слов, не имеющих в синхронии смысловых и формальных связей с менее сложными однокоренными словами (диахронически все слова производны). Однако абсолютивное понимание непроизводности кажется непродуктивным. Понятно, что такое слово не представляется говорящему неким вневременным или сверхъестественным феноменом, не возникавшим, но существующим. То есть о любом «непроизводном» слове мы можем сказать, что на данный момент единство его звуковой и семантической сторон существует, потому что так «придумали», негласно «договорились» члены языкового коллектива, соотносящие с определенным смыслом соответствующую звуковую оболочку.
В антропоцентрическом описании представляется возможным отделить первичную (внешнюю) деривацию-креацию от вторичной (внутриязыковой), в которой (для русского языка), в свою очередь, наиболее четко противопоставлены аффиксация (уточнение значения) и композиция (умножение значений в одной оболочке).
Любое слово, не восходящее (в сознании подавляющего большинства говорящих) к другому узуальному слову данного языка, можно назвать также и «произвольно изобретенным знаком», который конвенционально служит для актуализации определенного смысла. Только автором узуального «непроизводного» слова, если здесь можно говорить об авторстве, будет весь языковой коллектив, который использует этот знак в определенное время единообразно. Именно это единообразие, а не этимология, и определяет характер производности слова. То есть даже при вполне прозрачной внутренней форме новейших заимствований для синхронного описания не важен исторический источник креации: предполагается, что звукоряд был изобретен для означивания определенного смысла (объективным критерием здесь является отраженное в словарях или специальных обследованиях репрезентативных групп представление об отсутствии связи слова с другими, формально и семантически менее сложными словами данного языка на данном этапе его развития).
Таким образом, семантизация может приводить только к образованию новых значений (лексико-семантических вариантов) того же самого слова и действует в сфере лексики, а не дериватологии; омонимы (в синхроническом аспекте) образуются при помощи креации.

ЛИТЕРАТУРА
Журавлев А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации// Способы номинации в современном русском языке. – М., 1982. – С.45-108.
Изотов В.П. Параметры описания системы способов словообразования (на материале окказиональной лексики русского языка): Дис. … докт. филол. наук. – Орел, 1998.
Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования: структура и функционирование (на материале современной русской поэзии). – Автореф. дис.… докт. филол. наук. – М., 1989.
Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование: Учебник. – Нижний Новгород, 1994.
Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. – М., 1996.


Рецензии