Окончания

ОКОНЧАНИЯ

И может быть, его больше не будет. Боль - он мой, школьной грамматикой -
он мой, она моя, оно мое. И может быть, смешно выглядит мое лицо:
приплюснутое, гогеновское лицо, размазанное стеклом, с малахитовой кожей от
освещения тусклой лампочки, с патиной от пережженного Боль... Это слово
курсивом застыло на корке мозга. Может быть, кто-то сейчас смог бы прочитать
на моих расплющенных кончиках пальцев, прижатых к стеклянной двери, новые
спирали или пунктиры, причудливо извернувшиеся в рококо, но верно истолковать
смог вряд ли бы. Другая сторона не позволяет отчетливо видеть тонкие линии,
и я убираю руки от стекла. Окончания пальцев опухают в прежнее состояние.
Отлепливаю лицо, таитянка исчезает, патина остается, внутри - Горящий
Жираф. На переднем фоне я выдвигаю из себя пустые ящики эмоций.

Нет больше правил, Боль - он мой, мужской род, выдранный из старого
учебника с крепким переплетом, с ветхими страницами. Поднимаю упавшую,
висящую на проводе голову душа, пытаюсь открыть горячую воду. Ничего, кроме
воды, ничего не нужно, только согреться. Проклятие водой: я проклинаю тебя
водой!
Вода не льется, упираюсь глазами в квадрат душевой кабины вокруг:
запотевшие влажные стекла, (хотя душ и не открылся, напрасно я втыкал пальцы в отверстия на круге цифр - шифров), я вешаю его на курок
держателя; мокрая тяжелая ветвь бъется по стеклу, на него уже налипла пара
кленовых листьев. В горячую воду бы... Поджимаю губы, выпячиваю вперед
подбородок, делаю ироничный вид и храбро выхожу из телефонной будки.

Пальто перекашивается, дергаю плечами, и одно выше другого, неудобно
сидит пиджак, чешется шея от шерсти шарфа, а он еще и влажный от мороси, и
трется о раздраженную после бритья шею. Сдергиваю шарф, запихиваю в
мусорку; ветер приятно остужает; закуриваю. Резво прохожу пару шагов, но
прыжком возвращаюсь на звук подозрительного шуршания за спиной, бью со
всей силы в лицо бродяги, отбираю шарф и вытираю о мокрый куст ладонь.
Чертов шарф не влазит в карман пальто, я обматываю им руку и иду дальше, как
подстреленный и перевязанный. И недоношенный. Мама родила меня на восьмом
месяце. Папа повел ее на "Федру", и прямо в зрительном зале у мамы начались
схватки. Серж говорил, что если бы мама начала меня рожать после комедии,
то я был бы нормальный. А так - псих. Нервный и недоношенный. Даже врачи
не верили, что я выживу, еле спасли маму. Но все равно она умерла через
несколько лет. Я не помню ее. Мне даже все равно, какая она была. Если бы
я был доношенным, умным, веселым, меня бы любили, то я вспоминал бы о
маме, придумывал бы в детстве несуществующие истории про нас двоих, чтобы
позже в них поверить. А так...
Я прикурил новую сигарету, обмотал снова вокруг горла шарф, перешел на
другую сторону улицы, где было посумеречней. Курю левой рукой, правой
скребу надоевший заусенец. Серж однажды накричал на меня, когда я отправил
большой палец в рот, выкусывая надоевшую стружку кожи. Тогда мне хотелось
плакать от стыда. Я снова содрал колючий шарф и стал комкать его в руках,
заведенных за спину. Старый, немодный, нарочитый актерский прием - лицо
безмятежное, а руки душат платок. В мусорку этот шарф. Так ведь смелости не
хватит. И пальто тоже. Он говорил, что я немодно одеваюсь, покупал мне робы
с эксклюзивными бирками, где порядковый номер был тонко выбит золотом, а мне бы лучше толстый шерстяной свитер на голое тело, рунным панцирем.
Так я выглядел, когда он меня увидел. И подсел за мой столик, улыбался, и
никакие вылинявшие джинсы его тогда не смутили, и кеды тоже.
Только потом, все происходило постепенно, так, что я пропустил невидимую, но
беспрерывную перемену. Только потом меня будто током пронзило, когда Серж
заставил меня подстричь волосы, а когда я отказался, прижал меня к комоду так,
что я не мог двинуться, и носом упирался в бронзовый кувшин. Прижал и машинкой
стал водить по голове. Мне
хотелось плакать, когда зеркало над комодом отразило полулысое лопоухое
существо с широко раскрытыми глазами. Но я только посмотрел на Сержа и
ушел на улицу. А в тот вечер, когда мы познакомились, он сам мыл мне голову в
своей громадной квартире, перебирал пальцами мои спутанные волосы и
говорил, что я похож на печального мальчика-пажа... И над его кроватью висела прекрасная репродукция «Круга заключенных». В спальне. – ( В спальню? ) -
А потом, однажды, я не нашел всех своих старых вещей, которые уместились
в один чемодан, когда я переселялся к Сержу. Он сказал, что у меня есть
прекрасные новые костюмы, и глупо захламливать шкаф... А еще позже я
получил по лицу, когда долго рассуждал о русской литературе. Мы провели
приятный вечер со знакомыми, я много и увлеченно рассказывал о недавно
прочтенном романе русского автора, это был редкий момент, когда я стал
центром внимания. А придя домой, он, как обычно, переоделся, развесив всю
снятую одежду на плечики, одел домашний костюм, подошел ко мне, и вместо
поцелуя я получил удар в челюсть. Я попытался было ему ответить, но у меня
вышла нелепая, по-женски смазанная пощечина. Его губы сломались в брезгливую
гримасу. Отошел, мы смотрели друг на друга около минуты, я не отвел глаз,
хотя они и слезились. Потом он медленно, без интонаций чеканил фразы о том,
что я никогда ничего не пойму в русской литературе, что я все извращаю, и
понять моим убогим умом такие вещи не дано.
Русская тема была его тайной гордостью, он любил ненароком упомянуть о
своих русских дворянских корнях.
Но сколько руских я не знал, большинство из них имели предков графов или
князей. Пролежни аристократизма заставляли их надменно придыхать в окончаниях фамилий на –офф, показывать фамильные драгоценности, бывшие уже и перезаложены и подделаны.

На углу дома пожилая тетка выкидывала мусор. Она глянула на меня своими
двумя колючками, поджала рыбий ротик и опустила мешок с мусором в контейнер.
Я ускорил шаг и перекрестил на другую сторону улицы. Словно подранок,
метался я по разным сторонам, перебегая дорогу, не глядя на машины, не
глядя на абрисы людей. Столбы фонарей были подобны красным флажкам,
понатыканные слепым охотником.
Замедлив шаг возле треугольника детей, я прикурил очередную сигарету.
Пусть воняет изо рта.
Детки, одетые в темное, поглощенные каким-то своим заговором, развернули
и уставили мне прицелы по глазам и в лоб. Одна деточка принялась копаться
в носу, задумчиво разглядывая палец после каждого ковырка. На тротуаре
покоились останки раздавленной птицы.

Патина на теле медленно преобразовалась в ил - (если под водой), в мох -
(если на земле)...

Поперек пути встал мост. Гляжу в Сену, куда через мгновение плямкается
мой плевок. Вытягиваю руку с развевающимся шарфом над водой; закутываю снова
горло, не находя сил, чтоб утопить...

Дымчато – седой Боль, Ван – Винный Боль, он мой, оно мое…

За спиной остаются вода, мост и чертополохи улиц, когда я, как градом
побитая собака, волочусь обратно. Просить прощения у Сержа.

Внутри остаются лишь окончания.


Рецензии
Очень хороший рассказ. Вот только Сальвадор Дали с его "горящим жирафом" мнепоказался как-то... не в тему.
Как вы трактуете данное полотно?

Ирвин Маркони   26.08.2005 18:04     Заявить о нарушении
В данном случае герой представляет себя почему-то горящим жирафом. Я понимаю приблизительно почему, но это сложно объяснить как-то коротко. В вопросе трактовки я не пришла пока к какому-то стабильному варианту, несмотря на то, что это одна из моих любимых картин.
Если вам это интересно, мы могли бы обсудить это более подробно.
Ваше мнение о картине?

Алекс Скерцо   27.08.2005 05:39   Заявить о нарушении
вообще-то я обосюрреализм как таковой, но мой любимым художник не совсем Дали, а РЕНЕ МАГРИТТ - вот это МАСТЕР. Обязательно посмотри...
ну а насчет жирафа... мне эта картина не очень нравиться... Но смысл, я подозреваю таков - жираф - это страдающий человек, страданий которого никто не воспринимает, так как окружающие люди (две фигуры на переднем плане) замкнуты в потоке собственных рефлексий (открытые ящички на их телах) ИЛИ сочувствуют страдающему человеку (жирафу), представляют себя на его месте (поэтому обугленные), но при всем этом не прилагают никаких усилий для того, чтобы ему помочь.
ну это очень неумелая двухзначная трактовка, так как картину я держу в памяти и давно её не видел. А нужен и детальный анализ....

Ирвин Маркони   27.08.2005 20:26   Заявить о нарушении
Может быть, под окончание рассказа подошла бы тогда картина Магритта "La caja de Pandora". В смысле "это не трубка" в двойных кавычках.

Алекс Скерцо   28.08.2005 19:24   Заявить о нарушении
М-м-м... а вот насчет этого не знаю... тут не мне судить, но жираф действительно мне не очень понравился.
Успехов!
Ирвин Маркони.

Ирвин Маркони   30.08.2005 14:41   Заявить о нарушении
кстати у меня есть рассказ, который я приписываю к "далианским" -
http://www.proza.ru/2005/02/24-220

Ирвин Маркони   30.08.2005 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.