Лабиринт SOT SIRH

Действующие лица:
Йеша (журналист) и Тезя (учитель истории), братья-близнецы
Арина – подруга Йеши, актриса
Диктор.

Акт первый

Большая комната. Окна завешены светонепроницаемыми шторами. Одна стена полностью покрыта зеркалами различных форм и размеров. В углу на столе – компьютер. Над ним висит клетка с живой крысой. Возле одной из стен стоит огромная кровать. В ней валетом лежат братья-близнецы. Йеша держит в руках газету, Тезя слушает его с закрытыми глазами.

Йеша: Послушай-ка, что здесь пишут: «Череда чудовищных убийств породила среди жителей нашего города волну слухов. Полиция же упорно отрицает, что все пять эпизодов – дело рук одного кровожадного маньяка. Обстоятельства гибели женщин не разглашаются «в интересах следствия». Но нам все же удалось добыть несколько фактов, которые не оставляют сомнений в том, что все эти бессмысленные и нечеловечески жестокие преступления – дело рук одного нелюдя.
А факты таковы: у каждой из пяти женщин, убитых в течение последних трех недель, была полностью снята кожа с головы и лица. Кроме того, все тела были облиты раствором хлора.
Официальных комментариев от сотрудников правоохранительных структур мы так и не получили. Отказались ответить на наши вопросы и в городском психоневрологическом диспансере. Но в приватной беседе один из врачей-психиатров сказал следующее:
-Вряд ли эти преступления совершил психически нездоровый человек, так как, судя по всему, убийства были тщательно подготовлены и выполнены в строгом соответствии с заранее продуманным планом. Налицо расчет трезвого и холодного разума, но никак не приступ безумной ярости. Я склоняюсь к версии, что это ритуальные убийства, хотя связать их с каким-либо известным мне культом пока не могу.
Профессиональная этика не помешала нашему собеседнику раскрыть маленький секрет: не так давно в их клинике проходил обследование пациент с очень редким психическим отклонением – андрофобией (проще говоря, «боязнью людей»). Этот мужчина, вполне нормально прожив свои 33 года, вдруг по неизвестной причине (скорее всего, из-за генетической аномалии) стал в прямом смысле бояться людей. У него наблюдались все признаки сильнейшего испуга (вплоть до впадения в бессознательное состояние) просто от того, что в зоне его видимости оказывался другой человек.
Применение специальных препаратов позволило медикам замедлить негативные психические реакции больного и провести ряд исследований. В результате врачи выяснили – больной визуально и обонятельно не принимает присутствия других людей. Стоит отметить, что испуг у него вызывали также просто изображения (телевизионные ли, бумажные ли) представителей рода человеческого. В то же время, больной спокойно реагировал на присутствие своего брата-близнеца и на собственное отражение в зеркале. К сожалению, психиатрам не удалось довести обследование до конца - вышеупомянутый брат-близнец увез больного в неизвестном направлении сразу же, как только врачи дали понять, что лечению андрофобия не поддается.
По мнению медиков, единственно возможный для больного образ существования – жизнь в уединении. Тем более, что на фоне «боязни людей» у него развилась агорафобия – боязнь открытого пространства. Таким образом, утверждают врачи, опасности для окружающих этот человек представлять не может.
Но…Можем ли мы верить такому выводу, особенно зная, что обследование завершено не было? Ведь нам известно, что «фобия» – не только «боязнь», но и «ненависть». И мы можем себе прекрасно представить, на что способен смертельно напуганный человек. Пять растерзанных трупов дают хорошую пищу воображению». Точка.
Тезя: Ты сам это писал?
Йеша: (иронично) А как ты догадался?
Тезя: Твой стиль трудно не узнать: содрать с головы читателя кожу и облить голый череп раствором хлорированных фраз. А в конце вбить в макушку гвоздь: «Пять растерзанных трупов дают хорошую пищу…»
Йеша: (все рак же иронично улыбаясь) Понравилось?
Тезя: Да, статейка потрясающая. Я бы, наверное, даже поверил во все, что ты написал о недообследованном андрофобе, если бы не был однозначно уверен, что я никогда и нигде не обследовался вообще… А ты меня поразил – зачем ты все это вообще написал? Как тебе могла прийти в голову мысль увязать меня и эти убийства?
Йеша: Ну, во-первых, я ничего страшного не вижу в такой увязке: о твоей болезни и о твоем существовании вообще не знает ни одна живая душа в этом городе. Так что, интереса со стороны полиции тебе бояться нечего. И раз уж ты не можешь выйти из дома и поучаствовать в жизни напрямую, я думаю, твоей психике будет полезно чувство сопричастности к происходящему в окружающем мире хоть в такой вот, заочной форме. Да и статья от этого только выиграла…
Тезя: А во-вторых?
Йеша: Что «во-вторых»?
Тезя: Это я у тебя спрашиваю. Ты сказал, что во-первых, статья полезна моей больной психике. А что во-вторых?
Йеша: Э-э-э… Нет, ничего, извини.
Тезя: Ах извини! Спасибо! Наконец-то! Написал идиотскую статью, в которой выставил родного брата маньяком-убийцей, выпустил этот бред тридцатитысячным тиражом в газете, а теперь – «извини»! Мне кажется, что это вы, «желтая» пресса, и есть самые настоящие маньяки. Готовы на все ради… ради… Хотя зачем маньякам мотивировка? Лишь бы написать какую «жареную» чушь – а остальное вам по черепу!
Йеша: Не знаю, у кого из моих коллег какая мотивировка, а я своей цели, похоже, добился – в твою застоявшуюся кровь впрыснута изрядная доза адреналина. Я тебя вылечил от депрессии, братишка!
Тезя: Ты что, хочешь сделать это моим новым жизненным девизом: «Вперед от депрессии к паранойе?»
Йеша: Почему бы и нет? Мне кажется, это лучше, чем «Вперед от депрессии в петлю».
Тезя: Да уж, альтернатива…

Акт второй.

Та же комната, тот же интерьер. Только в постели теперь лежат Йеша и Арина.

Арина: Ну, Синяя Борода, колись: что у тебя в той комнате, куда ты меня никогда не пускаешь?
Йеша: Был бы Синей Бородой, не сказал бы. А так, как законопослушный гражданин я признаюсь вам, госпожа следователь: за той дверью у меня хранятся пять изуродованных женских тел. А-а-а! (делает страшное лицо, пытаясь напугать Арину)
Арина: (пытается изобразить испуг) Ой-ой-ой! А если серьезно? Можно, я туда загляну? (пытается подняться с постели, но Йеша, вдруг ставший серьезным, удерживает девушку за руку)
Йеша: Ладно, ладно, расскажу. Там у меня правда пять женских трупов. Правда, несуществующих.
Арина: (слегка раздражаясь) Не пудри мне мозги, я тебя умоляю!
Йеша: Я серьезно. На вот, почитай газетку, и тебе многое станет понятно…
Арина: Ты же знаешь, я не читаю газет. В них все врут. Особенно в вашей.
Йеша: Точно. Особенно в нашей, особенно я. И этой вот статьей я превзошел сам себя: мало того, что большая часть приведенных в ней фактов ложь, так еще и само наличие ее в природе – ложь абсолютная.
Арина: (бегая глазами по сточкам и одновременно поддерживая беседу) Какие убийства, какие слухи, какие трупы, Йеша! Я ни о чем подобном не слышала!
Йеша: Я же признал, что это ложь! Случай небывалый – обычно я стою на своем до конца. До угрозы суда то есть. А тут признаю – да, статья сочинена в медитативной тишине кабинета. Ни одного убийства на самом деле не было. Не было ни полиции, ни психиатров. Да и самой статьи в номере не было: экземпляр газеты, который ты держишь в руках, Арина, был изготовлен в единственном числе по моей просьбе моим другом в типографии. Номер полностью идентичен остальным экземплярам из тиража, но в этом вместо традиционной криминальной хроники стоит мой шедевр.
Арина: (откладывает газету, дочитав статью) Ох и больная у тебя фантазия… Бездельник и извращенец. Вместо того, чтобы трудиться, ты отвлекаешь от дел занятых людей, заказывая персональный экземпляр газеты для личного пользования.
Йеша: Э-э-э! Не спеши с выводами! Газета совсем не для личного пользования. Как я уже имел счастье доложить уважаемой госпоже следователю, в этой статье ПОЧТИ все ложь. То есть, все, кроме рассказа о человеке, больном андрофобией. Рассказ о нем – полная правда.
Арина: Единожды солгав…
Йеша: Ну, не полная… У врачей он никогда не обследовался, и ставил ему диагноз я на основе личных наблюдений.
Арина: (уперев в грудь Йеше указательный палец) Ты? А ты-то тут причем?
Йеша: Это еще одно слово правды из статьи – у несчастного андрофоба имеется брат-близнец. И этот брат – я.
Арина: Ни фига себе! Так-так-так! Ты написал статью, в которой повесил на родного брата пять убийств?!
Йеша: Которых не было.
Арина: Точно? Мне почему-то начинает казаться, что раз ты способен вытворить такой номер, то твоя сумасшедшая копия вполне способна кого-нибудь угрохать.
Йеша: Что ты несешь!
Арина: Есть у кого учиться!
Йеша: Ну ладно, ладно! Дай объяснить: Тезя никого убить просто не смог бы – вспомни, он же людей боится и при виде них падает в обморок! А я не такой уж сумасшедший и статью написал со вполне определенной целью.
Арина: Не вижу никаких оправданий этому бреду.
Йеша: Как с вами трудно, дорогие читатели! Объясняю: Тезя сидит в замкнутом пространстве почти год. Он не может выглядывать в окно, смотреть телевизор, листать газеты, журналы и книжки с картинками – человеческие физиономии способны ввести его в кому. Вся его связь с миром это я его точная копия, удовольствия от общения с которой не так уж много – сама знаешь. Ему нужны развлечения, желательно такие, которые позволяют выпускать пар – избавляться от агрессии и злости на весь этот несправедливый мир, на нас, здоровых и веселых, на маму, которая родила его на свет. И на себя самого. Видишь компьютер в углу? На нем установлены самые кровавые «игрушки», какие только я смог найти. А клетка с крысой: Тезя любит кормить своего серого дружка маленькими милыми живыми птенчиками. Ну, радио – единственная его более-менее осязаемая связь с миром. Но это все не то. Я долго думал, как дать брату почувствовать себя эпицентре чего-то масштабного. Придумал. Видела бы ты, как он завелся, прочитав статейку! Блеск!
Арина: Все ясно, кроме одного: какое отношение этот рассказ имеет к моему вопросу о комнате, в которую ты меня не пускаешь?
Йеша: Непосредственное: в этой комнате сидит Тезя все время, пока ты находишься у меня в гостях.
Арина: Твой брат всегда сидит там, пока я лежу здесь?
Йеша: Конечно! А где ему еще быть?
Арина: И он каждый раз слышит все, что у нас с тобой здесь происходит?
Йеша: Наверное. Слух у него очень хорошо развит: как-никак, единственное средство связи с миром.
Арина: Ах, ты скотина! Маньяк и подонок! Для чего ты все это устроил?!
Йеша: (пытается защититься от рук Арины) С интимом, сама понимаешь, у Тези не важно. Так что развлечение подобного рода ему совсем не помешает. Да ты не переживай так – он все равно ничего не видел!
Арина: (устав бороться с Йешей) Он и сейчас там?
Йеша: Сейчас – нет. Я вчера отвез его на дачу, так как хотел наедине с тобой обсудить очень важное дельце.
Арина: (успокаиваясь и освобождаясь от объятий Йеши) Пусти. Я тебе не верю. Твой братец, наверное, подслушивает за дверью.
Йеша: Иди проверь.
Арина: Нет уж! О каком «дельце» ты говоришь?
Йеша: Это касается болезни Тези. Вообще, последние годы он жил в поселке под городом, преподавал там в школе историю. Виделись мы с ним редко, и забрал я его к себе только тогда, когда однажды застал дома уже больным. Это было прошлым летом, незадолго до нашего с тобой знакомства. Поэтому предысторию болезни я не знал, а брат ничего не рассказывал. Я его понимаю – пережить такой стресс непросто. И вот совсем недавно я нашел личный дневник Тези. Вот, прочти эту страницу. Запись сделана буквально за несколько дней до начала болезни.
Арина: (читает вслух) «Я никогда не любил классику – все эти пафосные театры, оперы и балеты. А тут вдруг подруга пристала – пошли в театр да пошли в театр. Пришлось везти ее в город. Не помню, что показывали – я смотрел не на сцену, а в зрительный зал. Благо, сидел на балконе и лицезрел каждого из этой толпы. Страшнее я не видел ничего в своей жизни: масса серых, одинаково незаметных и бессильных людей вдруг стала единым целым, одним интересным и ярким человеком. Героем спектакля. Ну и пусть, что метаморфоза произошла лишь в их сознании – для них в тот момент все было реально. Два часа они жили этой волшебной жизнью, обретали незабываемое прошлое и невообразимое будущее. И вдруг – раз! Конец. Занавес. Всеобщий выдох. Они снова одиноки и незаметны. Но порог преодолен – за возможность вновь пережить эти два часа каждый из зрителей готов на все. Режиссер для них – бог, сценарист – дух святой, актер – сын человеческий…» Да…(с ядовитым сарказмом) Наблюдения твоего брата просто поражают оригинальностью.
Йеша: В этих строках я не искал ничего, кроме намека на возможную причину болезни Тези. И мне кажется, я его нашел. Смотри: «страшнее я не видел ничего в своей жизни…» Брат всегда был очень впечатлителен. И если коротко, я думаю так: он испугался стать одним из этой массы, испугался толпы, испугался каждого ее представителя в отдельности. Ад – это другие. Андрофобия как следствие.
Арина: Йеша, это все лирика. Давай-ка ближе к делу.
Йеша: Дело в последних строках записи, в «святой троице» - в боге, сыне и духе. Подумай сама: случилось так, что Тезя соотнес себя со зрителями – и заболел. А что если создать ситуацию, благодаря которой брат отождествит себя с теми, кто находится «по ту сторону рампы"? Может быть, в его сознании произойдет компенсация эмоций, и, помоги Господи, он придет в норму? Клин клином вышибают!
Арина: Ты хочешь вывести его на сцену? Он же людей боится!
Йеша: Нет, Тезя будет сценаристом, духом святым. Дело в том, что в его дневнике я нашел наброски пьесы. Мне она показалась интересной.
Арина: Ты думаешь, какой-нибудь театр возьмет ее в репертуар?
Йеша: Нам не нужен театр. Сценическая постановка – дело долгое и тяжелое, да и Тезя на представлении присутствовать не сможет. Мы поступим намного проще, мы поставим радиоспектакль. У меня есть друзья на станции, которые помогут с записью. Персонажей в пьесе всего два, мужчина и женщина, так что озвучить их роли сможем мы с тобой. Я-то артист плоховатенький, но зато ты – настоящий профессионал. В твоих устах слова зазвучат как музыка. Соглашайся!
Арина: Льстец! Хорошо, я подумаю над твоим предложением. А пока давай не будем зря тратить наше ценное время.


Акт третий.

Зал затемнен, сцена пуста - в ее глубине установлен огромный киноэкран. У зрителей должно созаваться ощущение, что они сидят в кинозале во время сеанса. На экран недолго (буквально полминуты) проецируются кадры "фильма" – чувственная постельная сцена с участием Йеши и Арины, словно бы логически продолжающая концовку предыдущего акта. Но при этом царит абсолютная тишина, звукового сопровождения фильм не имеет. Вдруг, "на самом интересном месте", кино обрывается, в зале включается свет. На сцену выходит диктор, становится в центре.

Диктор: Уважаемые зрители! Мы прерываем наш сеанс для экстренного сообщения. Только что астрономы всего мира стали свидетелями уникального события – на исхоженном вдоль и поперек земном небе появилась новая звезда. Ученые едины во мнении – раньше ее на этом месте (чуть ниже ленты Млечного Пути) не было. Если данные наблюдений подтвердятся и будет достоверно установлено, что звезда взялась из неоткуда, пошатнется современная научная модель мироздания. Ведь согласно одному из основных постулатов количество вещества в природе постоянно, материя и энергия не могут появляться из ничего и уходить в никуда. Представители церкви прокомментировали случившееся сдержано, заявив: "На все воля Божья!"
Тем не менее, ученые не спешат делать выводов, будучи уверенными, что со временем им удастся найти немистическое объяснению случившемуся. "Если где-то прибыло, ищи где убыло!" – намекнул один их авторитетных астрономов на возможную разгадку феномена.

Диктор уходит со сцены, свет в зале гаснет. На экране вместо прерванной ленты с участием Йеши и Арины идет другое кино: темное небо с точками звезд. Сначала они крошечные, потом начинают приближаться все быстрее и быстрее. В фокусе камеры оказывается одна звезда, которая с огромной скоростью несется на зрителей белым пятном и в итоге заполняет белой вспышкой весь экран. Звуковым сопровождением всему этому фильму служат "охи-вздохи" Йеши и Арины из предыдущего фильма.
После вспышки на экране зал погружается в полную темноту и тишину.



Акт четвертый.

Все та же комната. Но интерьер слегка изменился. Все зеркала разбиты, осколки разбросаны по полу. У клетки стоит Тезя и кормит крысу кусочками яблока. Больше в помещении никого нет. Звонит телефон. Тезя не снимает трубку, а включает громкую связь. Во время разговора Тезя продолжает кормить своего серого дружка.

Голос Арины: Привет, Йеша!
Тезя: Привет, Арина. Приятно слышать знакомый голос.
Арина: Какой ты милый сегодня! Я тоже буду мила и скажу, что почти согласна поучаствовать в записи радиоспектакля. Обрисуй мне вкратце сюжет, и если он мне понравится, я соглашусь.
Тезя: Сюжет очень прост, персонажей всего два: Тезей Христос и Ариадна.
Арина: Кто – кто?
Тезя: Я же… Мой брат же – историк, поэтому не удивляйся атмосфере его текста. Так вот, Тезей Христос – житель некой страны. У него есть возлюбленная, Ариадна, у них с ней довольно бурные отношения. Послушай, как он сам о них говорит в тексте: «Каждый день я чувствовал себя охотником – волком, акулой – озабоченным только одним – кровью. И Ариадна была самой тяжелой и сладкой добычей, самой кровавой. Столько крови, сколько пролил я, догоняя и убивая ее, пролила только она, заманивая и убивая меня. И мы плавали в этом солено-красном море, не в силах вынуть друг из друга когтей и зубов. Краски смерти привлекали тех, кто смотрел на нас издалека, но запах смерти отталкивал тех, кто решался приблизиться…» И так далее. Естественно, долго такую жизнь Тезей выносить не мог, и однажды покинул дом родной, купив у некоего Иуды за тридцать монет место в группе людей, ежегодно отправляемых из этой страны на близлежащий остров. Там в подземелье Лабиринт якобы жило чудовище Минотавр, чей гнев и смягчали жертвами жители страны. «Убью или погибну», - сказал себе Тезей Христос, взойдя на судно. Но реальность оказалась совсем не такой, как представлял себе герой. Спустившись в подземелье, Тезей понял, что чудовище – всего лишь образ. А Лабиринт на самом деле – место без выхода. Вернее, выхода из него не было только людям, попавшим в него с темными мыслями. Например, с такими как у Тезея: «Убью или погибну». Спутники же его, люди, решившиеся пожертвовать собой ради других, растворились в той самой темноте, в которой блуждал Тезей. Отправились в рай, наверное. Наш же герой долго бродил в темноте в поисках выхода, пока вдруг однажды не осознал устройство всего сущего. Над своей головой в холодной пустоте он увидел огромную светящуюся спираль – Землю во все времена ее существования – прошлого, будущего и настоящего. Все мгновения земной истории сияли в структуре спирали в виде звезд. Вглядываясь в каждую из них, Тезей Христос мог проследить жизнь любого человека от рождения до смерти (или в обратном порядке), он видел все воплощения людей, замкнутые в одну неразрывную спираль, и выход из этого замкнутого круга был только один – в Лабиринт с чистым сердцем. Но что теперь было толку Тезею Христу от этого знания? Нить его существования из спирали мира исчезла, как только он переступил порог Лабиринта. И теперь его единственной возможностью спастись от существовании между мирами была встреча с Иудой. Вернуть ему деньги, вновь пройти круг бытия и спуститься в Лабиринт уже с чистой душой. Но… Сам Тезей Христос выбраться из подземелья не мог, Иуда же не мог туда спуститься – свой шанс на спасение он продал. Искать Тезея пришла Ариадна, пожертвовав своей жизнью ради любви. Но Тезею помочь не смогла – за подвиг самопожертвования она, естественно, прямиком отправилась в рай. Вот так для Тезея спираль существования замкнулась в кольцо вечного невозвращения - денег… Так и сидит Тезей возле спирали, шепчет в холодной пустоте открывшиеся ему истины, но его никто не слушает. Потому что его нет…
Арина: Может тебе все-таки стоит показать брата психиатрам?
Тезя: Нет. Ему уже не нужны ни врачи, ни наша пьеса, кстати.
Арина: Как это так?
Тезя: Тезя оказался хитрым. Он обманул своего брата Йешу. Помнишь, вчера мы обсуждали, как помочь Тезе выздороветь? Это и был спектакль, срежессированный Тезей. Он подстроил все так, что я нашел его дневник, а потом он навел меня на мысль о радиоспектакле. Все время, пока мы вчера тут общались, он сидел за дверью и слушал интереснейшее шоу. Стал богом. И что ты думаешь? Он выздоровел!
Арина: (зло): Ты же говорил, что его нет дома?!
Тезя: Я это говорил? Ах, да. Не расстраивайся, ты же знаешь, что врать – моя профессия.
Арина: Подонок! И где твой брат сейчас?
Тезя: Я не знаю. Видишь ли, выздоровление Тези произошло с одним нюансом: он перестал боятся людей, но побывав в роли бога, стал ненавидеть сам себя. Ну и, конечно, Йешу, то есть меня, свою копию. Он перебил все зеркала, набросился на меня с кулаками. А потом исчез. Как звезда с небосклона.
Арина: И где ты теперь собираешься его искать?
Тезя: Зачем это мне его искать, сына человеческого?
Арина: Он же болен и нуждается в помощи.
Тезя: Он не болен. Очень многие живут, ненавидя себя. Это не лечится. Кстати, что это мы болтаем по телефону? Заходи в гости.

Конец

 
© Copyright Sot Sirh, 2002


Рецензии
Рецензия размещена по просьбе автора (пока не зарегистрированного на ПрозеРу):

Первым и, возможно, самым главным словом пьесы является название,
посему начну свою рецензию именно с оценки его. Лабиринты, а именно на
них делается акцент в вашей работе, должны выступать как
самостоятельный и главный образ. Увы, но этого я не увидела. Первое
действие, а не эпиграф, должно служить лейтмотивом ко всей пьесе. А вы
противоречите сами себе. Говорите, что намеренно сделали акцент на
начале, но ведь именно там отсутствует главная мысль.
Что касается героев, то мне кажется, что и их образы не совсем
являются образами. Возможно, вашей пьесе нужны были тени, т.к.там
царит атмосфера вечных сумерек .Но даже в этом случае, мне как
зрителю-читателю хотелось бы увидеть четкие очертания теней. Авангард
хорош, когда в нем прорисованы, а не набросаны линии. К тому же, я
очень сомневаюсь, что размытость образов - следствие "намеренной
загадочности"...Но идея хороша, та которую я увидела.
(c)
г-жа ****

Драматургия На Прозеру   05.03.2003 22:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.