Мат сергей буянов

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Олег Иванович, бизнесмен.
Максим, начальник охраны Олега Ивановича.
Михаил, тележурналист.
Мурат, художник.
Виталий, охранник ресторана Олега Ивановича.
Старик, бывший священник с лысой головой, похожей
на яйцо.
Лилия, молодая женщина.
Люди в камуфляже, полицейские.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Кабинет Олега Ивановича. Полумрак. За окнами, похоже, дождь. В центре комнаты - большой стол. На нем огарки разнокалиберных свечей. Одна свеча еще горит. В кресле, боком к столу и лицом к двери, сидит Олег Иванович с закрытыми глазами. Дверь открывается, входит старик, толкая перед собой маленький столик на колесиках. Олег Иванович резко открывает глаза, хватает с колен незаметный до этого пистолет и стреляет пять раз в бумажную мишень, прикрепленную к металлической пластине над дверью. Мишень с разорванным в клочья «яблочком» падает на пол.
Олег. В форме. (Так же сидя, тушит последнюю свечу, смахивает рукой все огарки на столик, пододвинутый стариком. Наливает из бутылки стакан воды и выпивает).
Максим (приоткрывает дверь и заглядывает в комнату). Все в порядке, Олег Иванович?
Олег. В порядке. Зайди. Что это у тебя с ухом?
Максим. Сломал вчера на тренировке.
Олег. Нет, с другим?

Максим стирает с неопухшего уха следы губной помады. Старик в это время толкает свой столик к другому концу большого стола, где стоит несколько пепельниц, полных окурков. Олег встает, идет и вытряхивает пепельницы в коробку на столике старика.
Олег (достает из кармана зазвонивший мобильный телефон). Да, мама, я. Нет. Нет. Никогда. Нет. Нет. Да. (Кладет телефон, подходит к стоящим настенным часам, толкает маятник). Сколько времени, Максим?
Максим. Девять. (Рассматривает подобранную с пола мишень).
Олег. Сегодня же вторник. Мне ехать через час. Вот только дождь на улице...
Максим. Дождь? На улице солнце, Олег Иванович.
Олег. А это что? (Указывает рукой на окно).
Максим. Вы же заказывали стекла с эффектом дождливого вечера. Вот их и поставили. А погода на улице хорошая.
Олег. Когда их поставили?
Максим. Вчера.
Олег. Вчера, вчера, вчера... (Поднимает пистолет и стреляет в окно).
Снаружи слышится крик и звук падения тела на землю. Чуть позже стекла рассыпаются. За окном — ветки деревьев с зелеными листьями. Лучи солнца падают сквозь них в комнату. Того, кто кричал, не видно.
Олег. Кто это там?
Максим. Сейчас узнаю. Но никого быть не должно.
Олег. Сюда его.
Максим быстро уходит, бросив мишень на пол. Олег подбирает ее и кладет старику на столик. Подходит к часам и ставит стрелки на девять. Наливает стакан воды, выпивает. Дверь открывается, вваливается Михаил, правый рукав пиджака выше локтя в крови. За ним следом входит Максим с видеокамерой в руке.
Максим. Прятался на дереве, снимал что-то.
Олег. Снимал? С ума сойти можно! Ты кто, дорогой?
Михаил. Журналист.
Олег. Журналист? Папарацци недоделанный! Что ты делаешь возле моего дома с видеокамерой? Тебе здесь что, съемочная площадка?
Михаил. Я, э-э-э, работаю на телевидении и делаю передачу о современном градостроительстве. Решил снять самое красивое в городе здание. Насколько я знаю, лучше этого нет.
Олег. Что ты еще знаешь? Кто я - знаешь?
Михаил. Вы - предприниматель. Хозяин сети ресторанов.
Олег. И все?
Михаил. А что еще я должен знать?
Олег. Ты должен был знать, что нельзя лазать по деревьям возле чужих домов!
Максим. Олег Иванович, не верится мне в эту байку про телевидение и все такое.
Олег. Мне тоже. (Михаилу)Кто тебя сюда послал и зачем?
Михаил. Меня никто не посылал. Я сам решил снять ваш дом — и больше ничего.
Олег. Максим, иди, проверь, вдруг в саду еще кто-нибудь прячется.
Максим. Сейчас. (Выходит).
Олег берет видеокамеру, просматривает кассету.
Михаил. Там только дом.
Олег. Дом… Сейчас вернется Максим, и я отправлю тебя с ним. Он вывезет тебя за город и убьет. Если ты мне не скажешь, что ты здесь хотел снять и кто тебя послал. У тебя есть минута.
Михаил. Э-э-э… Я пришел сюда снять, как в ваш дом ударит молния…
Олег. Что? Еще раз и помедленней.
Михаил. Мне сказали, что в ваш дом сегодня ударит молния. Я хотел это занять.
Олег. Ты что - придурок?
Михаил. Я недавно брал интервью у одного интересного человека — он художник и экстрасенс. Так вот, он впал в транс и предсказал, что сегодня ваш дом будет разрушен ударом молнии.
Олег. Так, сейчас придет Максим...
Михаил. Вы знаете этого художника. Это Мурат. (Михаил указывает, на картину, висящую на стене).
Олег. Мурат? Этот придурок под «кайфом» может и не такое наболтать. А если ты ему поверил, — ты такой же придурок.
Максим. (Входит). Никого возле дома больше нет.
Олег. Точно? У меня, оказывается, такая хорошая охрана, что пока я сам не выстрелю, она ничего не видит. Ладно… Этот вот говорит, что его послал сюда Мурат, художник наш великий. Привези-ка его со всем, что мы ему оставили вчера.
Максим. А с этим что делать?
Олег. Обоих держи здесь до завтра, пока я не вернусь. А сейчас мне уже пора. Приеду обратно - разберемся.

Входит старик, толкает перед собой столик. На столике - бинт.
Олег. Перевяжи этому папарацци руку, Максим. Весь пол в крови. Я пошел. А старик пусть ходит по дому, где хочет, но наружу его не выпускай. Вообще, делай вид, что его нет.
Максим. А как его зовут?
Олег. Не разговаривай с ним.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Маленькая комнатка без окон — подвал в доме Олега Ивановича. Вдоль стен от пола до потолка - ряды картонных коробок. На стульях сидят Михаил и Мурат. Максим стоит с телефоном и набирает номер Олега Ивановича.
Максим (в телефон). Все в порядке, Олег Иванович, привезли Мурата и все его хозяйство. Много не хватает. Узнаю. Заехали к журналисту домой, все кассеты забрали. Завтра? Хорошо.
Мурат (Михаилу). И как тебе удалось к дому подобраться — здесь же охрана.
Михаил. Профессия обязывает.
Мурат. С такими способностями ты долго не проживешь.
Максим. Точно. И ты со своими тоже.
Мурат. А я в чем виноват?
Максим. Ну, ты же его послал сюда - молнию снимать.
Мурат. Какую молнию?
Михаил. Ты же предсказал, что сегодня в этот дом ударит молния.
Мурат. Я предсказывал? А в каком состоянии я тогда был? Я под «кайфом» и не то наговорю.
Максим. В этом то и дело. Завтра Олег приедет и выяснит, что ты еще наговорить успел. И, кстати, - где остальные таблетки?
Мурат. Ваши все здесь. А свою долю я припрятал.
Максим. Мы твои конфискуем. За моральный ущерб.
Мурат. Я на вас в суд подам.
Максим. Что?!
Мурат. В высший. Я умею.
Максим. Ладно, Олег разберется, что ты умеешь, что нет.
Мурат. А с тобой разобрался? Ты тоже оказался не на высоте! Как это Миша умудрился пробраться к дому через твою систему охраны?
Максим. Что-то ты слишком бодро для наркота рассуждаешь.
Мурат. Я не наркот.
Максим. Ага, а «колеса» ты у нас берешь, чтобы мышей травить.
Мурат. Ну, не мышей. Видишь ли, я экстрасенс, сверхвосприимчивый. Мне достаточно очутиться рядом с «обдолбаным» человеком, чтобы пережить все, что чувствует он. Я собираю любителей покайфовать, раздаю им «колеса» и отдыхаю вместе с ними. И никакого вреда для здоровья при максимуме острых ощущений.
Максим. Вот на тебя точно в суд подать надо.
Михаил. Что-то ты мне ничего такого не рассказывал.
Мурат. Ничего, нам долго тут сидеть — еще и не такое расскажу.
Максим. Говори, говори. Олег завтра все равно язык отрежет.
Мурат. Посмотрим.
Максим. Если будет чем. (Выходит).
Мурат. С ним гораздо приятнее разговаривать, когда он молчит. Так зачем ты сюда влез? Ты знаешь, кто этот Олег Иванович?
Михаил. Хозяин нескольких ресторанов.
Мурат. Господи! Он снабжает «колесами» весь город. Ты хочешь сказать, что не знал этого? Даже я тебе не верю. Видишь коробки? В них не «Тампакс». Олег не будет рисковать всем этим. Он завтра нас возьмет и просто похоронит.
Михаил. А ты-то что общего с ним имеешь?
Мурат. Я распространяю эту дурь среди творческой элиты, так сказать. Среди них это всегда в моде.
Михаил. Я этого не знал,
Мурат. А что лез, что лез-то?
Михаил. Снять молнию.
Мурат. Какую молнию? Я думал, ты сочинил это просто для того, чтобы тебя не сразу убили, а помучили.
Михаил. Нет, правда, ты предсказал, что сегодня в этот дом ударит молния.
Мурат. Когда? Не помню ничего подобного.
Михаил. Вчера.
Мурат. Вчера? Это меняет все дело... Черт. Вчера, вчера, вчера... Вчера утром я закончил одну свою работу. После этого я впадаю в транс. И не помню потом, что делал. Что я делал вчера - тоже не помню.
Михаил. На картине - стена, облицованная золотыми плитками, на фоне голубого неба?
Мурат. Да. Откуда ты знаешь?
Михаил. Она висит в кабинете Олега.
Мурат. Понятно. Судя по всему, они вчера привезли мне партию таблеток. А я подарил ему картину. Или продал. Или променял на таблетки. Ничего не помню... Это «Храм Урана». Как тебе?
Михаил. Не удивительно, что ты от нее избавился сразу же, как закончил.
Мурат. Она как враг…
Михаил.(После паузы) Так что там с молнией?
Мурат. Вчера я вполне мог сказать правду. Если сейчас в нас ударит молния - не удивляйся.
Михаил. Ты меня утешил.
Мурат. Еще неизвестно, что лучше, - сегодня молния или завтра Олег.
Михаил. И что будем делать?

Входит старик. Идет к открытому ящику и берет упаковку таблеток.
Мурат. Эй, старик, привет. Не узнал, что ли?
Старик не реагирует, глотает несколько таблеток и, прислонившись спиной к коробкам, цепенеет, устремив затуманенный взгляд в одну точку.
Мурат. Похоже, совсем съехала крыша от «колес». Ты знаешь, кто это?
Михаил. Вчера, когда я заходил к тебе, он тоже был. Но тогда он еще как-то реагировал на окружающее.
Мурат. Он тоже был? Не помню. Судя по всему, потом приезжал Олег и зачем-то забрал его с собой… Это бывший священник. Посмотри, кем он стал, и никогда не прикасайся к этой гадости. (Хлопает ладонью по коробкам). Я не шучу. Посмотри на него - душа в раю, тело в аду. Что может быть дальше от гармонии?
Михаил. Будем философствовать и ничего не предпринимать - в аду окажутся и наши души, и наши тела. Сбежать нельзя?
Мурат. Сбежать? Максим даже дверь не закрыл - знает, что не убежим…Слушай, ты знаешь, кто такой «козел отпущения»? Когда мера грехов человеческих превышает допустимый предел и с неба должен упасть карающий огонь, грешники находят невинное создание и отправляют его светлую душу к Всевышнему - вымолить прощение. Давай освободим чистую душу этого священника от проклятья его порочного тела - в благодарность он позаботится о решении всех наших проблем прям там, на небе.
Михаил. Так. Сказывается присутствие этого наркота в зоне действия твоей сверхчувствительности. Ты предлагаешь придушить этого старичка? Тогда молния может и не падать - Олег нас точно убьет, за дедушку. Он к нему как-то странно неравнодушен.
Мурат. Олег нас не отпустит по-любому - не сомневайся. А душить никого не придется. Я все-таки экстрасенс. Могу отделить душу от тела и без физического воздействия. Все будет выглядеть как сердечный приступ. Дай сюда руки. Мне понадобится и твоя энергия. (Берет Михаила за руки. Сначала тихо, а потом громче и громче воет).
Михаил сидит сначала со скептической гримасой на лице, потом, похоже, так же, как и Мурат, впадает в транс. Через какое-то время они воют уже вместе. Старик вдруг открывает глаза и неуклюже пытается бежать к выходу. Падает и ударяется головой о ступеньки. Кровь.
Максим. (вбегает). Что здесь за вой? Что со стариком?
Михаил. (приходит в себя). Упал старик.
Максим. (наклоняется, ищет пульс). Он покойник.
Мурат. (все еще в трансе). Все мы покойники.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Зал ресторана, принадлежащего Олегу Ивановичу. За одним из столиков сидит Олег. Больше в зале никого нет.
Олег. Официант! Официант! (Никто не отзывается. Олег достает из кармана телефон, набирает номер. В телефон). Охрана? Кто это? Виталий, где официанты? Не уходили? И здесь нет никого. Поднимись в зал.
С лестницы, ведущей с первого этажа на второй, в зал ресторана, появляется Виталий.
Олег. Куда все подевались? Проверь на кухне и посмотри, закрыт черный ход или нет.
Виталий. А за входом кто следить будет? Я не могу с поста уходить, Олег Иванович.
Олег. ( Достает пистолет из кобуры под мышкой и кладет на столик рядом с собой). За входом я послежу. Иди.
Виталий уходит. Олег идет к бару, берет бутылку и стакан, возвращается к столику.
Лилия. (Входит). Привет! (Подходит к Олегу и целует его.)
Олег. Привет. А я уже собирался напиваться - думал, ты не придешь.
Лилия. Я ведь всегда опаздываю — и всегда прихожу.
Олег. А я всегда боюсь, что не дождусь.
Лидия (беря со столика пистолет). Чего ты еще боишься?
Олег (пытается взять из ее рук пистолет). Дай, я его спрячу.
Лилия (отводя руки Олега). Почему мужчины любят женщин? Потому что женщины — это непредсказуемость и опасность. А почему женщины любят мужчин? Потому что мужчины — это стабильность и безопасность. (Вынимает из сумочки презерватив, распечатывает, натягивает на ствол пистолета. Вынимает из пистолета обойму, кладет в свою сумочку. Пистолет отдает Олегу). Так мне нравится больше!
Олег (убирает пистолет в кобуру). Садись. Выпьешь? (Приносит еще один стакан. Они садятся к столику, он наливает).
Виталий (Входит. Лилии). Добрый день. (Олегу.) Никого нет, Олег Иванович. И поваров тоже. Похоже, ушли с черного хода. Почему — непонятно.
Олег. Ладно. Иди вниз. Позвони домой тем, чьи телефоны есть. Пусть едут сюда немедленно. Будем разбираться. Черте что.
Виталий уходит.
Лилия. За что выпьем?
Олег. За покой. У меня два последних дня просто сумасшедшие. Представляешь, поехал вчера к знакомому художнику картину в кабинет свой купить. Художник он хороший, но «двинутый» слегка. Приехал я к нему в мастерскую, а он только что очередной свой шедевр закончил — и не в себе по этому поводу. Впал в состояние ясновидения. Смотрит на меня и говорит, что душа моя переполнена злом и завтра бог уничтожит ее ударом молнии.
Лилия. Смотри, как интересно.
Олег. Дальше было еще интереснее. У него в мастерской священник бывший сидел, спившийся совсем. И вот художник мне так хитро предлагает — хочешь, я твою грешную душу вло-жу в тело священника, а его, святую, — в тебя? И молния падет на него, а не на тебя. Я говорю - давай. Все равно спорить с психом бесполезно. Он повыл немного и говорит - все. Сто баксов.
Лилия (смеется). Молодец мужик.
Олег (тоже смеется). А сегодня утром, представляешь, Максим возле дома журналиста поймал с видеокамерой - художник и ему про молнию рассказал.
Лилия. И он прибежал ее снимать?
Олег. Ага. Интересно, сколько художник с него взял за такую информацию!
Лилия. И что ты с ним сделал?
Олег. Отпущу завтра. Пока дома у меня Максим его воспи-тывает слегка — чтоб больше не лазал, куда не надо.
Лилия. А дед-то, священник спившийся, в котором теперь твоя душа, где он?
Олег. Взял к себе домой. Пусть живет. Напоминает о том, что душа где-то рядом.
Звонит Виталию, тот не отвечает.
Лилия. Что, и Виталий пропал?
Олег. Ничего не понимаю. Пойду спущусь, посмотрю сам, что там. Почему ни на кого нельзя положиться?
Лилия. Положись на меня.
Олег. Что?
Лилия (достает из сумочки пистолет и направляет на Олега). Можешь положиться на меня - если пошевелишься - я не промахнусь.
В зал вбегают люди в камуфляже с масками на лицах. Надевают на Олега наручники, отбирают пистолет.
Лилия. Если ты до сих пор не догадался, я из отдела по борьбе с наркотиками. Мне пришлось месяц с тобой встречаться, чтобы выяснить, когда ты получаешь партию «таблеток». Если не ошибаюсь, это было вчера, и сейчас вся партия у тебя дома в подвале. Молчи - молчи. Другая группа сейчас как раз берет твой склад.
Звонит телефон Олега.
Лилия. Возьми и ответь.
Олег (в телефон). Да, мама, все в порядке. А что? Что?! Не может быть. Ты уверена? Нет, я в ресторане. И сильно там все пострадало? Да? Ладно, приеду — поговорим. (Кладет телефон).
Лилия. Пожалуй, не ты приедешь к своей маме, а она к тебе, на свидание в изолятор.
Олег. Ты ошибаешься. Знаешь, что сказала мне мама? Только что в мой дом ударила молния. Теперь на месте, где он стоял, - воронка глубиной десять метров.
Лилия. Общение с художниками не идет тебе на пользу. Или ты тоже «колеса» принимаешь?
Олег. Я не понимаю, о чем ты говоришь. Сними с меня наручники, мне пора.
Звонит рация в сумочке Лилии.
Лилия (в рацию). Да, я. Что? Вы серьезно? Да... И что, никаких следов? Воронка? И что делать? Понятно. (Отключает рацию).
Олег. Я теперь святой.
Лилия (людям в камуфляже). Снимите с него наручники.
Олег. Представь, сколько теперь будут стоить картины этого художника. (Уходит).
Лилия. Поехал в мастерскую посмертного гения, забирать картины. Покрывать убытки. Святой. (Берет со стола бутылку и разбивает об пол).
ЗАНАВЕС.

 
© Copyright Сергей Буянов, 2002


Рецензии
Пьесу «Мат» выбрал из-за названия. Хорошее, сочное слово. Но рецензия будет короткой, как и сама пьеса. Предельно понятно, что пытался сказать автор, только он этого, увы, не сделал. Смысл пьесы, если убрать всю словесную шелуху, растянувшую пьесу на несколько актов, можно уместить в одной сцене, что и следует сделать в будущем. Остальное – бесплатное приложение для удлинения пьесы, что, впрочем, тоже не очень удалось.
Автор выбрал самый прямолинейный путь и прошел его, однако забыл, что пишет пьесу, а не рассказывает очередную историю друзьям. В результате нет ни образов, ни персонажей, ни просто людей, а есть какие-то говорящие символы. Для пьесы этого маловато. Вот и все. Остальное анализу не подлежит ввиду малозаметности.

Виктор Леденев   09.02.2003 02:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.