Тайная вечеря

 В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане до сих пор сохраняется фреска великого  Леонардо «Тайная вечеря».  На своей росписи художник отразил известную библейскую сцену последнего ужина Христа, на котором Спаситель предрекает свою скорую мучительную смерть, называет предателя  и говорит об отречении от него учеников в самый драматический для него момент. 
Этот сюжет порождает множество вопросов.
Во-первых , не может не насторожить само определение вечери (ужина)-тайная, т.е. таящая в себе тайну. Тайна на то и тайна, что о ней ничего не известно никому, кто непосредственно не вовлечен в нее. Мы видим только внешнее проявление драмы. Ее внутренние пружины оказываются скрыты для постороннего взора. Но путем сравнения и наблюдения, методом логического и психологического анализа можно чуть-чуть приоткрыть непроницаемый занавес священной тайны. Прежде всего, что мы знаем об учениках Иисуса? Практически ничего, кроме имен и некоторых биографических деталей. Но можно предположить, что Сын Божий избирает себе учеников из числа самых достойных, самых смелых и чистых людей. Каждый из учеников готов пожертвовать жизнью ради своего Учителя, которому верит как самому себе и даже больше.Но что мы слышим? Как только Иисус Христос произносит «один из вас предаст меня», все начинают спрашивать «не я ли?», как будто каждый неуверен в своей лояльности и преданности. Мало того, когда Иисус оказывается уже схваченным, никто из учеников не произносит ни одного слова в Его защиту, но отрекаются от него, как последние трусы. Впоследствии все ученики Иисуса погибают самым мучительным образом, обретая титул святой великомученик, за исключением Иуды, повесившего себя на дереве. Именно в смерти  и надо искать разгадку тайной вечери. Библия умалчивает о закулисной стороне бытия, зато северная мифология освещает этот вопрос достаточно широко.
Царь Азира Один путем мучительного постижения истины приходит к выводу, что смерть можно победить только смертью. При чем гибель, а особенно мучительная, дает определенные преимущества. Погибшие насильственной смертью сохраняют память, ясность рассудка и способность действовать и чувствовать.  Для того, чтобы победить собственную смерть, Один вешает сам себя на дереве мира.
Один и Иуда, по-видимому, одно и то же лицо. Кроме созвучия имен их объединяет, как видим, одинаковая смерть. Иисус, так же как Один, знает о необходимости насильственной смерти для себя. Он неоднократно говорит об этом и, скорее всего не называет предателя на тайной вечере, а дает ему задание предать Его, так же как другим ученикам отречься от Него. Именно это вызывает такую эмоциональную бурю среди его учеников. Леонардо да Винчи отразил на своей фреске момент первого неприятия прощальной речи Иисуса. « Что Он говорит?! Ты не должен делать этого! Ты же один! Надо Его переубедить... А вот в писании сказано...Да что писание! Как же без Него?!» Пойти за Ним, умереть за Него, но предать смерти своими собственными руками, нет, это выше их сил! Пожалуй, один Иуда, самый близкий его друг и преданнейший ученик, с почерневшим лицом, прекрасно понимает и необходимость мучительной смерти для своего Учителя, и неотвратимость своей собственной позорной славы предателя. Северная мифология рассказывает об Одине, что в результате постижения истины, которая была его главной страстью, он потерял способность радоваться. Свое мучительное знание Один прячет в алкогольном опьянении, вине. Еще одна нераскрытая тайна, которая скрывается в утверждении «Истина в вине»...


Рецензии
В старой трапезной полуразрушенного монастыря Санта Мария делле Грацие
находится произведение искусства, пользующееся, быть может, большей
известностью, чем любое другое на свете. Это Тайная вечеря Леонардо да
Винчи, в которой сообразительные доминиканские братья проделали дверь, чтобы
было удобнее приносить с кухни обед.
Я не знаком с техникой живописи и могу судить о картине, только исходя
из того, похожа ли она на природу, облагораживает ли ее, и дарует ли взгляду
приятные сочетания форм и цветов. Поэтому я никоим образом не авторитет в
том, что зовется "кистью" того или иного художника. Впрочем, я хорошо знаю
(как всякий, кто дает себе труд подумать об этом предмете), что даже
величайшие мастера могли написать за всю свою жизнь не более половины
картин, подписанных их именами и признаваемых за несомненные подлинники
множеством так называемых знатоков. Но это лишь мимоходом. Что до Тайной
вечери, то я ограничусь простым замечанием, что в Милане действительно
существует изумительная картина с великолепною композицией, но на этой
картине нет больше ни ее подлинных красок, ни подлинного выражения хотя бы
одного-единственного лица или какой-нибудь из его черт. Не говоря уж о
разрушениях, произведенных сыростью, губительным временем или небрежностью,
она была (как говорит Барри*) столько раз подправлена и подрисована, и
притом так грубо, что многие из изображенных на ней голов теперь просто
уродливы и на них видны комки краски и штукатурки, торчащие точно шишки и
желваки. Там, где создавший ее художник оставил печать своего гения,
отличающую его каким-нибудь штрихом или мазком от посредственных живописцев
и сделавшую его тем, чем он был, там последующие мазилы и пачкуны, дополняя
его или замазывая трещины, оказались совершенно не в силах подражать его
искусной руке; намалевав от себя где усмешку, где нахмуренное чело, они
окончательно исказили творение гения. Это настолько хорошо установленный
исторический факт, что, опасаясь наскучить, я не стал бы останавливаться на
нем, если б мне не пришлось наблюдать возле этой картины одного англичанина,
старавшегося изо всех сил изобразить восторженный трепет - нечто
напоминавшее легкие судороги - перед тончайшими и выразительнейшими деталями
исполнения, которых ныне там нет и следа. Между тем было бы гораздо удобнее
и лучше, как для путешественников, так и для критиков, раз и навсегда
согласиться с тем, что картина Леонардо да Винчи несомненно была когда-то
творением необыкновенного совершенства и что, сколь бы мало ни оставалось в
ней от ее первоначальных красот, величие ее общего замысла побуждает
смотреть на нее и теперь как на произведение весьма интересное и ценное.

Чарльз Диккенс. Картины Италии (Перевод А. С. Бобовича)

Savanna   27.01.2004 18:37     Заявить о нарушении
мдааа... даже и сказать нечего.Логос, оказывается есть знатоки Диккенса и на прозе ру.

А.И.Вопросов   27.01.2004 19:10   Заявить о нарушении
Возражений не имею. Все правильно. Садитесь, пять. :)

Logos   27.01.2004 21:57   Заявить о нарушении
Ошибаетесь, уважаемый, Тайная вечеря - не картина, а фреска
А Один все-таки был у скандинавов.

Savanna   27.01.2004 23:30   Заявить о нарушении
Вы молоды, Savanna,а потому горячи.Мозги у Вас хорошие, а со временем вы научитесь ими ворочать.Не обижайтесь: это комплимент.За знание скандинавской мифологии уважаю.

Logos   30.01.2004 22:52   Заявить о нарушении