5. 5 Труд и борьба

Борьба - искусственное опережение естественного хода вещей; насильственные действия, направленные на спрямление путей достижения цели. Это все равно, что пытаться ткать материю из одних прямых нитей, экономя на поперечных. Не борьба, а труд - непрерывные, последовательные усилия, равномерно направленные по всем открывающимся направлениям эволюции - естественный путь развития.
 Борьба связана с отрицанием прошлого, умалением настоящего и переоценкою, обожествлением будущего. Неважно, будущего тысячелетия или просто следующего мгновения.
 Никаких прыжков через пропасть! Ни за один прыжок, ни за тысячу не допрыгнуть до "счастливого будущего". В результате таких "скачков" мы лишаем себя настоящего, перескакивая из прошлого через него, но не попадая, увы, никуда, проваливаясь в безвременье. Необходимо скрупулезное, непрерывное и последовательное строительство материального и идеального по всем направлениям сферы качеств.


В природе ниже иерархии человека разумного борьба - неосознанная, первичная форма труда. В животном мире и неразвитых человеческих обществах борьба имеет определяющее значение для эволюции. Однако, начиная с некоторого уровня развития мира, постепенно, она отмирает как способ развития, не выдерживая конкуренции с позитивным, осознанным трудом. По крайней мере, отмирают наиболее радикальные ее формы. В развитых странах борьба принимает формы здоровой конкуренции и соперничества, не приводящие к физическому уничтожению конкурентов. В качестве положительного примера здесь можно назвать целый ряд стран, где люди в меньшей степени борются и в большей степени трудятся, где предоставляется практически каждому возможность реализовать не только свой мускульный, но и творческий, интеллектуальный потенциал.
 Эдисон изобрел лампочку, наладил ее производство и стал продавать. Разве он с кем-то боролся? Изобретательство как таковое - не способ борьбы, но делание себя и творение мира. Я пишу книгу - разве я с кем-то борюсь? Я создаю и выражаю себя.
 Естественно, имеется в виду не насильственный, не подчиненный, не автоматический труд, когда люди исполняют роли биологических роботов, но свободный труд свободного человека. Конечно, это не просто. Трудно найти и начать свое дело. Хотя, например, Диоген, даже живя в простой бочке, смог оставить свой след в мире духовном. Значит, он находил возможность трудиться, даже не имея материально практически ничего!
 Настоящие люди не борются, но творят! Творчество - образ жизни богов. Борьба ---> труд ---> творчество - ступени в иерархии развития Разума.


Мало кто духовно свободен по-настоящему.
 Примером может служить известная догма, принимаемая практически всеми. По ней миром движет борьба: борьба противоположностей, борьба за существование - у животных, у человека, борьба между странами и народами за территорию, и т.д.
 Однако даже в животном мире невозможно сводить все только к борьбе! Неужели мало примеров, когда животные не борются между собою, но именно трудятся - строят гнезда, заготавливают впрок пищу, ухаживают за детенышами. О человеке же вообще говорить не приходится. Разве союз между мужчиной и женщиной определяется в ходе борьбы? Любовь с первого взгляда, хорошие семейные отношения - разве это борьба?
 А любовь к миру, творение мира - разве борьба? Кто-то может сказать, что истинная любовь созерцательна и не имеет отношения к творчеству и развитию мира. - Нет! Любовь деятельна, она - причина, основа и смысл труда человека... Свободного - в том числе, от идеи фикс всеобщей борьбы. Но только - не от любви к миру и ответственности за благо его!


Не борьбою, но только трудом можно доказать преимущество, справедливость каких-то теорий; достичь подлинного развития пусть небольшого, но реального участка материи, являющегося органической частью Целого. А не космического успеха в умах при реальной вселенской разрухе.
 Борьба - путь людей, ищущих взять чужое и не желающих делать свое, ворующих у других, а не созидающих собственными руками и головою.
 Только каждодневным, кропотливым трудом объединенного Разума, совокупности свободных людей с доброй волей, можно добиться украшения и развития мира. И никогда ничего хорошего не достичь борьбою, наскоком, суетным, слепым "энтузиазмом" безликих, безграмотных масс, разжигаемых примитивными лозунгами.


Рецензии