Методы борьбы с

Увы, обманывают у нас в Азербайджане много и часто... очень часто. Порой складывается впечатление, что честно работающих фирм и продавцов просто не существует. Повсюду многообещающая реклама с супернизкими ценами за суперкачественные девайсы, но зачастую оказывается, что и цены такие низкие только в рекламном прайсе, да и девайсы отнюдь не те, что были обещаны. Мы постараемся вам помочь избежать обмана и защитить свои права, если вас все-таки обманули.

Как обманывают?

На самом деле существует очень много способов обмана доверчивого покупателя компьютера, поэтому, чтобы описать все многочисленные уловки недобросовестных фирм, нужна не одна статья, но с самыми распространенными способами и уловками мы вас все же познакомим.
Хирурги считают, что внутренний мир человека лучше всего раскрывается на операционном столе, поэтому не стоит радоваться раньше времени, увидев привлекательную цену в каком-нибудь прайсе. Лучше самому подъехать (в крайнем случае позвонить) в эту фирму и убедиться, что интересующие вас комплектующие действительно стоят столько, сколько объявлено. Потому что зачастую низкие цены оказываются лишь рекламными уловками. Например, цены в прайсе указаны без НДС и налога с продаж или вам вскользь упомянут, что эти цены действительны лишь при оптовых покупках.
Или же, допустим, вы продали свой старый компьютер и теперь задались благородной целью купить более современный и производительный агрегат. Берете в руки газету типа "Биржа" и видите примерно такую конфигурацию системного блока Pentium4 2.2/256Mb/ 30Gb/50xCD/3D 64Mb/SB/Monitor 17" по весьма соблазнительной цене. Но скорей всего материнская плата в этом системном блоке будет не от любимого Abit"а или Asus"а, а от какой-нибудь дешевой LuckyStar, с не менее дешевой оперативной памятью, винчестером NoName, видео - 64Мб, но не Asus GeForce4, а плата неизвестного производителя и c каким-нибудь встроенным дешевым звуком. И ни к чему не придерешься: модели комплектующих в рекламе не указаны. Поэтому и цены на одинаковые с виду системные блоки так различаются у разных фирм. Просто одни пытаются продать вам компьютер со всякими встроенными девайсами (типа видео, звука, модема), а другие, пускай дороже, но с более-менее нормальными устройствами.
Отсюда правило: не стоит верить слишком сладкой рекламе! Такая реклама - всего лишь способ затащить доверчивых покупателей к себе в магазин.
Бывает и так, что всякие мелкие конторки занимаются откровенным надувательством (крупные компьютерные фирмы на сегодняшний день этим не промышляют - репутация стоит дороже). А именно продают видеокарты с перепрошитым BIOS"ом (к примеру, дешевые платы таким образом "переделывают" в дорогие), перепаянные процессоры, или кое-как отремонтированное "железо" (не стоит путать с б/у) и т.д.
Как же вести себя, если обман все же состоялся. Вот, допустим, вы поняли, что вас подло обманули, и идете разбираться с надувшим продавцом, а он на все ваши доводы, разводит руками. Как правило, это - мелкая фирма, существующая за счет простодушных покупателей, не способных отстоять свои права. Это, не повод расстраиваться, ведь вы не совершаете противозаконного, а лишь защищаете свои права!
Итак, идете в эту контору и составляете документ - почему не берут, на основании чего и т.д. Обязательно в трех экземплярах: директору магазина, себе и в контролирующую организацию (весьма рекомендуется для этих целей торговая инспекция). Они за такие заявления на лету хватаются - им детишкам на подарки тоже денег надо. В результате проверки контролирующие организации что-нибудь да найдут. Например, прайс не подписан директором или на витрине нет цен, или к Новому году торговая точка не украшена - вариантов много. И не стоит думать, что у каждого такого магазина солидная крыша и у вас ничего не выйдет. Фирме уже стопроцентно придется раскошелиться. Потом зайдите и скажите, что в ближайшую неделю напишете еще штук 5-6 заявлений, куда только можно. А еще лучше - просто покажите продавцу эту статью.
Или же обращайтесь в комитет по защите прав потребителей и составляйте исковое заявления в суд. Судиться, скорей всего, не придется, но это производит должное впечатление на руководство этой фирмы, когда вы ознакомите их с этим документом. К примеру, "Я, конечно, хотел бы решить дело миром, но на всякий случай у меня уже готовы все документы в суд. Кстати, раз уж дело доходит до суда, так я копию искового заявления прямо здесь вам как ответчику и отдам". Нужный эффект гарантирован! С учетом судебных издержек, плюс расходы на юриста или их представителя, магазину будет гораздо проще вам не только девайс на новый поменять, но и вдобавок сверху денег дать.
Только не стоит их пугать различными инстанциями, которые никакого касательства к данной ситуации не имеют (типа "я до президентского аппарата дойду!"). Налоговая занимается своими делами, прокуратура, в вежливой форме и в 10-дневный срок, сообщит, что это не ее юрисдикция. Все должно быть очень скромно - "вот мое письменное требование на замену товара ненадлежащего качества, давайте мне быстренько отказ в письменном виде, чтобы суд не откладывать - вот исковое заявление". Ваши намерения им будут ясны, и ни у кого не возникнет сомнений, что их реализация не заставит себя долго ждать. Если не воспримут всерьез, - можете доводить дело логического конца, до суда, если вопрос стал столь принципиальным. Если вы будете судиться, как физическое лицо, то дело будут рассматривать в суде общей юрисдикции, и сроками рассмотрения дел в арбитраже и госпошлиной они вас уже не напугают (в соответствии с Законом Азербайджанской Республики "О государственной пошлине", Раздел II, ст.9, 9.1.5. от ее уплаты освобождаются потребители, обращающиеся в суд по поводу защиты нарушенных прав. И еще, после принятия вашего заявления к рассмотрению в суде, можете намекнуть этим торговцам, что еще не поздно закрыть дело по примирению сторон (мировым соглашением) в случае замены купленных у них комплектующих, плюс, возможная компенсации морального ущерба.
Бывает и так, что дорогой гарантийный ремонт затягивают, пока покупатель не согласится его оплатить. Можно, конечно, сразу отдать и ключ от квартиры, где деньги лежат, но лучше поступить иначе. Как известно, на птичьих правах далеко не взлетишь, и поэтому вам необходимо составить юридически правильный документ. Вот образец:
Кстати, на основе этой "претензии" можно составить и письменное "заявление" с нужным вам требованием, главное, заменив соответствующие строчки.

Претензия
xx числа хх месяца хххх года я (Ахмед Мамедов) обратился в Ваш технический центр за оказанием услуг по ремонту девайса (тут и далее по тексту вписываете название своего оборудования) такой-то модели (товарный чек №xxxxxxxx от xx числа хх месяца хххх года). По условиям ремонта технический центр обязуется выполнить ремонт в течение двух недель (или какай-то другой срок, оговоренный в гарантийном условии).
С момента обращения к Вам прошло столько-то времени. Девайс так и не был отремонтирован. Такую просрочку технический центр объясняет отсутствием необходимых деталей на складе (или какой-нибудь подобными уловками на которые ссылается эта фирма).

Ваше бездействие нарушает права потребителя. В связи с данными обстоятельствами и в соответствии с Законом Азербайджанской Республики "О защите прав потребителей" прошу расторгнуть наше соглашение о ремонте ("условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными") и заменить указанный девайс на новый или вернуть деньги ("потребитель вправе требовать возмещение причиненных ему убытков в полном объеме").
В противном случае я буду вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и взысканием неустойки.
Дата. Подпись.
 
Несколько общих рекомендаций

Наш совет: брать комплектующие с большим сроком гарантии на них. Пусть они будут и дороже на 5-10 долларов, но впоследствии гарантия вам может очень пригодиться. Допустим, очень часто винчестеры "обсыпаются" после 1-1.5 года работы. А с гарантией на 2 года у вас будут все козыри. К примеру, вы вполне можете принести свой старый "полетевший" винт по гарантии и обменять его на новый с несколькими дополнительными гигабайтами пространства, зачастую у фирм уже винчестеров меньше 20 Gb на складе нет, а обменять на новый или, согласно Закону "О защите прав потребителя" (Глава I., статья 7, абзац. 6), предоставить на время ремонта работающий аналог они обязаны.
Если хотите купить действительно новый девайс или компьютер, а не использованный, то никогда не берите его в фирмах, покупающих б/у комплектующие. Многие просто не указывают, что этот товар был в употреблении, но ведь понятно, почему цены на него гораздо ниже, чем у конкурирующих фирм?
Всегда проверяйте заказанные комплектующие или компьютер. Иногда в запечатанной упаковке может не оказаться кабеля питания, звукового шнура и т.п. Заодно проверьте, чтобы все "стикеры" были на месте (в некоторых гарантийных условиях отсутствие или повреждение "стикера" (специальная наклейка) лишает гарантии).
Проверяйте накладную/гарантийный талончик
Например, был случай, когда фирма продала испорченный PentiumIII, а в товарном чеке было указаны лишь последние четыре цифры серийного номера процессора (как известно, у PentiumIII он уникальный, т.е. единственный). Когда покупатель принес его обратно, продавец, продавший ему процессор, удивленно заявил, что процессор не из их фирмы, а серийный номер и совпасть может. Впоследствии, конечно, процессор ему поменяли, но нервов было потрачено изрядное количество.
Помните, что желательно ознакомиться с Законами Азербайджанской Республики и знать свои права. Удачи!

Владимир Панков
punk@vip.az


Рецензии