Учебник клоунады для студентов гуцэи вторая глава

/вторая тетрадь/

ВТОРОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПРАКТИКЕ
и
ПЕРВЫЕ ГЛУПОСТИ

Начинать лучше всего с нуля.
Вы еще счастливы. У вас нет ничего!
Нет даже замысла, в который, как составные, входили бы:

ТЕМА - "о чем",
ИДЕЯ - "зачем",
ФОРМА - "как"...

Короче, у вас пока никаких проблем. Есть только вера в себя и огромное, прямо-таки безудержное желание создать нечто необыкновенное. Новый комедийный шедевр.
"Дурак повторяет чужие глупости, умный придумывает свои…"
Задание дано. Можно приступать. Попробуйте придумать глупость, которую с удовольствием повторил бы дурак.
Время пошло...
Девяносто девять из ста, что вы останетесь в дураках!
Бесполезно, бессмысленно, положив перед собой чистый лист бумаги, рассчитывать на создание шедевра.
По заказу как-то не получается. Может стимулы не те?
Нет, вроде, со стимулами все в порядке...
Так в чем же дело?
В законах истмата! Не произошло первоначального накопления капитала.
Маркс (просим не путать со знаменитыми комиками - братьями Маркс) был не дурак. Ясно, что, если хочется изменить, завоевать мир, запас должен перехлестывать через края плотины. Идеи побеждают, когда овладевают кассами…

ПЕРВЫЕ УМНЫЕ ШАГИ

Понадобится блокнот. Небольшой по формату, но такой пузатенький блокнот, который можно таскать с собой на свидание с девушкой, дипломатические приемы и разборки различных уровней.
Не  расставайтесь с ним никогда!
Это должно стать устойчивой привычкой. В отличие от многих, (включая собственные мозги) он не предаст вас. Это пока лучший и самый действенный из раздражителей, что стимулирует творческую потенцию.
Записывайте любую, пусть даже самую сумасбродную мысль. Не откладывайте ни секунды. Не бойтесь показаться окружающим странным или смешным. Хватайтесь за блокнот на улице, в театре, метро, столовой... Записывайте и то, что, казалось бы, впрямую не относится к вашей работе. Бойтесь спугнуть мысль, бойтесь потерять ее. Не льстите себе надеждой, что запомните - уйдет! И даже записанная может уйти, если вы не сумеете передать бумаге соответствующий настрой, эмоциональную окраску и подробности, которые, по сути, являются самым главным. Без всего этого запись, когда вернетесь к ней, покажется вам пустой, холодной, вообще не стоящей внимания.
Еще (и это тоже немаловажно) на первых порах при всех записях пользуйтесь трехзначными числами. Начальная пойдет под номером - 001. Пускай простенькая, но дополнительная стимуляция. Ведь, чем быстрее исчезнут стоящие впереди нули, тем быстрее на основе собранных "трюков", "корючек", "гэгов", "прибамбасов", "охренизмов" (не в названии дело!) взрастут работы, содержащие интересную тему, облаченные в оригинальную форму и (быть может!) даже отвечающие на вопрос - "зачем?".

ТЕРМИНОЛОГИЯ

С названиями, терминами просто беда…


ДИЛЕТАНТАМ

Храните свои записи. В трудную минуту любая способна "дать толчок".
Да здравствует дилетант!
Знайте, помните о преимуществе начинающего. Не пытайтесь выяснить, что можно, а что нельзя в комическом. Можно все. Нельзя только поклоняться авторитетам. На первых порах дилетант более талантлив. Он еще обладает свежим взглядом на известные, привычные для всех профессионалов приемы. Начинающие, как правило, спринтеры. Это матерые профессионалы - марафонцы. Потому, сравнявшись с лидерами (а иной раз и обойдя их), дилетант вдруг выдыхается, резко сбрасывает скорость и начинает отставать. Сие печальное событие происходит тем быстрее, как он растеряет драгоценное чувство новизны.
Беда, катастрофа, если все станет привычным и понятным!
Первые робкие находки, первые самостоятельные выводы (неважно, совпадают ли они с общепринятыми, официальными) - прелестны. Берегите их! Всему - свой рецепт! Всему - свое объяснение!
Можно многого достигнуть, научившись собственным умом открывать потайные двери.
Учитесь разрушать собственные каноны.
Одного желания до корней встряхнуть дерево жанров "comedy" (любопытнейшие, однако, плоды повалятся на головы!) - мало. Необходимо сравниться с Александром Дюма, чтобы, наподобие ему, быть не только съедаемым честолюбием, но и обладать безудержным воображением. Стать, как и он при всем своем невежестве необычайно "прожорливым" на любые неведомые вещи, преобразовывая их в своем мышлении, наделяя другим движением, пространством, ритмом, формой.
Помните:
Всё великое совершили люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые даже не знали, что это невыполнимо.
Клоун – гремучая смесь первого и второго. Смесь, которая никак не перемешивается, ни катализируется, не компенсирует друг друга ни коим образом.
Как лучше?
По знанию или по наитию?
Информация к размышлению:
Одно КБ /конструкторское бюро/ известного института два года(!) разрабатывало химический состав, который будучи добавленным в спирт делал бы его непригодным для внутреннего употребления… Сделали! За что получили звания и государственные премии.
Умельцы без всякого образования, но изнуриваемые жаждой, научились его очищать менее чем через неделю. Не по знанию, а по наитию.

ОПЯТЬ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО

ГУЦЭИ пригласило специалиста, который с помощью различных тестов определял уровень творческой фантазии у абитуриентов.
  Такие качества, как:
а) способность выдавать много идей (причем, на первом этапе их качество не имеет значения),
б) умение выявлять подробности, способствующие развитию основной идеи,
в) умение создавать новые комбинации из уже известных приемов…
…тестирующиеся достаточно легко стали являться главенствующими при наборе на курс КОМИЧЕСКОЕ.
(однако, жаль, что не было)
Хорошо, если в процессе обучения загружают студентов информацией - "кто, что, где, когда". Плохо, если вдобавок к этому не производится разбор: «ПОЧЕМУ?»
Снабжать максимум информации (эталонной, лучшими примерами, классикой комического) и одновременно приучать отказываться от привычных методов решения. Направить на поиск новых путей. Заставлять путем проб использовать максимальное количество приемов, приемлемых к заданной работе, прежде чем выбрать наиболее эффективное…
Снабжать. Приучать. Направлять. Заставлять…

ХОЧЕТСЯ УСПЕХА

Хочется успеха? Придется развить в себе две страсти. Первая - коллекционирование. Вторая - страсть к построению моделей.
Моделирование комических ситуаций уже само по себе увлекательнейшее из занятий. Оно заставляет не только увеличивать коллекцию приемов, вызывающих смех, но и поддерживать это хозяйство в надлежащем порядке. Классифицировать, систематизировать, объединять по группам. Что, в свою очередь, наталкивает на новые приемы и опять-таки расширяет коллекцию. И так - до бесконечности…

ГЭГ И ГЭГМЕНЫ

С первых фильмов Мака Сеннета существует сочное название, данное комическому приему, - «гэг».
Гэг вызывает смех с достаточной долей гарантии, не требуя при этом высокого актерского мастерства. Он "взрывает" зрительскую аудиторию показом явления с необычной стороны. Гэг по своей сути эксцентричен, ему невозможно сопротивляться. Рефлекс неконтролируемый вашим сознанием срабатывает на "не может быть" - на несоответствие, противопоставление, контраст, противоположность. До вас моментально "доходит"... Вы смеетесь. Гэг – это раздражитель, который бьет в ту точку организма, что отвечает за смех.
Если первый блокнот для очаровательных глупостей, то очень скоро понадобиться отдельный – для «чистых» гэгов.
Всякий начинающий коллекционер поначалу складывает в один ящик все «что попало», но (по мере разрастания коллекции) начинает ценить отдельные экземпляры выше, пытаться сортировать "по темам", или иным признакам, и уже втягиваясь, с увлечением гоняется за редкостями.
*/ «Садовник поливает цветы. Мальчик наступает сзади ногой на шланг. Озадаченный тем, что вода перестает течь, садовник подносит конец шланга к лицу, смотрит, в чем дело. Мальчик снимает ногу со шланга, струя воды бьет в нос садовнику»
("Политый поливальщик" 1896, братья Люмьер)
(Здесь и далее гэги, а также иные приемы, вызывающие смех, будут отмечаться значком: */ )
Таков первый гэг первого комического фильма. Он сохранился. Но огромное количество гэгов, увы, утеряно. В те легендарные "первых комических" с находками, да и самими фильмами обходились не слишком бережно. Снимались сотни комедий. (На иных студиях по несколько штук в день!) Ленты вырабатывали свой ресурс и выбрасывались.
Волшебное воздействие гэга было оценено сразу. Вскоре, на студиях возникли целые бригады фантазеров-профессионалов, людей с неординарным, можно даже сказать, – «сдвинутым» мышлением. Но еще долго в придумывании гэгов участвовала вся студия, включая техников и уборщиц. Азарт! Если гэг шел в дело, автор его получал вознаграждение. Так впервые создание смеха было поставлено на поток...
Предоставим слово Френку Капра, который в начале кинокарьеры работал гэгменом (сочинителем гэгов) у Мака Сеннета:
«Обсуждалась сценка, в которой Эдди Гриббон, по фильму злодей, пытается прорваться через дверь. Он толкает ее, дергает дверную ручку, пока она не остается у него в руке. Он ударяет дверь ногой, толкает плечом, но дверь не поддается. Злодей рвет на себе волосы и удаляется.
- Нет, это не смешно, - сказал Сеннет. - Нам нужна точка в сцене. Кто предложит точку?
- Могу предложить, - сказал один из гэгменов. - После того, как Гриббон изведется, пытаясь открыть дверь, пусть он повернется к зрителям и скажет одно слово для титра: "Закрыто!"
Сеннет захохотал.
- Прекрасно. Мы используем это.
- У меня имеется еще одна идея, - услышал я себя говорящим вслух. Все в комнате повернулись ко мне, Феликс Адлер и прочие знаками призывали меня опомниться. Сеннет смачно плюнул в плевательницу и повернулся вместе со своим кожаным креслом ко мне.
- Ах, у вас имеется идея? - сказал он, позвякивая монетами в кармане. - Послушаем.
Мои коллеги подняли глаза к небу и застонали.
- Так вот, мистер Сеннет, - мой голос прерывался от волнения. - После того, как злодей скажет: "Закрыто!", он опустит глаза вниз и увидит котенка, подошедшего к закрытой двери и небрежно открывшего ее лапкой.
Сеннет загрохотал во всю мочь, но мои согэгмены грохотали еще больше, в знак одобрения.
- Великолепно, Френк. Чертовски смешно. А что дальше, Френк?
- О-о... Ну... ну... после этого спокойно закрывается за котенком и к Гриббону приходит идея. Он становится на колени и на руки, подползает к двери, как кошка, и тихонько толкает дверь своей лапой. И ничего не выходит. Дверь опять не хочет открываться. В ярости он набрасывается на нее, и опять напрасно.
- Блеск! - заявил Сеннет. - Продолжайте, ребята, в этом духе…»

Позднее, (в конце 30-х годов) развил и сформулировал принципы коллективного творчества Алекс Осборн. Он предложил "брейнсторминг" - мозговой штурм, как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль. Стимулирование творческой активности в нем достигается благодаря соблюдению четырех правил:

1. Исключается критик - можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.
2. Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.
3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.
4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также предлагать модификации, то есть "улучшать" идеи, выдвинутые другими членами группы.

Но уже отсюда самым логичным способом вытекает следующее:

АВТОРСКОЕ ПРАВО


Рецензии