Учебник клоунады для студентов гуцэи третья глава

/третья тетрадь/

(фактура, маска, образ, пластика, энергетика)

ФАКТУРЫ МАСКИ

Образ клоуна шаловливого ребенка (доброго. Обаятельного, кот, к тому же знает, что он обаятелен, что ему многое позволено (Карандаш) не боится шкодить на манеже, уверен. Что все сойдет хорошо и на него не будут в обиде – его образ соответствует его фактуре индивидуальности - маленький ростом (значительно меньше окружающих)

Если фактура иная - толстый флегматик, например, тоже сможет играть «шаловливого ребенка», то иные психофизические данные естественно создадут иной образ.

В моменты насыщенные эмоциями характер (образ) персонажа раскрывается особенно полно и ярко.
(персонаж просто обязательным образом необходимо ставить в самые экстремальные условия)
Экстремальные ситуации всегда интересны зрителю – любовь к триллеру непреходяща.
Раскрывать забавные черты характера, реагировать неадекватно… и все. Но не так, как все. Нехитрый (не заумный) понятный ход мышления вызовет больше симпатий. Но опять-таки мышления оригинального.

Енгибаров исключение (контраст) меланхолик (контраст другим клоунам) но если бы такие клоуны возобладали, цирк представлял бы собой весьма грустное зрелище
 
Клоунада глубоко демократична по своей основе. Часто остра, но всегда правдива. Неважно к каким темам (и по каким причинам) она обращается. Мелких тем не существует. Берется ли какое-нибудь глобальное историческое событие или, на первый взгляд, ничтожная бытовая ситуация - клоун должен копнуть глубоко, заставить взглянуть всех по другому, с иной точки зрения. Мелкое превратить в величайшую трагедию (ни на секунду не дать зрителю усомниться в том, что это именно трагедия для персонажа, который он представляет), глобальное - в мелочь, пустяк.
Поведение клоуна – как на ладони мелкие человеческие пороки.
Он любитель хорошо поесть (особенно за чужой счет), сплутовать (особенно, если этим можно избежать наказания), ему (может быть) не чужда жадность (но, как правило, она наказуема в условиях игры на манеже - по сюжету антре), влюбчивость (но его наивную влюбчивость трудно счесть пороком)…
Всему мера и место.

Примеры серьезных нарушений законов и морали невозможно предъявить Клоуну.
Клоун-негодяй – это из другой оперы, скорее из области патологического. Вне манежа должны оставаться жестокость, бесчеловечность, грубость (зло), болезни...
Правда, бывает всякое. Совсем иное, если Клоуну предстоит сыграть негодяя на короткий промежуток времени (как бы - Образ, который играет Образ).  Но он уже показывает свое нелестное отношение к этому образу и вносит в него (чужой, возможно – навязанный ему) и свои черты, которые подобно ... проступают из под маски. (Маска-то надета небрежно – видно, что Клоун готов на радость зрителям сбросить ее, вернувшись к своему естественному «Я».)

Но все меняется. Возможно, еще при нашей жизни придется увидеть «негодяев, которые с удовольствием играют в негодяя».

Основной закон комедийного актера, который огромными буквами ему следует написать на том самом месте, которое попадается ему на глаза чаще всего, звучит так:
"ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБРАЗ"

Внешнее обличие должно соответствовать сути персонажа.
Проблемы грима.
(коллекция масок) –

Важна и фактура лица. Наиболее сложен грим для полнолицых актеров - большей частью те актеры-клоуны, которых я видел, из-за неудачного грима напоминали поросят в клоунских носиках. Но уже приятное исключение составляли те, кто пользовался только двумя красками – черной и белой. Занятно… Эта странность ждет своих исследователей – у меня, к сожалению, не хватает на это времени.

Грим, как и костюм, имеет тенденцию эволюционировать (видоизменяться) у каждого клоуна (и не всегда в лучшую сторону), но, получив признание, клоун, как правило, останавливается на достигнутом.
С того времени, как он становится узнаваемым по своей маске, все отступления от нее означают шаг назад или снова движение с нуля.

Многие авторы времен соцреализма переживали по поводу, что исчез с арены заразительный клоунский смех (одновременно при этом остерегая от буффонных масок... (протест у гуманного человека должны вызывать клоунские маски наподобие Гуинплена (персонаж романа Виктора Гюго «Человек, который смеется») парадоксально!

Костюм клоуна подобен оснащению бойца спецназа. Оружием является все, что на нем и с ним.
(Кстати, неплохой гэг: параллельный визуальный эффект – одновременная подготовка к «выходу» спецназовца и клоуна – грим клоуна и маскировочная, устрашающая раскраска командос)
Плюс куча предметов, умещающаяся в карманах клоуна и спецснаряжение командос.
У командос много потайных орудий. У клоуна тоже. Даже в его большом красном носе спрятана лампочка, которая неожиданно… (кстати, комическое преимущество возникает, если он загорается не просто так, а осмысленно, при определенном воздействии - красивая девушка, от которой он не может оторвать глаз или бутылка, яркий предмет: воздушный шарик или сладкая конфета в руках партнера…)
В карманах огромный складной нож-расческа...

Его оружие - умение получать пинки…
(но только если это соответствует характеру – создаваемому образу)
…и раздавать их,
…умение уморительно падать
а) поскользнувшись на банановой кожуре,
б) споткнувшись о птичье перышко,
в) потеряв равновесие от сквозняка – (дунул партнер),
…падать от испуга, падать от смеха, падать от любви… и от сотни других причин.
Следовательно, не только организм, но и костюм должен выдерживать любые встряски, не лопаться, оставаться условно чистым, не бояться …

Клоун обязан быть выразительным даже если он гол и умер.

Но костюм и грим подчеркнут его выразительность (вместе с манерой и репертуаром), они заставят его узнавать.
Часто костюм лепят просто из того, что удается достать. Собирают по знакомым. Подбирают в магазинах «Вторые руки». И нельзя сказать, чтобы неудачно. Первый опыт в этом направлении иногда дает удивительные результаты.
Может быть, отсюда впервые и пошла стилизация лохмотьев - костюм арлекина (одеяние, составленное из аккуратных разноцветных треугольников)

Заново пережил популярность «рваный жанр»
Когда ничего не могут придумать, просто надевают старый черный фрак (иногда к нему лепят нусусветной раскраски борта и манжеты, а также подбирают просто «невозможные» брюки – и костюм готов! Кстати, вполне подойдет каждому и на каждом будет сидеть по своему. Таково свойство фраков – в комедии они всегда уместны – чтобы не делал клоун, с каким бы номером не выходил (даже в качестве маляра)

Что лишено сегодня смысла – так это одеяние Белого клоуна. Но многие цирки Европы и Америки и сегодня не представляют себе своей программы без традиционной пары – классический Белый клоун и его партнер или партнеры. Лишенное смысла одеяние Белого клоуна (на сегодня) - весьма странное наводящее на иную мысль (стилизированное платье комбинезон похожее на дамское, туфли с пряжками и к тому же на высоких каблуках Нечто совсем инородное - даже слишком! - (хотя понятие чересчур не должно пугать клоуна)


ЭНЕРГЕТИКА И ПЛАСТИКА

Те, кто работает на манеже, сравнительно легко справляются с работой на сцене.
(Но не наоборот!)
Хотя и им не сразу дается, что на сцене следует играть более скупо и тонко.
Цирк существует, живет совсем другим темпоритмом. Его кардиограмма иная. Сценическую такая привела бы в ужас. Она тотчас бы увяла от ужаса и зависти.
Зритель цирка более нетерпелив, менее снисходителен. Не интересен номер или клоуны  - он уже через две-три минуты готов предъявлять претензии. Претензии его суровы – это рассеянность и невнимание к происходящему. Он пришел с жаждой впечатлений, острых ощущений, жаждой смеха... Нет этого, и зритель недоволен, ему скучно…
Актеру на манеже много сложнее удержать внимание к своей персоне. Цирковому зрителю есть куда смотреть и помимо. Перед ним не только манеж, но и лица-фигуры-типажи напротив, что-то интересное висит наверху, и уже волокут причудливый аппарат следующего номера… Это сцена предлагает только себя (ну, разве что, еще и чужие затылки).
Полутона обкрадывают. Цирк требует яркости, он самое насыщенное из зрелищ. Вялости нет места. Сила, ловкость, красота. Виртуозное мастерство. Лаконичность. Точность. Более четкие ритмические решения, чем в любом из других искусств.
Контрасты.
Клоуны будто созданы для своеобразных ритмических пауз, для того, чтобы зритель пришел в себя… осмыслил происходящее?
Клоуны созданы для СМЫСЛА.
Или, что вернее, - клоуны созданы для особого смысла.
Особый смысл, не правда ли, - это лестно звучит? Многозначительно. Хорошо бы так и оставить, не разъясняя. Пусть каждый додумывает сам. Ищет свой особый смысл.
Я не нашел и не понял.
(Может вы мне, при случае, объясните – что я тут такого наговорил в последних пяти абзацах? Лишний раз подтвердив, что важно не только сказать умную мысль, но и понять ее самому с помощью умных людей.)
Отбросим смысл. Оставим то, без чего никак нельзя.
Клоунада требует чрезвычайной точности, а это дается только очень большим трудом.
Клоунада требует большей точности, чем секс у дикобразов.
Клоунада – это искусство.
Клоунада – это искусство подмечать детали, мелочи и выводить их на передний план.
Клоунада – это искусство, в котором нет мелочей, и наоборот мелочи, выведенные на передний план, становятся чрезвычайно важными.
Каждая сценка, каждый эпизод, фрагмент, нюанс, пусть самый маленький, должен быть законченным произведением. Он требует четкой темы, яркой мысли, стройного построения, завязки, кульминации, развязки...
Сюжетный ход и перипетия номера должны быть сыграны, «произнесены» предельно четко и ясно. Каждый комический трюк должен «прозвучать» в свое время – ни секундой раньше, ни секундой позже.
К слову: вовремя прозвучавший удар барабана (медных тарелок, пищика и пр.) способен еще более усилить впечатление. Как и звук трубы (сморкание), раздувание меха (зевок) и иные комичные «соответствия».
Произведение динамичное, наделённое захватывающим сюжетом, хорошо бы, «здесь и там» пересыпать отступлениями - таким образом, чтобы действие развивалось как бы скачками, заставляя трепетного зрителя всё время пребывать в напряжении и неспокойствии.
Впрочем, уже как хотите, – динамика «кушается» и так. Но после фейерверка движений внезапная статика вызовет, по крайней мере, аплодисменты. (Можете не сомневаться – проверено многократно на различных эпизодах.)
«Моторно-двигательные проявления приравниваются в актерской игре к аффектам и эмоциям...»
Это не моя фраза. Так заумно камуфлировать суть я еще не научился. Можно часами сидеть над толкованием этой фразы. Почти «библейское» изречение, созданное безвестным диссертантом. Теперь представьте, если весь «учебник клоунады» состоит из подобных фраз? Гремит, а не доходит... Как горох в надутом и высушенном бычьем пузыре, которыми скоморохи так любили лупить друг дружку по головам.
Но суть отображена верно. Попробуем (почесав затылок) перевести на человечий язык:
1) «моторно-двигательные проявления» - движения актера(?),
2) «приравниваются у актера» - должны соответствовать(?),
3) «к аффектам и эмоциям» – яркой эмоциональной жизни(?)
Уже легче. Любую проблему решить легче, если раздробить ее или разложить на составные части. С тем же успехом можно было написать, что «масло должно быть масленным», а «такое производное человеческой деятельности, как сахар следует приравнивать к сладким продуктам потребления…»
Не ищите полезного в диссертациях и научных работах (даже, если они о КОМИЧЕСКОМ). Они создаются не для того, чтобы помочь в практике, а для решения собственных интересов - (звание, диплом, пр.) Если при этом удается еще больше замутить теорию, диссертант может быть доволен – материала хватит и на «докторскую».
Суть, вероятно в следующем:
Следует запомнить, что и любое разговорное антре - даже если реплики (по закону сюжета) сыплются одна за другой - наполовину пантомима.  Выстраивать его надо по законам особой пластики - когда тело играет наравне с «репликами» - движения подчеркивают мысль. Какое бы смешение жанров не происходило, любая работа на манеже не должна быть «размыта», а состоять из четких «реплик».
Также (особо важно) клоун обязан быть чрезвычайно выразительным и «без слов» – в паузах между «репликами». Жесты и манеры если и переносятся из реальной жизни, то не в чистом виде, а как бы через увеличенное стекло.
Преувеличенная динамичность эмоции смешна сама по себе, но… даже этим Клоун часто пытается обмануть – (ложная пластика, или, вернее, ложные предпосылки) – а потом и разоблачить свой обман.
*/ После нанесенной ему обиды Рыжий клоун (персонаж) отворачивается, убирает голову плечи его трясутся, вздрагивает… Партнер тоже расстроен – приносит извинения и еще раза извиняется и еще… уже чуть ли сам не плачет. А плечи Рыжего клоуна все вздрагивают… Наконец, он поворачивается, и… все видят, что он взбивает себе коктейль (точно так, как это делают бармены).  С невозмутимым видом Рыжий клоун вставляет в стакан соломинку и сосет свое пойло…
Прекрасный гэг! Наиболее раннее его исполнение можно увидеть в старых кинолентах Чарли Чаплина. Однако при исполнении на манеже, актером должен учитываться не только образ, но и то, что зритель может быть расположен достаточно далеко, вдобавок по кругу. Не только плечи, но даже спина клоуна должна играть, объясняя тем, кто находится позади - что происходит в настоящий момент, какие чувства обуревают их героя. Кино и сцена может позволить сыграть это более скупо и тонко.
Пластика зачастую и определяет стиль…


Рецензии