Бедный и богатый, сытый и голодный

Мировоззренческий  спор между бывшим футболистом и ныне оппозиционным политиком городского масштаба  Анатолием Ясиным и предпринимателем первой, романтической волны конца 80-х годов, а ныне респектабельным городским предпринимателем Евгением Матвеевым, свидетелем которого был ваш корреспондент

Встреча межу известным в широких кругах городской общественности оппозиционным существующей городской власти политиком Анатолием Ясиным и предпринимателем Евгением Матвеевым состоялась во время презентации журнала для предпринимателей «Деловой клуб» с обсуждения того, каким и для кого должен быть этот журнал.

Е.М. – Я хочу, чтобы  с помощью этого журнала о деловых людях Череповца говорили все одаренные люди. Но не таким вот образом, как недавно случилось со мной. Пришел ко мне корреспондент «Литгазеты» и говорит: «Я о Лунине написал,  хочу о вас написать!». Я говорю: «Пишите!». Он: «Надо заплатить 150000!» Зачем такое мне?! А пришел другой человек: «Я хочу написать, потому что мне искренне интересно, чем ты занимаешься!». И я говорю: «Пиши!»… А за деньги я могу заказать. Мне неприятно, когда за деньги обо мне пишут статьи. Хочешь написать искренне, напиши. Другое дело, что я могу потом тебя за это каким-то образом отблагодарить.

Ясин: - Я, Женя,  выходец из народа. Давай я тебе скажу свое мнение о том, каким должен быть журнал. Вот ты ездишь на «Джипе», а я никакой другой машины кроме русской «Нивы» не знаю. Но вот когда мордашовский «УАЗик» загнали в эти колдобины, то он первым поднялся на гору, а все остальные «Джипы» застряли. Так и наши череповецкие предприниматели, неважно какие, должны везде проходить. А уж расшифровать как это они делают, должны люди одаренные, которые смогут и написать об этом, и подать.  В том числе и в этом журнале.
  Но самое главное, не надо вам, богатеям, забывать о народе, отрываться от него. Последние социологические исследования в России показали, что существует большой процент людей, который ненавидит богатеев. Это не я сказал, это наука говорит. Взрыв назревает. Поэтому  - лучше вам иметь «Джипы», потому что на «Нивах» вас догонят.
  И в этом ты, богатей,  не прав изначально. Что нас раньше связывало. Я у тебя многому научился. Когда я к тебе приходил, простой матуринский парень, ты мне объяснял: «Посмотри, Тоха, на мой шикарный магазина на Ленина». Впервые в городе у тебя стоял российский флаг. И вот кто-то срубил мачту. Флаг упал. Помнишь. Так вот, если бы этот с «Литературной газеты» пришел,  и ты бы ему этот эпизод рассказал бы, показал бы свой патриотизм он бы, этот барыга, который хотел на тебе деньги заработать, все бы понял и ушел. Потому у тебя не просто магазин, а то, что ты патриот России.
Е.М. - Что такое патриотизм? Ты часто это слово употребляешь
Я: - Жить нацией. Я понимаю, что  мы настроили у себя в городе разные  островки счастья – несчастья я не знаю  у тебя островок в бизнесе  у меня был островок в футболе, который у меня отобрали И эти островки выше, чем вот эти заборы на Соборной горке. Когда мы научимся, мы, народ, череповчане,  жить и не говорить о прожиточных минимумах, не говорить о том, что кто-то страдает, вот это, в моем понимании и есть патриотизм. Сделай что-то для своего, череповецкого народа.
Е.М: - В какой-то степени ты и прав. Но тогда возникает вопрос: а что конкретно сделал ты для Череповца. Патриотизм – это какие-то конкретные дела. Вот поставить забор на Соборной горке – это конкретное дело. До этого Соборная горка была неблагоустроена. Ее обустроили. Это разве плохо?
Ясин: - Мы открытым языком говорим
Е.М: - Открытым!
Я: - Тогда я тебя спрашиваю. Почему на стадионе «Строитель», где я воспитывался после «Металлурга» и играл в 13 лет в футбол, не звучит музыка и не закатывается ледяной каток? Почему картинги на Соборной горке не кричат?! Богатеям, которые там живут, все это мешает.
  Сейчас все у нас решают деньги. Я долго размышлял и пришел к очень важной для себя формуле. Три года назад я обвинял Чубайса и ходил с лозунгом: «Чубайс – это Ставровский» Чубайсовщина у нас везде в городе! Зайдешь в горбольницу, а тебе там говорят: «А ты взял с собой простынь? А ты взял с собой сухари?» Как в тюрьме! Зайдешь в какое-нибудь УРАО. А тебя спрашивают: «Ты за семестр заплатил?» За все надо платить. Чубасовщина залезла у нас во все слои города. И это плохо!
Е.М: - Если ты знаком с компьютером, то знаешь, что, например, там есть режим уменьшения изображения и его увеличения. Так вот в твоей практике выпестовался очень удобный режим. Ты видишь все негативное и смотришь на него сквозь увеличительное стекло. Кроме, помимо того, чтобы находить недостатки и выпячивать их наружу надо предлагать еще и конструктивные предложения. Какие-то решения, которые это негативное могли преобразовать в позитивное. А где они у тебя?!
  Расскажу притчу из своей жизни. Когда я был маленький и приезжал к деду в деревню, то он мне всегда хвастался: «Видишь, внук, тот дом. Так я его за угол поднимал». Когда я подрос, я удивился: «Дед, да не может быть!» Он мне ответил: «Поднимал! Поднимал, но поднять не мог!». К чему это я? А к тому, что у нас много желающих поговорить на тему, что надо народу жить лучше. Да немного желающих что-то для этого сделать.
  Большевики как ратовали за счастье трудового народа. А что получилось. Землю не дали! Фабрики не дали! Светлое будущее только в виртуальном образе. И в итоге этот виртуальный образ привел людей в нищету. Потому что это был миф! А вот сегодня наступило время реальных действий и реальных дел. Город меняется на глазах. Он становится краше. Появляются хорошие магазины. Пробудился человеческий фактор, ему дали основу. Представь себе – вот есть поляна. Когда на нее приходит Социализм, то косит все подряд и остается одна пустота. А вот сегодняшнее время дает человеку возможность себя реализовать, выразить. Вот если на этой поляне кто-то вырастил тюльпан, надо сказать, что это плохо? Для меня хорошо.
Я. - Это я тебе поверю, тогда, когда у нас этот фактор будет стоять не на 57 месте, а на 1 – как в Норвегии, или, хотя бы, на седьмом как в США. Раньше в СССР можно было стиральную машину в кредит купить,  шифоньер, диван.  Сейчас – все только за деньги. Так вот: я верю в ваше счастье. Я думаю, что скоро и я не буду задавать вопрос о том, почему у тебя есть «Джип», а у меня только «Нива», или вообще ничего нет. Я задам тебе вопрос о том, почему те, у кого есть особняк, земельный участок, имеют его в черте города, а Тоха Ясин или свинарка Нюра себе такого позволить не могут.
Е.М. - Там и Матвееву не дали!
Я - А вот объясни такой факт. Четыре года назад никакое строительство в городе не велось. Только Матвеев особняки строил, Штейнгарт там. Однако же, некий заммэра по капитальному строительству Волков себе особняк на Соборной горке построил. Как это ему удалось?
Е.М. - Не построил, а приобрел. А построил Лунин. Другое дело, что там Лунин что-то за это получил. Какие-то льготы.
Я. - Так ведь это скрытая форма коррупции. И никто мне на эти вопросы не отвечает. Мэр, когда я об этом его спросил, просто с трибуны убежал. Так вот Ясины для того и существуют, чтобы эти неудобные вопросы задавать. Чтобы коррупцию в верхах власти разоблачать. Я Смирнова посадил и вас, гадов,  (добродушный смех. И.В.) – посажу!
Е.М. - Дело то не в этом. Дело то в том, что от Анатолия Ясина городу как от козла молока.  У него нет своей твердой линии. Я бы с ним с удовольствием контактировал, решал бы какие-то проблемы. Но когда я вижу, что господин Ясин постоянно мечется от одного политического лидера к другому, подкрепляя эти свои метания какими-то конъюнктурными соображениями, меня это коробит. Я знаю, что мне надо сделать одно дело, потом – другое. Мне некогда и я не могу метаться от одного дела к другому.
Я. – Ты, Женя,  хороший парень. Если бы я не читал «Русский Север», «Аргументы», «Губернию», то я бы всех вас облизывал, потому что ничего другого не знал. Но что вот ты сейчас сказал сам-то понял. Ты сказал, что друг Лунин помог хорошо решить жилищный вопрос своему другу, заммэра по капстроительству Волкову. И в этом вы все. Вы хотите дружить друг с другом. Строить островки счастья исключительно для себя. А народ вас не интересует. Но народ вас об этом спросит и покажет вам фигу.
  Вот еще пример «дружбы». Был у меня такой знакомый коммерсант по фамилии Смирнов. Так вот он все время в политику лез. В 96 году он шел на мэра. Он прибежал ко мне за день и говорит: «Тоха, выручай, у меня 600 подписей нет». Я ему говорю: «Ты чего, крендель? Вроде такой крутой, а 600 подписей собрать не можешь?!» Я сам весь свой дом пробежал. Отдал ему подписи, а через три дня читаю в газете: «Сергей Смирнов снял свою кандидатуру в пользу Михал Сергеевича Ставровского». И за это, как я понимаю, получил фирму «Яна». А кто-то получил-с особнячок-с. Гады, гады вы все (со смешком И.В.). Раздавлю вас всех!
- Не раздавишь. Никто тебя не боится. Это, во-первых. Во-вторых, если будешь делать правильно, то тебя поддержат. Если нет, то никто тебя не поддержит.
  Далее собеседники и идейные враги мирно попрощались и разошлись в разные стороны по своим делам…

Присутствовал и с их разрешения записал  Игорь Васюков


Рецензии