Ах, Одесса, жемчужина у моря

Я сидела в красивом ресторане, куда уже сотню лет в этом славном городе Одесса, захаживали горожане вкусить изумительно приготовленную пищу.  Мне тут нравилось. Музыканты играли джаз, и красивый мужчина, прикрыв глаза, пел песни  черного Луи.
Гирлянды и мишура сверкали серебром,  звучали новогодние поздравления…, все праздновали новый 1984 год.
На этот праздник я  добиралась 12 дней.
Нет, не пешком, не на лошадях и не на попутках…
На самолетах…
….
- Елен, поедешь в Одессу на новый год? – спросил меня председатель профкома.
- Поеду, - не раздумывая, ответила я.
Я была свободна, и жажда  впечатлений увлекала в путешествие.
Купив билеты, я спешно собрала наряды, и  утром мой приятель уже вез меня в аэропорт.
Но рейс отменили из-за нелетной погоды. Потом его опять отменили… Это длилось 5 дней. То не принимала Одесса, то не выпускал Куйбышев.  Мой энтузиазм улетучивался, но настырство не позволяло отказаться от поездки. На пятый день, мой друг решительно сказал:
-  Все! Обратно не повезу. Жди до упора.
 И уехал.
Погода была ясная и я, сев в кресло на втором этаже и, закинув ногу на ногу, стала ждать полета, поглядывая на телевизор. Шел мой любимый фильм.  Вскоре фильм закончился и я, начиная раздражаться, решила спуститься вниз. Растолкав локоточком очередь, закатив глаза от легкого гнева,  я постучала ногтем в окошко и  спросила диспетчера:
- Ну, в чем дело? Опять Одесса отменяется?
Барышня в синем кителе аэрофлота, хмыкнув, протараторила:
- Милая, так уже как 10 минут в воздухе Ваша Одесса!
- Как? – растерянно промычала я, опустив на пол свою авоську.
Вид довольной гусыни улетучился.
- Я ж тут была…, кино смотрела…… - уже не стыдясь своей глупости, объяснила людям свое дурацкое положение.
Меня похлопали по плечу и утешили надеждой улететь завтра.
– Ну, нет! Я улечу сегодня! И неважно куда.
Достав этот гадкий клочок бумаги, где был пропечатан злополучный рейс, я, опять поработав локтями, пролезла к кассе.
- Этот сдаю! А на любой первый покупаю!
-  Сейчас будет  на Москву. Берете? – спросила кассир
- Беру. Мне уже все равно!
Телевизор я уже не смотрела. Мои уши растопыренно слушали все объявления о вылетах. И через 20 минут правильный голос диктора сообщил:
- Завершается регистрация рейса 1186 в Киев. Желающие  могут приобрести свободные билеты!
- О!  -  подпрыгнула я,  - Что мне делать в  Москве? Я в Киеве ни разу не была!
И опрометью кинулась к тому же кассиру, просунув в окошко  новый билет.
- Этот сдаю! В Киев полечу. Дайте одно место!
Девушка замешкалась, и через минуту около меня очутились два милиционера.
Кашлянув, они любезно попросили мой паспорт. Сверкнув глазами, я намекнула, что тороплюсь.  Паспорт им понравился, и,  отдав под козырек, они проводили меня взглядом, погрозив кассирше  за ложную тревогу.
 И вот я уже в самолете… Боже! Как мне нравится летать.  Эти белоснежные облака, к которым хочется прикоснуться руками…   Когда то в детстве мне думалось, что вата из аптек это и сеть  кусочки облаков.
«Наверное, - думала я, - самолеты и придумали для того, чтобы летать за ватой».
А эти любезные стюардессы. Только чуть скупые. Ну почему они наливают лимонада так мало?!
Мы подлетали . Я представляла себе Киев, где каштаны сбросили  резные листья, где чернобровые хохлушки тараторят  украинскую речь, где, как говорили шутники, продается сало в шоколаде и … о, ужас,  вспомнила, что  самая яркая картинка гостиниц это вывеска
«Мест нет»   Где я буду жить?!   Я наспех  достала записную книжку и выудила чудом сохранившийся адрес женщины, с которой отдыхала летом в Сочи.
Дай Бог, здоровья и благополучия ей, ибо  уже через час я была поселена в высотную гостиницу, из окна которой был виден почти весь Киев.
Я гуляла по городу, но мысль об Одессе как червяк сидела в моем мозгу.
Все равно поеду! И увидев кассу аэрофлота, купила билет. Семь дней в Киеве запечатлелись на фото, и порой, разглядывая их, я благодарю судьбу, за нелепые случайности, которые  меняют наши жизненные дорожки и в старости греют душу.
Поклонившись Киеву, я ехала на такси в аэропорт. Но нигде у стоек не было посадки в Одессу. Что такое?  Я глянула в билет  и чуть не упала. Я спутала графу даты рейса в графой времени вылета! Мой самолет  давно улетел.
 Выслушав мои приключения, диспетчер сказал:
- Если сесть в такси, то можно успеть на рейс из другого аэропорта, что находится на другом конце города”
 Так и я  сделала. Водитель лихо гнал машину и, вот я уже стою с новым билетом.
Ура!!Ура!!! Но через полчаса сообщили:
- Рейс задерживается на восемь часов.
 Я не плакала. Я хотела домой в Куйбышев.
- У Вас неприятности?, - спросил молодой человек в кителе летчика.
- Небольшие, - ответила я и все рассказала.
Он что то считал на пальцах и через минуту рассказал простой выход из положения.
- Если Вы сейчас полетите в Краснодар, то ровно через четыре часа оттуда будет вылет на Одессу. Хотите?,  - спросил он меня и, увидев мою покорность, скрылся в дебрях касс, поменяв мой билет на Краснодар.
Он угощал леденцами аэрофлота и постоянно шутил, желая меня развеселить.
Одессу я уже ненавидела!
Краснодар не пришлось посмотреть. Сев в самолет, я не верила, что через час буду в  злополучной Одессе, той самой жемчужине, что как то нечаянно раскинулась у моря, где туманы не дают самолетам летать в положеное время. Пустыня со своим климатом теперь мне казалась раем.
 Измотанная и голодная я вошла в холл санатория  и попросила валерьянки.
Два дня я спала, не выходя из номера.
Оптимизм проснулся первым и, оглядев соседей, я стала собирать компанию на новогодний вечер в ресторане. Нас было восемь совсем чужих людей, которые, сев за праздничный стол, тут же нашли общий язык. Наш стол шумел смехом и гоготаньем. Все танцевали, рассказывали свои байки, и до самого конца путевки мы не уже расставались.
Ах, Одесса, ты действительно красавица! Узкие улочки, красивый оперный театр, антикварные салоны, добродушные горожане и конечно же рынок “Привоз”.
“Привоз”….  Это город в городе, это мир еды, шумных продавцов и ушлых покупателей. Каждое утро, скиснув от санаторной еды , мы плелись гуськом на этот рынок  разбавить манную кашу домашними соленьями. Большие бочки квашеной капусты, маринованых кабачков и баклажанов, соленые огурцы и помидоры, острая морковка   и овощное рагу  складывались на ладони  и уже через час  мы,  набив оскомину, топали к рядам с колбасой и сыром. Тут дело обстояло хуже. Много не давали! Пуская слюну, я смотрела на мясные копчености и не знала, что просить на пробу. Однажды я увидела рядом толстую одесситку в берете, которая шепнула в мое ухо:
- Проси пробу на двоих, все съедай и говори, что невкусно!”
Я неплохо сыграла роль, и меня тут же оглушил голос дамы в берете:
- Невкусно??! Так что ж так дорого? Такую колбасу надо продавать в два раза дешевле!
Я ей поддакивала, и вскоре, стукнув ладонью о прилавок, продавец уже вешала требуемый килограмм даме за полцены.  Все “хозяйки” тянули за рукав покупателей, обещаяя рассказать секреты копчения и квашения. Вскоре есть в санатории мы перестали вовсе.  “ Завтрак на Привозе” – так можно было назвать фильм про нашу компанию.
Накупив подарков и всяких безделушек, под мурлыканье песенки  “живи моя Одесса, живи и процветай”, я собирала дорожную сумку.  Я летела домой.  Сидя в аэропорту , я прокручивала события и мне хотелось помолчать. Но разговориться заставила рядом сидящая женщина.
Она была как то не по сезону одета. Из под старенькой куртки выглядывал ситцевый халат, на ногах  стоптанные ботинки. Она ежилась от холода и озноба.
Я  рассмотрела ее внимательнее.
Приятная  внешность,  русые , чуть тронутые сединой волосы, были гладко причесаны, на руках аккуратный маникюр.
- Вам нездоровится? – спросила я ее.
- Вам нужно выпить коньяка,  сразу согреетесь, - не унималась я с советами.
- Да ничего, скоро прилечу домой, а там мама встретит с теплыми вещами.
- А куда летите, - спросила я.
- В Тюмень, - ответила она тихо.
- В Тюмень?? В таком виде?
  Женщина расплакалась и поведала мне историю про свою Одессу.
  Лет десять назад она познакомилась с мужчиной, который приехал к ним в Тюмень на заработки. Они полюбили друг друга,  поженились  и, прожив  счастливо год, решили уехать в Одессу , где жила его мама в просторной квартире. Отношения со свекровью не сложились сразу.  Старуха корила сына за то, что он женился на москалихе и требовала развода.
- Твоя замороженная даже родить не может. Что ж так и будем без внуков жить?, - пилила она его каждый день.
Муж разрывался между двух огней и вскоре начал пить. Он часто срывался и впервые  ударил любимую.  Протрезвев, он целовал ее колени, моля простить и начать все заново.
Он просил мать не вмешиваться в их жизнь, но свекровь через полгода вновь взялась за свое. Муж уже поддерживал мать. 
Обиды и унижения вошли в норму. 
- Или уезжай, или отравлю тебя, - шипела старуха.
В новогодние праздники муж  грубо вытащил ее из квартиры и закрыл в сарае. Раздетая она просидела там три дня и, наконец, отогнув скобу замка,  прибежала к соседям, у которых  хранила свои документы и немного денег.  Её одели в  старенькие вещи и отправили  в аэропорт.
- Лишь бы скорее домой , - закончила женщина свой рассказ.
Я насильно сунула ей деньги в руку  и вынудила пойти в буфет.
Мне было видно, как она села за стол. Она купила дешевую жареную мойву, стакан чая и много хлеба.  Коньяка  не взяла. Почти не жуя , она глотала рыбу вместе с косточками, собирая крошки хлеба с тарелки. Лишь иногда женщина сжимала виски от боли и смахивала слезы с лица.
Голос диктора объявил о регистрации на Тюмень и Куйбышев одновременно. Она спешно допила чай, завернула в салфетку оставшийся хлеб и побежала на посадку. Ее глаза искали в толпе кого то, и, наконец встретившись взглядами, мы улыбнулись друг другу и мысленно пожелали счастья в женской судьбе.
Она увозила в памяти свою Одессу  и тоже улетала из той самой “жемчужины”, где разбились ее надежды, любовь, а душа была похожа на выжженое поле.
Мира ей….
Чужую беду забываешь быстро. И уже через неделю я встречала  людей, с кем меня познакомила и подружила дорога в Одессу. На вешалке в моей прихожей висел китель молодого летчика Сергея из Краснодара и плащ Ирины из Горького.
Увы, жизнь нас разлучает нещадно. Ирина позже эмигрировала в Израиль, а юноше я перестала отвечать на письма, став замужней женщиной.


Рецензии
Первая строчка просто ужасна, а потом всё лучче и лучче... Под конец и вовсе стало так грустно-грустно и понятно-понятно. Общее впечатление очень даже хорошее. Вот.
Не умею ругать, хоть вы и просили. А первую строчку исправьте. :)))))))))))))))))))))))))

С уважением,

Анастасия Галицкая Косберг   17.07.2003 23:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте Анастасия. Рада Вашему визиту.
Подумаю насчет первой строки.
Но согласитесь, женская проза всегда чуть грустна. Может это вносит равновесие вкупе с мужской напористой литературой?!

Елена Булавина Весна   20.07.2003 17:24   Заявить о нарушении
Добрый вам вечер!!!

Ой, нет... Не могу, пожалуй, согласиться. Я не умею писать что либо, кроме женской прозы, помучто я - женщина, но знаете, всё таки чаще у меня получается весело, чем наоборот. :))
А, если совсем честно, то я пребываю в блаженной уверенности в том, что не существует прозы мужской, женской, детской, голубой, розовой... Она либо есть, либо её нет. И, кстати, именно здесь - на ПРОЗЕ - есть этому многочисленные доказательства. :))) Мужики так пишут от имени женщин, что диву даёшься! А как порой женщины выкаблучивают! Ох!!! Эх!!! Ух!!! :))))))))))))

С уважением,

Анастасия Галицкая Косберг   21.07.2003 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.