О взлётах и падениях

    Когда лет десять назад, мы познакомились с моим будущим мужем, его первыми словами при знакомстве были:
- Ты с прыгала когда-нибудь  парашютом?
- Нет - слегка ошарашено ответила я.
- Прыгнешь - сказал он  голосом, не допускающим возражений.
«Ни за что», - подумала я, но знакомство решила продолжить, уж очень заинтриговало меня столь неожиданное начало. Наивная,  не знала, что не ограничится дело лишь прыжком с парашютом (кстати, я и правда прыгала, но это уже  тема другого рассказа).
    Следующие несколько лет я мужественно ездила с другом на дельтадром, наблюдая его утомительные подъёмы на гору с тяжёлым дельтапланом, и последующие несколько десятков минут блаженства полёта. Обгорала до пузырей и замерзала от холода. Сопровождала на соревнования, поддерживая любимого в тяжкой борьбе за почётные места, оберегая хрупкое мужское самолюбие. Несмотря на это, мои пассивные страдания наблюдателя, любимого видимо не устраивали. И однажды, он предложил научиться летать, чтобы разделить с ним радости свободного полёта.  Поколебавшись немного, я поддалась уговорам и стала «учлётом». Так называли тех, кто только обучался летать.

    Несколько месяцев драгоценный муж гонял меня по пятиметровой горке, именуемой в простонародье «лягушатником». Но задача казалась мне просто невыполнимой. Вдумайтесь, дельтаплан нужно было поднять, удержать нужный угол, ещё и к тому же бежать, не забывая о крене. Тут хотя бы суметь что-то одно выполнить. Правда пилоты в один голос уверяли, что пара шагов и плечам моим станет  легко. Однако, раз за разом, сбегая с горки, я никак не могла дождаться этого блаженного состояния. Наконец однажды терпение  истощилось. Любимый с горьким сожалением и разочарованием снял непосильный груз с моих хрупких и непутёвых плеч. И возможно, так бы я и продолжила ездить на соревнования, довольствуясь ролью наблюдателя. С завистью поглядывать на хрупкие фигурки  дельтапланеристок, без труда разгоняющих свои летательные аппараты и устремляющихся в такие недоступные для меня голубые дали.

Но однажды к счастью в Алма-Ату привезли парапланы. Мой муж вновь вдохновился и сообщил:
- А пойдем, попробуешь пролететь на параплане. С опаской я поднялась на «детскую высоту» - 60 метров, и стала наблюдать за тщетными стараниями начинающего пилота. После пятой попытки он всё же стартовал. Я с ужасом подумала мне же ни за что не взлететь. Но назвался груздем… короче муж надел на меня сидение с ремешками, именуемое как я в дальнейшем узнала подвесной системой. Пристегнул к лямкам параплана, дал мне их в руки и сказал: "беги – вперёд и быстро". Ни на что, не надеясь, я, рванула вниз по склону и вдруг с удивлением обнаружила, что земля удаляется и уплывает подо мной. Как во сне, ещё не веря происходящему я летела, летела…   К большому сожалению, упоительный сон быстро закончился. В последний момент я успела вспомнить о стропах управления. Муж говорил, что их нужно затянуть до…, ну вообще как можно сильнее и ниже. И вот я опять на земле.

    Первым делом, спустившись, мой благоверный наградил меня восторженным пинком. При дальнейших разборках, оказалось, что это традиция пилотов-парапланеристов, как символическое пожелание не садиться на пятую точку.  Коей зачастую учлёты встречают землю-матушку, предполагая наверное, что так будет мягче. Целый день я ходила под впечатлением, с лицом вытянутым подобно восклицательному знаку. Только к вечеру вошло оно с некоторым трудом в рамки приличия. Так началось повальное семейное увлечение парапланеризмом. Хотя степени помешательства оказались разные. Муж занялся всерьёз и надолго, став потом членом сборной Казахстана, и заняв в разные годы поочередно все три призовых места.
    Я же ходила, гордясь собой, чувствуя себя опытным пилотом и в рассказах исколесив вдоль и поперёк небесные дали. Так дело подошло к зиме – основному периоду обучения учлётов. Я полностью уверенная в себе, как никак на моём счету целый один полёт, взяла параплан и последовала за инструктором. Муж в этот день не смог сразу заняться моим обучением. Инструктор галантно помог мне облачится в доспехи и, объяснив задачу, спросил: "Готова?" Зная, что полечу с первого раза я сказала: «Готова". "Пошла". Что тут началось, первый фальстарт, второй  и т.д. После -дцатой особенно неудачной попытки, я волоча параплан довольно далеко укатилась вниз.  Поднимаясь, на гору я увидела, что губы инструктора шевелятся, но из-за расстояния  ничего не было слышно. Хотя примерно я представляла, что он говорил, думаю, это было мнение о женщинах пилотах вообще и обо мне в частности. Когда я поднялась, он немного помолчал, видимо, с трудом подбирая приличные слова, и сказал:

- Давай лучше муж тебя поучит. И торопливо, не оглядываясь назад, пошёл  вниз.
- Хорошо, - сказала я ему вслед, пожав плечами  и стала терпеливо дожидаться  своей очереди.  Наконец  отправив в полёт всех своих учлётов, любимый, наконец, занялся мной. Надо сказать, что с ним дело пошло быстрее и качественнее. Не прошло и пару часов как я была опять в воздухе. И снова купалась в потрясающих ощущениях.  Не буду рассказывать, сколько несчастных кустов шиповника было затоптано. Сколько потов сошло в морозную погоду.  Но как награда за труды, были продолжительные минуты полёта, которые при дальнейшем обучении должны по рассказам опытных пилотов,  превратиться в восхитительные часы парения в термических потоках. Да и могут разве какие-то мелкие трудности остановить человека, который однажды побывал птицей.

Но пока в период обучения приходилось выпаривать в мечтах и жадно поглощать учебную литературу для самообразования и Ричарда Баха - для души.
   Результат - к концу зимы я вышла на заключительный этап обучения – 1000 метровая гора Уш-Коныр.  После 300 метровой горки на дельтадроме, высота казалась просто нереальной. Я подошла к краю и посмотрела на поля,  м призывно раскинувшиеся внизу чёрно-белыми квадратиками.
И они хотят, чтобы я отсюда полетела, невероятно.  С парашютом мне приходилось прыгать с такой же высоты. Но во-первых,   земля в тот декабрьский день была милосердно прикрыта пеленой облаков. Сиганул в туманную бездну и летишь себе, даже парашют сам открылся. А при желании, добрые инструктора всегда помогут сделать первый шаг из самолёта.  Здесь же мне придётся проделать всё самой от начала и до конца. На ватных ногах я подошла к разложенному параплану, облачилась в подвеску, одела шлем. Выслушала заключительные наставления перед боем, заранее уверенная, что всё равно ничего не запомню, и замерла, судорожно зажав в руках стропы управления.
К моему удивлению сам полёт в целом прошёл нормально, а вот со стартом вышла некоторая заминка. Почему-то упрямый параплан разворачивал и тянул меня совсем не по заботливо вытоптанной в снегу тропинке. Нет, он норовил загнать туда, где снег достигал пояса, и бежать было просто невозможно. Несколько раз я беспомощно застревала, меня под одобрительные возгласы и советы выковыривали и возвращали на старт. Друзья   разгорячились, раскраснелись их явно охватил азарт и приятное возбуждение. Запустить змея хотелось уже всем присутствующим. И знаете, в конце концов, им это удалось. Нас с парапланом можно сказать подкинули в воздух, и мы полетели. Бесшумно неслись над заснеженными хребтами и равнинами. Пока земля матушка не притянула нас обратно, встретив довольно жёстко и неласково. К сожалению, только летом получаются красивые мягкие просто балетные посадки против ветра. Там внизу меня уже ждали поздравления, и в тот же день я была торжественно переведена из «учлётов» в «чайники».
 Впереди маячил первый настоящий лётный сезон с парящими полётами, соревнованиями и новыми приключениями.


Рецензии