Гипноз - это поэзия

"Гипноз - это поэзия"
(Сказание о М. Эриксоне).

      
История гипноза уходит своими корнями в раскопки стоянок первобытного человека,
к праху первого шамана.
Документальная история начинается с одного из самых древних памятников письменности –
египетского папируса Эберса (XVI в. до нашей эры).
Согласно различным «преданьям старины глубокой» гипнотические  техники – способы погружения в гипноз –
применялись многими и для многого.
О, какие личности их использовали!
Это основатели мировых религий и великие врачи,
жрецы и йоги,
вожди и полководцы,
а также…
мистификаторы и маги-проходимцы,
цыгане и паяцы-трюкачи
и прочие и прочие…
Гипноз долгое время был явлением исключительным,
то есть исключавшим взвешенный подход.
Несложно догадаться,
какими до нас дошли жизнеописания людей гипноз исследовавших
и,
наконец,
приручивших.
Вашему вниманию предоставляется сказание о человеке,
блестяще завершившем дрессуру гипноза,
о выдающемся психотерапевте-практике прошлого века –
Милтоне Эриксоне. 


Милтон Эриксон с рождения не мог различать цвета –
определял только пурпурный,
не различал он и звуки по высоте,
что мешало воспроизведению мелодий.
В начальных классах школы он страдал дизлексией –
нарушением процесса чтения.
В 17 лет он переболел полиомиелитом и
совершенно выздоровел,
благодаря собственной программе реабилитации.
В 51 год приступ полиомиелита повторился –
на этот раз выздороветь не удалось,
а из-за атипичности заболевания со временем мышцы парализовывало все сильнее.
Свой самый творчески продуктивный период жизни Эриксон провел в инвалидном кресле;
почти не действовала правая рука,
левая была ограничена в движениях,
половина диафрагмы была неподвижна,
губы частично парализованы,
язык смещен…
Но, несмотря ни на что,
Эриксон оставался обаятельным,
«солнечным» человеком,
и рецепт «каленой стали» он ни себе,
ни другим не выписывал.
В его судьбе было «больше можно,
чем нужно».
Ему было можно быть главой большой семьи – отцом восьмерых детей, доктором медицины,
главным редактором научного журнала,
лектором (речь его была достаточно внятной),
президентом Американского общества клинического гипноза,
основателем научной школы.
Эриксон как-то сказал:
«Едва родившись, мы начинаем умирать. Одни быстрее, другие медленее.
Надо радоваться жизни именно потому, что однажды утром ты можешь не проснуться. Но ты об этом не узнаешь. Это будет забота для других. А пока – радуйся жизни».
Такое мировосприятие он сохранял до этого самого утра скоропостижной смерти от острой инфекции 25 марта 1980 года.
А ведь у него было еще столько интересных планов!..
Вопреки неполноценностям,
даже благодаря им,
Эриксон научился эффективно реализовывать свои способности.
Он уверял,
что реализации любых скрытых возможностей может научиться
всяк,
кому не лень.
Часто цитируют следующие его слова:
«Каждый знает способ решения своей проблемы, даже в том случае, когда ему кажется, что он не знает».
Он убедительно показывал,
как узнать этот способ:
необходимо обратиться внутрь себя – 
за опытом,
за созидательными ресурсами,
в лечебных случаях –
за  здоровьем.
А такое обращение внутрь себя он называл гипнозом.
Также он говорил:
«Гипноз, это не сон, это управление образами»,
что ученики перефразировали в «гипноз – это поэзия».
Эриксоновский гипноз вобрал в себя весь положительный опыт гипноза классического и соотносится с ним примерно так же,
как теория Эйнштейна с законами Ньютона.
Эриксона называли магом и волшебником.
Его волшебство было в убежденности,
что творить чудеса можно,
притом это легко –
необходимо лишь присмотреться,
прислушаться,
вчувствоваться и,
затем,
если нужно –
созидать.
Он серьезно шутил:
«Вы можете притвориться мастером какого угодно дела, и великолепно справиться с этим делом».
Эриксон любил особым образам рассказывать занимательные и многозначные истории.
Вошедший в учебнки пример:
цветоводу Джо Эриксон рассказывал о помидорах,
о том,
как они вырастают.
У Джо был рак,
отсутствовали пораженные болезнью участки щеки и шеи.
Боль была постоянна и не снималась даже наркотиками с барбитуратами.
И вот Джо слушал мельчайшие подробности того,
как прорастает семечко,
как появляется росток и т. д.
В результате боль совсем исчезла,
а если и появлялась,
то снималась обычным аспирином.
Вскоре,
прибавивший в силе и в весе Джо был выписан домой.
Чудеса?
Да, чудеса творческой работы,
в основе которой «настройка на волну» Джо и своевременные замечания о том,
что семечко,
растение и плоды
могут «испытывать ощущение покоя и уюта»,
могут «чувствовать себя хорошо».
Читая и перечитывая стенограммы эриксоновских семинаров,
не перестаешь удивляться содержательности его действий.
Это – для того,
это – для этого,
вот ученик вошел в транс,
вот,
внешне не засыпая,
то же сделал сам Эриксон –
он считал,
что знания,
направленные бессознательным,
воспринимаются лучше…
Милтон Эриксон вырос в сельской местности.
Он говорил:
«Сельский человек приучен вставать с восходом Солнца и все лето работать после заката, до позднего вечера с мыслями о будущем. Сначала сев, потом ожидание урожая, затем его уборка. Вся работа ориентирована на будущее». Последние свои три десятилетия выдающийся врач XX века прожил в штате Аризона,
на окраине городка (сейчас ставшего большим городом) с символическим названием Феникс.
Доктор Эриксон принимал и обучал дома.
Дом его располагался у подножья самой высокой горы окрестностей Феникса – Пика Скво.
Многим своим пациентам и курсантам Эриксон рекомендовал взобраться по пологой тропе на вершину и попытаться отыскать в этом смысл.
Кто-то находил прогулку полезной физической нагрузкой,
кто-то просто любовался с вершины на долину,
в которой раскинулся город,
а кого-то,
то ли по дороге,
то ли на самом пике охватывало чувство достижения,
понимания,
свершения –
ведь человек,
поднимающийся вверх,
видит дальше,
видит больше.
Именно к этому всю свою необыкновенную жизнь и стремился Милтон Эриксон.
Говорят,
прах великого доктора развеян на Пике Скво.
И,
говорят,
востребованная тропинка с годами превращается в дорогу…
98г.


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.