Дорога

Виктор Собчак

ДОРОГА

Сцена почти пуста. В центре расположено 7-8 разного рода указателей, старых и новых, из разряда тех, которые стоят на развилках дорог. По окружности сцены может быть проложена «дорога». Это может быть контрастного цвета ковровая дорожка, просто выкрашенная часть сцены, но у зрителя доложно быть четкое визуальное ощущение замкнутой круговой дороги.
По дороге идут двое.

А – Пойдем на Запад...
Б – Нет.
А – Пойдем на Юг...
Б – Нет.
А – Пойдем на Восток...
Б – Нет.
А – Пойдем на Север...
Б – Нет.
А – Пойдем...
Б – Нет.
А -  Куда же мы тогда пойдем?
Б – Куда угодно. Дорог много.
А – Дорога одна.
Б – Хорошо-одна...Но все-таки, куда же мы пойдем?
А – По дороге.
Б – По дороге...Да. А куда?
А – Может быть пойдем на Запад?
Б – Нет.
А – Может быть пойдем на Восток?
Б – Нет.
А – Может быть пойдем на Юг?
Б – Нет.
А – Может быть пойдем на Север?
Б – Нет.
А – Ты что вообще не хочешь идти?
Б – Я иду...мы идем...
А – Нет...мы только движемся, но не идем...мы думаем...куда пойти...
Б – Мы думаем, что хотим, но мы...
А – Что?...(пауза)...Что-мы?
Б – Ничего...(пауза) Я думаю...(пауза)...Я думаю...(пауза)...Мы и так уже идем...
А  - Да, да...А куда?
Б – По дороге...
А – По дороге, но куда? На Запад?
Б – Нет.
А – На Восток?
Б – Нет.
А – На Юг?
Б – Нет.
А – На Север?
Б – Нет.
А – А куда?
Б – Разве это так уж важно?...(пауза) Нам?
А – Ты что?! Конечно!
Б – Да?
А – Да...(пауза)...да.
Б – Хм...ну, тогда...(пауза)...Тогда...
А – Тогда...
Б – Тогда мы пойдем...
А – Тогда мы пойдем...
Б – Тогда мы пойдем...на...на...нет...тогда мы пойдем на...
А – Мы пойдем на...
Б – Мы пойдем на...Ха-ха-ха!
А – Ты что?
Б – Так...В голову пришло...Да! Мы пойдем! (пауза)
А – Мы пойдем. А куда7
Б – Мы пойдем – и все.
А – Нет. Ты опять за свое...Нужно знать – куда идешь...
Б – Да? А я думал, что нужно просто знать – пойдем ли мы или нет, идем ли мы уже или еще нет...и выообще – нужно ли идти куда-то?...
А – Ну, это само собой! Если ты не уверен, что пойдешь, то как же ты вообще можешь думать о том – куда?
Б – Да. Или о том – пойдешь ли вообще...
А – Конечно. Что ты делаешь?
Б – Ты же видишь – снимаю ботинок.
А – Зачем?
Б – Чтобы снять носок.
А – Зачем?
Б – У меня мозоль...
А – Ну!
Б – Да.
А – А зачем?
Б – Что-зачем?
А – Зачем снимать ботинок?
Б – Чтобы снять носок.
А – А зачем снимать носок?
Б – Чтобы увидеть мозоль.
А – Зачем?
Б – Болит.
А – Ну да. Что же ему еще делать? Он ведь мозоль.
Б – Да.
А – Ну так зачем тогда?
Б – Что?
А – Снимать ботинок?
Б – Чтобы снять носок.
А – Зачем?
Б – Что?
А – Зачем снимать носок?
Б – Мозоль.
А – Да.
Б – Болит.
А – Да.
Б – Ну, вот...
А – Так он же болит...
Б – Да...
А – Так зачем?
Б – Что?
А – Снимать ботинок?
Б – Чтобы снять носок!
А – Зачем?
Б – Мозоль!
А – Но он же и так болит?...
Б – Да.
А – Так зачем?
Б – Что?
А – Снимать ботинок?
Б – Я уже снял и ботинки и носки...Вот мозоли...
А – Да...
Б – Вот они!
А – Да...
Б – А ты говоришь – зачем?
А – Да. Говорю...(пауза) Зачем?
Б – Что?
А – Зачем ты их снял?
Б – Что?
А – Ботинки и носки.
Б – Так мозоли же!
А – Да.
Б – Видишь?!
А – Вижу.
Б – Вот я и снял...
А – Зачем?
Б – Как зачем? Чтобы увидеть!
А – Но ведь они же и так болели?
Б – Да. Ну и что?
А – Вот и я говорю – ну и что? Ты снял ботинки и носки. Так?
Б – Так...
А – Увидел мозоли...Так?
Б – Так.
А – А зачем?
Б – Что-зачем?
А – Зачем тебе их нужно было увидеть? Ты что сомневался в том, что они болят?
Б – Н-н-нет...
А – Вот видишь...
Б – Да...
А – Если бы ты сомневался в том – болят они или нет и для этого решил бы снять ботинки и носки, чтобы посмотреть...нет...(пауза)...
Б – Что?
А – Все равно не выходит...(пауза)...
Б – Что?
А – Тебе и тогда их не стоило снимать.
Б – Что?
А – Ботинки и носки.
Б – Почему?
А – Нет смысла. Если ты даже и снял ботинки и носки и увидел свои мозоли, ты не мог проверить – болят они или нет...
Б – Да...
А – Потому что они так уже болели...
Б – Да...
А – Вот.
Б – Да...
А – Вот.
Б – Да...
А – Вот...
Б – Что?
А – Тебе не нужно было снимать ни носков ни ботинок, чтобы проверить – болели ли у тебя мозоли. Вот! Понял?
Б – Нет.
А – Ты не мог проверить – болели ли у тебя мозоли, увидев их.
Б – Да?
А – Да.
Б – А мне показалось...
А – Что?
Б – Что когда я снял носки и ботинки и посмотрел на мозоли, они стали болеть меньше...
А – Да?
Б – Да.
А – Ты уверен?...
Б – Да...
А – Хм...тогда это просто психорлогический эффект. Обман. Зрением, одинм взглядом тут не поможешь...
Б – Да?...Но ведь помогло же...
А – Да?...Странно...Нет, это что-то психологическое...Послушай, а с тобой раньше так бывало?
Б – Что?
А – Ну, вот ты делаешь что-то совсем бесполезное, что никак тебе помочь не может...ни в коем случае...а оно вдруг – раз и помогло!
Б – М-м-м...не помню...Может быть...Не знаю...
А – Да...странно...
Б – Да...
А – А-а-а!
Б – Что?
А– Я понял! Это не психологическое. Знаешь почему тебе стало легче?
Б – Почему?
А – Во-первых, ты остановился...Так?
Б – Так.
А – Во-вторых, ты снял ботинки и даже носки...Так?
Б – Так.
А – Вот поэтому тебе и стало легче. Никакой психологии.
Б – Хм...наверное ты прав...
А – Конечно я прав.
Б – Хм...А знаешь что...(пауза)...Знаешь что...(пауза)...
А – Что?
Б – Тогда...тогда...
А – Ну что?!
Б – Тогда их лучше вообще не одевать!
А – Кого?
Б – Носки и ботинки!
А - ...(пауза)...Ты так думаешь?
Б – Ну да. Тогда их и снимать не прийдеться...
А – Да...я об этом как-то не подумал...(пауза)...Но тогда...(пауза)...тогда...
Б – Что?
А – Тогда лучше всего – не идти вовсе...
Б – Ух ты!
А – Да! Посмотри – носки одевать не надо!
Б – Не надо!
А – Ботинки...
Б – Не надо!
А – Идти не надо!
Б – Не надо!
А – И мозолей не будет!
Б – Не будет!
А – И болеть они не будут!
Б – Не будут!
А – Вот так! Так что...так что...
Б – Что?
А (пауза) – А как же тогда она?
Б – Она?
А – Да, она...как же тогда быть с ней?
Б – С ней...С кем?
А – С ней. С дорогой.
Б – С дорогой?
А – Да.
Б – А что с ней вообще надо делать?
А – Вообще-то по ней нужно идти...
Б – Да...
А – Но если мы решили, что лучше всего не одевать ни ботинок ни носков и стоять на месте...
Б – А еще лучше – сидеть...
А - ...то зачем тогда она вообще нужна?
Б – Кто?
А – Да дорога же!
Б – А-а-а...Ну...Хм...Действительно-зачем?
А (вздыхает) – Видимо для того, чтобы по ней идти...
Б – Да! Это уж точно! Если лорога есть – то по ней нужно идти...Вот если бы ее не было, тогда другое дело!
А – Да...
Б – Хм...Конечно можно...(пауза)...
А – Уйти с нее!
Б – Уйти?
А – Да! Снять носки, ботинки и уйти с дороги. Стоять не двигаясь.
Б – Хм...(пауза)
А – Нет...
Б – Что-нет?
А – Так нельзя...
Б – Почему?
А – Она ведь все равно останется...
Б – Ну и что?
А – А то. Ты ведь знаешь, что она есть, хоть и сошел с нее?
Б – Да.
А – Вот.
Б – Ну и что?
А – Ничего. Так не выходит. Ты все равно должен будешь стать на нее опять...
Б – Должен?
А – Да...
Б – Кому?
А – Не знаю...сам себе, наверное...
Б – А как же тогда мозоли?
А – А что-мозоли?
Б – Но ведь тогда прийдеться одеть носки, ботинки и пойти...Так?
А – В принципе, так.
Б – Ну вот – они и появятся снова...
А – Да...
Б – И опять нужно будет решать куда идти...
А – Да?
Б – Ну, да же!
А – Хм...(пауза)...А зачем?
Б – Что зачем?
А – Зачем решать? Они ведь все равно появятся...
Б – Ну, мозоли же!
А – Да...
Б – Вот.
А – Ну и что?
Б – Как это – ну и что? Вернее – это я говорю: Ну и что? Какая разница куда идти? Направление на мозоли не влияет.
А – Как это не влияет? А если направление заведет тебя в такое бездорожье, что сам не рад будешь! Такие мозоли вырастут!
Б – Да...
А – Вот видишь...
Б – Послушай...Я вот подумал...(пауза)...
А – Что?
Б – А не влияют ли мозоли на направление?
А – Хм...Мозоли на направление?...Хм...Не думаю...
Б – Жаль...
А – Почему?
Б – Тогда можно было бы точно и легко определять верное направление...
А – Как?
Б – Можно было бы сначала пойти на Запад, потом на Восток, потом на Юг и потом на Север...и проверить – где ты набил больше мозолей...
А – Нет...
Б – Что-нет?
А – Слишком много направлений...есть еще Юго-Запад, Северо-Восток и так далее...
Б – Ну и что? Главное, что...
А – Что?
Б – Чтобы можно было бы решить – куда нам все-таки нужно идти!
А – Зачем?...(пауза)...
Б (осторожно) – Что-зачем?
А – Зачем решать: куда идти?
Б – Как? Но ведь мы же уже договорились, что пойдем на Запад, на Восток, на Юг, на Север...
А – Ну...
Б – И решаем тогда...
А – Да-да, я все понял...Но ведь мы там уже везде были...
Б – Где?
А – На Западе-Востоке-Севере-Юге...
Б – Как? Мы там уже были?
А – Ну да. Когда проверяли – где мозолей меньше будет, а где больше...
Б – А...Да, ты прав.
А – Так зачем тогда решать куда идти, если мы все равно уже везде были?
Б – Подожди, я не понял...мы уже действительно там были?
А – Какая разница – действительно или нет. Главное, что мы предположительно-реально там были и может выбирать...если вообще нужно выбирать...
Б – Да...задачка...
А – Вот то-то...
Б – Что-то у нас ничего не выходит...
А – Да...
Б – Мы так и не знаем – куда нам лучше идти, где мозолей набъем меньше, а где больше, мы даже не знаем – нужно ли нам идти вообще...
А – Да...
Б – Тогда зачем же мы идем в таком случае? И куда?
А – Мы идем?
Б – Ну да. Вот и мозоли...
А – Хм...ну, если только мозоли...
Б – И вообще – вон что-то по сторонам передвигается...мы шагаем...
А – Как будто...
Б – А знаешь что?
А – Что?
Б – Может мы вовсе не туда идем?

(Оба останавливаются)

А – Не туда?
Б – Да, не туда. Поэтому и мозоли и сомнения...
А – Ты уверен?
Б – Нет еще. Я просто думаю – может все дело в том, что мы выбрали неверный путь...посмотри только, сколько мы прошли, а на дороге никого, мы одни...может все пошли другим путем, а?
А – Да-а-а...
Б – Так что нам нужно идти обратно!
А – Обратно?
Б – И поскорей!
А – Ты уверен?
Б – Конечно! Мы же на этом направлении только набиваем себе мохоли, идем в одиночестве и все время задаем себе и друг другу глупые вопросы. Так что лучше пойти обратно. Не медля! Нам и так всех нужно догонять!

(Поворачиваются и идут в другом направлении)

А – Догонять остальных?...А зачем?
Б – Чтобы убедиться, что мы идем правильно...может и мозолей будет меньше...
А – Мозолей меньше не бывает...
Б – Откуда ты знаешь? Смотри – рядом никого. Значит они выбрали иной путь, без мозолей.
А – А как мы сможем в этом убедиться?
Б – Ну, неужели не понятно? Господи!
А – Ты не злись. Ты объясни.
Б – Хорошо. Мы должны идти обратно, как можно быстрее, чтобы постараться догнать ушедших вперед, и если мы их догоним, тогда мы поймем, что сделали правильный выбор и пошли туда же куда и все. Вот!
А – А они идут в правильном направлении?
Б – Ты еще сомневаешься? Если все идут в одном направлении, значит оно правильное!
А – Даже если они идут к обрыву?
Б – К обрыву?...Нет, все не могут идти к обрыву...Но даже если и так – значит этот обрыв что-то да значит. И потом, еще раз говорю тебе – не такие уж они все дураки, чтобы всем скопом угодить в обрыв.
А – Может быть...
Б – Ну что – пошли?
А – Куда?
Б – Обратно! Догонять всех!
А – Так мы уже давно идем...
Б – Да?
А – Да. Как только мы заговорили об этом, так и повернули назад, не раздумывая.
Б – Ух ты!
А – Да.
Б – Отлично! Мы-молодцы! Мы времени зря не теряем!
А – Да...Вот только...
Б – Что?
А – Мозоли...
Б – Они болят еще больше, а будут болеть еще сильнее, потому что нам теперь нужно пройти весь путь, который отделяет нас от той точки откуда мы вышли и на котором натерли себе мозоли.
А – Да...
Б – Так что, если мы пройдем весь этот путь, наши мозоли и боль от них увеличатся в два раза. И потом...(пауза)...Потом...
А – Что?
Б – Ты не подумал еще о том, что нам прийдеться очень долго идти вслед за всеми совсем одним, так и не зная – туда ли мы идем, не свернули ли они куда-нибудь еще...
А – Как это?
Б – А вот так...Посмотри, вот мы вышли...шли-шли-шли и остановились...Так?
А – Да.
Б – Но ведь и они вышли в то же время, если не раньше...
А – Да.
Б – Значит, пока мы дойдем до той точки откуда мы вышли, они как миниммум пройдут в два раза больше. Так?
А (уныло) – Так...
Б – Теперь...мы пойдем за ними, не видя их, даже не зная точно – впереди ли они, а не где-то сбоку...Но все равно, даже если они точно впереди, то они будут на расстоянии в два раза большем...Так?...Нет...
А – Что?
Б – Нет...
А – Что?
Б – Еще хуже...
А – Что?
Б – Ты помнишь, чтобы с нами был кто-то рядом, когда мы выходили?
А – Нн-н-нет...
Б – Вот то-то и оно. Я тоже никого не видел.
А – Мы были слишком поглощены поиском своего пути...
Б – И осмыслением того – идем ли мы вообще...
А – Да...
Б – Так...И к тому же, может быть...может быть...
А – Что?
Б – Ты не подумал о том, что они могут идти вообще не по нашей дороге?
А – Не по нашей?
Б – Ну да...Ты уверен, что они обязательно впереди, а не сбоку, не вверху, не внизу...или...Ха-ха-ха!
А – Ты что?
Б – Или...или...Ха-ха-ха!
А – Ты что? (заражаясь смехом)...Ха-ха-ха!
Б – Что они...Ха-ха-ха!...что они...СЗАДИ!...Ха-ха-ха!
А – Где?
Б – Сзади! Ха-ха-ха!
А – Да...Хм...
Б – Да...
А (поднимает пачку сигарет) – О!
Б – Что это?
А – Пустая пачка от сигарет.
Б – Ну и что? Их много на обочинах...
А – Нет, это моя.
Б – Да?! А откуда ты знаешь?
А – Когда мы выходили, я решил отказаться от дурных привычек, нарисовал на ней крест и выбросил...вот он, мой крест...
Б – Да...А сигареты в ней остались?
А (заглядывая в пачку) – Нет...
Б – А когда ты ее выбрасывал?
А – Были...
Б – Значит тут кто-то был!
А – Это уж точно!
Б – Интересно, а куда же он пошел?
А -  Ну, это-то понятно.
Б – Да? И куда же?
А – Да в другую сторону! Нас ведь никто не обгонял и никто не шел навстречу...
Б – Вот! Это и доказывает, что мы все время шли не туда!
А – Хм...может быть...
Б – Значит нам нужно идти туда!
А – Хм...может быть...
Б – Ну, так пошли!
А – Так мы уже давно идем!
Б – Да?
А – Ну да. Как только ты поднял эту пустую пачку от сигарет...
Б – Да...Как твои мозоли?
А – Да ничего – болят...А твои?
Б – Болят...Слушай, а где твои носки и ботинки?
А – А я их там оставил...
Б – Где?
А – Там где снимал...
Б – А-а-а...ну и как?
А – Не знаю...лежат себе, наверное...
Б – Я не об этом.
А – А о чем?
Б – Как тебе без носков и ботинок? Легче?
А – Не знаю...нет...сначала было как будто легче, а потом стало все равно...
Б – Все равно?
А – Ну да. По-другому, но все равно...
Б – Хм...странно...
А – Что странно?
Б – То что ничего ни от чего не меняется...
А – Да...
Б – И дорога все также никуда не ведет, куда ни пойди, и мозоли ростут и болят, несмотря на то – в ботинках ти или босиком...
А – Да уж...
Б – Нет, я все же сомневаюсь!
А – В чем?
Б – Туда ли мы идем?
А – А какая разница? Главное – идем куда-то...
Б – Ну! Тэ это хватил! Главное – это куда!
А – Не уверен. Вот мы изменили направление...
Б – Да...
А – И что?
Б – Что?
А – Да ничего – все та же дорога и мозоли.
Б – Хм...да...
А – Вот поэтому я и думаю, что главное не в том куда идти и как идти...
Б – Как?
А – Да, как...То есть, в башмаках или босиком...Идти ли вообще – вот в чем вопрос!
Б – Идти ли вообще?
А – Да. Может быть идти вообще не стоит?
Б – Да ты что?! Как это – вообщем не стоит? Это же жизнь и ее надо пройти...
А – Знаю-знаю...А может...(пауза)...Может...
Б – Что?
А – Не ее надо пройти, а она должна проходить...
Б – Как это?
А – Ну, подумай...ты стоишь, а она мимо проходит...
Б – Нет, это не жизнь!
А – А я говорю – это жизнь!
Б – Нельзя, чтобы она просто проходила мимо!
А – Нельзя? А почему? И какая разница – она мимо тебя проходит или ты мимо нее? Эффект и результат те же...
Б – Хм...
А – Посмотри...
Б – На что?
А – Пачка сигарет...
Б – Да...
А – С крестом...
Б – Да...
А – Но она же твоя...
Б – Да...
А – Ты же говорил, что выбросил ее, когда мы только отправлялись в путь?
Б – Да.
А – И подобрал ее, когда мы вернулись на то место где ты ее выбросил?
Б – Да.
А – И где же она?
Б – Кто?
А – Ну, пачка сигарет?
Б – А?...У меня кармане.
А – Нет. Она на обочине. Снова...
Б – Да...К чему бы это?
А – Не знаю...Может быть ты тогда ошибся?
Б – Сейчас посмотрим...(поднимает пачку с земли и достает вторую из кармана, сравнивает)...Посмотри! Они совершенно одинаковы! Здесь крест и здесь, эта пустая и...О-о-оп! А здесь есть сигареты...
А – Да? Так какая же из них твоя?
Б – Я...я не знаю...
А – Ты выбрасывал пачку с сигаретами?
Б – Да.
А – Значит та которая с сигаретами и есть твоя.
Б – Не уверен...на той тоже мой крест стоит...
А – Да...
Б – Интересно, что все это может значить?
А – Да, интересно...
Б – Может кто-то еще...
А – Что?
Б – Ну, решил отправиться в путь, поставил такой же крест на пачке и выбросил ее?
А – Хм...не думаю...хотя все может быть...
Б (жалобно) – Но какая же из них действительно моя?
А – Ты выбрасывал пачку с сигаретами?
Б – Да.
А – Значит твоя с сигаретами.
Б – Но в ней меньше сигарет чем в той, которую я выбрасывал...
А – Ты уверен?
Б – Абсолютно...
А – Тогда...(пауза)...Кто-то здесь был еще...
Б – Это уж точно!
А – И этот кто-то ушел!
Б – Еще бы! Если его здесь нет.
А – Ладно, брось их. Какое нам, в сущности, дело до всей этой истории?
Б – Какой истории?
А – С брошенной пачкой сигарет. Нам о себе подумать надо.
Б – Надо.
А – Так что же мы будем делать?
Б – Да. Что?
А – Мы ведь должны сделать выбор – идти вперед за всеми, если только они впереди, или возвращаться назад...
Б – Или не идти вовсе...
А – Вот именно...Что ты думаешь?...
Б – Я?...Ну...Я не знаю...
А – И я не знаю...
Б – Если бы был хоть какой-то указатель!
А – Указатель?
Б – Да. Куда идти. В каком направлении.
А – И идти ли вообще...
Б – Ага...
А (указывая на центр) – Так вот же они!
Б – Где?
А – В центре. Пошли посмотрим.
Б – Ты думаешь?
А – Ну да. Сам же говорил...
Б – Ладно, пошли...

(Подходят к указателям, висящим в центре сцены)

А – Ух ты, сколько их!
Б – Да!
А – Вот видишь, на всех направления указаны...
Б – Да...на всех указателях...
А – Что ты имеешь в виду?
Б – На всех указателях указаны направления...
А – Что ты хочешь этим сказать?
Б – Ничего. Только то что есть много указателей и на всех указаны направления.
А – Это хорошо.
Б – Хорошо?
А – Ну да – хорошо. У нас есть выбор.
Б – Ты думаешь?
А – Конечно. Посмотри – вот Юг, вот Запад, вот Восток, вот Север...
Б – Да. И здесь тоже – Юг, Запад, Восток, Север...
А – И здесь...
Б – И здесь...
А – И здесь...
Б – И здесь...Но они все...Они все показывают в разные стороны...
А – Правильно! Так и должно быть. Ведь направления-то разные!
Б – Нет, я не это имел в виду. Разные указатели указывают на одно и то же направление по разному...Вот – на этом Юг здесь, а на этом здесь...На одном – это Север, на другом – Восток, а на третьем – Юг...
А – Хм...
Б – Да...
А – Что же тогда?
Б – Я понял! Да! Понял!
А – Что ты понял?
Б – То о чем мы говорили раньше – не имеет никакого значения куда идти!
А – Да?
Б – Даже указатели говорят об этом! Если ты пойдешь на Север, считая, что это Север по одному казателю, то может оказаться, что это вовсе не Север, а Юг или Запад согласно другому указателю.
А – Хм...Я думаю, что это неправильно. Должен быть один указатель. Иначе все они не имеют никакого смысла.
Б – Но их много.
А – Тогда нужно решить, какой из них самый правильный.
Б – Ты думаешь?
А – Да. Тогда все будет проще и определеннее.
Б – Хорошо. Давай решать.
А – Давай. Какой?
Б – Я думаю – самый большой!
А – Или тот, который в самом центре.
Б – Хм...так дело не пойдет.
А – Почему?
Б – Мы не сможем точно определиться, если будем перебирать их по каким-то случайным критериям...
А – Да, ты прав...
Б – Поэтому нужно точно знать – какой из них правильный...так?
А – Так.
Б – Давай решать.
А – Давай.
Б – Я думаю...
А – Что?
Б – Нет...это ошибка...
А – Жаль...
Б – Так...Давай мыслить логически...
А – Давай.
Б – Методом исключения...отсечения ошибок...
А – Ага! Это ты отлично придумал.
Б – Сначала уберем те, на которых направления указаны на иностранных языках...
А – Почему?
Б – Потому что это «их» направления. Не наши.
А – Ну и что? А вдруг «их» направления правильные?
Б – Хм...Да, ты прав. Ладно. Тогда уберем самые старые.
А – Хорошо. А почему?
Б – Потому что новые указатели должны быть более точными в соответствии с новыми достижениями науки.
А – Да...А если она ошибается?
Б – Кто?
А – Новая наука. Может такое быть?
Б – Ну...теоретически может.
А – Вот. Значит мы можем убрать верный, хотя и старый указатель.
Б – Ладно...подойдем к проблеме с другой стороны...Найдем тот, который стоит в самом центре.
А – А чем он лучше других?
Б – Ну, как же? Если он в центре – значит, он самый главный и правильный.
А – Почему?
Б – Потому что он в центре!
А – А если центр совсем не там?
Б – Как это?
А – Ну, центр-это ведь точка вокруг которой можно описать какую-то окружность...Так?
Б – Да...
А – Тогда если этих точек-указателей много, то значит и окружностей много и каждый указатель будет стоить в центре своей окружности...
Б – Да...Ага! Я понял! Нам просто нужно выбрать самую лучшую и правильную для нас окружность и в ее центре-то и будет стоить «наш» указатель! Так?
А – Наверное...
Б – Давай выбирать!
А – Давай...

(Пауза)

Б – Что же ты не выбираешь?
А – А ты?
Б – Я...я не знаю, какая из них лучше...
А – И я...
Б – А может поступим наоборот?
А – Как?
Б – Лучшей окружностью будет та у которой будет самый лучший указатель...
А – А-а-а-а...
Б – Выбирай!
А – Хм...а как узнать – какой из них самый лучший?
Б – Я не знаю...
А – Вот и я не знаю...
Б – Слушай...если это все равно – давай закроем глаза и ткнем пальцем вслепую...
А – И...
Б – Что – «и»?
А – И дальше что?
Б – Выберем направление и пойдем.
А – Стоп. Опять ничего не получается.
Б – Почему?
А – Хорошо. Смотри. Мы вслепую выбираем указатель.
Б – Так...
А – А дальше? Мы не знаем, как выбирать направление. Но даже если мы и выберем его и пойдем, что мы будем делать, если оно окажется ошибочным? Что тогда?
Б – Что тогда?
А – Тогда нам прийдеться вернуться и либо поменять указатель, либо направление...
Б – Так и сделаем...
А – Хм...а если все это будет повторяться снова и снова?
Б (уныло) – Да...
А – И потом...Мы ведь до сих пор не знаем – нужно ли нам вообще идти куда-то...
Б – Не знаем...
А – Что же нам делать?
Б – М-м-м...(пауза)...так...слушай...
А – Да.
Б – А что это на них написано?
Б – Где?
А – Да на указателях же!
Б – Ох! Точно!
А – Может быть это и есть объяснение – куда идти, нужно ли идти и так далее?
Б – Наверняка! Что на них еще может быть написано?
А – Та-а-ак...(читает)...»Человек – это звучит гордо!»...Ничего не имею против, но это не помогает...»Быть или не быть – вот в чем вопрос...»...это уж точно, только у нас самих вопросов и так слишком много...Что у тебя?
Б - ...»Мы увидим небо в алмазах»...
А – Это уже больше похоже на направление...А что еще?
Б – Ничего...Ага, вот еще – «Рожденный ползать, летать не может.» Хм...это уже неуместная ирония...»...»В одну реку нельзя войти дважды»...А где она – эта река-то?...
А – Вот! Нашел!
Б – Что?
А – «Прямо пойдешь – смерть найдешь...»
Б – Нет, прямо не пойдем...
А – «Налево пойдешь, коня потеряешь...»
Б – Нет у нас никакого коня...Что дальше?
А – «Направо пойдешь – богатство найдешь...»
Б – Вот! Вот оно! Это для нас! Это наше направление!
А – Погоди, тут еще и пост-скриптум есть...
Б – Да черт с ним!
А – Нет...может все в нем и заключено...
Б – Ну, тогда читай быстрее!
А – «Не в деньгах счастье...»
Б – Тьфу! Черт! Говорил же – не читай!...Эх, а такое хорошее направление было...
А – Ну, ладно...не расстраивайся...Может мы еще лучше найдем...Что там у тебя?
Б – (ворчливо) – Ну да...Что может быть лучше богатства?...так...»На пыльных дорожках забытых планет останутся наши следы...» Это уж точно...в пыли...на забытых...
А – А вот у меня – «Дорога к дому всегда короче чем дорога из дома».
Б – Это-то хорошо, но где они, эти дороги? Что из дома, что в дом? Где?...Ага...вот еще...»Прямо – далеко...Кругом – близко...» Это уже какой-то абстракционизм...Я устал...
А – Погоди...У меня еще парочка осталась...»Наш курс – коммунизм»...
Б – Ага...А какое к нему направление? Где он?
А – И вот еще - ...нет, это уж совсем неприличное, хотя и очень ясное...
Б – Да-а-а...Ничего у нас не получается...Даже объяснений понять не можем...
А – Да...
Б – Что же делать?
А – Не знаю...
Б – Давай мыслить логически...
А – Давай.
Б – Мы можем пойти куда угодно.
А – Да.
Б – И мы не можем выбрать – куда нам идти.
А – Не можем.
Б – А вообще – зачем люди ходят куда-то?
А – Ну...
Б – Зачем?
А – Не знаю...сразу сложно сказать...ну, в общем...чтобы жить...не знаю...за счастьем...чтобы что-то найти...чего-то достигнуть...Так?
Б – Так. И чтобы найти место, где все это есть. Так?
А – Так.
Б – И нам нужно решить – куда идти...и идти ли вообще? Так?
А - ...Нет...
Б – Почему?
А – Потому что этого не знаешь. И этого не решишь.
Б – Не решишь?
А – Нет.
Б – Почему?
А – Ну, мы же пытались это сделать и сами, и с помощью указателей, и с помощью чужой мудрости...Но всего этого так много и все это так противоречит друг другу, что неизвестно, что нужно выбирать. А даже если ты, что-то и выбрал, то не можешь быть до конца уверенным – правильный ли ты сделал выбор? Так же, как и с тем – идти ли вообще или лучше оставаться на месте. Потому что неизвестно, что лучше. А проверить все возможные варианты – жизни не хватит...
Б – Да...
А – Но я знаю один ответ...
Б – Да?
А – Думаю, что да...лучше всего – совсем ничего не выбирать...
Б – Как это?
А – А вот так – вообще не жить...не рождаться...
Б – Ну...
А – Тогда и выбирать не пришлось бы...
Б – Хм...да...может быть ты и прав. Но вся загвоздка в том, что мы уже родились и ничего с этим не поделаешь...ничего не изменишь...
А – Ничего?
Б – ничего.
А – А смерть?...(пауза)...Нет...(пауза)...Это все равно уже какое-то решение, какой-то выбор...И мы опять не можем знать – правильный он или нет...
Б – Но ведь нам тогда будет все равно...
А – Да...Но ведь не был выбор...Не решение...
Б – Почему?
А – Потому что решение всегда, что-то приносит, а смерть – ничего не приносит...да и к тому же – это не твой выбор, а чей-то...давно уже за тебя сделанный...кем-то...Природой ли, Богом ли...так что...
Б – Да я и не собирался всерьез предлогать...я это так...для примера...
А – Нет, почему же...Это как раз очень интересный пример и очень похожий на выбор и решение...но он нам, к сожалению, не подходит...Ведь мы не хотим умирать?
Б – Нет...
А – Поэтому...
Б – Поэтому...
А – Поэтому, знаешь, что мы сдеалем?
Б – Что?
А – Пойдем куда глаза глядят! Что нам еще остается?
Б – Или не пойдем...
А – А какая разница?
Б – Да никакой!
А – Ведьвсе равно, что-то будет происходить – хоть иди, хоть стой на месте...
Б – Что-нибудь, да будет!
А – Ну что ж, посмотрим...
Б – Ага. Посмотрим...

ЗАТЕМНЕНИЕ

Лондон
1995


Рецензии