День Рождения

       «…Если бы я могла, то пошла бы с тобой с рождения.
       Если бы могла…»

       
Один раз в году в жизни каждого человека происходит следующее событие.
Подобно тому, как в сказке происходит встреча у костра братьев-месяцев, в жизни каждого человека собираются вместе в один из дней Детство, Юность, Зрелость и Старость.
Встречаются они только один раз в году. Только в один день, и ни в какой больше. И называется этот день – День Рождения.
День Рождения состоит из года, в котором родился человек, месяца, дня, а также времени. Причём важен час рождения, минуты и секунды этого события. Без знания всех этих составляющих День Рождения точно знать невозможно. Ведь, как правило, никто, точно время не засекает в момент рождения человека на свет Божий. Считается, что важно знать год, месяц, день и примерное время. Но судьбой человека управляет именно точное время его рождения. И для предсказания судьбы важно знать отправную точку отсчёта времени. Поэтому так необходима точность.
Скорее всего, это, своего рода, защита. Защита, которая включена для того, чтобы было не так просто предсказать судьбу человека. Это защита человека от него же самого. Ведь каждый человек хотя бы один раз в жизни пытается узнать какие-либо подробности своей судьбы. Пытается заглянуть в будущее, обращаясь к специалистам или самостоятельно, начитавшись или наслушавшись статей или речей по этой тематике. И ни для кого не секрет, что нельзя пытаться это делать. Нельзя пытаться узнать свою судьбу. Нельзя предпринимать попытки изменить её такими методами. Это запрещённые методы. Изменить судьбу можно и нужно только своим поведением. Осознанием ошибок, исправлением последних и стремлением не допускать их в будущем. Изменять свою жизнь можно только познаванием её через осмысление, а не изменять её путем узнавания возможного как подлежащего исправлению. Если идёшь по второму пути, свою судьбу ломаешь. И последствия этого непредсказуемы. За всё нужно платить. И, как правило, за это платишь самой строгой меркой. Поскольку влезаешь не в своё дело. Влезаешь, не имея на это ни разрешения, ни основания, ни соответствующих знаний и навыков. Ведь узнав некоторые подробности своего будущего, каждый стремится избежать неприятных, опасных, каких-либо отрицательных моментов и не пропустить или ускорить возможные положительные стороны и события. И что же он тем самым делает? Безусловно, нарушает естество хода своей жизни. Ведь всё отрицательное даётся для того, чтобы человек ощутил полезность и необходимость положительного. Особенно, если он не осознал это положительное, как награду за преодоление трудностей, сомнений или искушений. Вычёркивая что-либо из своей жизни, мы вычёркиваем и саму нашу собственную жизнь из списка всеобщих жизней. Меняя что-то в нашей судьбе путём вырывания из будущего того, что нам может потом не понравиться в возможном настоящем, мы сознательно рвём не только на части свою судьбу (сами того не подозревая, изменяем её до неузнаваемости в этом уродстве), но и вносим изменения в судьбу других людей, которые нас окружают. Вносим изменения в их судьбу, не спросив у них на это разрешения. Уродуя собственным уродством своей судьбы будущее других.
И чем больше мы пытаемся, что-либо вычеркнуть, тем сильнее удаляемся от своего Дня Рождения. От настоящего Дня Рождения к формальному календарному дню рождения. Поскольку мы начинаем его отмечать отдельно от встречи Детства, Юности, Зрелости и Старости. И начинаем терять эту взаимосвязь ежегодной встречи с нашим возрастом. Мы теряем свой возраст. Поэтому часто не можем понять, как нам жить и как мы живём. И чем сильнее мы пытаемся заглянуть в свою судьбу, тем сильнее удаляемся от себя. Таким образом, мы живём, сами по себе, а судьба наша живёт сама по себе.
Мы живём в своём детстве. В своей юности. В своей зрелости. В своей старости. А наши Детство, Юность, Зрелость и Старость живут сами по себе. Но живут они нашей жизнью. А чьей жизнью тогда живём мы? А ничьей. Той жизни, которой мы живём, как таковой не существует. Потому, что у неё нет в этом случае судьбы. А раз нет судьбы, то нет и возраста. Значит, нет ни Детства, ни Юности, ни Зрелости, ни Старости. Мы их у себя крадём. У нас остаётся общим с нашей судьбой только дата смерти, к которой мы идём уже разными дорогами.
Зачем же встречаются в День Рождения Детство, Юность, Зрелость и Старость вместе?
Они встречаются вместе для того, чтобы посмотреть на своего хозяина. Чтобы увидеть его, каким он стал за год. И каждый внесёт свой отпечаток на его жизнь. На его будущую жизнь. Эти четыре художника один раз в год дописывают портрет своего хозяина. Каждый оставляет свой след. Свой мазок. У каждого своя кисть. У каждого свой почерк. И каждый дописывает ту часть, которая необходима этому человеку. Кто-то из этих художников добавляет больше своих мазков, кто-то меньше. Кто-то в этом году добавит больше. Кто-то в следующем. Это только им ведомо. Что, когда, где, куда, сколько и как.
И для того, чтобы они правильно дописали этот ежегодный портрет своего хозяина, необходимо, чтобы сам хозяин присутствовал на этой встрече. И должно быть так. Встречаются пятеро. Хозяин и четыре художника. И раз в год дописывается его портрет на год вперёд. И на эту встречу может не явиться только один - сам хозяин. По причине того, что придёт слишком поздно или раньше, чем следовало. А не явиться раньше он может в виду того, что украдёт у себя время, путем вычёркивания изменений в своей судьбе. Вычеркнув время в будущем, вычёркиваешь и в своём настоящем.
И тогда придёт человек. Вроде бы и место то, но нет никого. Вроде и время то же, что и всегда, а никто кроме него не является. И хозяин не увидит своего портрета в настоящем и того, что ему напишут на будущее. Поскольку сам гонялся за своим будущим раньше, чем следовало. Гонялся и пытался заглянуть этому будущему в глаза. Глядел в эти глаза, а потом удивлялся, почему эти глаза были пустыми. Или вместо глаз были одни глазницы. Чёрные, бездонные глазницы без глаз. А время уходило. Уходило всё дальше и дальше от времени встречи.
А пока хозяин заглядывал в пустоту, находил в ней что-то от чего пытался освободиться от этого найденного, в это время где-то в одном и том же месте, которое никогда не менялось в пространстве, но уходило со временем, ежегодно встречались четыре художника. Встречались и ждали своего хозяина. Но он не приходил. И тогда художникам приходилось писать его портрет по памяти. Поскольку портрет ежегодно должен дописываться независимо от того, приходит ли натурщик или нет. Каждый из художников наносил свои мазки так, каким помнил своего хозяина по прошлому времени. А, значит, портрет, как и его будущее, получался приблизительным. Приблизительным на погрешность того времени, которое было украдено из судьбы человека в погоне за познанием этой судьбы. И погрешность эта ежегодно копилась. И вероятность встретиться впятером уменьшалась всё больше и больше.
И художники уходили всё дальше и дальше от портрета. От истинного портрета. И всё больше полагались на свою память. Но, как правило, то, что мы помним, не всегда есть то, что есть. И каждый писал свой портрет, а несовместно со всеми творил. И каждый хотел добавить своих красок больше. Но красок не может лечь на основу больше, чем она выдержит. И краски обсыпались, не ложились или не смешивались. И получалось не то, что хотел каждый из художников. И не то, что было суждено увидеть обладателю портрета.
И получалось, что художники дописывали не там где надо и не то, что нужно. А хозяин уходил от того, где ему надлежит быть. Причём уходил не так, как хотел. А так, как это у него получалось по причине того, что он приходил не туда, куда ему нужно было прийти. И что у него получалось?
А получалось жить собой не своей жизнью. Жить не своим детством, не своей юностью, не своей зрелостью. Прийти не к своей старости. Чтобы потом удивиться тому, насколько твоя смерть не соответствовала прожитому. И как внезапно она оборвала твою жизнь.
Но внезапности не бывает. У человека точно известны две даты. Первая дата рождения. Вторая дата – дата смерти. И когда жизнь человека идёт в соответствии с ежегодными встречами наших собственных личных художников, когда мы не опаздываем и не приходим на эти встречи раньше положенного, когда терпеливо сидим, позволяя себя дописывать, и не сопротивляемся этому, то дата нашей смерти не кажется нам чем-то преждевременным. Не кажется, что смерть наша нелепа. Не создаётся впечатление, что человек уходит, как говорят, на взлёте, на пике. В дописанном портрете видны все этапы. Видно Детство. Отчётливо различима Юность. Хорошо прослеживаются годы Зрелости. Всё это облачается в одежды Старости. И все эти одежды подвязаны днём Смерти, который не обрывает жизнь, а заканчивает её. Логично завершает День Рождения. Без смерти нет рождения. А рождение подразумевает смерть. Это единое целое. Которое нельзя разорвать. Это всё понятно в портрете, который пишется с натуры, а не по памяти, которая подводит. Поскольку мы помним так, как было, а не так как есть. И если покрывать будущим то, что есть так, как мы помним, то это будущее покроет настоящее не так, какое оно есть. И что тогда? Тогда не свой День рождения ежегодно, не своя жизнь каждый день, не свой портрет навсегда, не своя смерть в конце. Но со своей датой. Датой, которую изменить невозможно. Как невозможно испортить её. Даже не своим портретом.
Так видел ли кто-либо из нас своё Детство, свою Юность, свою Зрелость и свою Старость? Видел ли он их такими, какими они должны быть, а не такими, какими бы их не хотели видеть?
Ведь чем больше мы стремимся уйти от нежелательного вида этих периодов нашей жизни, тем больше шансов именно так и прожить свою жизнь. В таком виде, в котором она нам противна. В том виде, в котором мы бы не хотели прожить эти годы.
Бегая от своего хвоста, неизбежно столкнёшься со своей же собственной мордой.
Выходит, что наша жизнь – это неизвестный портрет неизвестного. Который написан неизвестными, поскольку не знаешь, какими они должны быть, эти неизвестные художники. Знаешь только тех, какими их не хочешь видеть. Но, увы, от этого, смысл написанного портрета не меняется.
И тогда день твоего рождения превращается в День Разлуки. Разлуки с самим собой по твоему же собственному желанию. И ты начинаешь жить не своей жизнью. Жить не своим детством. Не своей юностью, не своей старостью. Но умираешь своей смертью. Но только не в своё время. Оно не может быть твоим. Раз ты живёшь не за себя.
Но, встретив всё-таки в один прекрасный день, пусть этот день будет хоть и единственным за всю твою жизнь, своих четырёх художников, ты всё-таки имеешь шанс обрести свой День Рождения, как День Встречи. Встречи с самим собой. Ты всё-таки имеешь шанс обрести себя. Собрать из себя, живущего чужими жизнями, чужими судьбами, изменяющего других до неузнаваемости, единого, целого, самого себя. И начать жить своей жизнью. Рассмотреть свой портрет, понять, каким ты должен быть и каким ты выглядишь на самом деле, а не каков ты есть в своём представлении.
Тот, для кого кто-то кажется крутым, значимым, недоступным и неприступным, просто сам на самом деле имеет желание оказаться круче, значимее, недоступнее или неприступнее. Если хочешь увидеть перед собой неприступную крепость, начни её штурмовать. И тогда даже маленькая яма будет казаться неприступной горой. Если хочешь заблудиться в душе человека – всегда старайся вникнуть в её глубину. Чем сильнее ты хочешь понять другого, тем больше будешь удивляться его непониманию. А если хочешь, чтобы тебя понимали – научись понимать себя.
А если ты убегаешь от своего Дня Рождения, если принимаешь за него День Разлуки, без надежды обрести День Встречи, то кто тебя сможет понять, утешить, приласкать, помолчать с тобой, если все от тебя разбегаются? Даже те, чьей жизнью ты живёшь? Кто тебя поймёт, если тебя на самом деле нет? Кому ты будешь нужен завтра, если ты не нужен сегодня себе?
А как на счёт тех, кто тебя окружает?
Ты хочешь понимания с их стороны? А зачем тебе их понимание? Чтобы утешить свою жизнь, которой ты живёшь, которая не доставляет тебе радости, удовлетворения. Несмотря на то, что всё рядом и под рукой?
Ты хочешь понимания в одном случае. Когда тебе важно, кто перед тобой. А не то, как он тебя понимает. Важнее кто тебя гладит, а не зачем. Легче отказать причине, чем человеку. Особенно, если его боишься. Или зависишь от него. Или просто он тебе на самом деле никто. Пока никто. Но что будет завтра, когда ты узнаешь, кто он на самом деле?
Может, мне скажут. Мол, при чём тут День Рождения?
Притом, что не только День Рождения есть у каждого человека. Каждый человек связан с другим человеком их совместным Днём Рождения, который может превратить в День Разлуки, в День Встречи, или в День Смерти. Причём, превратить его может как сознательно, так и по причине простого непонимания содеянного. Или по причине того, что, однажды, потеряв свой День Рождения, не в состоянии увидеть этого совместного с другим человеком Дня Рождения. И он становится обречённым лишь на ежегодную встречу Дня Разлуки. И эти ежегодные встречи кажутся уже ежедневными, постепенно стекаясь в один прекрасный день. Название которому – День Смерти, который является уже не совместным, а твоим. И другим быть не может. У каждого этот день свой. Просто кажется, что он приходит чаще не своевременно. Поскольку несвоевременной является и твоя жизнь, которая не имеет к твоему Дню Рождения никакого отношения.
И чем больше человек стремится сделать свои отношения с другими людьми такими, какими бы он их хотел видеть, тем дальше он уходит от своего совместного с ним Дня Рождения. Нельзя пытаться выстроить свои совместные отношения. Нельзя пытаться увидеть их судьбу. Иначе увидишь не свои совместные отношения. Начнёшь проживать эти совместные отношения через чужие, а не свои. Разве не видите сходства? Всегда происходит то, чего больше всего боишься. Наверное, так происходит потому, чтобы люди научились не бояться того, чего бояться не стоит.
Так что же остаётся?
Остаётся найти всё-таки свой День Рождения. Чтобы было не так обидно умирать в день своей смерти, который является итогом не своей, а чужой жизни. Найти своё лицо, найти свой портрет, который смогут тебе написать только твои личные четыре художника. Простив твоё отсутствие. Они всё прощают. Поскольку они часть тебя. И твоё целое. Они не только всё простят. Они помогут тебе всё исправить. При одном условии. Это условие – желание быть найденным. Быть найденным собой. Быть найденным теми, кто тебя окружает. Если ты живёшь среди людей – ищи людей. И найдёшь себя среди них. Если хочешь найти свой День Рождения – ищи День Рождения между собой и тем, кто рядом с тобой. Особенно, если тебе суждено было с ним родиться рядом. Если у вас совместный День Рождения. Ищи День Рождения, а не День Смерти. Ищи День Встречи, а не День Разлуки. Ищите друг друга, чтобы не бояться друг друга потерять. Но не ищите друг друга только для того, чтобы его не потерять больше. Тогда вы его обязательно потеряете. И всё равно будете бояться. Всегда боишься того, чего не знаешь. А чтобы не бояться, нужно найти. Найдите День Рождения. Свой и со всеми, с кем вам суждено соприкоснуться рождением на этой земле. Это каждый чувствует сам.
И помните, что минуты, когда ты появился на свет Божий, складываются в часы с теми минутами, когда появились рядом с тобой другие. Нельзя допустить, чтобы и ты, и они забыли об этих минутах. Иначе будут вычеркнуты судьбы людей. Будут вычеркнуты твои жизни. Твои не рождённые жизни. Твои непрожитые секунды, минуты, часы, дни, годы. Твои прерванные собой собственные жизни. Ведь твои прерванные жизни, твои потерянные судьбы, твои непрожитые жизни у кого-то тоже что-то оборвали, прервали, не дали прожить. А прерванные жизни и непрожитые судьбы у этих людей оборвали твои. И прекратить эту цепь может не попытка порвать, выжечь, взорвать, забыть, а попытки, пусть даже неоднократные, наладить, соединить, построить, вспомнить.
Не покидайте других, покидая себя. Не забывайте других, забывая себя. Живите с другими, живя с собой. Даже если вас много и вы не одни. У вас всегда есть шанс найти себя как единого, как себя самого. При условии, что вы этого хотите. Хотите себя найти раз и навсегда. А не хотите себя искать всю жизнь. В первом случае у вас всегда будет помощник. Хотя бы один. Хотя бы потому, что у вас есть как минимум один человек, с которым вас связывает общий День Рождения. Во втором случае у вас всегда будет мучитель, который вам будет мешать. В вашем же лице, которое живёт не вашей жизнью. Ваш портрет будет написан неизвестно кем. Неизвестно когда и неизвестно зачем. Может затем, чтобы вы всю свою жизнь мучились не собой? Мучились до своей смерти?
Найдите свой День Рождения. Найдите своих художников. Посмотрите на своё лицо, которое есть ваш настоящий портрет. Вспомните про потерянные минуты и секунды своего появления на свет Божий.
И не теряйте тех, кто вам близок, боясь искать себя для того, чтобы всё-таки найти, а не потерять навсегда.
Найти для того, чтобы обрести своё единственное лицо, а не для того, чтобы искать его постоянно.
Говорят, что раньше времени с днём рождения не поздравляют. Но какой день рождения имеют в виду? Тот, которого никто точно не знает? А как же тогда можно поздравить вовремя? Не говорите ерунды тогда. Я хочу вас поздравить, чтобы вы не смогли его пропустить. Не пропустите его, свой День Рождения, очень вас прошу. Ведь это так легко. И потом так трудно его обрести вновь. Не заглядывайте внутрь своей судьбы. Даже если это сон. Не старайтесь видеть дальше того, насколько вам позволяет зрение. Не пытайтесь слышать острее собственного слуха. Иначе наткнётесь на мираж с акустическим изъяном. И ослепнете тогда, и оглохнете. От лица чужой судьбы и потери возможной встречи с самим собой…

С Днём Рождения...


15-19 января 2003 г.


Рецензии