Хоть это совсем и не близко но нужно слетать в сан-франциско
Завоёванный туманом и ветрами ,
Свежестью своей непревзойдённый ,
Слившийся с зелёными холмами…
Ну что ж, раз приснился – надо ехать! И вот уже под крылом 747-го Боинга резвятся волны Тихого вовсе не тихого Океана, а точнее Сан-Францисской Бухты, и самолёт, рассекая лёгкий туман , приземляется в международном аэропорту Сан-Франа –именно так именуют свой город коренные его жители. Герои Джека Лондона , охваченные «золотой лихорадкой», называли его Фриско, но в наше время лишь наивные туристы могут обозвать его таким образом, тем самым выдавая себя. Стесняться, однако, нечего – ведь миллионы людей со всех концов света ежегодно посещают этот город удачливых бизнесменов и провалившихся авантюристов, известных художников и непризнанных поэтов , знаменитых музыкантов и хиппующих артистов.
Романтический колорит Сан-Франа создаёт ощущение какой-то сказки и неземной красоты, даже погода подыгрывает этому имиджу. Климат здесь по определению считается Средиземноморским, самые тёплые месяцы – это Август и Сентябрь с температурой 15-25 по Цельсию, но погода здесь предсказуемо непредсказуема, да и в разных местах холмистого города, раскинувшегося на 128 кв.километрах, в одно и то же время может наблюдаться совсем разная температура. Марк Твен как-то заметил: «Самой холодной зимой в моей жизни было лето в Сан-Франциско». Я же, не пытаясь оспорить классика, называю его Городом Вечной Весны. Причём весьма туманной – в прямом смысле этого слова. В бухту впадает шестнадцать речек , несущих речную воду в морскую, в результате чего получается хорошенький микс, взбиваемый северным ветром и образующий Калифорнийское Течение. Холодная, более глубокая водичка смешивается с тёплым воздухом и , словно волшебное призрачное покрывало, туман окутывает бухту, а вместе с нею и весь город. Бывает, что туман завоёвывает окрестности на несколько дней – что может быть романтичнее, скажите на милость? Нежности хочется в такую погоду, нежности и релаксаци
Наслаждаюсь каждою секундой ,
Словно факелом энергии зажжённый ,
Я расслаблен , счастлив и спокоен ,
Аурой Сан-Франциско заряжённый.
Этих счастливчиков из Сан-Франа я вычисляю за версту – у них какая-то особая , очень мягкая манера поведения. Кажется, будто не знакомы им ни стрессы , ни нервозность – come on!, оставьте это для нью-йоркцев , пусть они носятся сломя голову по лабиринтам своих пыльных джунглей, мы же не напрягаемся жизнью –мы в неё просто играем! Как в весёлую настольную игру, где проигравшему всё равно достаётся приз – этот океан, и скалы ,и холмы, и сказочный туман, наконец!
Неудивительно, что и бездомный люд облюбовал себе места на скамейках парков города, храня свой скарб в супермаркетовских колясках – для мобильности, естественно. Бездомных в Сан-Фране полным-полно, уж не знаю, до романтики ли этим бедолагам. Один такой бородатый верзила в лохмотьях подскочил ко мне со своей скамеечки и заорал прямо в ухо: «Что ты выбираешь,человек, жизнь или смерть?» Я лишь махнул рукой и, не останавливаясь, прошёл мимо. «Видно, жизнь...», – пробормотал он вслед и поплёлся на своё место.
Гулять пешком здесь совсем не страшно – в большинстве американских городов передвигаются только на машинах, только в крупнейших люди ещё не отвыкли от ходьбы ногами, а Сан-Фран так вообще считается самым европейским городом Штатов, поэтому иметь здесь машину – себе дороже! Есть тут метро, автобусы, трамваи и даже тролейбусы! Эк удивил изощрённых на общественный транспорт рижан! А вот в других городах Штатов троллейбусы такая же нереальная штука, как ,скажем , в Риге метро. Совершенно же удивительный чисто местный вид транспорта – кабельные безмоторные трамвайчики, снующие по холмам на трёх маршрутах. Когда в 1873 году горный инженер Эндрю Хэллидай представил своё изобретение , никто не поверил в его успех. Ни лошади, ни мотора, а только длинный вделанный в паз кабель и рельсы – как,мол, он в гору-то полезет? Кабель с петлями находится в постоянном движении на скорости 15,5 км /час, и оператор трамвая специальным крюком подцепляется к нему, а , когда надо остановиться, отцепляется , ставит трамвайчик на тормоз и подпирает колёса деревянными стопорами – а иначе можно скатиться вниз по крутому холму! К 1906 году в городе было уже 600 таких трамвайчиков, а общая длина маршрутов составляла 184 километра. Зелетрясение того же года разрушило всё и вся почти до основания, но город постепенно восстановили и перестроили, не забыв и про трамвайчики – сейчас по трём маршрутам длиной 19 километров курсируют 40 вагончиков и превозят они двенадцать миллионов пассажиров в год – как туристов ,так и местных жителей. Одна поездка стоит 2 доллара, можно ехать стоя на боковых ступеньках – главное, покрепче держаться за поручни и не разивать рта. А разинуть есть от чего!
Вагончик поднимается всё выше и выше по холму, кажется, выше некуда, но холмы настолько крутые , что скрывают следующую улицу подъёма от взора, и только минут через двадцать достигаешь вершины и начинается спуск в обратном направлении. Всё это время открывается фантастический вид и на город, и на бухту – водой Сан-Фран окружён практически с трёх сторон. С вершины Русского Холма, названного так в честь русских поселенцев начала 19-го века, зигзагом спускается самая изогнутая улица в мире – всего один квартал с восемью поворотами, настолько крутой тут спуск. Улица Ломбард вымощена красным кирпичом, и обсажена со всех сторон разноцветными гортензиями–улица-сад, наполненная океанским воздухом!
Конечная остановка трамвайчика – Рыбацкая Верфь с её рыбными ресторанами и лотками со свежевыловленной только что отгруженной рыбкой, крабами, устрицами, креветками да кальмарами. Основали верфь итальянские поселенцы, не столь удачливые во времена «золотой лихорадки», но зато преуспевшие в ловле рыбы на своих итальянских фелюгах с их треугольными парусами. Сейчас их правнуки продолжают славные традиции дедов-рыбаков, но на современный лад – владеют ресторанами и рыбачат уже на современных траулерах, пришвартованных рядом с шикарными катерами и яхтами на многочисленных пирсах, разрезающих бухту.
С берега виден и печально-известный Алькатраз, построенный изнчально как военный островной форт, затем превратившийся последовательно в военную тюрьму и в уголовную тюрьму со строжайшим режимом. Заключённых держали здесь по 16-23 часа в день в камерах размером 1,5х2,7 метра, только к одной пятой из них изредка допускали посетителей – этакий американский гулажок. Здесь отбывали своё наказание гангстеры Аль Капоне и Келли-Пулемёт. Правило №5 тюрьмы гласило: «Вы имеете право на еду , одежду, камеру и медицинскую помощь.Всё остальное – привилегии». Сейчас тюрьма превращена в музей, и быстроходные катера доставляют сюда любопытных туристов, желающих на время ощутить себя в шкуре заключённых бандитов. Никита Хрущёв во время своего визита в США тоже не преминул посетить сей адский уголок – в то время это была ещё действующая тюрьма. Бежать из Алькатраза не удалось никому. Пыталась четвёрка рисковых парней вплавь добраться до берега, но, скорее всего, сгинули все в пучине морской – течение, волны и холодная вода не распологают к купанию.
Местные пловцы, из тех, кому лень ехать в пляжный Санта-Круз, а это всего лишь чуть больше часа езды на машине, плавают в гидрокостюмах. А невдалеке за ними наблюдают разжиревшие тюлени! «Не страшно?» – поинтересовался я у одного такого любителя водных процедур. «Вовсе нет!Далеко мы не заплываем, да и тюлени не так опасны, если их за усы не дёргать! А вот не помог бы ты мне застегнуть гидрокостюм?» Я ,конечно, помог, хоть и с небольшой опаской – как-никак Сан-Франциско считается столицей гомосексуализма.
Но «голубые» – люди в массе своей, как известно, мирные и вежливые, грубо не домогаются, денег не просят. Лучших официантов ,чем они вы вряд ли и встретите – обслужат по высшей марке! Мне хоть и не совсем привычно было то тут, то там видеть целующихся взасос мужиков-мачо и ласкающихся девушек-фиалочек – но для такого либерального города как Сан-Фран это вполне нормально. Да и с обычной девушкой познакомиться здесь гораздо легче – ведь половина конкурентов автоматически отпадает ввиду сексуальной ориентации. Так что за невестами ехать можно и в Сан-Франциско – хоть Иваново и поближе будет.И подешевле!
Сан-Фран считается одним из самых дорогих городов Штатов. Снять приличную квартирку здесь меньше чем за тысячу – и не мечтайте! Пообедать в сносном ресторане можно долларов эдак за тридцать – без хорошего калифорнийского вина, разумеется! Чаевые, кстати, тоже надо оставлять –а это минимум 15% . Можно , конечно, всегда набить желудок
2-хдолларовыми бюргерами с Колой – с голоду не помрёшь! Или пойти в недорогую китайскую забегаловку , коими изобилует Чайнатаун...
В середине 19–го века в Северную Калифорнию прибыло около 25 тысяч золотоискателей из Китая, кои и основали 24 квартала Китай-города с узкими аллеями, железными балкончиками, колоритными стягами с иероглифами, жареными утками по-пекински,насаженными на вертела. Было время, когда китайцам было запрещено селиться в городах, на них распространялись отдельные налоги, с 1882 по 1965 была даже запрещена иммиграция из Китая... Гонят нас ,а мы крепчаем! – и островок Китая в Сан-Фране благополучно процветает и развивается по сей день. Другие этнические группы тоже не обделены – есть кварталы японские с пагодами, мексиканские с католическими церквями – ещё бы, ведь этот благодатный край был отвоёван янки у Мексики в 1846 году, так кто тут коренные жители, а? Есть и русская улица с православным Храмом Святой Девы Марии, построенном аж в 1909 году!
Бульвар Гиэри протянулся через весь город от Бухты с запада до Тихого Океана на востоке – русские магазинчики и ресторанчики расположены между 14-й и 26-й авеню, ближе к океану. По густонаселённости и интенсивности движения бульвар ,конечно, является бледной копией нью-йоркского Брайтон-Бича , да оно и лучше – спокойнее тут и милее , а родная речь, слуху приятная, льётся со всех сторон. Здесь можно взять напрокат свежайшие фильмы в салоне «Арлекино», послушать аудиокассеты , покушать пирожков, купить малосольных огурчиков, записаться на приём к дентисту Еловичу, по пути застраховав свою машину у агента Кацмана, и ,сделав модную стрижку в парикмахерской «Светлана», пойти замаливать свои грехи в Храм Святой Девы!
А если пройти еще минут пятнадцать по бульвару, то выходишь к крутому утёсу у океана – волны бъются об него во всей своей мощи, выплёскивая пену на скалы. Здесь – западная граница Дикого Запада. Дальше ничего нет – только бездна океана, а за ней далеко-далеко начинается Азия.
И здесь, на самом-самом краю света,
Где исчезают города и страны,
В себя вдохну и каждой клеточкой впитаю
Прохладу ветра я и мудрость океана...
С утёса виден город, словно освещённый тысячами светлячков. Справа светится символ города – мост Золотые Ворота. Построенный в 1937 году мост с пролётом почти в 3 километра является самым высоким подвесным мостом в мире и считается одним из 7 чудес света современности. Хотя и пытались его окрашивать в разные оттенки золота, но в конце концов был выбран цвет под названием «международный оранжевый» , наиболее всего различимый в тумане. 43 маляра-высотника постоянно подкрашивают мост, дабы он выглядел свежим и ярким. А название он получил от пролива, над которым и свисает – здесь воды бухты Сан-Франциско сливаются с тихоокеанскими волнами, через этот пролив лежал путь великого множества искателей счастья, ассоциируемого с золотом...
Это есть волшебный Эльдорадо ,
Мой предел несбыточной мечты.
Хочешь , мы туда поедем вместе ,
Растворимся в нём навечно – я и ты?
По утрам в раскрытое окно
Будем мы смотреть на океан ,
И дымящегося кофе чашка
Завтрак и обед заменит нам.
Будет нам дарить свою прохладу
Северокалифорнийский ветер свежий ,
Волны будут нам шептать рассказы
Про любовь , и веру , и надежду...
Свидетельство о публикации №203012000014