Пазл 4. Зацепки и пересмотр жизни

Пазл 4. «Зацепки» и пересмотр жизни

Каждый человек в течение всей своей жизни имеет какие-то желания, мечты, к чему-то стремится. Если человек ни к чему не стремится – он, скорее всего, мертв. В то же время, многие эзотерические учения и некоторые религии [14,18,19] призывают к полному отказу от любых желаний.
На самом деле любая человеческая привязанность: к определенной вещи ли, к месту, к человеку, к идее, делает нас зависимыми, лишает нас Свободы. А невозможность обладания чем-либо вызывает страдание. В буддистском понимании – страдание – это вообще форма существования индивида [18], и единственная возможность избавиться от страдания – перестать желать чего-либо. Но, как мы с тобой решили, ничего не желает только труп. Как быть?
Кастанеда дает очень хороший термин - контролируемая глупость. Если человек понимает, что все: что бы он ни делал, чего бы ни добивался, чего бы ни достиг в этой жизни – все после его смерти обратится в прах, и при этом способен смеяться над всем миром, над собой, над своими поступками и делать то, что желает нужным – он использует контролируемую глупость. «При контролируемой глупости ты знаешь, что все вещи равнозначны, но позволяешь себе думать, что что-то важнее…», - говорит Дон Хуан.
Хорошим фоном для понимания этого служит объяснение С.Лазарева, который говорит, что мы можем без страха желать и обладать чем угодно, если  знаем, что в любой момент мы сможем от этого объекта нашего желания отказаться. Господин Лазарев называет такие привязанности зацепками, которые мешают нам развиваться и делит их на несколько различных категорий: зацепки за материальное (деньги, вещи), зацепки за эмоциональное (любовь к определенному человеку, ревность, обида), зацепки за интеллектуальное или ментальное (привязанность к идее, определенному образу мышления), зацепки за духовное (приверженность определенной религии) и т.д.
Если человек любит деньги, свою машину, дом и прочее, но в любой момент готов плюнуть на это все, выкинуть на помойку, раздать нищим, то он будет жить в достатке сколь угодно долго. Если же он ценит это настолько сильно, что это «зашоривает» его, отвлекает от основной задачи, мешает ему «развиваться»; если он ценит это больше, чем Любовь к Богу, то деньги, машина будут у него отниматься. Пока такое накопление не является целью, но средством для наиболее полного раскрытия себя – все нормально. То же и с эмоциональными, интеллектуальными и прочими зацепками. «Блаженны те, которые, имея богатство, сознают, что они обогощаются от Господа, ибо, кто почувствует это, тот может совершать добро»[33].
Когда в твою жизнь пришла радость – прими ее, насладись ей, получи удовольствие, но отпусти без сожалений, когда ей настало время уходить. «Только стремление навсегда или надолго сохранить удовольствие превращает его в страдание», - говорит Кришнамурти.
Человек строит планы. Это отлично. Это правильно. Но если его планы рушатся – человек испытывает шок, ищет виноватых, на кого-то обижается. Это – неправильно. Человек предполагает - Господь располагает. Строй планы, но не привязывайся к ним, привязался – лишил себя свободы. Будь мобилен. Будь открыт. Будь готов в любой момент отказаться от этих планов и настроить новых. И уж ни в коем случае не обижайся на судьбу, если что-то не получается. Не получается – значит ты еще не готов достойно выдерживать Успех. Поэтому учись любить свои Неудачи. Ведь «для того, кто ищет Первичную Истину, страдание – это опыт», а будем мы страдать или нет «зависит от того, что мы сделали или какой опыт мы бессознательно призвали», - утверждает Шри Чинмой.
Пришла проблема – реши ее тут же, моментально. Чем дольше ты откладываешь ее решение – тем дольше она тянет из тебя энергию. Любое неоконченное, незавершенное дело – тянет из нас энергию.
Любая привычка (читать газету за столом, полежать после обеда и пр.), любая привязанность закрепляет твой образ мира и, таким образом, ограничивает твою свободу, а значит, мешает тебе раскрыть ВСЕ свои возможности и полноценно выполнить свою жизненную задачу. Любые зацепки – это стены которые стоят на твоем пути от рождения до смерти. И, как это ни увы, часто только смерть заставляет понять, всю глупость таких привязанностей. Ой, что-то на менторский тон меня пробило… Прости дурака!
Хорошее сравнение вполне подходящее к осознанию смерти, приводит Кришнамурти. Оно звучит примерно так: «Это - словно жить в комнате со змеей. Вы следите за каждым движением в комнате, вы очень внимательны к малейшему звуку, который в ней раздается.» То есть, ощущая присутствие смерти, вы полностью погружаетесь в жизнь…
Вижу, ты полон скептицизма и спрашиваешь: как можно говорить о постсмертных состояниях, если нет никого, кто бы оттуда вернулся? Ответ есть. Во-первых, как говорит Лама Анагарика Говинда: «На самом деле, нет никого из живущих, кто бы не возвращался. То, что мы называем рождением – это другая сторона смерти, как две стороны монеты или как дверь, которую мы называем входом снаружи и выходом изнутри». И, во-вторых, за последнее столетие собрано уже достаточное количество фактов [8,13,15] возвращения человека к жизни после состояния клинической смерти, при этом более четверти «вернувшихся» сохраняют воспоминания о нахождении «там». Кроме этого, появилась наука танатология, написано огромное количество книг на эту тему. Все это дает возможность составить достаточно четкое представление о моменте умирания и смерти.
Ты не замечал, что процесс рождения обозначается одним-двумя глаголами, а процесс умирания – десятками идиом: откинулся, преставился, дуба дал, кони двинул, коньки отбросил, в ящик сыграл, дополни сам, если есть желание. Так вот, тремя основными компонентами всех воспоминаний о периоде после смерти являются: а) наличие темного, затягивающего туннеля; б)  выхода в конце туннеля с невероятным сжигающим светом и дальнейшим ощущением Вселенской Любви, и, наконец, в) описываемый всеми процесс качественного пересмотра всей своей жизни, т.е. изучения после смерти «покадрово» всего своего воплощения с «разбором по косточкам» причин, которые помешали человеку полностью «развернуться».
Если путь в Высшие Сферы действительно лежит через нечто напоминающее ослепительный свет или очищающий огонь, то можно предположить: для того, чтобы не «слепило глаза», нужно самому быть Светом, чтобы не сгореть в огне, нужно самому быть Огнем. Если представить, что после смерти человек, покинув темный туннель, проходит сквозь такой очищающий огонь, то становится понятно, зачем в течение жизни ему нужно «очищаться» самому. Тот, кто есть Свет, будет купаться в этом божественном Свете, но чем больше в человеке «непрозрачных», черных мест, тем сильнее такие «пятна» этот самый Свет будет жечь, пока не очистит совсем. То есть, чем больше в душе человека «черного», тем сильнее и дольше его страдания в очищающем Огне.
Я тут сейчас до конца главы выпендриваться буду, можешь сразу перескочить на пятый пазл. Копаясь в литературе заметил, что не только пережившие состояние клинической смерти, но и многие эзотерические  и психологические источники часто используют термин «пересмотр». Так в применяемой Станиславом Грофом технике холотропного дыхания помимо обилия трансцедентных сцен испытатель зачастую заново переживает еще и различные сцены своей жизни, причем это могут быть эпизоды взрослой жизни, детства, рождения, воспоминания о пребывании внутри матери в качестве плода, и даже память о прошлых воплощениях. По мнению Грофа, мы в холотропных  состояниях всегда возвращаемся к ситуациям, которые каким-либо образом являлись для нас травмирующими, при этом наше подсознание само знает, какие моменты нужно пережить заново. И такое повторное “проживание” опасных ситуаций, но на этот раз с “хеппиендом” имеет мощный психокоррекционный эффект.
Подсознательно зная о важности перепросмотра, хотя и далеко не до конца понимая его необходимость, многие психологические школы, (в частности психоанализ) советуют проживать заново травмирующие и фрустрирующие ситуации.
Похожим образом работает, например, концепция трансфера (психодинамическая теория З.Фрейда), или «перенесения». Психотерапевт, работающий со своим пациентом, должен привлечь внимание человека к его «неотреагированным комплексам, уходящим корнями в раннее детство», т.е. способствовать оживлению прошлого пациента, помогать вспоминать историю его жизни, способствовать пониманию его личностных реакций в тех или иных жизненных ситуациях. Таким образом психотерапевт работает с тем, что пациент забыл, но что является бессознательным источником психических страданий.
А.Адлер считал, что психологические проблемы возникают у человека в связи с ошибкой в картине мира , и одним из методов нахождения такой ошибки является исследование «ранних воспоминаний» или значимых событий детства.
Фредерик Перлз – основатель гештальтерапии – основным принципом оной считал принцип «здесь и сейчас», утверждая, что «задержанные чувства» и постоянный мысленный возврат в прошлое препятствуют процессу адекватного осознавания настоящего. Ф.Перлз  призывал «завершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек»
Или вот еще дианетика - одна из немногих психотерапевтических техник, ориентированных на полный пересмотр жизни через катарсис.
Кастанедовский Дон Хуан  предлагает тщательно разработанную технику пересмотра, которая заключается в четком припоминании всей своей жизни с проживанием мельчайших нюансов, включая запахи, цвета, эмоции и т.д. По его словам, такая техника помогает освободиться от ненужных воспоминаний, от личной истории , освободить энергии, которые не могут к тебе вернуться, так как удерживаются в прошлом этими воспоминаниями.
Независимо от того, какую цель ставят перед «пересмотром» различные авторы: видят ли они в нем фактор, способствующий «освобождению от желаний», либо психокоррекционное средство, - на мой взгляд, во всех случаях происходит своеобразный «обман смерти» - преждевременное «проживание» каждого мгновения этого воплощения.


Рецензии