Размышлизмы о местном журнализме
«Сидя на высоком холме» и пуская в небеса небольшой сигаретный дымок, я, вслушиваясь в железное грохотанье череповецких улиц, немного поразмышлял на эту вечную тему – журналистика в современном мире. И пришел к некоторым выводам, с которыми и спешу поделиться с любезным моему совсем нежелезному сердцу читателем.
О чем могут говорить журналисту, если он еще не потерял «ум, честь и совесть» окончательно, последние события в журналистской среде города, и тем паче, области и бери выше. Прежде всего о том, что в выстраивающем вокруг и около нас перпендикулярно и параллельно мире, роль, которая отводится журналистам, не то, что бы очень скромна и даже унизительна, а в том, что она явно не соответствует тем бурлящим внутренним устремлениям, тому месту в мире людей, в городском, областном и т.п. социуме, на который они бы искренне хотели претендовать. Из всех возможных благородных ролей, который бы мог реализовывать в своем поведении местный череповецкий журналюга (например, властитель дум, учитель, поводырь, эксперт), ему остаются только две: одна – это защитник совсем уж маргинальных и никому никак не угрожающих городских слоев (например, бездомных детей), вторая - слуга власти.
Я не знаю в городе ни одного человека «от пера», который, даже зажав фигу в кармане (а в большинстве случаев – радостно!), не побежит «задрав штаны» по первому зову власти (оплачиваемому, конечно) или «иных сильных мира сего», обслуживать ее по полной программе и даже немножечко лучше. При этом, смотрите, я не собираюсь никак осуждать этих «сильных мира сего», а хочу задаться одним вопросом: «А почему так? С чем связан это крайне неприятный зуд чинопочитания, «баксопочитания»?
- «С бедностью», - ответите вы. Так, журналюги, в принципе, не беднее остальных, хотя, с очевидностью, беднее некоторых.
- «С жадностью». Вполне возможно, но есть люди и группы, общественные слои, намного жаднее и беспринципнее журналистов. Они ведь еще славы хотят. Иногда даже творчества.
- «С незрелостью мышления!».
А вот здесь, на мой взгляд, попадание будет в самую точку. Ведь вот посмотрите. Крупная партийно – олигархическая тусовка в городе, в пору «веселых времен», достаточно быстро сорганизовалась и сумела заявить «городу и миру» о своих целях и интересах. Плохо или хорошо, но очевидно, что некую общественную силу, которую можно оценивать как угодно, но создали городские пенсионеры, стремятся создать медики, учителя, представители культуры. Даже деловые круги, благодаря Сами - Знаете - Кому, тоже там что-то о себе заявить сумели. Хотя бы о том, что выкинуть пять тысяч рублей на кружечку холодного пивка, для них не деньги. И только журналюги скромно стоят в стороне с протянутой рукой.
Дошло до того, что другие группы, которые знают чего они хотят, начинаю создавать для журналистов свою инфраструктуру признания и даже досуга. Вот вам «Бронзовая трава» (тьфу, «Сова»), вот вам тарелка салата у черного входа со знаменитого конкурса «Человек Вселенной» (тьфу, - года!). Представляющие только самих себя группы в количестве не более 50-100 человек, но, тем неменее, самоорганизованные и самоорганизующиеся, диктуют журналистам о том, что у них, этих журналистов, плохо, а что, хорошо, куда идти, а куда нет. Почему-то журналисты не проводят на бывшем ЧМК конкурсы «слесарей, сантехников, депутатов», а те, «нимало втемяшась» делают сие без зазрения и совести. Потому что право имеют? Или, только в силу того, что пользуются незрелостью (возрастной, управленческой, мировоззренческой, финансовой, какой угодно) «мастеров пера» и считают, искренне, что журналисты – это те люди, которые просто обязаны выполнять все их возможные прихоти. Я не говорю «все», некоторая толика такта в обращении центров власти и журналистов несомненно присутствует. Но самые важные и самые актуальные, это точно.
Еще один заход «с левого боку». Развивается у нас в Череповце журналистика или нет? С одной стороны, вроде развивается: стало больше авторов, тем, вариантов интерпретации реальности, подходов, жанров, денег и т.д. и т.п. С другой стороны, нет, т.к. (и многие в журналистской среде города это, насколько я понимаю, понимают) налицо и низкий уровень заработной платы (потолок в 5-7 тысяч рублей это не те деньги, чтобы развивать сложные и иногда связанные с опасностью для жизни жанры и темы), и цензор, внешний (редакторы, дорожащие своими местами, не хотят касаться некоторых сторон городской жизни и людей, принципиально!), и внутренний, т.к. «не напишешь то, что нужно и как нужно – не продашь», и отсутствие предпринимательской и финансовой жилки и образования у журналистов, и пока еще во общем-то терпимая конкуренция между изданиями, которые весь «пирог читательский» порезали, а другим не дают и т.п. Если эти проблемы не будут решаться, то дальнейшего роста и развития журналистики в Череповце, не предвидится. Ресурс, который дали им другие общественно – экономические группы города (повторюсь – не за так!) исчерпан!!! Или близко к тому. И, между прочим, наверное, не мешало бы журналистам сказать им за это спасибо!
Но и это не главное! Главное же, пока заключается в том, что журналистское сообщество города из себя никакого сообщества то и не представляет. Это совокупность плохо связанных между собой атомов, подверженных броуновскому движению, но никак уж не важная и даже значительная профессиональная группа, осознавшая свои цели и интересы и твердо предъявившая их городскому социуму. Свои, а не чужие! Только представьте себе гипотетическую ситуацию, когда средний череповчани и даже олигарх, который «узнает новости о Череповце из кино» просыпается утром 1 февраля 2003 года, а в городе не работает ни одна телестанция, не «фурычит» радио, нет газет. Только кинотеатры и остались. Вам бы так жить! И врагу не пожелаешь!!!
Журналистам нужны свои клубы, творческие объединения, встречи с читателями без посредников, свои городские творческие конкурсы, свои профсоюзы, своя тусовка. Даже участие в политической борьбе, хотя бы на муниципальном уровне. И в этом нет ничего оригинального и, я бы даже сказал, чего-то «такого». Так же как у всех – борьба за собственные интересы и цели, игра в свои ворота, а не подыгрывание чужому дяде, которого, даже в силу чисто человеческих причин, такая ситуация вполне устраивает.
Свидетельство о публикации №203013000169