О непостоянстве

-Здравствуй,Али!
-Привет,Саид!
-Как дела?Чем занимался сегодня?
-Да,вот читал Григория Нисского "Об устройстве человека" и подумал ,как иллюзорны и зыбки наши представления о самих себе.
-А поподробней.
-Хорошо. В начале мой взгляд остановился на толковании первой главы бытия,где Григорий понимает  устройство мира  по Аристотелю и Птолемею,у которых небо вращается вокруг земной тверди и Григорий объясняет подобным образом мир.
-Это тот самый Григорий Нисский,православный святой четвертого века,брат Василия Великого,православного святого?
-Да,Точно он.Его брат Василий сходным образом толкует шестиднев.
-Существует все-таки менталитет исторческий,где люди разных убеждений имеют сходные представления об устройстве мира?
-Да,конечно.Об этом писал еще Тэн.
-Значит ли это,что так называемые отцы церкви имели геоцентрические представления об устройстве мира?
-Да. Они еще на основе этих представлений обосновывали действие Бога.
- И что же Григорий пишет о человеке?
-Он традиционным образом называет человека образом и подобием Божьим.
-Это само собой разумеется,так как он христианин.Но вот что он понимает под образом и подобием Божьим?
- Он пишет,что природа нашего ума ускользает от познания,и это по образу Создавшего,который также является неприступным.
-Хорошо сказано,как Кант его не услышал в своих априориях чистого разума,-засмеялся Саид.
-Дальше Григорий пишет,что природа содержимая умом,есть как бы образ образа.И что только разумную и упорядочную деятельность можно отнести к уму,а фантазию относит к бессловесному виду души,как к подобию умственной деятельности.
-Интересное высказывание,если вспомнить рассуждения Григория об устройстве мира,-улыбнулся Саид.
-Григорий считает,чтот в человеке существует эйдос,вид,который остается неизменным ,тогда как тело меняется.То есть эйдос и есть боговидное в душе.
-Хотелось бы поподробне про эйдос,что это конкретно такое?
-Подробно Григорий ничего не говорит.но вероятно это понятие восходит к учению о Логосе-Идеи,которой наделены все вещи и в том числе человек,это платонический аспект в учении Григория.
-И что же дальше?
-А дальше Григорий излагает физиологию человека по Галену.
-То есть астрономию по Птолемею,а физиологию по Галену,а философию по Плотону? -засмеялся Саид.
-В принципе правильно.
-И что же в итоге?
-А в итоге получается такая картина мира у Григория:мир сотворен Богом в системе Птолемея,физиологию человек имеет по Галену,физику по Аристотелю, философию по Плотону и весь этот эклектизм объединен в христианское учение о человеке ,в христианство.
-Он относится к Отцам церкви православной,если я не ошибаюсь,-спросил Саид.
-Да,-улыбнулся Али.
2003


Рецензии
Оставляя рецензии только там,где могу что-то соотнести с собой, обнаружила у тебя удивительное открытие:
оказывается,у меня преобладает "подобие умственной деятельности")))
Только не говори никому.
Меня умной считают.
Правда,это не всегда в плюс мне,но все же,не говори никому)))
***
Григорий четвертого века-это тот,который в армянской яме семь лет просидел,пока царя не вылечил?

Маргарита Виталина   08.02.2009 16:24     Заявить о нарушении
Нет, в армянской яме это Григорий Просветитель армянский, а этот Григорий Нисский, брат Василия Кессарийского Великого,оба из Малой Азии.
А как же ты преподаешь психологию без подобия умственной деятельности или по чужим конспектам читаешь лекции?Если оставлять рецензии по соотнесению с собой,то у тебя все почти сплошь про несчастную женскую любовь, что с собой никак не могу соотнести.
:)

Селадьин Алексей Владимирович   08.02.2009 22:58   Заявить о нарушении
))
Боже упаси,по чужим,ты что!!!!!!!!
)
Я пошутила)
Ты можешь соотнести себя только со счастливой женской любовью?
))
Так что про нее писать-как у классика было-"Все счастливые семьи счастливы одинаково...)))
Никто и читать не станет)))))))

Маргарита Виталина   09.02.2009 03:41   Заявить о нарушении
Себя я соотношу с мужчиной, а у тебя женская психология.Может быть в этом смысле и говорят о женской литературе.Вот, например, Анна Каренина , Катюша Маслова в "Воскресенье" или Соня в "Преступлении и Наказании" совсем по другому, в описании мужчин писателей, чувствуют свою несчастстную любовь.Соня, например,не хныкает в платочек, а пытается достучаться до души Раскольникова, да и Анна бросилась под поезд как личность, а некак муси-пуси.
:)

Селадьин Алексей Владимирович   09.02.2009 18:37   Заявить о нарушении
Ты считаешь,что я муси-пуси?

Маргарита Виталина   10.02.2009 02:05   Заявить о нарушении
Броситься под поезд гораздо легче,чем под него не броситься.
Анна Каренина-любимая моя книга.
А фильм любимый-Адмирал.
Никогда не считала декабристок-героинями.

Маргарита Виталина   10.02.2009 02:07   Заявить о нарушении
Соня и Катерина-как не крути-проститутки. А значит,не героини.

Маргарита Виталина   10.02.2009 02:09   Заявить о нарушении
Не разочаровывай меня своими идеалами.
Хотя бы ты.
Я Анну Каренину каждой клеточкой чувствую...........

Маргарита Виталина   10.02.2009 02:11   Заявить о нарушении
Она не проститутка,не ставь их в один ряд.
Достучаться до души не сложно.
Сложно достучаться так,чтоб не броситься под поезд.
Вронский бы не бросился. Никогда.
Мужчины сильнее.
Или-слабее....

Маргарита Виталина   10.02.2009 02:14   Заявить о нарушении
И ни один мужчина не сравнится в своей жертвенности с женщиной.
Даже в литературе,не говоря уже про жизнь

Маргарита Виталина   10.02.2009 02:16   Заявить о нарушении
Я привел их не в качестве своих идеалов, а как примеры описания мужчинами писателями женской несчастной любови.Проститутки тоже люди и могут быть героинями книг.Потом, если женщина идет в проституки ради спасения людей, то это святая благородная жертва, а не порок.Булгаков в "Беге"содрал с Достоевской Сонечки , когда женщина в Стамбуле пошла в проситутки ради спасения своих друзей от голода.Жертвенность Христа в евангелиях выше любой жертвенности женщины, описанной в книгах.А Прометей, ради людей мучился печенью ,прикованный к скале.Вот, Ельцин, например, не бросился под поезд, потому что не герой и краснобай.
:)

Селадьин Алексей Владимирович   10.02.2009 06:22   Заявить о нарушении
-Прометея приковали-у него опять же не было выыбора.
-Любой неблаговидный поступок (даже войну,не говоря о проституции) можно прикрыть великой мотивацией.
-и наконец...а Жанна д*Арк?????????
)))))))))))))))

Маргарита Виталина   10.02.2009 07:30   Заявить о нарушении
Как не было выбора, когда Прометей пошел против воли Зевса.Ты не понимаешь, что мы живем в двух уровнях бытия, в одном все мы предопределены природой или богом, потому что не знаем и не владеем ни своей собственной природой, ни вселенной.Но во втором уровне бытия, относительно нас самих, у нас есть воля и понимание своей природы на том уровне, на каком нам дано в настоящий момент.И на этом втором уровне, перед самими нами у нас есть и воля и совесть и душа и ум.И в этом смысле и Иисус Христос и Прометей как личности , а не как игрушки истории, обладают своей волей.

Селадьин Алексей Владимирович   10.02.2009 09:27   Заявить о нарушении
Прикрыть неблаговидный поступок можно, но мы же говорим не о лицемерии, а о действительной ситуации, ведь Соня Мармеладова у Достоевского не лицемерила и Катя Маслова у Толстого тоже.Жанна Д'Арк , по ее словам, была инспирирована духом святым на защиту своего короля и Франции и она считается святой.Но особой жертвенности она не сделала.Жила деревенская простушка себе спокойно, как вдруг ее осенила мысль о спасении отечества и она стала воевать.Потом осудили ее как ведьму. Французы ведь и до нее воевали с англичанами и погибали многие.

Селадьин Алексей Владимирович   10.02.2009 09:42   Заявить о нарушении
Христа тоже распяли как преступника
***
Я тебя уже практически люблю,Владимирович!
))

Маргарита Виталина   10.02.2009 09:56   Заявить о нарушении
Практика с теорией практически не совпадают.
:)

Селадьин Алексей Владимирович   11.02.2009 00:51   Заявить о нарушении
Хааааааа))
Точно)

Маргарита Виталина   11.02.2009 11:25   Заявить о нарушении