этюды

Галчонок

Был жаркий, пыльный день. Я шёл по пустынной улице, окаймлённой деревянными стенами частных домов. Вдруг створка ворот одного из дворов открылась, и на улицу вышел маленький мальчик лет шести. Он был одет в светлые шорты, маечку и кроссовки. Мальчик остановился посреди улицы. Он явно скучал или был чем-то озабочен.
Что-то в этой сцене заставило меня остановиться в начале улицы и зайти за дерево.
Мальчик прошёл туда-обратно, попинал камни, в обилии лежавшие на сухой, жёлтой земле. Внезапно он нагнулся и поднял из сухой травки у обочины галчонка. Галчонок был очень мал, но уже через две-три недели он станет здоровой, сильной птицей.
Птенец рвался из рук мальчишки и отчаянно голосил. И вдруг… Что-то хрустнуло. Ребёнок, пытаясь удержать галчонка, нечаянно сломал ему шею. Словно испугавшись содеянного, он отбросил трупик обратно в траву.
Створка ворот снова открылась. Вышла нарядная женщина, вся в зелёном, с миниатюрной чёрной сумочкой.
- Сынок, пойдём. Мы уже опаздываем, - позвала она мальчика.
Ребёнок нахмурился. Женщина взяла его за руку и бесцеремонно потащила за собой. Мальчик расплакался. Вдруг он обернулся, посмотрел на пушистый мёртвый комок и замер с широко раскрытыми глазами.
За что?

Две волны

Солнце скрылось за тучами. Подул пронзительный влажный ветер. Безграничное море нахмурилось и погнало седые волны на запад. Тучи плотно сгустились над водной гладью. В небе засверкали молнии; ударил гром и темные облака, не удержавшись, обронили первые капли приближающегося ливня. Внезапно на западе замелькала белая точка. Она росла, росла и превратилась в гордый лайнер, который нёсся вопреки морю. Он ускорил ход и породил волну. Она понеслась на встречу своей сестре. Две волны сшиблись и исчезли…
***
Солнце скрылось за тучами. Окопную тишину разорвали взрывы артподготовки. Словно пытаясь залечить раны Земли, небо извергло дождь. На какое-то время только его шёпот, тихий, успокаивающий, лечебный, разносился по полю боя. Через несколько минут командиры выпрыгнули из окопов и закричали: «В атаку!» Солдаты бросились друг на друга. Загрохотали выстрелы – многие падали, сражённые свинцом. Но вот солдаты сшиблись, как две морские волны. Десять минут и раздался крик сотен глоток: «Победа!» Неприятель убит, а может не только он?

Чи Мэй
Посвящается Эннио Морриконе.

Утренняя свежесть струилась в воздухе, лаская всё живое. Далеко на горизонте всходило солнце, освещая зеленую долину. Мир просыпался. Женщина и мужчина стояли на краю высокого обрыва. Они смотрели на солнце, всем существом тянулись к нему, окунаясь в его золотисто-красные лучи. Сейчас существовали только они и солнце, залог и символ их счастья. Скоро появится ребёнок, зачатый пред его же ликом, всегда добрым и щедрым.
Внизу журчала голубая река. Она питала эту долину с предначальных времён. Река давно точила этот утёс. Сейчас настало время завершится её работе. По земляной стене зазмеилась трещина. Люди не заметили её: их манило солнце.
Женщина вскрикнула… они полетели вниз, крепко схватившись друг за друга. И этот миг стал для них вечностью.

Круг

Около трёх миллионов лет назад. Маленький мальчик, лет четырёх играл на полу небольшой комнаты. Вдруг он увидел белую кружку, стоящую на столе в углу помещения. Мальчик добежал до стола, неловко схватил понравившийся предмет и уронил его. Кружка упала и разбилась. Невысокая, полноватая женщина с широким, добрым лицом и изумрудными глазами, всё это время сидевшая на диванчике у стены и читавшая книгу, посмотрела на малыша и чуть улыбнулась. Затем она подошла к нему и легонько шлёпнула. Мальчик заплакал.
***
Десять тысяч лет назад. Маленькая женщина с изумрудными глазами стояла на балконе высотного дома и кричала, глядя во двор:
- Сынок, пойдём домой уже поздно!
Мальчик лет тринадцати повернулся на зов и бросил матери:
- Отстань! Я занят.
Женщина тихо заплакала.
***
Наши дни. Двенадцать часов ночи. Стук в дверь. Женщина с изумрудными глазами открыла. В квартиру ввалился молодой человек лет двадцати пяти, абсолютно пьяный.
- Сынок, что ты делаешь? – ошеломлённо воскликнула женщина.
Пьяный парень замахнулся рукой на мать, но удар не достиг цели: он плохо координировал движения. Женщина отшатнулась.

Утром в один из городских моргов поступил труп молодого человека лет двадцати пяти.
***
Несколько миллионов лет спустя. Маленькая женщина с изумрудными глазами сидела на уютном диванчике и читала книгу, поглаживая округлившийся живот. Лицо ёе было светлым, спокойным и немного грустным. Она не переживала, как это бывает с женщинами беременными впервые. Она собиралась родить не в первый и не во второй раз. Она привыкла давать жизнь.
На столе в углу комнаты стояла та же белая кружка.

К***

В одном провинциальном городке жил молодой человек. Он был умён, порядочен, красив. Жизнь дала ему много. С самого раннего детства он мечтал стать военным. Почему? Наверное, он сам бы не смог ответить на этот вопрос. Хотя всегда говорил, что война – двигатель прогресса.
Окончив школу, молодой и перспективный, он попытался поступить в военную академию. Но не получилось: подвело здоровье. Правда, он не сломался, он нашёл в себе силы жить дальше и жил неплохо. Только чаще стал повторять лозунг юношеских лет: война – двигатель прогресса.
Годам к тридцати он женился и у него родился сын, став множителем всего хорошего в нём самом. Так жил он честно и не бедно, в любви и мире. Сын рос, мужал и хорошел.
Тихо и незаметно старость освятила его своими закатными лучами. Но и её он принял мужественно, не согнувшись. Разве что, стал грустить о несбывшихся чаяниях молодости.
Однажды утром он проснулся, не изменяя привычке, сходил на утреннюю пробежку, позавтракал и включил телевизор. В девятичасовом выпуске новостей передали, что у южных границ его страны разгорелся межнациональный конфликт. Он не обратил внимание на сообщение и переключил канал. Через три дня в дверь его квартиры постучали. Открыв дверь, он получил от почтальона письмо. Отправителем был Национальный военный комитет. Он распечатал конверт. Внутри оказалась повестка, которая информировала его сына о срочной мобилизации в вооружённые силы в связи с началом военных действий. Какое-то время он был в оцепенении. Потом он вдруг, начал рыдать, содрогаясь всем телом, рвать свои седые волосы и ужасно нечеловечески кричать:
- Меня… не его… пусть живёт!!!
21.09.2002

Бытие и обладание

Тихое летнее утро занялось над уютной чистой улицей в одном из пригородных районов. На этой улице в большом свежем доме в своей комнате играл смешной и симпатичный малыш. Игрушки скоро прискучили ему, и заняться было нечем. Мать мальчика ещё не вернулась из ночной смены в больнице, а отец работал в студии на втором этаже дома: он был художником. Ребёнок, зная, что у отца есть, чем развлечься, отправился к нему.
Папа, молодой статный мужчина, сидел перед мольбертом в центре большой, но почти пустой комнаты: кроме полок с краской, кистями, какими-то макетами и телевизором, ничего не было. Мальчик застал отца в разгаре работы над завершением новой картины. Он даже не заметил прихода сына. Малыш осмотрел комнату и определил свою цель – кисти. Ребёнок не доставал до полки, на которой они стояли, и поэтому начал подпрыгивать, пытаясь зацепиться за край. Полка с грохотом рухнула. Отец удивлённо взглянул на своего сына. Мальчик невозмутимо ответил на взгляд:
- Хочу кисти!
Строгий родитель лишь махнул рукой на юного проказника.
Кисти быстро надоели ребёнку, и он потянулся к холстам, прислоненным к стене. Снова грохот. Кроха настороженно глянул на отца. Последний снова удостоил сына одним взглядом и продолжил рисовать. Мальчик какое-то время был счастлив своим приобретением, пока не удостоверился в его бесполезности. Скука одолевала. Ребёнок поплёлся к телевизору, взял пульт и начал переключать программы. Из телевизионных динамиков вереницей зазвучали отрывки фраз:
- Я имею всё…
- Ты получила?
- …владеет миллионами…
- …решают всё…
- …деньги…
- …частная собственность!
- …потребитель – это…
- …использование разума…
Отец не выдержал и строго прикрикнул на сына:
- Сделай тише!
Ребёнок добрался до канала мультфильмов и снизил звук.
Через несколько минут художник счастливо вздохнул. Картина, несмотря на все помехи, была завершена. Вдруг с холста слетела ослепительно синяя птица, выпорхнула в распахнутое окно и с громкой песней устремилась в голубое небо…

13.09.2002 г.

Легенда о вечности и человеке

Солнце опустилось за горизонт. Тишина и темнота обняли долину убаюкивающими объятиями. Свет издавал лишь лёгкий парок над рекой, чародейским сиянием выхватывая из темноты речные берега. Река, звучавшая в тишине одинокой песней, мерно несла свои воды вперёд. Человек, молодой мужчина, нарушил звуковую идиллию, войдя в воду. Но тут же всё вернулось на свои места, едва он остановился. Лицо юноши было светлым и тихим. Не шевелился ни один мускул. Жили одни глаза. Только грустно и несчастливо жили, пряча в своей глубине тоску. Волосы до плеч, красивый стан – всё говорило о молодости и силе. Лишь глаза разрушали веру в это. Юноша смотрел в воду, словно в вечность. Она и была, по сути, вечностью, ибо олицетворяла движение и обновление. Юноша хотел слиться с ней, войти в реку вечности и замереть в постоянном обновлении. Вот он мир, вот – река, вот поступок... или ошибка, что не важно для вечности. Важен только шаг этого молодого человека, шаг... и вечность перед ним. Вода потихоньку увлекала его за собой, тихо и зловеще. Тёмная, могучая, ей ничего не стоило подхватить юношу как щепку и унести за собой в вечность. Всплеск... И вот уже никого не видать у реки. На какое-то мгновение всё замерло, оплакивая умершую молодость. Но вдруг снова тишину бесконечности нарушил звук. Девушка подбежала к реке. Лицо её раскраснелось от бега, а дыхание было прерывистым. Она остановилась в двух шагах от реки. Взгляд что-то искал, а потом замер. Девушка подняла свои невинно-голубые глаза к небу, к звёздам. Глаза требовали и просили, угрожали и умоляли холодные звёзды о милости, милости быть с любимым.  И вдруг звёзды вняли ей. Самая яркая и крупная из них отбросила белый луч света на девушку, в последний раз показав её великолепие миру. Девушка протянула нежные руки свои к звезде и исчезла. Свет померк.
Возможно, когда-нибудь она повстречает того печального юношу, свою единственную любовь, на холодных дорогах вечности.

16.12.2002 г.



Мечта

Шумел первый весенний понедельник. Солнце стояло в зените, заливая город яркими лучами.
На одном из самых крупных городских проспектов, в небольшом кафе с огромными затемнёнными окнами, открывавшими посетителям вид на улицу, молодая журналистка брала интервью у одного известного старого писателя. В этом кафе часто видели журналистов, берущих интервью, так как недалеко находилась редакция популярной газеты «Вестник». Кафе, кстати, так и назвали – «Интервью».
- И мой последний вопрос, скажите, что вы считаете стержнем своего творчества?
- Хм, меня многие спрашивают об этом, и я всегда отвечаю неизменно. Я хотел бы, чтобы мои книги заставляли людей думать. Думать над окружающим миром, думать над собою, думать, хороши они или плохи, что они сделали и чего не сделали в этой жизни. Неслучайно, в нашем языке существует множество синонимов слова «умный»: образованный, интеллигентный, практичный и … мудрый. Можно быть хорошо образованным, очень талантливым, но при этом являться отменным негодяем. Мудрый человек, пусть даже и не учившийся в школе, никогда не будет подлым, никогда не совершит ничего недостойного себя, а если ошибётся, то своей ошибки больше не повторит. Сейчас многих беспокоят судьбы мира, перспективы человечества, экология планеты. Предлагают разные проекты, планы. Я же уповаю на истинный человеческий разум, который не позволит нам, людям, кануть в бездну.
- Ну, большое спасибо за интересную беседу, - улыбнувшись, поблагодарила журналистка. Старый джентльмен улыбнулся ей в ответ.
Собеседники вышли из кафе, пожали друг другу руки и разошлись в разные стороны.
Писатель направился в соседний книжный магазин, весело поглядывая на чистое небо. Он любил наблюдать реакцию людей на свои произведения, поэтому, войдя в магазин, он встал недалеко от стеллажа, где была выставлена его новая книга, и стал наблюдать. К стеллажу подошла женщина средних лет, держа за руку маленькую девочку с забавными косичками и бантиками на голове. Женщина высматривала какие-то книги наверху, а её кроха разглядывала ту полку, до которой доставала ростом. На ней и стоял его новый бестселлер. Девочка остановила взгляд на книге и прочитала по слогам: «Пу-шис-тое зло». Малышка какое-то время задумчиво молчала, а затем подёргала женщину за руку и спросила: «Мама, а что такое зло?»
Старый писатель улыбнулся и вышел из магазина.


Рецензии
ЧИТАЮ ВАС И РАДУЮСЬ.ВОТ И ВСЕ...

Ветра Нежность   01.05.2006 01:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.