О красоте человеческой души

О красоте человеческой души

Солнечная дубрава весело шумела, приветствуя молодое лето. Птицы наполнили лес чудесными звонкими песнями. Яркое солнце, казалось, не обходило своим живительным вниманием ни одного дубового листочка. Удивительно гармоничной в этом великолепии природы была юная девушка, шедшая лесной тропкой. Она пребывала в том прелестном возрасте, когда черты детства ещё мелькают в гибком стане, но уже чувствуется молодая женщина. Девушка просто гуляла, наслаждаясь лесным воздухом, воздухом трав и плодородной земли. Лицо юной прелестницы светилось свежим, не испробованным счастьем; и счастье это заключалось лишь в том, что девушка шла здесь и сейчас, что впереди будет жизнь со всеми её перипетиями, но жизнь, что воздух свеж и солнце так высоко. Эти неистребимые вера, надежда, любовь к миру дают людям белоснежные крылья.
Эльза, так звали девушку, не была богатой, но и не нищенствовала. Она жила в деревушке, что была на опушке дубравы, со старой матерью и, конечно же, грезила о благородном рыцаре на белом коне, который однажды, обязательно, к ней придёт.
Эльза шла, не разбирая дороги: она часто бывала в этом лесу и не боялась заблудиться. Ноги сами принесли её к большому раскидистому дубу, настоящей достопримечательности здешних мест. Он вздымался чуть ли не треть над всеми другими деревьями, в ширину его не обхватили бы и трое здоровенных деревенских парней.
Эльза подошла к дубу-великану и нежно погладила по его шершавой коре. В деревне бытовало поверье о том, что, если ствол этого дуба погладит человек с чистым сердцем, то все его желанья сбудутся. Вдруг перед лицом Эльзы появилась маленькая фея с крыльями бабочки. Не дав девушке даже удивиться, она тоненьким, но мелодичным, голоском сказала:
- Твоя душа чиста как белые лепестки подснежников, а разум не искушён и светел. Лес дарует тебе дар видеть людские души насквозь. Лишь на пути добра ты будешь счастлива, миленькая Эльза.

И фея исчезла, как не бывало. Девушка встряхнулась и решила, что ей показалось. Побродив ещё немного по лесу и, в глубине души удивляясь чуду, она весело поспешила домой.

***
Прошло несколько дней, и в деревне, что на опушке дубравы, случилась беда. Кто-то украл лошадей у нескольких зажиточных сельчан вместе со сбруей и упряжью. Вора искали всей деревней, но безуспешно. Сельчане стали думать, что это кто-то со стороны или, вообще, злой дух, сбежавший из темниц светлых богов. Сошёлся деревенский сбор, и стали судить-рядить, кто мог быть вором, но ничего кроме ругани и ссор не выходило. Эльза мельком взглянула на местного пьяницу и пройдоху Кривого (имени его никто не знал, только прозвище), кричавшего спьяну о справедливости и чести предков. И взглянув, она вдруг громко сказала:
- Это он вор!
Сбор затих. Староста грозно спросил Эльзу:
- Чем докажешь, дочь старой Кенгхе?
Засмущавшаяся девчушка в оправданье рассказала историю о лесной фее. Вся деревня залилась громким хохотом. Кривой даже полез на Эльзу с кулаками, но деревенские мужики его быстро урезонили. Однако, отсмеявшись, сбор задумался, а если правду говорит девчонка. Решили проверить, погрозив Эльзе розгами за клевету. Не обращая внимания на возмущавшегося Кривого, староста с несколькими зажиточными крестьянами отправился обыскивать его хатку. Весть сбор выступил свидетелем обыска. Каково же было удивление деревенских и, особенно самой Эльзы, когда и упряжь, и сбруя были найдены у Кривого. Конечно, пока суд да дело преступника и след простыл. Больше его в деревне не видели. Кстати, украденных коней тоже. По словам самой Эльзы, Кривой их продал, а вырученные деньги пропил.

***
После этого случая девушке стали доверять судебные дела. Она отказывалась, но деревенские очень просили. Сам староста в ноги кланялся – пришлось согласиться. И пошла молва о постой девушке Эльзе, умеющей видеть будущее, прошлое и настоящее. Дошла она и до княжеского двора. Князю давно нужен был честный судья, и он решил призвать Эльзу. Собрали её всей деревней, поплакали и отправили в стольный город.
Светлый князь повелел деревенской девчонке судить городские тяжбы. Против князя не попрёшь – пришлось согласиться. Эльза перевезла свою мать в новый дом, подаренный ей князем и начала судить. Сперва её проверял князь, но позже и вовсе поверил в дар девушки.
К юной ведунье приводили воров, лжецов, неверных супругов, торгашей-надувателей и просто людей, что-то не поделивших друг с другом. Они изворачивались, лгали, а она видела их тёмные души. И произошло страшное. Эльза стала стремительно изменяться. Она ссутулилась, тело опутали паутинки  безобразных морщин, её глаза и волосы выцвели, и, наконец, она сгорбилась, искривилась и ссохлась, превратившись всего за две-три недели в старуху. Эльза умоляла князя отпустить её, но его жалость была неприступной. Он лишь добавил несчастной девушке пару морщинок да седых волос.
И вот однажды к Эльзе привели маленького мальчика. Ребёнок воровал, чтобы выжить в городских трущобах, наполненных смертью, ненавистью и страхом. Его притащили торговцы, у которых он украл немного фруктов. Мальчишка почернел от грязи, в которой жил, и одновременно был почти прозрачен от недоедания. Он робко стоял пред Эльзой, сжатый с обеих сторон дородными торговцами. Девушка-старуха посмотрела в нежную, как дуновение весеннего ветерка, душу этого ребёнка, и сотворилось великое чудо. Эльза вдруг выпрямилась, её кожа расправилась, тело снова стало пленительно юным, а глаза засветились прежним огоньком веры, любви и надежды. После этого случая дар покинул Эльзу.
30.10.2002 г.


Рецензии