Я тоже ненавижу Филиппа Киркорова

реплика и комментарий по поводу одной драки

  Как известно из самых различных источников в самом конце прошлого года в одной из «продвинутых» гостиниц Санкт – Петербурга произошел скандальный инцидент между двумя представителями российской эстрады – Юрием Юлиановичем Шевчуком и Филиппом Бедросовичем Киркоровым. В результате одна сторона (и ряд СМИ иже с ней) утверждает, что оставила знаменитого российского рокера без переднего зуба, а вторая – что Филипп Бедросович, хоть и принимал активное участие в перепалке (Шевчук по слухам поинтересовался, чем занимается «всероссийский зайка» в «его» СПб, а тот в ответ, намекнул Шевчуку, что СПб, это как раз его города, а не город уфимца ЮЮШ), в самой драке не участвовал, а исход сражения, правда без выбитого зуба, решила охрана Киркорова оттащившая Шевчука прочь от опасной зоны, а также сопровождающие ЮЮ друзья, которые и отвезли слегка подвыпившего и помятого рок-н-ролщика от греха подальше.  В то же время сам Шевчук утверждает, что к этой истории он относится с юмором, но готов предложить Киркорову  честный мужской поединок прямо на Красной площади, который все и расставит на свои места. Ответа на вызов со стороны ФБК пока что-то не прозвучало.
  Самое интересное, что эта, казалось бы заурядная драка, из разряда тех ссор, которым во общем-то богат мир шоу-бизнеса, вызвала огромный по своим масштабам интерес среди посетителей российского Интернета. После драки прошло уже больше месяца, а болельщики обеих сторон кулаками махают до сих пор. Известные и популярные порталы, вроде www.federalpost.ru даже проводят разного рода опросы своих посетителей, в которых пытаются выяснить, за кого же они болеют в этом, не побоюсь сказать, поединке века. Наверное, нет ничего удивительно, что интеллектуальный Интернет болеет за Шевчука в среднем в 10 (!) раз больше, чем за счастливого мужа Аллы Борисовны.
  Понятно, что не обходится без весьма жестоких комментариев, особенно в адрес Киркорова, где Шевчука называют чуть ли не Высоцким сегодняшнего дня, стихи которого в будущем будут учить дети в школе, а Филю … (не берусь приводить эти слова и словосочтания). Известны и весьма жесткие слова о ФК и самого Шевчука:
"Мое отношение к творчеству Киркорова и ему подобных высказал Булат Окуджава: «Киркоров - единица пошлости». А вот текст одного из его стихотворений под названием «Фонограммщик» явно адресованных своему визави по новогоднему кулачному бою:

«Он разевает свой рот, как карась на песке.
Он на сцене а в глазах по голубой доске.
А в глазах по тоске, по куску короче в них.
Извивается и пляшет всенародный жених.
Главное это знойная страсть,
Шаг влево, шаг вправо, лишь бы не упасть,
Главное - поза, секс манера,
И ты будешь пророком, героем, примером»

  В самом деле, как нам представляется, в истории этого столкновения, кроме естественной скандально – криминальной составляющей, есть и более глубокий и символический пласт. В ресторации этой питерской гостиницы ведь схватились не только два совершенно различно сложенных тела мужского пола, но и два совершенно различных образа жизни современных деятелей нашей культуры, два представителя абсолютно противоположных ценностных систем, представлений о том, как надо жить и ради чего. Заметим, также, что нас, как чуть ли не земляков Юрия Юлиановича эта драка тоже должна была волновать. Кому же понравиться когда вдали от его малой родины «наших бьют». Лично я уже даже по это причине готов занять место в строю бойцов Юрия Шевчука. Надеюсь при моих физических данных (вес более центера), природной драчливости и агрессивного темперамента от меня в этом побоище будет какой-то толк.
  Однако, давайте отойдем от шуток в которых несомненно есть большая доля истины. Итак, схлеснулись две ценностные системы, два представления о том, какого типа звездой надо быть сегодня на Руси. С одной стороны в этом бою стоит (а за ним миллионы и миллионы интеллектуально атрофированных поклонников) «зайка моя», нарцисс российской эстрады, вот уже чуть ли не десяток лет культивирующий в России образ жизни звезды аля - западного образца: роскошные «линкольны» и гостиничные номера – люкс, море живых цветов и поклонниц, вычурные нетрадиционной ориентации наряды, бесконечные пластические операции, вращающиеся в глазах цифры полученных «баксов», фонограммы почти на всех концертах, бесконечные капризы по поводу всего и нагловатые срывы концертов в провинции, население которой порой просто не в состоянии удовлетворить все увеличивающиеся астрономические аппетиты «звездной четы». И т.д. и т.п. Напомним, кстати, что супруга Киркорова все-таки много пела в советские времена и, хотя, собственно, именно с нее и началась вся эта звездная мишура, все – таки успела пожить и нормальной, и весьма непростой жизнью представительницы советской эстрады, которая хвалилась в свое время тем, что за концерт получает аж … 49 рублей 47 копеек. Филиппа Бедросовича эти времена, к счастью, обошли стороной, и он влился в «звездную жизнь» без всяких там переходных «шлюзов».
  В «противоположном углу ринга» занял позицию человек эстрады (да эстрады ли?) совершенно другого типа. Возможно, ФБ все-таки и выбил ему зуб, но ЮЮШ, обладателя явно мужского имиджа, в отличие, кстати, от имиджа Киркорова, которого трудно представить даже с синяком под глазом, не испортило даже бы отсутствие всех зубов, и даже наличие глубоких шрамов через все лицо. За Шевчуком стоит другой пласт нашей культуры, к сожалению не только теснимый российским псевдодемократическим ТВ, но и не поддерживаемый основной массой нашего народа. За ним некая драма, трагичный пафос борьбы за осмысленное бытие, серьезное отношение к жизни, попытка не только показать всю ее сложность и противоречивость, но и как-то воздействовать на ее реальное, а не мнимое, как у Киркорова и К, улучшение,  желание облагородить необузданные и масштабные в своих проявлениях дикие человеческие стихии. Понятно, что эти два мира, как Восток и Запад, сойтись, по определению, уже не могут никогда. Но в питерской гостинице состоялась не столько  драка между этими двумя противоположными позициям.
  Символический смысл поступка Шевчука в том, что все то, что стояло и стоит за ним (а именно серьезное, осмысленное, вечное), пусть так, не совсем уж и эстетично, в его лице бросило вызов тому, что в нашей жизни за последние десять лет утвердилось как нечто обязательное, необходимое, сверхценное. И пусть в этот раз живое еще не победило искусственно раздутое и поэтому пошлое, но поединок только еще начался. Сам Шевчук сравнил этот поединок с поединком Пересвета и Челубея перед Куликовским сражением. Что-то в этом есть.
 


Рецензии
"Фонограмщик" вообще-то был посвящен другому "деятелю искусств" - вроде Казаченко, он пел еще пестню "больно мне, больно". Помню, шевчук еще, исполняя своего фонограмщика, в середине песни включал запись Казаченки и подпевал ему - очень забавно получалось. Но несомнно, и ФК эту песню переадресовать тоже можно.
А по поводу "войны миров" - фигня все это. Каждый слушает, что хочет, вот и все. Я, например, Шевчука слушаю, а ФК нет, но все равно его уважаю, т.к. он, в отличие от многих, на эстраде (и не только) РАБОТАЕТ. "за ним миллионы и миллионы интеллектуально атрофированных поклонников" - эт Вы, мягко говоря, погорячились. Есть, конечно, за ним и "интеллектуально атрофированные", но не больше, чем за Шевчуком. Вообще, некорректно судить об интеллектуальном уровне человека по его музыкальным пристрастиям. У меня, к примеру, есть друг, которому в свое время нравилась Лариса Черникова. И при этом его никаким местом нельзя назвать "интеллектуально атрофированным".
В вопросе, из-за которого состоялась драка (как я понял, речь шла о законе о фонограмме, Шевчук, значит, за то, чтобы исполнитель предупреждал зрителей, если он под фанеру чешет, а Филипп, ессно, против) - я тут скорее за Шевчука. Но с другой стороны - х.з. Если, к примеру Киркоров поет под фанеру, так это все знают, и те, кого это напрягает на него и не пойдут. То, что Шевчук терпеть Киркорова не может, так это его личное дело, равно как и попытка подраться. Никакой "войны миров" я здесь не наблюдаю. И то, что Шевчук решил надавать Киркорову по морде, говорит только о его слабости - когда слабо привлечь народ на свою сторону своим творчеством, остаются только кулаки.
С ув.
Иль

Иль Ю   03.02.2003 18:50     Заявить о нарушении
На счет "погорячился" не совсем согласен. Есть люди, которые читают детективы и триллеры, но при этом самые серьезные усилия тратят на более серьезные книги. Я посматриваю ФК, и он на ТВ более органичен чем Шевчук, потому как ТВ - довольно глупый формат культуры сам по себе. Но в системе приоритетов ФК ни в какое сравнение не идет с ЮШ. Мне нечему учится у ФК, я не верю в его переживания, в его интенсивную внутренню жизнь. Это действительно единица шоу-бизнеса. Внутренняя содержательность и глубина Шевчука сомнения не вызывает... Так что эти величины разновеликие. Встреть я Шевчука, а это было весьма возможно, мне было бы о чем с ним поговорить. А с Филей? Так что "война миров" есть... Да она еще и не сегодня началась.

Васюков Игорь   03.02.2003 23:13   Заявить о нарушении
Интересно, а что понимается под "Внутренней содержательностью и глубиной"? И что понимается под ограниченностью Киркорова?
Что означает "ТВ - довольно глупый формат культуры сам по себе"? Мне ТВ вообще представляется рыночной системой, где главное - обеспечивать потребности всех сегментов рынка. ФК и ЮШ - просто разные сегменты одного и того же рынка. Если бы это было не так, Вы бы Шевчука на ТВ не видели.
Вообще, сравнивать Шевчука и Киркорова немного некорректно, потому как:
1. Один автор, другой исполнитель;
2. Поклонникам Шевчука нравится думать, что они интеллектуалы, оттого что они слушают "интеллектуальную" музыку, поклонники Киркорова предпочитают доказывать свою интеллектуальность в других областях.
3. Кто сказал, что переживания и внутренний мир исполнителя (автора), достоверно отображенные в музыке - это для музыки хорошо? Это просто Ваш личный вкус. Другим в музыке гораздо больше нравится красивый голос, приятная мелодия, трогательный текст и пр. И это вовсе не говорит о какой-то интеллектуальной отсталости такого слушателя.
"Мне нечему учится у ФК" - а почему музыка должна чему-то учить? Она может, поскольку это нравится определенной части публики, но это не значит, что она должна.
А война миров, Вы правы, есть, и она называется - конкуренция. И это нормально для любой рыночной системы. И даже не только нормально, но единственно возможно (по крайней мере на сегодняшний день ничего лучше не придумано).
"Встреть я Шевчука, мне было бы о чем с ним поговорить. А с Филей?" - найдется толпа людей, которая то же самое скажет про Киркорова. И Вы никак не убедите меня, что поклонники Шевчука чем-то лучше (умнее/интереснее/талантливее) поклонников Киркорова, разве только приведете достоверную статистику, что-нибудь типа:
"Киркоров: 20 млн.чел., из них людей с IQ выше 130 - 2 млн.чел.
Шевчук: 20 млн.чел., из них людей с IQ выше 130 - 7 млн.чел."

Иль Ю   04.02.2003 01:57   Заявить о нарушении
Не совсем понятно о какй конкуренции вы гоаорите. Шевчуку нужны поклонники Киркорова? Что-то сомневаюсь... Или, м.б. наоборот Киркорову нужны поклонники Шевчука? Ну-ну. Можно, говорить о конкуренции Шевчука и Кинчева, Канта и Гегеля, но никак уж не Фильки с ЮЮ.
А на счет "тембра, ритма, нежности и пафоса" - я тоже люблю смотреть на полураздетых девок, например, Блестящих или там Сливок... Ну и что с того. Не представляю их в своей личной зоне... Ну, а что касается интеллекта, то для определения его большого то ума не требуется... Или вы считаете, что интеллект Киркорова выше Шевчука? Очень, знаете, заметно бросается в глаза. Тоже и о поклонниках. У Шевчука нету 20 миллионов, а у Фильки их может быть и больше 50... Сомневаюсь, что это сможет быть предметом зависти Шевчука... Потом, я же не утверждаю, что Фильке нет места на этой земле... Люблму плейбою, как говорится, есть место...

Васюков Игорь   04.02.2003 08:30   Заявить о нарушении
Хихик:) В том-то и дело, что НУЖНЫ!!! А иначе – нафига все это? Какое ему дело до того, поет ФК под фанеру или нет? Тут же все ясно, если на афише будет написано, что артист поет под фанеру, половина народу на него не пойдет. А если не написано, то пойдет, хотя и знает, что он под фанеру поет:)
Конкуренции между Шевчуком и Кинчевым НЕТ НИКАКОЙ!!! Блин, об этом говорится в начальных курсах экономики (а я, к слову, давно с дипломом;) – знаете, к примеру, какие конкуренты у мороженого? Думаете, только другое мороженое – нет! Пиво, соки и прочая мутатень. То есть человек может в жару купить мороженое, а может пиво.
А с музыкой вообще интересная фигня. Лишь очень узкий круг людей слушает ОДНОГО исполнителя. Большинство слушает НАПРАВЛЕНИЕ. И тот человек, кто пойдет на концерт Шевчука, скорее всего пойдет и на Кинчева. И Шевчуку надо, чтобы на его направление ходило больше народу. В конечном счете.
А о поклонниках: сами же говорите, у ФК – 50 млн., у ЮШ – пусть 20, я цифр не знаю, важно другое – Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО К КИРКОРОВУ ХОДЯТ ОДНИ ДУРАКИ, А К ШЕВЧУКУ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ!!! Ну не может быть, чтобы у нас в стране большая часть народу была идиотами. Я подозреваю, что в количественном отношении людей с высоким интеллектом (некорректно, конечно, но Вы понимаете о чем я) – у ФК даже больше! В процентном, думаю, примерно одинаково. Блин, ну не стоит судить о человеке по его пристрастиям! Или, по крайней мере, нужно отслеживать его пристрастия в комплексе. Вы, как психолог, должны, наверное, это знать. Кстати о психологии – не кажется ли Вам, что, повторюсь, люди зачастую слушают Шевчука не оттого, что у них интеллект выше, чем у поклонников ФК, а оттого, что им нравится думать, что они слушают интеллектуальную музыку и потому они сами себе (и сверстникам) кажутся умнее? Я, например, больше чем уверен – две трети поклонников Шевчука НЕ ПОНИМАЮТ, О ЧЕМ ОН ПОЕТ! И не только не понимают, но и не стараются понять – просто слушают приятную мелодию, тембр голоса и пр. А вызвано это тем самым глупым ТВ: на ТВ и на радио Шевчук позиционируется как интеллектуальная музыка. Ди-джеи и ведущие постоянно говорят, что он поет философские песни. Логика простая: хочешь казаться умнее – слушай Шевчука. Классическая, между прочим, формула: «В рекламе уверенный в себе человек носит красные тапочки. Значит, чтобы мне быть в себе уверенным, надо купить красные тапочки». Причем, сами понимаете, эта логика в большинстве случаев неосознанная. И это я еще не говорил тех случаях, когда в определенных кругах просто НЕЛЬЗЯ слушать Киркорова – засмеют. И о многом другом…
« а что касается интеллекта, то для определения его большого то ума не требуется» - ну, не скажите!!! Это ОЧЕНЬ нетривиальная задача! Я не знаю, кто круче, Шевчук или Киркоров. Возможно, Шевчук лучше умеет разбираться в своем внутреннем (и окружающем) мире, но я не уверен. Поскольку ни разу не слышал рассуждений ФК на эту тему. И не увижу – его сценическая роль другая. Кто знает, может быть если бы он начал говорить о своих чувствах или об обстановке в стране так, как он это на самом деле думает, он бы покруче Шевчука оказался:))) Но ведь всем понятно, что это было бы, как у Д’Артаньяна: «меня дурно приняли бы здесь и на меня дурно посмотрели бы там» :)))
Все это я к чему: наверное, не стоит судить о людях, с которыми, по крайней мере не общался (а если по-хорошему, то не стоит судить о людях, тщательным анализом интеллекта которых не занимался:). Просто каждый слушает то, что хочет, и каждый поет то, что ему нравится, и ни о каком уровне интеллекта это не говорит.
С ув.
Иль

Иль Ю   04.02.2003 11:15   Заявить о нарушении
Ну, молодец! Киркоров сегодня прямо первый парень на деревне. Тогда я ввожу такой термин - референтная группа. В этом случае мне, как вы тонко заметили психологу + преподу в универе экономического направления, глубоко наплевать, что думают по поводу Шевчука некоторая часть его слушателей, у которых есть проблемы с головой и с прочим. Меня интересуют мои собственные оценки вкупе с оценками тех, кому я доверяю - людей культуры, журналистов, ученых (не дегенератов, которые эту роль только исполняют) и т.п. + людей с определенным жизненным опытом, способным делать зрелые оценки. У них Киркоров катит на неплохого эстрадного профессионала, с учетом того, что у нас профессионализм в этом направлении жизни - культуры, как таковой только зарождается. Ккк элемент шоу - бизнеса он глубоко их не затрагивает и не волнует. Хотя, они могут, возможно и на концерт его по разным причинам прийти и передачу посмотреть. В театральных терминах Киркоров опереточный артист и ВСЕ!, формат Шевчук же гораздо мене ясен, но ясно что он - это и серьезный шаг в литературу, и в драматическое искусство, и в серьезную поэзию, и в философию. Мы говорим не у кого сколько, а о ПРИОРИТЕТАХ...
Да, Шевчук конкурирует с Кинчевым, но не с Филей, и эта конкуренция не такая как у Фили скажем с Басковым или Галкиным, или Моисеевым, не рыночного, не конъюнктурного плана. Эта конкуренция естественная, человеческая, за сферу личностного влияния, за авторитет, за возможность твоить и т.д. и т.п... Кинчев и Шевчук все-таки (хотя, может быть это элемент имиджа) оставляют впечатление людей, которые знают цену популярности, знают цену дешевой популярности, и отдают себе отчет чем они занимаются и ради чего. Авторская поэзия, песня, проза не может быть коммерческой по определению, она индивидуальна. А то что делает Киркоров - это конвейер, цирк шапито, недаром он уже всю Европу и Америку перепел, только комбоджийцы еще и остались нетронутыми.
Еще раз подчеркну - все дело в приоритетах, в ценностных установках. Для меня Киря в этой ситуации абсолютно второй. А про мир или что там еще - я думаю, что он ничего особенного не знает, что выходит за рамки его коммерческой деятельности. А главный интерес - это же, конечно, он сам.

Васюков Игорь   04.02.2003 15:54   Заявить о нарушении
Когда идет разговор о ваших приоритетах – тут базара нет, каждый слушает то, что хочет. Я, к примеру, тоже на Шевчука пойду, а на Киркорова – нет. Но я не вижу ни одного веского довода, что я чем-то круче (умнее/талантливее и т.д.) поклонников ФК только на том основании, что я слушаю Шевчука. Даже если Шевчук действительно умнее и талантливее Киркорова. Это, кстати, по определению так, поскольку, повторюсь, Шевчук – автор, а Киркоров – исполнитель, а видим мы их только на эстраде и в интервью, где у каждого – своя маска. Маска Шевчука – талантливее, ее так и позиционируют. Поэтому, если рассматривать с позиций исполнительских – еще не известно, кто лучше (в конечном счете это все равно определяется личным вкусом каждого).
По поводу референтной группы – если мы говорим о личных приоритетах, то такой подход естественен. Если мы говорим о дегенератстве какой-либо части слушателей, то людей, которым вы доверяете недостаточно – выборка должна быть репрезентативной. Если вы мне представите убедительные доказательства того, что интеллектуалы слушают Шевчука, а дегенераты Киркорова, то я с вами соглашусь, а так – не стоит выходить за рамки личных приоритетов.
«Авторская поэзия, песня, проза не может быть коммерческой по определению, она индивидуальна» - да, это так (хотя в последнее время хочется сказать: «это так наивно!»), но то, чем занимаются Шевчук и Кинчев, давно уже не просто авторская песня. Сам Шевчук говорил в телеинтервью, что он выступает по телеку, потому как нуждается в раскрутке. Это было лет пять-семь назад. Рок уже давно перестал быть средством бунтарей – теперь это коммерческая вещь. Кто не так – того по ТВ или радио не услышишь. В интервью сами рокеры об этом плачут, но и это часть их имиджа – иначе избавиться от этого было бы не сложно. Впрочем, естественно, что наши рокеры
И поэтому, возвращаясь к войне миров:) Какая война? Каких миров? Это один мир! То, что его части друг друга не любят и дерутся за сферы влияния – абсолютно нормальная вещь, к талантам и интеллекту никакого отношения не имеющая.

Иль Ю   04.02.2003 18:02   Заявить о нарушении
Если вы рассматриваете все на свете как тотальный маркетинг, то нехай. Тогда можно говорить и о маркетинге ценностей, которые точно также, но своим специфическим путем, пропагандируются тем кто их поддерживает или производит. От этого ничего не изменится: Филя рекламирует полный рот искусственных зубов, Шевчук свои взгляды на жизнь.
Что касается убедительных доказательств, то в своем пафосе надежности, валидности и репрезентативности не надо заходить слишком далеко. Во-первых, наука не мерило всего, во-вторых, есть экспертный опрос, как один из экспертов, работавший с довольно существенной аудиторией... (я так думаю, через мои занятия, личные встречи, игры проршло человек 5000 молодежи той же), могу утверждать, что, все же, публика тяготеющая к Шевчуку заметно поумнее, покритичнее и в человеческом плане понадежнее и попорядочнее.
Кроме того, как-то лет пяток я лично проводил исследования для радио на предмет популярности артистов. Один кластер - Шевчук, Антонов, Высоцкий.. Другой - Филя, Боря и т.п. К первым тяготеют - администрация, банки, крупные коммерч. структуры, мужчины, менеджеры, лица с высшим образованием... Ко вторым... Так что у нас кое-какие ходы записаны. Теперь Ваша очередь доказать мне убедительно на цифрах и на фактах что это не так! :-)

Васюков Игорь   04.02.2003 21:57   Заявить о нарушении
Не, я не все рассматриваю как маркетинг - только шоу-бизнес:)
По поводу цифр - в том-то и дело, что я полагал, что этим никто не занимался. Если Вы занимались - ну так сразу бы и сказали: я опросил столько-то народу, из них столько-то банкиров, журналистов и т.д., из них слушали Шевчука столько-то, Киркорова столько-то. И тогда бы я развел руками и сказал - ну, тогда верю:)))
С ув.
Иль

Иль Ю   05.02.2003 11:17   Заявить о нарушении
будем считать. что победила дружба (между нами, а не ими):-)

Васюков Игорь   05.02.2003 13:56   Заявить о нарушении
ок:)

Иль Ю   06.02.2003 18:01   Заявить о нарушении