Концептуальный Алкоголизм. История и теория культуры

№ 1.Клиническая картина.
" ... хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления с паталогическим влечением, обусловленным психической, а затем и физической зависимостью от..."; "... и сопровождающееся рядом нарушений психологического плана, ухудшением межличностных взаимоотношений и наносящее вред здоровью,... имеет пагубные социальные последствия и ведёт к профессиональной несостоятельности". В состоянии обострения обострения больные "...часто склонны затевать драку, задерживаются полицией за  неправильное поведение, совершают прогулы, теряют работу."     Больные страдают " изменениями личности,выражающимися в заострении черт акцентуации характера, соматическими осложнениями - как правило жировой дистрофией печени, сексуальными расстройствами, социальной дезадаптацией вплоть до  паразитического образа жизни и преступлений. При прогрессировании заболевания развивается деградация : сглаживание черт акцентуации , безразличие к близким, пренебрежение элементарными  моральными и этическими принципами, ухудшение памяти, затруднение переключения внимания, снижение интеллекта  вплоть до выраженного слабоумия". Вышеприведенный текст описывает нам клиническую картину алкоголизма, и все вы безусловно неоднократно встречали людей, которые точно подходят
под это описание и которых называют алкоголиками, аликами, алкашами, синяками, бухариками и пр. Но речь в этой статье пойдёт не о них,  а о таком культурном явлении как  Концептуальный Алкоголизм, который почему- то огульно смешивают с алкоголизмом обыкновенным ( пьянством подзаборным ). Клиническая картина Концептуального Алкоголизма  совершенно иная и практически противоположна описанной выше. Во- первых, Концептуальные Алкоголики ( далее К.А.) - это люди, как правило, с поразительно мощным интеллектом и огромной памятью ( исключение составляют гении вроде Э. По , Ф. С. Фицджеральда, Э. Хэмингуэя и мн. др.) Во- вторых, К.А. отличаются нежнейшим, трепетным отношением  к близким и даже просто ближним ( тот же По, О. Хайям и мн. др.) В-третьих, К.А. нередко отличаются отменным здоровьем, и если умирают от болезней, то чаще от душевных ( под душой разумею именно душу, а не психику) , нежели от соматических ( те же Хэмингуэй, Хайям.). В-четвёртых, К.А. абсолютно гармоничны сами в себе и с окружающим миром, ес
тественно с преобладанием, но без какого бы то ни было заострения тех или иных черт и качеств, и совершенно лишенные агрессивности. К.А. могут ввязаться в драку или даже затеять её, но только в том случае, если это будет необходимо для соблюдения гармонии. Какой- либо склонности к такого рода действиям у них нет. В-пятых, К.А. зачастую живут самостоятельным трудом собственного интеллекта, а стало быть Концептуальный Алкоголизм чаще способствует нахождению ими работы, нежели её потере. Так как интеллект имеет свойство не простаивать, и чем он больше, там соответственно больше работает, паразитический образ жизни для К.А. невозможен как таковой. Чаще наоборот, он сам влачит на себе массу всяческих нахлебников и прихлебателей. И, наконец, В- шестых и главных, К.А. не испытывают влечения к алкоголю, так как их цель не ощущения тела, а состояния сознания, и они могут достичь  их иным путём, применяя иные химические или даже психологические средства. Так  адекватным средством для  К.А. может послужить прослушивание определённой музыки, как например ВИА "Песняры" , или прочтение определённой литературы, как например "Тимур и его команда" .  Следовательно не может идти речи и о зависимости К.А. от алкоголя. Таким образом сам термин "алкоголик" в отношении К.А. не вполне уместен, являя собой пример нежелательной  омонимии . И чтобы недоразумение, разрешить которое призвана настоящая статья, не повторялось снова и снова, я решительно призываю всех прикратить применение термина " Алкоголик"  в отношении аликов, алкашей, синяков, бухариков и прочих больных алкоголизмом.      
2. Правила поведения.
"Почему люди считают меня больным алкоголизмом, и что я должен сделать, чтобы рассеять это заблуждение?" Наверняка не один из вас задавал себе этот или подобный вопрос. В рамках этой статьи я попытаюсь помочь тем, кто не сумел найти собственного ответа, ипредложить свой вариант решения этой проблемы. Главное при употреблении алкоголя внутрь не забыватьправила классицизма или правила трёх единств: места, времени и образа действия. Больные алкоголизмом (далее больные) никогда не нарушают этого правила, для Концептуального Алкоголика (далее К.А.) его соблюдение абсолютно неприемлемо.
Понятие места включает в себя два параметра: локус и ареал. Локус- это собственно точка пространства, в которой происходит приём внутрь алкоголя, термин ареал включает в себя законченную совокупность таких точек, а также компанию, в которой происходят алкогольные сессии. Больные проводят свои сессии в одной и той же компании и их ареал обычно очень узок и включает в себя не более трёх локусов, так что в каждый момент времени больной может быть локализован с вероятностью не менее одной трети, каковая при последовательной проверке непрерывно возрастает. Разноображивание компании в этом случае не ведёт к расширению ареала, но скорее наоборот: непостоянные члены допускаются на меньшее число локусов, если их изначально больше одного. К.А. же способен, находясь в компании, пить в одиночестве и пить в компании, будучи един как перст, т. е. в зависимости от поставленной перед собой задачи К.А. способен менять компанию с лёгкостью, с какой он меняет носки, от самого себя до всего человечества, считая и тех, которые умрут, и тех, которые родятся за время сессии. Что касается локусов, то у К.А. не должно быть привязанности к определённой точке пространства. Его привязанность распространяется на всё пространство целиком, и он использует те или иные его точки в зависимости от требований гармонии, а при необходимости отбрасывает его вовсе. Таким образом количество локусов для К.А. в одно и то же время равно как нулю, так и бесконечности, ареал не поддаётся вычислению, и понятие места теряет всякий смысл. Категория времени измеряется также по двум параметрам: темпус и хронос. Темпус- это и есть собственно время, в которое происходит алкогольная сессия, или астрономическое. Темпус больного всегда поддаётся вычислению, т. е. для каждого конкретного больного можно с вероятностью, близкой к единице, сказать, пьёт он или находится в состоянии абстиненции, и если второе, то когда начнётся первое. Хронос- это время календарно-природное, тесно соотносящееся с организацией пространства, а также с образом действия. У больного оно выражается следующим образом: собралась компания- время выпить, красный день календаря- время выпить, первого мая за Первое Мая, первого декабря за Новый Год. У К.А. темпус не поддаётся вычислению, ибо он пьёт в соответствии со своей внутренней гармонией, которая лишена периодичности и не может быть уложена ни в какую, даже самую сложную схему. Хронос же К.А. таков, что за Новый Год он может выпить, оказавшись в лесу под ёлкой в разгаре лета, а за Первое Мая под Новый Год, увидев красную ленту на новогоднем украшении.
Понятие образа действия измеряется также по двум параметрам: каузальному и финальному. Каузальный аспект включает в себя причины и условия, финальный цели употребления алкоголя. В случае с больными причинами могут выступать следующие: горе, радость, волнение, традиция, зависимость и др.; условием может быть наличие алкогольсодержащих жидкостей, повода, печени и др.; в качестве цели выступает достижение эйфории, снятие абстинентного синдрома, забвение и др.; но в каждом отдельно взятом случае они вычисляются с высокой степенью      вероятности. Для К.А. причина и цель в принципе неопределимы, ибо это поддежание внутренней гармонии, и условия его не интересуют. К.А. выпьет всегда, когда этого потребует состояние его гармонии, и не станет пить, если это не является абсолютно необходимым.
И в завершении ещё один совет: если этого не требует безусловно соблюдение вашей внутренней гармонии, старайтесь избегать дешёвых напитков типа лак, политура, денатурат , ацетон и т. п.
№ 3 Истоки.
Хотя Концептуальные Алкоголики часто склонны к филосовским построениям народов Востока, как то буддизму, конфуцианству, шаманизму и прочему кастанедству, первоисточником Концептуального Алкоголизма следует считать винопитческую культуру Древней Греции. Как широко известно, древние греки не пили ничего кроме вина, разведённого водой. Некоторые историки полагают, что вино разбавлялось в семь раз, ибо это минимальная концентрация алкоголя, при которой проявляется его антисептический эффект. Позволю себе усомниться в этом. На сомнения меня наталкивает уже сама по себе формулировка "вино, разведённое водой". Если бы речь шла только о гигиене, то скорее было бы сказано "вода с добавлением вина". Далее, соотношение один к семи также навевает сомнения в этом, ибо даже если взять вино в современном его понимании, получается коктейль крепостью около полутора процентов, что при повышенном потреблении жидкости в условиях жаркого климата тоже не мало, а греки называли вином напиток как минимум вдвое крепче современного вина, что видно из описания поведения любого из греческих героев, хватившего кубок неразбавленного, или вполне исторических описаний вакханалий, где вино пилось также в чистом виде, и где происходили вещи, которые современная упадочническая культура бы просто не потерпела. Но греки были гармоничной нацией, и вакханалии соответствовали их гармонии. Кстати, ведь именно из них возникли все проявления современной культуры, как то: театр, опера, балет- то что называют высоким искусством; литература и изобразительное искусство; а также и религиозные обряды; а если следовать логике людей, путающих Концептуальный Алкоголизм с алкогольной болезнью, то греки должны были выродиться и вымереть, не оставив по себе даже памяти, ещё задолго до Гомера, что в последствии произошло с Римом, вся культура которого была целиком заимствована из Греции, но который так и не сумел проникнуться её духом и сделать её своей. В этом свете, кстати, становится понятна позиция Рима в отношении христианства, которое Рим сначала преследовал, видя в нём дополнительный источник упадка, и без того неконтролируемо нарастсвшего, а после окончательного падения стал его столицей и оплотом. Ибо подлинным источником алкогольной болезни является отнюдь не Греция и даже не Рим, а развивавшаяся параллельно с ними иудейско-христианская традиция. В текстах Ветхого Завета встречаем мы впервые указания на то, что пить следует не для поддержания гармонии, а по иным причинам. Человеческая личность, источник и средоточие гармонии, центральная фигура в Древней Греции, низводится до положения праха, а о какой гармонии у праха может идти речь? И вот появляются фразы типа: "дайте вина отчаявшемуся и сикера сокрушённому сердцем", т. е. причиной для употребления алкоголя называется отчаяние и сокрушение сердца, или "нет ничего лучше под Солнцем, как есть, пить и веселиться в сердце своём", т. е. целью питья называется веселье, эйфория. А далее: "подумал, что она пьяная, и стал гнать её из храма", т. е. прямой призыв к гонениям на употребляющих алкоголь, или: "не пей вина и сикера", т. е. запрет на употребление алкоголя, и тут же: "пей немного вина",- призыв к его употреблению. Противоречие? Ничуть не бывало- чёткая установка, руководство к действию. Итак, если ты прах, как от этого не прийти в отчаяние? И тут же- выпей и возвеселись. И тут же запреты, гонения- как не сокрушиться сердцем? И тут же- выпей... Порочный круг, разорвать который способна только гармоничная личность, на уничтожение которой и сориентирована вся иудейско-христианская традиция. Неудивительно поэтому, что немалое число христиан заболевает алкоголизмом, и лишь немногие становятся Концептуальными Алкоголиками. Удивляет другое: немалое число больных алкоголизмом становится христианами. Видимо потому, что в христианстве они находят оправдание своей несостоятельности.
P.S. Автор не хотел оскорбить ничьих религиозных, национальных или каких-либо иных чувств.


Рецензии