Вечно пробуждающееся сознание Юрия Шевчука

Мысли по поводу рок –оперы «Я получил эту роль» в исполнении Русского Национального Театра ОАО «Северсталь»

  9 февраля в помещении ДК АО «Северсталь» Русский национальный театр этого же предприятия в очередной раз продемонстрировал череповецким зрителям свою постановку двухлетней давности под названием «Я получил эту роль» (реж. З. Толбеев). Напомним тем кто, может быть позабыл, а кто не знал, что эта рок – опера была создана на основе музыкальных произведений знаменитого российского музыканта Юрия Шевчука, или, как говорится, в анонсах самого театра, «либретто и музыку к спектаклю написал Юрий Шевчук», что, однако, вряд ли соответствует истине. Все-таки Шевчук хоть и писал эти слова и эти музыку, но для каких-то других целей или по другому поводу, чем постановка рок – оперы.  А театр его песни, надо думать с его разрешения и под его непосредственным контролем, вполне удачно использовал.
  Ну, ладно, это, как бы мелочи. Меня, как зрителя подобных зрелищ, да еще в исполнении череповецкого коллектива, наивного, больше занимала не профессиональная игра и танец артистов, сколько мотивация тех, кто все-таки решился поставить столь неоднозначный спектакль в провинциальном городе, а также природа внутреннего мира Юрия Шевчука, чье, не побоюсь сказать, бессознательное, смутные состояния  пробуждения сознания и проникающие за рамки обыденности поразительные откровения, пытались языком и метафорой танца передать череповецкие артисты, добровольно взявшие на себя роль интерпретаторов различных ипостасей личности этого самобытного художника и артиста.
  Что касается Максимова и Толбеева, то в решении «сделать это» на наш взгляд сказалось их собственное диссидентское самосознание начала и середины 80-х годов. Да и металлурги, бывшие комсомольцы, оплатившие «это» тоже видимо были не без греха. Или решили хоть немного искупить былые грехи?

«Нас сомненья грызут. Я сомнениям этим не рад.
Эта мерзкая тяжесть в груди разбивает любовь.
А пока мы сидим и страдаем, скулим у захлопнутых врат,
Нас колотит уже чем попало, да в глаз или в бровь»

  Это цитата из стихотворения – песни Юрия Шевчука «Я получил эту роль», подарившее название и череповецкому спектаклю. В них ключ к пониманию того, что происходило тогда с «неправильными» 20-летними людьми. Возможно это ключ и к пониманию того, что происходит в смутных переходах сознания этих уже «правильных» людей в начале 21 века. Вроде бы все случилось, все срослось, состоялось. А вот сомнение все грызет. Хотя тебе уже не двадцать, а далеко за сорок. Надо бы обдумать происходящее. Да времени все нет.
  Большинство стихотворений и песен Шевчука сложны, малопонятны, малодоходчивы. И хотя его называют Высоцким наших дней, главное отличие Владимира Семеновича от Юрия Юлиановича заключается, наверное все-таки в том, что алкоголик Высоцкий даже в минуты резкого алкогольного интоксикоза бы окружающим доступен и понятен в своих песнях. Шевчук понятен далеко не всегда, его лирика и сатира находится всегда где-то между сумерками и светом, но ближе все-таки к первым. Демонические, деструктивные силы, с которыми он борется и мирится, пьет и дерется на всем протяжении своего творческого пути, больше не снаружи его, а внутри. Неслучайно и, пожалуй, единственным светлым, но очень робким пятном выглядит и в спектакле Шевчука – Толбеева сцена «Во всем виновата весна». Больное сознание просыпается от яркого света, вроде бы начинает выздоравливать и вдруг – бах – снова его в свои цепкие объятия берут силы деструктивного, разрушительного плана. Такова полученная роль – всю жизни метаться между тьмой и светом, а в конце концов так ничего толком и не выбрать. Или выбор еще не сделан?

Вот хитрейшие просто давно положили на все.
Налепив быстро мягкий мирок на привычных их телу костях,
Лишь смеются над нами, погрязшими в глупых страстях.
Им давно наплевать на любое, твое и мое.

Припев:
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.

Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей.
Не собрать и частичный ответ из подержаных фраз.
Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей,
Тех, которые так переполнили доверху нас.

И когда нам так хочется громко и долго кричать,
Вся огромная наша родня умоляет молчать.
И частенько, не веря уже в одряхлевших богов,
Сыновья пропивают награды примерных отцов.

В суете наступает совсем одинокая ночь.
Лезут мысли о третьем конце, и уже не до сна.
Но на следующий вечер приводим мы ту, что не прочь.
И тихонько сползая с постели отступает война.

Припев

Эфемерное счастье наполнило медом эфир.
Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим.
Славим радость побед, по малейшему поводу - пир.
И уж лучше не думать, что завтра настанет за ним.

Безразличные грезы, прощаясь одна за другой,
Улетают, навечно покинув еще одного.
Он лежит и гниет, что-то желтое льет изо рта.
Это просто неизрасходованная слюна.

Сладость тело питала, но скоро закончился срок.
Он подъехал незримо к черте, где все рвется за миг.
И в застывших глазах, обращенных к началам дорог,
Затвердел и остался навек неродившийся крик.

Припев: *2
Мне выпал счастливый билет...
Мне выпал счастливый билет...
Мне выпал...

Так в чем счастье то, Юрий?! Или это у вас ирония такая?


Рецензии