Мифы о людях Нинга Раа
- Н"дего уга н"га
Маго т"ха н"гана
- Лишь пустыми глазами
Смотри в лицо неизведанного.
Однажды дети К"хатка – большеголовый К"хатка М"гале и его младший брат – К"хатка Утин"гуа пошли купаться. Но до воды было далеко, и братья решили побежать наперегонки. Но так как дети не знали, где находиться речка, то М"гале закричал:
– Бежим к той горе! Оттуда мы увидим воду, - и братья побежали к большому черному холму, который возвышался к югу от их деревни.
– М"гале! М"гале! Смотри! – Утин"гуа первый добежал до вершины холма и указывал на трёх людей, закутанных с ног до головы в коровьи шкуры, - Кто вы? – спросил их Утин"гуа, но они лишь засмеялись и упали на землю. Когда же Утин"гуа подошел к ним и сдернул с них кровоточащие шкуры, то из под них вылетел сто один ворон и унесся в небо.
– Утин"гуа! Что ты здесь делаешь? – спросил М"гале, который из-за своей тяжелой головы, только что поднялся на холм.
– О, М"гале! Я видел людей, которые затем исчезли под шкурами, а когда я поднял шкуры с земли, то в небо вылетели черные птицы. Вот что я видел, М"гале!
– А что ты видел еще?
– Еще я видел, как люди в шкурах тёрли высушенные пальцы человека, которого мы, люди, называем Имха Н"гана и который отец и сын себя самого, и который называет себя тем, кто забирает память. Они терли его высушенные пальцы, и насыпали их вот в эту палку, - и Утин"гуа показал брату глиняную трубку, - Люди в шкурах брали эту палку в рот, и после у них изо рта шел дым, такой же, какой идёт, когда наша мать К"хатка Нагим"ле готовит нам обед. Давай и мы попробуем, М"гале, давай найдем Имха Н"гана!
– Хорошо, Утин"гуа! Но сначала давай сожжем коровьи шкуры, чтобы люди-вороны не вернулись и не узнали, что это мы взяли их глиняную палку, - и братья развели костер, в котором сожгли шкуры, а потом ушли в степь искать Имха Н"гану – человека, который отец и сын самого себя.
Имха Н"гана был маленьким и рос прямо из земли. Его руки с растопыренными пальцами издали принялись кивать братьям.
Младший брат – Утин"гуа – подошел к нему и хотел оторвать у него руку, но Имха Н"гана вскрикнул, его слабое тельце не выдержало и переломилось надвое.
– Стой, Утин"гуа – вскричал М"гале, – стой! Нам надо было попросить Имха Н"гану подарить нам его пальцы, а вместо этого мы убили его! О, Н"гитха кама кама! Зачем мы это сделали! О, К"хатка, наш отец! Помоги нам!
Но К"хатка был далеко в поле. Он сажал кукурузу и поэтому не мог ничем помочь детям. Тогда Утин"гуа растер листья травы, в которую превратился после смерти тот, кто забирает память, и насыпал её в глиняную палку.
– М"гале, попробуй и ты, – сказал Утин"гуа, выпуская изо рта дым, такой же, который идет когда горит дерево, – М"гале, попробуй, – сказал Утин"гуа, младший сын К"хатки.
М"гале вдохнул дым.
– Утин"гуа, ты чувствуешь тоже, что и я? – закричал М"гале.
– О, да, старший брат! Я чувствую, как ядовитая сороконожка забралась ко мне в грудь и теперь ползает там!
И оба брата упали на траву и принялись кататься, пытаясь выгнать сороконожку наружу. Но на шум, который они устроили пришел Н"гана, тот, кто уже больше никогда не станет отцом и сыном себя самого и который был очень зол из-за этого. Он забрал у глупых братьев память и увел их с собой туда, где всегда ночь.
Через два дня Большой К"хатка узнал, что его дети пропали.
Они должны были принести ему обед в поле, но не пришли, и поэтому К"хатка пошел искать их. Он вспомнил, что когда работал в поле, слышал их крики. Они кричали: "О, К"хатка, отец наш! Приди и вытащи у нас из груди ядовитую сороконожку Цтхе-тхе!"
К"хатка знал, что ящерица живет только в одном месте – там где из земли растет Имха Н"гана, поэтому К"хатка собрал всех мужчин своей деревни и они пошли туда, где, как они думали, жил Имха Н"гана.
Но когда они пришли в деревню Имха Н"ганы, то увидели лишь Имха-Траву, а Имха Н"гана, человека, который отец и сын себя самого, нигде не было.
Но К"хатка в густой траве нашёл оболочки своих сыновей – К"хатка М"гале и К"хатка Утин"гуа, а возле них – глиняную трубку с остатками сушенных пальцев Имха Н"гана.
И один из мужчин взял эту трубку, вдохнул дым, а после упал на землю и пролежал так целый день и ночь.
Когда он встал то, с криком "О, Н"гана!" попытался снова схватить трубку, но его соплеменники не дали ему её, а сами принялись дышать дымом из неё.
Но так как их было очень много и трубки не хватало на всех, то некоторые их них принялись срывать листья Имха-Травы и нюхать, и лизать, и есть их. И многие тут же падали на землю и лежали кто день, кто два, а за некоторыми приходил сам Н"гана и уводил их с собой навсегда.
Никто не помышлял вернуться в деревню.
Тогда их жены, которые были очень недовольны отсутствием своих мужчин пришли туда, где растет Имха-Трава и принялись вырывать её из земли.
Но Имха-Трава была сильна, она росла быстрее, чем женщины вырывали её корни из земли. И когда почти все мужчины попробовали на вкус Имха-Траву, и когда в густой траве лежали их пустые оболочки без глаз, а из существующих остался только К"хатка, его жена и несколько других семей, то земля разверзлась и оттуда в небо поднялось чёрное солнце.
– О, Великий К"Раа! – взмолились жёны, - Чем мы провинились? За что ты поднялся в наш мир?
– О, люди, убившие Имха Н"гану! Слишком много ваших братьев, стали приходить в мои земли, нарушая мой покой! И виной тому Имха-Трава, которую они курили и употребляли в пищу! Если вы хотите знать о стране Н"гана, я помогу вам! Я верну всех ваших мужчин, и возвращу им прежнюю память. О мире Великого К"раа они забудут.
– А мои дети? К"хатка М"гале и К"хатка Утин"гуа? – спросил Большой К"хатка.
– Твоего младшего сыны К"хатка Утин"гуа Н"гана увел слишком далеко. Но К"хатка М"гале вернется к тебе. Будет он обладать прежней памятью и памятью Н"гана. И будет он рассказывать вам о стране Н"гана и будет он следить за тем, чтобы никто не прикасался к Имха-Траве! О, люди, сыны Нин"га Раа, возвращайтесь в свою деревню!
И все мужчины и их жены вернулись в деревню, и был с ними К"хатка М"гале, которого теперь все звали М"гале-Н"дего – что означает М"гале-Зрячий.
И рассказывал он людям о стране Н"гана и мирах К"Раа, и лечил их, и следил, чтобы никто из них не прикасался к Имха-Траве.
А когда настало его время уйти туда, где ночь, то нашел он себе ученика и передал ему свою память. И звали того – Ан"га-Н"дего, Ан"га-Зрячий.
Свидетельство о публикации №203021200042
С уважением, Владимир
Данихнов Владимир 12.02.2003 18:07 Заявить о нарушении