Гонка за жизнью
Младший товарищ: Нет. Точнее, не совсем, – пауза была наполнена неким сомнением. – Если честно, я не понял точно, что ты имел в виду.
- Я говорю вот о чём. В твоём сознании столько мыслей, чувств. Ощущений, суждений, помноженных на особенности твоего личного восприятия. Есть и знания, и есть способность производить какие-то выводы на основе этих знаний. Твоя личность, понимание себя, в конце концов. Всё это есть, от этого никуда не деться. Почему оно есть? Что заставляет ЭТО существовать?
- Другими словами, почему Я существую?
- Можно и так сказать, если считать, что ты состоишь из всего вышеперечисленного.
- Ну, это, по крайней мере, очень правдоподобно. Чувства, знания, внутренние правила социальной логики, личностной логики (тут я имею в виду механизм принятия решений, которым обладаю). Да плюс ещё самооценка, осознание себя как того, кто всем этим обладает. Вот вам и составляющие человека, его сознания.
- Сознания? Хорошо сказано. Пожалуй, так оно и есть.
- Есть ещё, конечно, подсознание и надсознание, но о них я сейчас ничего аргументированного сказать не смогу. Да и, пожалуй, никто не сможет. Знать, из чего состоит твоё подсознание и надсознание (сверхсознание, если угодно), - это не простая задача. Колоссальной рефлексии сознания требует. Самокопания, если можно так сказать.
- Дурацкое словечко, самокопание это твоё. Терпеть его не могу. Оно явно подчёркивает отрицательность рефлексии сознания. Как будто это зазорно. А ведь ничто другое такой важностью не обладает.
- Не обладает, здесь я соглашусь. Человек, отказывающийся познать себя, вынужден всю жизнь наступать на одни и те же грабли. Более того…
- Да, более того! Он замирает, он отказывает себе в развитии. Он погрязает в болезнях, болезнях души, подобно тому, как человек без гимнастических упражнений расхолаживает своё тело, делая его непригодным к адекватной реакции на окружающее. Однако закалка духа имеет существенное отличие от закалки тела.
- Верно, я, кажется, понял. Тело всё равно состарится, как его не накачивай в фитнесс-центрах и бассейнах, а зрелый и развитый дух с тобой до самой смерти.
- И даже после неё.
- Давай этот вопрос не будем обсуждать сейчас. Это тонкий и неоднозначный вопрос, он явно спорен.
- Спорен, согласен. Раз так нравится, то поговорим об этом позже.
- Позже. А сейчас у нас на повестке дня вопрос не о нужности оценки и видения себя, а первопричине этого видения. И не только видения, но и объекта этого видения. Откуда берётся всё то, что мы видим в себе? Почему мы не лишены возможности видеть это, при этом вполне системно? Ведь мы можем классифицировать структуру собственного сознания, как это проделали с успехом в начале разговора. И общность нашего понимания в вопросе данной классификации лишний раз подтверждает то, что она разумна, вполне уместна и возможна, в конце концов. Значит, она есть. Пусть и не совсем доступная нам, но мы её угадываем по множеству признаков.
- Естественно, эти признаки нам видны, дорогой друг, только при той самой рефлексии.
- Да-да, которой мы уже касались. Я не считаю, что это стоит дальше обсуждать. Самоанализ является естественным инструментом, без которого мы не получим ответа на все интересующие нас вопросы.
- Итак, всё же, что же заставляет нас существовать в форме самосознающего существа?
- Толчок к развитию, ты имеешь в виду? Или свойство, олицетворяющее способность самостоятельно совершенствоваться?
- Нет, я говорю о первопричине целостности, которую вы упоминали ранее.
- Ах, да, да! Первопричина целостности… Уместно ли здесь говорить о данности этой ценности или о существовании её как отражения другой целостности?
- Ты имеешь в виду, целостность, развившаяся из иной целостности?
- Именно. Именно! Я никогда не поверю в данность нашего сознания как во что-то отвлечённое, поскольку, по меньшей мере, мы можем применять к нему привычные методы классификации. В этом мы с вами только что убедились, не правда ли? Раз сознание человека есть вещь познаваемая (не буду уточнять, до какого предела, чтоб не впасть в гностицизм), значит, она имеет некую связь с методами познания. Нам есть с чем сравнить, сопоставить сознание. Следовательно, оно принадлежит к объектам Универсума. Оно не было дано в фиксированной форме свыше по принципу раз и готово. Оно отражает некую картину Вселенной, план бытия, который, несомненно, существует. Только вот почему план бытия не только существует, но и живёт и развивается, это вопрос с простым ответом.
- Да, человечество не может на него ответить иначе, не смотря на многочисленные попытки.
- План бытия – это Бог.
- Да, это функция Бога, если можно так выразиться.
- Являясь отражением Божественного Замысла, наше сознание напитано Божественной энергией?
- Да. Способность к познанию, что, бесспорно, есть центральная функция сознания, основана на желании приблизиться к универсальной картине бытия, породившей это сознание.
- Приблизиться к Богу.
- Да, если угодно, к Господу Богу.
- Именно Он, как первоисточник, является и целью, и топливом, и самим путём для гоночного автомобиля человеческого сознания.
- Да, непростая гонка.
- Не побоюсь этих слов, гонка за Жизнью.
- Гонка за Вечной Жизнью.
Свидетельство о публикации №203021300110
Честно, я не большой мастер прозы в виде диалога,
но почувствовать себя Платоном тоже иногда хочется :)
Николай Фёдоров Jr 19.12.2003 12:36 Заявить о нарушении