Путешествие по золотому кольцу День пятый

Глава 7.
День пятый – 22 августа 2002 года.

7.1. Павлов Посад.

9-45 (130 км на спидометре). Старт из Абрамцева. В связи с изменением планов наш путь пролегал по так называемому второму транспортному кольцу: от 43 километра Ярославского шоссе до Ногинска. Качество покрытия хорошее, но сама дорога ничем не примечательна: глухие леса и ближе к Ногинску – промышленный пейзаж. Слева остался поворот на Черноголовку. При Советской власти это название ассоциировалось с научным центром. А теперь – с водкой и другими напитками. Ни то, ни другое нам было не нужно.
Из Ногинска мы не поехали прямо во Владимир, а заехали в Павлов Посад. Это совсем рядом – 16 км. Осматривать город мы не собирались, просто, хотелось посмотреть и купить платки, которыми славится это место.
11-35 (243 км). Приехали на центральную площадь Павлова Посада. Перекусили. Выяснилось, что на самой фабрике магазина нет, но есть неподалеку фирменный магазин «Павловские платки». Действительно, платков здесь очень много – глаза разбегаются. Жена купила себе и для подарков. Мне перепало кашне.
Вообще, Павлов Посад – маленький подмосковный текстильный городок. Улицы здесь не переименовывали, но приметы нашего капиталистического настоящего в виде различных «торговых домов» тоже присутствуют. И сама Павлово-Посадская мануфактура теперь – ОАО.
Литературы о Павловом Посаде не было, и вот, что удалось узнать из Интернета (Л.22,23).
Датой основания фабрики сейчас принято считать 1795 год. Тогда была впервые упомянута шелковая фабрика крестьянина села Павлова (или Вохна) Ивана Лабзина. В 1855 году его сын Яков женился на сестре владельца набивной фабрики Василия Грязнова, и фабрики были объединены. В 1868 году образовался Торговый дом «Лабзин и Грязнов». Они поставили производство платков и шалей на промышленную основу и торговали ими по всей России.
А Василий Грязнов  знаменит не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами, за что в 1999 году был канонизирован церковью, как праведный Василий Павловопосадский. Интересно, что развитие фабричного и торгового дела шло параллельно с нарастанием духовной деятельности. Вот что об этом рассказано на сайте Павловопосадской платочной мануфактуры (Л.23):
Василий Грязнов не только помогал церквям, но и сам хотел уйти в монастырь… Он устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. Василий Грязнов написал монастырский устав и предполагал стать игуменом в сей обители. Однако, в 1869 году он умер (в 53 года). А Яков Лабзин прожил до 1891 года.
Правда, он был младше Василия на 13 лет. Но, все равно, интересный сюжет. В течение последнего года жизни Василий написал устав монастыря и организовал торговый дом. При этом тоже, наверное, писался устав.
Еще одна историческая личность Павлова Посада – Герасим Курин. Кажется, в Москве есть улица с таким названием. Оказывается, это крестьянин, который в 1812 году организовал партизанский отряд (5000 пеших бойцов и 500 конных) и воевал с французами, когда они дошли до этих мест.
Кроме того, в Павловом Посаде родились артист Вячеслав Тихонов, космонавт Валерий Быковский, конкобежка Наталья Петрусева, писатель Сергеев-Ценский.

Запасшись в дорогу свежайшими конфетами «Юбилейные» (с ромом) в фирменном магазине московской фабрики «Красный Октябрь», мы стартовали из Павлова Посада в 13-10 (243км).

7.2. Владимирский тракт.
Впереди у нас было 130 км по Владимирскому тракту. Если оценивать все дороги, по которым мы ездили, то Владимирское шоссе – самое гладкое. По гладкости оно сравнимо с МКАД. Правда, здесь нет разделительного отбойника и частенько отсутствует разметка. Но среди дорог Золотого кольца Владимирке нет равных. Я думаю, что по ней можно разогнаться до 200 и более км в час. Конечно, не на нашей машине.
В качестве «ограничителей» выступают часто попадающиеся светофоры. Организаторы дорожного движения во Владимирской области любят светофоры. Тем не менее, мне удавались довольно затяжные «рывки», например, 83 км от заправки в Покрове до Владимира мы преодолели за 50 минут, т.е. со средней скоростью больше 100 км в час. Жена очень изнервничалась. Действительно, торопиться нам было некуда.
Кстати, о заправках. Если Ярославская область – территория «Славнефти», то Владимирская – вотчина ТНК. Итак, в 14-50 мы прибыли во Владимир. На спидометре – 83 км (на заправке сбросил в ноль).

7.3. Владимир – первый день.
Ближайшей гостиницей было «Золотое кольцо». Там мне вежливо ответили, что номеров у них нет, и предложили позвонить в «Зарю». Я спросил, можно ли жить в гостинице с таким названием (почему-то мне представилась развалюха с облупленными стенами). Мне ответили, что вполне можно. Сами позвонили туда и договорились, что в течение часа к ним приедут и снимут «двойку» на две ночи.
«Заря», действительно, оказалась вполне современной гостиницей. Двухместный номер обошелся нам по 650 руб. за ночь. Было тихо. Только из совмещенного санузла тянуло какой-то вонью, и дверь надо было затыкать. Рядом с гостиницей есть платная стоянка – 30 руб. в сутки.
Бросив вещи в номер, мы поехали на первое знакомство с городом. Было примерно 4 часа дня. Мы успели только посмотреть центральную часть – Успенский собор и вокруг. Как-то сразу почувствовалось, что из всех увиденных городов Золотого кольца, Владимир – самый продвинутый в смысле туризма. Чуть-чуть забегая вперед, можно то же самое сказать и о Суздале. О причине этой «продвинутости» я расскажу позже. А пока мы ощутили некую ухоженность исторического центра. Соборы, парк, газоны, памятники – все чисто, отреставрировано, все готово к приему туристов. Даже нищие вполне «цивилизованы».
Главный храм Владимира – Успенский собор – заложен в 1158 году Андреем Боголюбским для иконы Владимирской Богоматери (Л.2). Сначала храм  имел одну главу. При князе Всеволоде собор сильно пострадал от пожара, был расширен и достроен четырьмя дополнительными главами. В 1236 году татаро-монголы разграбили и сожгли собор. Восстановили. В 1411 году опять разорили и сожгли. Тем не менее, почти в течение трех веков собор был главным храмом Руси. Даже когда верховная власть перешла к Москве (в середине 14 века) во Владимирском Успенском соборе венчались на царство московские князья. В конце 15 века главным храмом стал Успенский собор московского Кремля, который был построен итальянским архитектором  Фиораванти по образу и подобию владимирского. А сама икона Владимирской Богоматери, являющаяся по общему признанию главной иконой России, сейчас находится в Третьяковке.
В годы польско-литовской интервенции собор пришел в полное запустение. При Петре Первом начали восстанавливать, но закончили только в 1734 году. Поставили новый иконостас, покрыли четырехскатной кровлей. А в 1810 году построили новую колокольню. Старая пострадала от грозы.
Успенский собор изнутри не произвел на меня сильного впечатления. Хотя в нем есть единственные сохранившиесф фрески Андрея Рублева. Но снаружи он великолепен. Наверное, есть на Золотом кольце и более красивые храмы такого «калибра», например, в Троице-Сергиевой лавре, но в большинстве своем они закрыты другими постройками. А Успенский собор, как громадный белый лебедь, увенчанный золотой короной, плывущий по широкому зеленоватому озеру. Надеюсь, увидев его, вы простите меня за высокопарность.
Рядом с Успенским стоит Дмитриевский собор. В отличие от своего «старшего брата», этот храм усилиями реставраторов 19 и 20 веков выглядит почти так, как при его постройке. Даже глава имеет не луковичную, а шлемовидную форму. Строительством собора в 1194 – 97 годах князь Всеволод Большое Гнездо, носивший христианское имя Дмитрий, отметил своего небесного покровителя – святого воина Дмитрия Солунского.
Этот собор также неоднократно разоряли, жгли и реставрировали. Дмитриевский собор поражает каменной резьбой. Пожалуй, в ряду храмов такого типа, построенных в одно время (в Переславле, на Нерли, в Лавре), каменный узор Дмитриева собора – самый изощренный (как бы сейчас сказали – «крутой»). Причем, это не только орнамент, но и различные сюжеты (про Александра Македонского, про Всеволода). Каменотесы и реставраторы старались не зря.

7.4. История Владимира.
Со смотровой площадки с высоты 55 метров открывается захватывающая дух панорама Клязьмы и ее низкого правого берега. Вот глядя на эту красоту, я расскажу кратко об истории Владимира (Л.2, 26).
Основан город по одним сведениям в 990 году Владимиром Красное Солнышко, а по другим – в 1108 году Владимиром Мономахом – внуком Ярослава Мудрого. Так или иначе, имя городу дал его основатель. На крутом берегу Клязьмы должен был стать город-крепость для защиты Ростово-Суздальской земли.
Вначале была воздвигнута система укреплений. Некоторые из этих земляных валов уцелели до сих пор. Впрочем, интерес для туристов они вряд ли представляют. Сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий – также укреплял город и построил Георгиевскую церковь (сейчас стоит постройка 1744 года).
В 1131 году Юрий поставил князем во Владимир своего второго сына Андрея. Юрий Долгорукий, известен тем, что основал много городов и главный среди них – Москва. Однако, всей целью его жизни была борьба за киевский престол. Доборолся Юрий только в 1155 году. Достигнув этой цели, он призвал Андрея, который был проверен в боях и делах, поближе к себе – князем в Вышгород. Обстановка в Киеве была напряженная, и нужен был свой человек рядом.
Однако, Андрею, бывшему очень набожным человеком, прозванным даже за это Боголюбским, не по душе пришлась разгульная жизнь в столице Киевской Руси, и он тайком от отца уехал обратно во Владимир. При этом он взял с собой икону, изображающую Божью матерь с младенцем, тянущимся к ней и грациозно развернувшим пяточку к зрителю. Эта икона, по преданию написанная евангелистом Лукой «с натуры», стала главной святыней Руси под названием Владимирской. С нею связано множество чудес. Андрей распорядился построить во Владимире для этой чудотворной иконы храм – Успенский собор.
После смерти (по слухам – отравления) в 1157 году в Киеве Юрия Долгорукого, Андрей не стал отбивать киевский престол. Он остался во Владимире, и период «Киевской Руси» закончился. Так что на последующие 200 лет (а формально – на 300) столицей русского государства  стал Владимир. После уже была Москва.
Как-то вот этот факт у меня из школьной истории не засел в памяти. Осталось, что была Киевская Русь, а потом сразу Москва. А ведь Москва в то время была еще только основана. И звалась не Москвой, а Китаем (так ее назвал Юрий Долгорукий). Да, много еще, видимо, пробелов в знании отечественной  истории!
Андрея Боголюбского убили суздальские заговорщики в 1175 году. А наивысшего расцвета Владимирская Русь достигла при князьях Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212) и Юрии Всеволодовиче (1212 – 1238). Год 1238 – черный год для Руси. Хан Батый (внук Чингисхана) 7 февраля штурмом взял Владимир, 4 марта на реке Сить (на Ярославской земле) окончательно разбил русское войско. Были убиты все князья - предводители, в том числе, владимирский князь Юрий.
Как учили нас в школе, на 300 лет Россия была отброшена в своем развитии татаро-монгольским игом. Тем самым утверждается, что освободились мы только при Иване Грозном (1552 год - взятие Казани). В то же время, в 1380 году мы победили войско Мамая на Куликовом поле. И это трактуется, как битва, после которой уже иго было, вроде как, и не иго. Видимо, это было, как Сталинград в Великую Отечественную войну: хоть татары после этого и совершали набеги и разоряли города и села, но, все-таки, гнет уже был не тот.
В 14 веке стольным городом становится Москва. Хотя формально Владимир был столицей до середины 15 века (до этого срока московские князья получали звание «великих» во Владимирском Успенском соборе), уже к 30-м годам Владимир утрачивает свое политическое влияние.

7.5. Первый вечер во Владимире.
Мы все еще стоим на смотровой площадке над Клязьмой. Справедливости ради стоит сказать, что в Плесе красоты больше: все-таки, Клязьма это не Волга, а, кроме того, во Владимире портит картину проходящая вдоль реки железная дорога. Если посмотреть направо, то увидишь нагромождение владимирских домиков и церквей за Муромской улицей.
Кстати, об этой дороге. Сколько мы ни крутились на машине по Владимиру, но по этой трассе так и не проехали. После осмотра центра мы решили, что неплохо бы купить какие-то путеводители о Владимире. Выяснилось, что главный книжный магазин находится на улице «кой-кого». С путеводителями во Владимире оказалось не густо, а видео и карты мы купили.  На улицу Горького мы доехали более или менее просто, а вот обратно мы раза три проехали по одним и тем же крутым разбитым улочкам (здесь уже туристов, видимо, не возят), прежде, чем выехали на главную улицу.
Мы хотели переехать через Клязьму, чтобы посмотреть, что нас ждет на следующее утро при поездке в Гусь-Хрустальный. Оказалось, что главный мост через реку закрыт на ремонт, и рядом построен низенький мостик. Да, я ведь еще хотел совершить ритуальное омовение ног в Клязьме. Переехать мы переехали, но до воды было далеко, место глуховатое и рисковать не стали.
На обратном пути мы в полной мере ощутили крутизну  владимирских гор. Перед одним из участков висит предупреждение: «Водитель, включи первую скорость!». Действительно, только на первой туда и можно взобраться. А зимой, я думаю, этот подъем можно преодолеть только на тракторе.
У гостиницы поставили машину на стоянку. В летнем кафе у входа в гостиницу какая-то девушка с микрофоном пела под караоку. Вполне профессионально. Жена устала, и я не стал ее «напрягать» своим пением.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии