Предисловие к философскому эссе Иерархия игр в культуре

 Иерархия  игр  в  культуре
(предисловие)
                С прекрасным человеком должно 
                только играть. И он должен играть               
                прекрасно.
                Шиллер               
         
          Игру  можно  уподобить пульсу культуры.  Бытийная
напряженность (тонус)   культуры  обнаруживается по тем играм, которые  актуализируются в ней в ту или иную эпоху. Но игра игре  рознь: олимпийские игры, бой гладиаторов, рыцарский турнир, философский    диспут и игра в кости -- весьма и весьма не одно и то  же. В   любой культуре  люди  всегда  во  что-нибудь да играют.  Однако    следовало  бы  поинтересоваться: Во что   и как ? Так,     например,    игра-подражание существенно         отличается от  игры-сражения, а коль мы обнаружили последнюю, то неплохо было бы узнать: "на жизнь или на смерть" принято её здесь вести. И что это за игры, в которых "ставка больше чем жизнь"?
                ______________________
         Известная трудность нашего исследования заключается в  том,  что игра не терпит свидетельств,  безучастного наблюдения. Игра постигается внутренним переживанием:   вы  или  играете  или  не  играете. Вы играете?
         Однако, игра не  есть  ритуал: Обладая столь же принудительным требованием  соучастия,  игра предполагает эффект  отстранения, рефлексию игры. Игра  всегда  ведётся как минимум на  двух досках. В этом её отличие от ритуала, взыскующем забытия себя, растворения во всеобщем. Играющий же  всегда знает,  что играет  он.   И  это  бытие  в  третьем  лице   единственного числа, или роль, маска, никогда не тождественно его  я. Забыв об этом в азарте,   играющий  рискует  быть  размолот шестерёнками  бытия.
        В то же время,  несмотря на обязательность рефлексии,   игра  подрывает жесткое научное субъект-объектное отношение к миру . Игра  производит    сдвиг, смещение.  В игре мир не имитируется,  не удваивается, а смещается, может и смешиваться. "Игра не смотри ни на что.  Пусть отец сядет со мною в карты -- я  обыграю и отца.  Не садись.  Здесь все равны" (Гоголь"Игроки"). Предельно смещая устои культуры,  вплоть до карнавальных перверзий,  Игра  осуществляет,  если так можно выразиться "встряхивание бытия",    уравнивая в  возможностях на какое-то мгновение всех.            
      Отдавая дань Хейзинге,  являющимся одним аполлогетов   игры XX века, перечислим её признаки.
    1) Игра есть  некое  излишество, избыток,   она  снимает всеобщую  детерминированность. Игра  не  диктуется  необходимостью,  она  возможна как  выход  в мир свободы,  это "прерыв повседневности"  (play-(англ.), speling-нидерл.)  -- люфт в  колесе  или  другом  механизме).
    2) Игра никогда не служит для чего-либо другого,  не  имеет  вне  себя никакой  цели,   носит  незаинтересованный,   неутилитарный  характер.
    3) Игра может быть понята только из себя самой:  игровые моменты пронизывают культуру,  но  под  игру  не  может  быть  подведено  никакого другого основания кроме самой игры.
    4) Игра имеет свой хронотоп, она обособлена от неигрового мира.
    5) Игра  имеет  свои  правила,  они константны:  конкретная игра  может варьироваться, но не может модифицироваться.
  6) Игровое  сообщество образует свой мир,  которому подчиняется,  нарушитель изгоняется из этого мира.
        Большая часть  работы  Хейзинги посвящена описанию примеров  игр в различных культурных хронотопах. Однако эмпирический подход к игре кажется нам несостоятельным.   Перечисляя признаки и приводя примеры,  мы рискуем оказаться посторонними игре. Игра -- оборотень ускользнёт  от нас подобно Протею. Всякая   ли   свободная и незаинтересованная   деятельность является игрой?    Всякое  событие имеет свой хронотоп,  всякое событие значимо в первую очередь для его участников. Но событие --  ещё не игра.  Хейзинга пишет исследование об игре, тогда как к собственно игровым текстам мы бы скорее отнесли тексты Ж. Деррида и У, Эко.
         Работая в рамках эволюционистского подхода, автор  трактует игру как  биологический  механизм,   инстинкт,   как некую  врождённую функцию   спонтанности. "Все  основные  черты  игры присутствуют у животных",  "животные играют так же, как и  люди", "игра не  опирается на разумный фундамент,  что ограничило бы её  миром человеческим".  Культура же происходит из игры в процессе  эволюции", "то, что было игрой, постепенно переходит в то, что  игрой уже не является,  и что теперь  уже  может  быть  названо  культурой". Таким  образом, в процессе эволюции играющее животное  постепенно превращается  в  человека  культуры. "Развитие культуры сопровождается угасанием  игровых  форм",  "игровой элемент отступает на задний план".   "В  своём  развитии общество идёт  по  пути  всё более возрастающей систематизации и   дисциплиниризации игры, из-за чего многое в её игровом содержании   утрачивается". "Так минувший век утратил многое из тех элементов игры, которыми характеризовались все предыдущие  столетия".
         Задав изначальные аксиомы, Хейзинга попадает в их ловушку и    оказывается принужден сделать вывод: Коли игра -- природная, внеразумная, спонтанная деятельность,  следовательно история развития  культуры, сегментирующей и фрагментирующей целостное отношение к  миру, оказывается историей деградации игры.  Всё -- из игры,  — уверяет нас   Хейзинга, все культурные формы  первоначально  разыгрываются, но будучи артикулированными,   обнаруженными  они   перестают быть  игрой.   Игровой процесс отмирает,  его заменяют    социальные штампы и нормы, пытающиеся выдавать себя за игру.
         Строго говоря,  если мы продумаем аксиомы Хейзинги, то домом    игры окажется мир  животных, в отношении же мира людей возможность  игры превращается в  проблему. Здесь нельзя не заметить перекличку с    Руссоисскими идеями.  Мы же  попытаемся  доказать,   что  только    в человеке может раскрыться всё богатство форм игры.  Что именно  мир культуры   выводит   из   строя    естественные    механизмы самосохранения, которые бы с неизбежностью гасили сверх-азарт игрока. Игра "не на жизнь, а на смерть" в животном мире не возможна.               
                _____________________________
   


Рецензии