Путешествие по золотому кольцу День шестой

Глава 8.
День шестой – 23 августа 2002 года.

8.1. Шпалорезка.

Этот день можно назвать днем ремонта и ошибок:
1) С утра, при заводе машины оказалось, что отвалился крепеж аккумулятора. Кое-как закрепили.
2) Попытались поехать в Гусь по временному мосту через Клязьму. Оказалось, что в связи с ремонтом большого моста на временный летят камни, и проезд закрыт (накануне вечером, оказывается, мы туда проехали случайно).
3) В Гусе сломался замок задней двери.
4) Наконец, вечером при возвращении из Боголюбово во Владимир, положившись на план города, поехали по объездной дороге, а не к центру.
5) Там же после заправки забыл закрыть крышку бензобака. Хорошо еще, что она не потерялась.

Сразу перечислив все эти неприятности, далее буду рассказывать собственно о путешествии.
Поехали, стало быть, мы в объезд по весьма гнусной дороге (промзона) через поселок с впечатляющим названием Шпалорезка. Собственно поселок весьма трудно заметить – все заборы, трубы, железнодорожные пути, ревущие самосвалы.
Несмотря на объезд (лишние 25 км), мы доехали довольно быстро. Стартовав из Владимира в 9-00 (110 км на спидометре), мы приехали в Гусь-Хрустальный в 10-30 (207).

8.2. Гусь-Хрустальный.
Местные жители сказали нам, что хрустальные штучки лучше всего покупать не на заводе, не в фирменных магазинах, а на базаре. Оказалось, что в этом городе есть всероссийский (даже всесоюзный) рынок хрусталя. Действительно, базар огромный. Мы приехали в рабочий день и, все равно, выбор был очень большой. И довольно дешево. Потом, в магазинах мы видели аналогичные вещи раза в два дороже. А в Москве – так и в три. Нужен будет хрусталь – поезжайте в Гусь.
Вышли с базара – задняя дверь не заперта. Замок не работает. Первая мысль: кто-то пытался залезть в машину. Да, это в Москве наша шестилетняя шестерка никому не нужна, а в провинции – нужна! Но оказалось, что и в глубинке такие автомобили никого не интересуют – просто, сломалась пружинка-фиксатор. Нашли автосервис – несколько боксов. За 50 рублей отремонтировали дверь и дополнительно закрепили аккумулятор.
Город Гусь-Хрустальный (Л.2, 24) возник в середине 18 века в связи со строительством хрустального завода. В 1724 году братья Василий и Афанасий Мальцовы основали стекольный завод в Можайске. После 1747 года предприятие было частично переведено в село Дятьково в Брянской губернии, а частично, на реку Гусь. 1756 год считается годом основания Гусевского хрустального завода, а основателем – сын Василия Мальцова, Аким Васильевич. В 1775 году Мальцовы получили потомственное дворянство. Более 100 лет (с конца 18 по начало 20 века) Мальцовы занимали ведущее положение в стекольно-хрустальной промышленности России.
Кстати, Мальцовы были староверами. Это не написано в путеводителях. Просто в Интернете предлагается экскурсионный автобусный тур «Рассказ о жизни купцов-старообрядцев Морозовых, Кузнецовых, Мальцовых, Голубевых» с посещением Ликино-Дулево (кузнецовский фарфор), Орехово-Зуево (морозовская мануфактура) и Гусь-Хрустального.
Самая большая достопримечательность Гусь-Хрустального – бывший Георгиевский собор. Он построен в 1892 –1903 годах по распоряжению и на средства Ю.С.Нечаева-Мальцова, по проекту Л.Н.Бенуа, брата известного художника А.Бенуа. Этот же архитектор принимал участие в строительстве Русского музея в Петербурге, но о гусевском соборе писал как об одном из лучших своих творений.
Собор построен в псевдорусском стиле, из красного кирпича, с парадным крыльцом, декоративными элементами отделки, изразцами. Несмотря на проведенную в 1923 году «реконструкцию» (были срезаны колокольня и купольная часть), это, ныне гражданское здание, очень красиво до сих пор. А ведь когда-то в нем были дворец труда для беспризорников и склад. В 1983 году сюда с завода переехал музей хрусталя.
Изнутри собор не менее интересен, чем снаружи. На западной стене – огромная картина с сюжетом «Страшного суда», написанная В.М.Васнецовым. По его же эскизу в алтарной части выполнена мозаика. А перед мозаикой установлена фантазия художников В.Муратова и Б.Касаткина «Гимн стеклу» - фантастический шестиметровый факел из кованого железа с 400 хрустальными цветками.
По всей обширной площади собора расположена экспозиция музея. В основном, это настоящие произведения искусства. Просто глаза разбегаются. Это надо видеть. Есть и образцы «массовой» продукции завода в различные периоды его истории. Если бы по стенам были развешены великолепные картины, а не весьма убогие портреты купцов Мальцовых, то музей был бы действительно храмом прекрасного. Но сразу все не бывает.
Так что, может быть, правильно, что здание не стали восстанавливать как церковь. Все-таки, храм относительно молодой и, по выражению верующих, не сильно намоленный. Музею пришлось бы отсюда куда-то выезжать.
В подвале собора расположена выставка акварелей художника В.Муратова. Очень симпатичные, «мягкие» картины. Никаких буклетов, правда, не было. Так что осталось лишь хорошее впечатление.

8.3. Мещерская сторона.
Ну что ж, бросим прощальный взгляд на Гусевское озеро, образованное после строительства плотины на реке Гусь, и поедем обратно во Владимир.
13-15 (211км). Дорога идет через дремучие леса. Это Мещера, воспетая Есениным, Паустовским, Пришвиным. Это лес, который меня всегда завораживает на картинах Шишкина в Третьяковке. Это не только красивая, родная природа. Это, может быть, родная русская душа с ее зарослями, чащей и потаенными уголками. Мещера меня всегда тянула к себе. Я даже хотел в молодости проехать по ней на велосипеде, но не нашел напарника.
Конечно, на скорости 100 км/час всего этого не ощутишь. Поэтому я не оставляю надежды как-нибудь приехать в эти края, пожить в глухой деревушке. Хотя бы на несколько дней.
На подъезде к Владимиру (опять же через Шпалорезку) с небольшого холма открывается прекрасный вид на многочисленные заливы Клязьмы. К сожалению, сфотографировать я не успел, хоть и был штурманом. Я думаю, к следующему приезду во Владимир основной мост починят, но, все равно, есть смысл проехать по этой дороге. Хотя бы из-за красивой панорамы.

8.4. Владимирские музеи.
14-45 (302км). Во Владимире мы планировали посмотреть музей хрусталя, художественный салон «Владимирский шик» (рядом с Золотыми воротами) и музеи в здании бывших Присутственных мест.
В музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки в здании Свято-Троицкого старообрядческого храма мы только заглянули. После Гусевского музея хрусталя здесь смотреть было не на что. Салон «Владимирский шик» (в подвале храма) – довольно большой магазин сувениров и народных промыслов. Кажется, что-то мы там купили.
А потом мы посетили чудесный музей в Присутственных местах. Вернее, это четыре музея в одном здании и каждый по-своему хорош.
На первом этаже слева детский музей с историко-познавательным уклоном. Зал про доисторический мир. Класс в старинной школе. Зал игрушек. Русская изба со всевозможной утварью. В каждом зале экскурсоводы одеты в соответствующие наряды и охотно рассказывают, что и как. Музей «с иголочки». О нем даже нет в путеводителях. Одна из служительниц рассказала, что очень резко улучшилось положение музеев во Владимире после визита Путина в конце 2000 года. Они там на него прямо молятся. А мне кажется, что это заслуга директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой, которая, видимо, организовала этот визит.
Справа от входа на первом этаже – тоже историческая экспозиция. Как бы улица старого Владимира. Трактир, различные магазины. Библиотека старинных книг. Тоже одетые в старинные одежды экскурсоводы. Приветливые и толковые. Стараются.
А на втором этаже – Владимирская картинная галерея. Очень много великолепных неизвестных полотен. Бриллиант в этой коллекции – картина Л.О.Пастернака «К родным», написанная в 1891 году отцом будущего поэта Бориса Пастернака. Так вот ходишь в Третьяковку и Русский музей и не знаешь, что есть и другие российские художники и другие прекрасные картины. Кстати, на обложке книги про эту галерею (Л.25) напечатан список книг этого же издательства. Среди них - Костромской художественный музей. Были в Костроме и не посмотрели. В той же книге очень интересно рассказано не только о картинах и художниках, но и об истории этой галереи и о судьбе роскошного собрания картин в усадьбе Андреевское (в Покровском районе). О том, как в 19 веке ее собирали, а в 20 – 30-х годах растаскивали и распродавали. Но все эти рассказы носили бы узковедомственный характер, если бы в итоге не получилась такая впечатляющая выставка.
И там же, на втором этаже, устроена еще одна хорошая выставка - о  владимирском дворянстве. Со вкусом подобраны портреты, вещи, стихи, музыка.
В общем, прекрасные во Владимире музеи. И во Владимирской области. И на Золотом кольце России. А может быть, и не только на Золотом кольце? Да и в Москве, рядом с домом тоже, поди, есть какой-нибудь интересный музей! Так вместо того, чтобы смотреть этот «ящик», может, лучше сходить в музей? А то едешь за тридевять земель, за границу и ходишь с умным видом по каким-то совсем непонятным выставкам, а тут, на Родине, есть так много интересного, а кто это смотрит? – Иностранцы!

8.5. Боголюбово.
В таком приподнятом настроении мы поехали в Боголюбово. Как написано в путеводителе, это в 6 км от Владимира. Но на самом деле, оно практически примыкает к городу. Скорее всего, просто город разросся так, что почти поглотил это селение.
Боголюбово прославили два обстоятельства. Во-первых, всемирно известная церковь Покрова на Нерли. А во-вторых, Боголюбовский монастырь и сам Андрей Боголюбский. Откровенно говоря, ехали мы туда только ради первого.
Помню, давным-давно, лет тридцать пять назад в журнале «Наука и жизнь» (в то время это был один из любимых журналов) была статья об этой церкви. Это сооружение приводилось как пример идеальных архитектурных пропорций. С тех пор это название засело в памяти, а история Андрея Боголюбского уже выяснилась на месте. И в большей степени – после поездки, из книг и путеводителей (Л.2, 26).
Боголюбово возникло на том месте, где князю Андрею приснился сон. Дело, по преданию, было так. Владимир в тот момент (примерно в 1156 году) еще не был не только столицей, но и главным городом северо-восточной Руси. Здесь главенствовали Ростов и Суздаль. И после пребывания во Владимире икону Божьей матери, привезенную Андреем из Вышгорода, надлежало отправить в Ростов. Дорога из Владимира в Ростов, как это ни покажется странным, шла от Владимира не на запад, а на восток. Источники на этот счет ничего не объясняют. Я могу предположить, что просто это был путь к берегу реки Нерль, по которой плыли до Ростова. Не понятно, правда, почему не плыли сразу от города, сначала по Клязьме, а потом по Нерли. В общем, дело темное.
Так вот, поехал князь Андрей из Владимира в Ростов,  проехал десять верст, и тут кони встали. Пришлось на этом месте заночевать. И тут Андрею явилась Богоматерь и говорит: «Не хочу, чтобы ты нес мой образ в Ростов. Оставь икону во Владимире. А на этом месте воздвигни храм во славу моего рождения и обитель для иноков». Так Андрей и сделал. А когда его батюшку, Юрия Долгорукого, отравили в Киеве (через год), он не стал возвращаться на берега Днепра, остался на Клязьме, и столица сюда переехала.
По описанию князя была написана икона, названная Боголюбовской. И хранится она сейчас во Владимире, в Свято-Успенском Княгинином монастыре.

8.6. Наши иконы.
Православие – это часть русской культуры. Наш народ верит в Христа уже больше 1000 лет. И мы  должны (я должен!) знать историю этой культуры, иначе какие же мы русские люди? Поэтому, проехав по Золотому кольцу и насмотревшись на иконостасы, я решил, что неплохо бы разобраться: а на какие, собственно, иконы веками молился мой народ?
Общеизвестно, что Россия – страна Богородицы, т.е. находится под ее защитой. В связи с этим, большинство храмов на Руси построено в честь Божией матери, и в народе чтутся, в основном, чудотворные иконы Богородицы. Желая разобраться в этом вопросе, я столкнулся с тем, что литературы очень мало. Типичная рекомендация книгопродавцов: «Спросите верующих». В тех книгах, что есть, изложение запутано. Один источник противоречит другому. В общем, «пиво отпускается только членам профсоюза», а материалы пленумов ЦК оглашаются на закрытых партсобраниях.
После долгих поисков я, наконец, нашел (по-православному, обрел) книжку «Чудотворные иконы Божьей матери» (Л.27), выпущенную в 2002 году неким сестричеством (так и хочется сказать «с ограниченной ответственностью»). Описано 30 икон. Есть изображения (правда, черно-белые), истории икон, написанные верующими и для верующих в стиле библейских сказаний. Никакой отстраненности и, тем более, иронии. Все-таки, издано с благословения Алексия II.
Я решил, что для начала надо бы иметь представление хотя бы об основных иконах. На слуху у меня были такие названия: Владимирская, Одигитрия, Казанская, Иверская. Кстати, последняя изображена на той иконе, которая досталась мне от кого-то по наследству. Видимо, от тетки Марии (Маняки). Она точно была верующей. Маняка, будучи всю жизнь инвалидом, занималась моим воспитанием, когда родители были на работе. Светским  воспитанием, а не религиозным.
Итак, о четырех иконах (Л.27).
1. Владимирская. Главная икона Земли Русской. Младенец прижимается щечкой к Богоматери и располагается слева от нее, т.е. на ее правой руке. Написана икона, по преданию, евангелистом Лукой «с натуры» на доске стола, за которым обедало все святое семейство. Сама Богородица видела эту икону и предсказала ей благодатную славу. В 450 году икону перевезли из Иерусалима в Константинополь. В 10 веке город был защищен от какой-то мощной осады усиленными молитвами на эту икону. Тем не менее, через 100 лет вместе с одной из дочерей константинопольского императора (по одной из версий – с будущей матерью Владимира Мономаха, по другой – со второй женой Юрия Долгорукого) эта чудотворная икона была перевезена в Вышгород (под Киевом). Потом ее взял с собой Андрей Боголюбский во Владимир, где она пребывала около 300 лет (поэтому и называется «Владимирской»). «Чудесно» уцелела при пожарах и разоряющих набегах татар («чудо» объясняется просто – в первую очередь выносили и берегли святыни). Трижды эта икона спасала Москву от татаро-монгольского нашествия в 1395, в 1480 и в 1521 годах. Нынче этот образ хранится в Третьяковской галерее и в особо торжественные дни приносится в Успенский собор Кремля. Празднование 8 сентября (Сретение), 6 июля, 3 июня.
2. Смоленская (Одигитрия). Также написана Лукой. Иисус на иконе расположен справа от Богородицы. Позы и лики более «строгие», чем на Владимирской. Название «Одигитрия» (Путеводительница) получила в связи с путешествием царевны Анны из Константинополя в Чернигов к будущему мужу – князю Всеволоду Ярославичу в 1046 году. Название иконы символизирует еще и то, что Богородица является для православных путеводительницей к вечному спасению. После смерти Всеволода эта икона досталась по наследству его сыну – Владимиру Мономаху. Видимо, сыну от другой жены, поскольку мать Владимира звали Ириной (по другому источнику). Мономах перенес икону в Смоленский храм Успения. И с того времени Одигитрия стала Смоленской. В 1238 году спасла город от войск хана Батыя. В начале 15 века она перенесена в Москву в кремлевскую церковь Благовещения, но в 1456 году смоляне упросили князя Василия Темного вернуть икону в Смоленск. В Благовещенском соборе оставили копию. А в 15 веке был основан Новодевичий монастырь с храмом в честь Смоленской иконы, и список из Благовещенского собора поместили сюда. С этой иконой обходили войска перед Бородинской битвой. А после Отечественной войны 1812 года вернули опять в Смоленск, где она была до 1941 года. А где она сейчас – не написано, но оказывается, что в США. Так что еще предстоит борьба за возвращение. Празднование 10 августа.
3. Казанская. На этой иконе младенец справа, как и на Смоленской, но какой-то более веселый. В 1552 году Иван Грозный присоединил к Руси Казанское ханство. В Казани появилась христианская община с множеством храмов и несколькими монастырями. Авторы «Чудотворных икон Божьей матери» так бесхитростно описывают обретение Казанской иконы. «Жизнь православных в мусульманском окружении была очень нелегкой, и, как чудесное подкрепление свыше, им была явлена чудотворная икона Божией матери». Интересна также история этого «явления». В 1579 году был большой пожар, уничтоживший половину города. После пожара девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богородица и велела возвестить начальству, чтобы они обрели на месте их сгоревшего дома икону (она была спрятана там еще до взятия Казани). Начальство, конечно, отмахнулось от девочки Матрены. Но сон повторился еще два раза. И тогда она сама пошла и откопала икону, которая, конечно же, сияла чудным светом. Призвали местного батюшку – будущего патриарха Московского Ермогена. Сначала он отнес икону в ближайший Никольский храм. Потом в казанский Благовещенский собор. Начались многочисленные исцеления. Список иконы и описание чудес передали Ивану Грозному. Он повелел поставить на месте обретения храм Казанской иконы Божьей матери и основать женский монастырь. Матрена вместе с матерью постриглась в монахини и стала его первой настоятельницей. Уж не знаю, сколько времени строился монастырь, но, судя по этому рассказу, очень быстро. Ну, я думаю, не больше 5 лет. И вот эту несчастную несовершеннолетнюю девочку постригли и сделали настоятельницей.  Интересный сюжет. Казанская сильно помогла войскам князя Пожарского в 1612 году перед битвой за Москву. В благодарность за это в 1636 году на Красной площади был построен Казанский собор (Василия Блаженного). Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед образом, а в 1710 году список иконы был привезен в Петербург, и в 19 веке поставлен в Казанский собор. Празднование 4 ноября.
4. Иверская. Икона очень похожа на Смоленскую. Почти такие же позы. Может быть, помягче выражение лиц, но тоже серьезные. Икона прославлена чудесами на Афоне, в Грузии (Иверия) и в России. Названа так по месту своего обретения – Иверскому монастырю на горе Афон. Первое упоминание относится к 9 веку – времени иконоборчества (вроде бы, борьба с христианством). История ее обретения – крепко сработанная сказка с огненным столпом, явлениями, хождением по воде. И после обретения выяснилось, что икона не простая, а с «закидонами». Ставили ее в храме, а она перемещалась к воротам. Ее ставили, а она перемещалась. Наконец, поступило «разъяснение»: оказывается Богородица не хочет, чтобы ее охраняли. Она сама хочет охранять. Так и порешили: поставили надвратную церковь. А икона стала зваться Портаитисса – Вратарница, Привратница. После такого старта икона, конечно, много помогала монастырю: «чудесно восполняла запасы пшеницы, вина и елея, исцеляла болящих, избавляла от варваров». Об Иверской иконе узнали на Руси. В 1648 году царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и народ встречали список иконы. Потом прислали вторую копию и отправили ее на Валдай. А третий список поставили в часовне у Воскресенских ворот Кремля. В 1931 году часовню и эти ворота снесли (мешали проезду техники на парадах), и образ был передан храму Воскресения в Сокольниках. Эта икона имеет еще одно название – Монреальская, поскольку еще одна копия, привезенная с Афона в Монреаль в 1982 году начала обильно мироточить (так я понимаю – смола текла). Образ возили по Америке и Западной Европе, и везде он источал целебное миро (с перерывом на Страстную неделю). В 1995 году восстановили Воскресенские ворота и часовню и поставили туда новый список, прибывший с Афона. А для меня Иверская икона носит название «Пятницкая», т.к. «родом» из нашей большой квартиры на Пятницкой улице, дом 14, кв.2. Сейчас там парикмахерский салон. А дому, наверное, лет 150 уже. Празднование 25 февраля, 26 октября.

Перед тем, как публиковать этот труд в Интернете, я решил, все-таки, показать этот рассказ сведущему человеку. Таковым в нашей семье оказалась Маша Золотова. Прежде всего, она рассказала, что богородичные иконы бывают трех типов: «Знамение» (здесь младенец не на руках, а как бы, во чреве, в некоем круге), «Умиление» (младенец тянется к лику Богоматери) и «Путеводительница» (здесь Иисус, как бы, благословляет молящихся). Греческие названия этих типов Влахернитиса, Елеуса и Одигитрия. По этой классификации Владимирская относится к «Умилению», а три остальные относятся к Одигитрии. А про Иверскую Маша сказала, что в древности была какая-то история с реквизицией этой иконы у одной богомолицы, которая никак не хотела ее отдавать. И стражник проткнул икону копьем. Поэтому на Иверской принято изображать Богородицу с раной на щеке. Правда, на нашей иконе я эту рану не смог разглядеть. Может быть, из-за скопившейся копоти?
Кроме того, Маша разъяснила мне ситуацию с иконоборчеством. Это была не борьба с христианством, а борьба внутри византийской церкви между сторонниками и противниками изображения божественных особ на иконах. Последние аргументировали свою позицию тем заветом, что нельзя создавать себе кумира. Можно, дескать, рисовать иконы апостолов. Но широким народным массам молиться, что называется «под сухую», было не «в кайф». И здравомыслящее (не догматически) крыло церкви было «за». Первое время светская власть в лице византийских императоров поддерживала догматиков и боролось с иконами (иконоборчество), но примерно в середине 9 века состоялся Вселенский собор, решивший положительно вопрос с изображением божественных ликов.
В заключение, краткая справка о «лечебном воздействии» некоторых икон. От пьянства  - икона «Неупиваемая чаша», от слепоты – Казанская, от ожогов – «Неопалимая купина», при родах – Феодоровская, от рака – «Живоносный источник» и «Всецарица» (к онкологу тоже не мешает обратиться).
Все об иконах Богоматери.

8.7. Покров на Нерли.
А где мы находимся? В Боголюбове. Первым делом мы стали искать церковь Покрова на Нерли. Никаких указателей на этот счет на дороге нет. Сначала проехали через Боголюбово. Вернулись обратно, спросили у милиционера. Нашли узенький крутой спуск. К «Покрову» ведет проселочная дорога. Но до нее надо проехать под железной дорогой, через громадную лужу. Первая реакция – а не утонет ли машина в этом «озере»? Но поскольку другие едут, то проехали и мы. А на обратном пути эту лужу сфотографировали.
И вот вдалеке мы увидели церковь.  Когда в 1165 году Андрей Боголюбский с Божьей помощью одолел волжских болгар, он обязал побежденных поставлять белый камень для грандиозных строительных работ во Владимире и Боголюбове. По легенде каждый десятый камень оставляли около устья Нерли. И вот из этого камня за одно лето (с апреля по октябрь) был построен этот чудесный небольшой храм. Собственно, ничего оригинального в архитектуре церкви нет. Я бы сказал, что это типовой проект того времени. В этом ряду храмы Переславля, Лавры, Дмитриевский собор в том же Владимире. Тогда все храмы были такие.
Но местоположение Покрова на Нерли делает его уникальным. Это громадный заливной луг. Весной храм оказывается со всех сторон окружен водой. Строители так поставили здание, что за восемь веков фундамент не дал даже трещины. Представить это грандиозное зрелище плывущего по воде храма можно только по фотографии, сделанной с вышки линии электропередачи. У входа в церковь фотограф и художник Виктор Пахомов продавал эти фото, а также написанную им маленькую книжечку об истории Боголюбова и храма Покрова (Л.26). Спасибо ему за его работу.
Внутри храма – ничего особенного, если не считать кажущиеся большие размеры помещения. Последние фрагменты фресок были утрачены после «поновления» церкви в 1877 году. Удивительно, что еще что-то осталось: сторожа-пенсионеры еле-еле набирают себе на зарплату торговлей иконами и сувенирами. Они, кстати, сказали, что правильно произносить название надо с ударением на последних слогах слов «Покрова» и «Нерли».
В общем, этот храм надо увидеть обязательно. Причем, сделать это можно, видимо, только летом, в хорошую погоду. Идти пешком от Боголюбово довольно далеко – примерно полчаса. Но туристы ходят, и правильно делают. Это зрелище стоит того!

8.8. Андрей Боголюбский.
В самом Боголюбове от древнего города, каким его построил князь Андрей, ничего не осталось. Главный Рождественский собор, на украшение которого не жалели драгоценных камней и металлов, был многократно разграблен. Кроме того, в 1722 году игумен Ипполит (настоятель бывшего в ту пору мужского монастыря) повелел растесать в стенах широкие окна для придания «большей светлости». От этого храм рухнул. Церковь, существующая сейчас, построена в 1751 году точно на фундаменте древнего храма.
Сейчас в Боголюбове женский монастырь. Есть святой источник, но попить из него не удалось – только сфотографироваться. А вот когда я захотел снять аккуратно сложенный монахинями стог сена (прямо, произведение искусства), это сделать не разрешили. Пришлось снимать скрытой камерой.
Ну, что ж, попрощаемся с Боголюбовым. Пока мы переезжаем овраг, отделяющий его от Владимира, я расскажу о гибели Андрея Боголюбского (Л.26). Как я уже говорил, он перенес столицу из Киева во Владимир, а фактически в Боголюбово, т.е. он пренебрег не только Киевским престолом, но и Ростово-Суздальским, бывшим к началу его правления более влиятельным, чем Владимирское княжество. Поэтому ростовские и суздальские бояре, а со временем и владимирская знать, стали замышлять заговор. Ночью 29 июня 1174 года заговорщики хорошо поддали, перебили сторожей и подошли к спальне князя. Но тут их одолел страх. Они решили, что надо еще «принять», для храбрости. Спустились в погреб, выпили еще и опять пошли «на мокрое дело». Оружие у Андрея заблаговременно было украдено. Но князь был не прост.  Одного из нападавших он убил. Но, как позже пел Высоцкий, «их было восемь». Андрей затих под их ударами. Прихватив убитого сообщника, они смылись с места преступления. Но Андрей был еще жив. Собрав последние силы, он прополз из дворца в лестничную башню и стал звать на помощь. К несчастью, один из бандитов проходил мимо… Так что, как герою песни, Андрею не повезло. Зато за свою праведную жизнь и мученическую смерть он удостоился того, что в 1702 году РПЦ причислила его к лику святых.

8.9. Девушка с микрофоном.
Переехав через овраг, я направился, как было нарисовано в плане, прямо. И вместо Владимира приехал по объездной дороге на Владимирский тракт. Так вот! Нельзя доверять этим местным планам. Повторно въехав во Владимир с запада, мы, наконец, прибыли в свой номер гостиницы «Заря». 20-00 (20 км на спидометре). На объездной дороге в 19-30 при показаниях 334 км заправили 26 литров на заправке ТНК. При этом я забыл закрыть бензобак. Проехали километра два. Запахло бензином. Остановился. Как ни удивительно, крышка удержалась на багажнике.
Но день на этом не закончился. Подкрепившись тем, что осталось, мы спустились в кафе на открытом воздухе «Летучая мышь». Накануне я приметил так караоку. Оказалось, что девушка с микрофоном за 10 рублей дает всем желающим возможность спеть одну песню. Для начала я заказал 5 штук. Спел. Потом отдал еще 10 рублей, и на пару с «караочницей» спели «Вернисаж». Вроде бы, получилось неплохо. Хотя, надо признать, что голос у нее получше моего. Да и сама она посимпатичней и помоложе. Правда, курит. Курящих девушек я не уважаю.
Так вот закончился шестой день нашего путешествия.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии