Философский камень. Текст 8. Религия добра и зла

- Позвольте мне, Ваша Честь, - встрепенулся Преступник, - я живу диалектикой.
- Конечно, - забурчал  Идиот. - Раз в убийстве философия, то в диалектике обязательно преступность.
Все зашикали на него, и ободренный негодяй вышел из-за стола, попутно отнял у замешкавшего Ученого  профессорскую шапочку, несмотря на слабое сопротивление хозяина, надел её и зашагал по комнате, как по аудитории.
- Кто знает, как выглядят бесспорные добро и зло? – бросил вопрос в публику.
Все деликатно промолчали.
- Не знаете, - констатировал он. - Нужна ли кому истина, если у каждого есть своя правда и та правда против истины? Каждый из воюющих уверен, что именно он несет добро. А враг, конечно, зло. Мы живем мифами. Они словно пустышки во рту младенца, когда история на пальчиках судьбы. Так чем же кормит нас судьба? Каким же вздором?
Преступник стал всматриваться куда-то поверх голов в потемки зала. Взгляд был напряженным. Он устанавливал связь с неведомым далеким миром, где на все вопросы есть ответы. Когда это получилось, он продолжил.
- Догадки, озарения снисходят от единого начала. Какими бы народами не сотворялись мифы, во всех них обязательно есть сходство. Они определили образ жизни людей и проложили им дальнейшие пути к слиянию в одну дорогу.
Мифы во все времена были религиями или отражали суть религий. Меняясь во времени, они переходили не от ложных к правильным, а преобразовались в соответствии с общей логикой развития духа от частного к общему. В каждый исторический период мифы пересматривались по мере изменения условий жизни и по мере развития сознания. Через историю пересмотров мифов и религий проходило самоосознание истины и становление её. К сожалению, ранние трактовки, позже признанные неправильными, заменялись новыми и погибали, оставив лишь отдельные свидетельства. Для нас представляет интерес не столько суть последних трактовок мифов, сколько история их пересмотров. О чем она рассказывает?
А она рассказывает об изменениях понятий добра и зла.
В ранних воззрениях добром считались сила, процветание, могущество. В общем, всё, что вызывало положительные эмоции. Хорошие персонажи приносят хорошее, плохие его отнимают. Племя идет на племя исключительно из благих побуждений. Хорошее и злое без меня не существует и определяется моей пользой. Вот и вся логика. Добро и зло были подчинены диктату материального начала. С рефлексом накопления и страхом потерь.
Было четкое подразделение мифологических объектов - носителей добра и носителей зла. Без всяких отклонений. Их след протянулся и до наших дней. Ну, не может хороший персонаж причинить зло! А от плохого не дождешься добра. Ни при каких обстоятельствах. Положительный герой сражается с отрицательным и изгоняет его. Диалектики нет никакой.  Изгоняя зло, он еще не становится гением зла. Это будет потом.
Позднее добро и зло, а также носители их уже не представляются столь однозначными и одиозными. Добро приобретает мягкость, доброту и ум. Люди становятся мудрей. Наметилось сближение непримиримого, сближение племен, добра и зла. Теперь положительный герой, сражаясь с конкретным злым объектом, на самом деле сражается не с ним, а с тем, что в нем порождает ужас. Периодически проводятся профилактические экзекуции. Далее добро и зло вообще переходит в мистическую область. Но и оставались конкретные выразители зла. Таковыми были змеи. Они представлялись лишенными смысла, коварными, таинственными, частными представителями обобщенного Змея, Змея – противника жизни, возбудителя страха. В дальнейшем он примет образ Сатаны, Дьявола, естественного антипода Бога.
Во многих мифах Змей, чувствуя в людях угрозу для себя, пожирает их. А носители божественного начала прячут человеческих младенцев. Раздосадованный Змей ищет их повсюду, внося разруху. Он требует жертв. Вспомните идею жертвоприношений. Не то богу, не то дьяволу. Одного задобрить, от другого откупиться. Вспомните, как царь Ирод убивал младенцев? И это продолжается по сей день абортами, как вынужденными жертвами для дальнейшего благополучия. Сатана, как и Бог, составляют природу людей. Дети с преобладающей частью Сатаны и дети с преобладающей частью Бога находятся в постоянных битвах и дети Бога побеждают. Однако при этом битвы и победы не имеют ясных формул. Они перемежаются изгнанием, подчинением, установлением согласия.
- Посмотрите, господа, как это представлено в конкретных мифах! – воскликнул рассказчик и широко раскинул руки.
Тут комната вдруг раздвинула свои стены до пределов их видимости, присутствующие растворились в мраке и в наэлектризованном пространстве стали появляться пугающие существа, рожденные воспаленной фантазией землян.

Мы увидели, как из мрака яркой вспышкой возникло и заметалось уродливое огненное чудовище с получеловеческой полузмеиной головой, могучими руками и змеиным туловищем. Оно извивалось, вцеплялось в собственный хвост, кидалось на проносящиеся тени и изрыгало пламя. Это Кронос из греческой мифологии. Взор его дик. Он жаждет смерти своего новорожденного сына, потому что сыновья всегда убивают отцов. Он ищет его, но ничего о нем не знает и потому пожирает всех младенцев, что возникают из потемок. А Рея, его жена, прячет маленького Зевса в недрах Земли.
Вот повзрослевший Зевс, огненный и косматый, с громоподобным ревом вырывается из земных объятий и набрасывается на отца, убивает его, а примчавшихся на выручку бедняге змеевидных его братьев прогоняет в ужасный Тартар.
Затем сам Зевс, рыча раскатами, огромной пастью проглатывает беременную Метиду, свою супругу, чтобы та не родила ему такого же сына. Он победитель, но победа не дарует удовлетворения. В ярости носится и крутит свой змеиный хвост. Ему отвратителен заведенный порядок жизни людей, злодейством и кровью, как у богов, прокладывающих путь истории.
Неистовый владыка решает провести реформы, чтобы прервать нить бесконечной бойни поколений.
Зевс создает новых облагороженных богов, которые должны будут привносить во вселенную закон, порядок, науки, искусства, нормы морали. Люди сопротивляются им, людям ненавистна новая мораль.  Владыка безумствует, с проклятьями устраивает самоубийственные войны народов, наконец, организует вселенский потоп. Кажется, близка его победа.
Но тут появился вороватый Прометей. Он затеял свержение благородного Зевса, крадет и коварно передает людям опасный огонь, сохранявший изначальный образ дикого Змея, и те отступились от своего бога, со змеиным огнем отвергают его мудрые решения, предпочтя морали страсть, надежду вместо веры, кровавую цивилизацию и злодейства. Роковая цепь восторжествовала. Зевс сделался маленьким и исчез.
Повсюду витает тень Женщины - носительницы беды. Где она - там пламень. Создается впечатление, что не Прометей, а она, использовав его, победила Зевса.
- В славянской мифологии, - донесся голос лектора, - верховным владыкой Вселенной, родоначальником богов, был Сварог, бог неба и небесного огня. Наделенный мужским началом, он оплодотворяет женщину – землю, называемой Перстью.
Мы увидели, как огромный огненный бог, косматый, с расплывчатыми формами, напоминающими вепря, обнимает и согревает её. Рассыпает на неё сокровища своих лучей. Буйной жизнью откликается ему в ответ Персть.
Сварог создает первый рай на земле, и она родит ему там множество божественных сынов.
Но вот один из них вдруг возгордился. Денница во время отсутствия отца от упоения собой, возомнив себя богом, своею силой решил создать людей, чтоб править миром, и братьев к этому привлек.
Вернувшийся владыка, увидев это преступление, пришел в ярость, уничтожил всё, что было создано, оставив мир людей, и перенес рай туда, куда сейчас ведет звездная дорога.  Бунтовщикам же повелел искупить свой грех. Для этого им предстояло забыть прошлое, и из века в век рождаться людьми, чтобы через страдания смогли достичь утраченного совершенства. Только тогда они смогут вернуться к отцу покаянными сыновьями.
Но основным преступникам выпала более тяжкая участь. Денница, грешный бог или божественный грешник стал зваться Дажьбогом, он должен стать Солнцем, теперь в искупление своего греха он должен будет всегда давать тепло и жизнь людям. Перуну и Стрибогу велено стать богами ветров и стать защитниками людей и всего живого. А Велесу - учить людей знаниям, ремеслу, слагать песни и былины.
- Чувствуете, - говорит Убийца, - аналогию с Зевсом позднего периода? И также подло славяне потом поступили с Велесом, изобразив его чуть ли не лешим. Да и обезобразили своих богов.
В мифологии славян, как и у других народов, шла вечная борьба с плохим за хорошее, с редкими промежутками покоя. И как это часто бывало, хорошее оборачивалось плохим.
Три богатыря: Горыня, Дубыня и Усыня, дети земли и многоголового Змея, то положительными героями сражаются со злом, то сами олицетворяют зло - трех Змей: Змея Горыныча Огненного, Змея Глубин Дубовых и Змея Вод, захватившими три стихии или три среды обитания. В дальнейшем следующий сын земли побеждает и этих трех богатырей.
Перун, бог грозы, в позднем представлении - Илья-пророк, поражает своим оружием змеевидное существо, живущее в дереве, камне, воде, человеке, животных. Но женщина, политая водой, снова порождает врагов Перуна.
Славянские персонажи исчезли, и на сцене появился ветхозаветный Бог евреев.
Тот самый, который есть «огонь поядающий». Пространство заполнилось огнем, и из этой среды нечто напоминающее человека стало демонстрировать присутствующим великий Огонь свой. Бог заревел, обращаясь к кому-то внизу: «собери мне народ, и я возвещу им слова мои, из которых они научатся бояться меня во все дни жизни своей на земле». Это произвело впечатление.
Этот бог сотворил ангелов, чтобы они его любили. Но вот один из них, по имени Денница (снова Денница!) возгордился, и не захотел любить бога, захотел сам стать богом. А потому превратился в Дьявола, в нечистую силу. Тут на сцену вылетели ангелы с архангелом Михаилом впереди, который с бранью набросился на Денницу с товарищами. Завязалась жестокая битва, в результате которой грешники были низвергнуты в ад. Причем навсегда. В божьем творении оказалось зло. Ну откуда ему было взяться, как не от самого создателя? Далее последовали новые загадки. Бог из ничего одним словом сотворил землю и повелел ей родить флору и фауну, а сам создал рай и принялся творить людей по образу и подобию своему. Когда сие получилось, дал наставления, как жить. Однако бог слукавил. Люди оказались совершенно не похожими на бога, а наставления невыполнимыми. Люди согрешили и были изгнаны из рая. Но самое загадочное в том, что причиной этого оказался змей, непостижимым образом оказавшийся на земле. Получается, что сам огненный бог изначально таил зачатки преступного змея в себе, что подспудно проявилось при создании живого. Загадки на этом не закончились. Спустя время родился человек, Иисус Христос, который объявил себя не только сыном бога, но самим богом. Что-то в этом было от Денницы. Христос корректирует заветы отца, чем вступает с ним в противоборство. В результате отец отдает сына на распятие. А за это люди стали почитать Иисуса наравне с отцом, чем в сущности принизили роль бога.
- Вот вам три религии, - подытожил рассказчик, - но сколько же общего в них!
Пространственные миры исчезли, стены вернулись, всё встало на свои места.
Но тут все услышали всхлипывания. Поэт вытирал глаза и нос.
- Что с Вами? - удивился Председатель.
- Мне бесконечно жаль, что поэтическая, чувственная и добрая религия древних славян, наделявшая мудрыми чувствами всё живое и мертвое, представлявшая собой замкнутую цельную систему нравственного воззрения, осталась в далекой истории.
У них в райских кущах не было ни коварства, ни запретных плодов. Только ласка и свет. Земные леса - продолжение тех кущ. Заметьте, славяне не говорили о любви! У них не было непонятной любви христиан, вместо неё было светлое и мудрое обаяние добра! Все персонажи, включая отрицательных, преисполнены достоинства, лишены вульгарности и по человечески понятны. Береза - священное дерево, способное страдать, да так, что от горя может перевернуться вверх корнями. Звезды - дети супружеских отношений. Сколько нравственных сказок родила, взлелеяла эта религия! Сколько поколений воспитала собой! Христианство добрых сказок не имеет. В сказках славян всё имеет смысловую нагрузку не о победе, а об утверждении добра. А под добром понимается не некое блаженство, а образ мира и гармонии. Добро не свершается. Оно есть, как общее равновесие. И только восстанавливается, если пострадало.
Здесь нет безысходности смерти. Души могут отправиться в рай, но могут превратиться в легкокрылых птиц или явиться шелестом листьев, низвержением дождя, теплым ветром или другими явлениями природы. Могут помочь в хозяйских вопросах. Даже подурачиться. Могут просто переселяться. Грешников не направляют в ад. Они помещаются, например, в червячков, чтоб в минуту раскаяния превратиться в чудесных бабочек. И постепенно от этапа к этапу снова смогут принять образ людей.
Воздух и дух у них одно и тоже. Пространство – это дух, наполненный телами.
Я думаю, что искусство обязано своим появлением несовершенству официальной религии. Оно заполнило духовный вакуум, образованный ею, и предоставило людям то, что возжелала душа, не найдя того в религии.
Искусство - это реликтовая религия.
Религия славян в этом смысле была самой полноценной. Она слагалась славянами для славян и была гораздо старше православной. Не пора ли к ней вернуться, как Вы думаете, Профессор?
- Поговорим об этом позже. Продолжайте, уважаемый Преступник.
- Вы видели, что во всех религиях присутствуют добро и зло и они слиты воедино. Вы видели, что Бог и Дьявол – в сущности один объект в двух лицах, раздираемый внутри противоречиями сути, и эти противоречия то сходятся, а то расходятся для объявления войны.
- А где же исходные абсолюты, что породили Бого-дьявола? – спросил Поэт.
- Бог и дьявол придуманы людьми. Человека всегда согревал огонь, значит он добрый бог, а если он сжигал жилища, значит – злой дьявол. В космосе есть источник жизни – солнце, оно бог, а если приближается хвостатая комета – дьявол. Откуда всё, что есть в природе, мне неизвестно.
Во всех историях начала нет и нет конца, а есть развитие природы сути с преобладанием идеи мира. Коридор же создают добро и зло. Они меняются со временем, переходят грани, за которыми меняют знак. Они идут вперед, неверные ни своей природе, ни друг другу, поддерживая друг друга во имя цели.
Зло вывернется добром, как тепло из смертельного огня, а из добра возникает зло, как из науки бомба. Добро всегда зависело от зла. Растворись зло, так, чтобы не исчезнуть, оно само его родит, потому что оно в нем присутствует.
Можно сказать, что, если жизнь - добро, тогда добром следует считать и наличие обоих наших противников с их вечной борьбой, но если она зло, тогда добром будет победа любого из начал, а также - примирение.
Я думаю, что добро – это неустойчивое равновесие противников в мере, предложенной вселенной. Зло – нарушение равновесия.
Мы видим, в основе всего борьба. Встает вопрос: в чем ценность борьбы? Что она даёт богу, спровоцировавшему конфликт?
- Не говори! – закричал Идиот. – Погубишь себя!
- А разве не ответили на него Христос и Павел, распятые один головой к небу, а другой к земле?
- Господа! – поднялся Председатель. – Объяснитесь!
- Ваша честь! - подошел к нему Преступник и тихо проговорил, - Ваша честь, ценно то, что мерзко и паскудно. Ценность в смерти. Жизнь разрушение ведет. Может быть, там, где Бог и он же Дьявол, идет самоуничтожение, поскольку другого способа достижения мира нет. Не для того ли христианство объявилось, чтобы образовать новое огромное пространство для объявления невиданной по размерам войны за любовь?
Флажками добра и зла помечен путь в ничто.
Они устанавливаются программой Бога различными на каждый период человеческого развития для направления его туда, куда он задумал. Положительные и отрицательные эмоции пряником и кнутом ведут человека куда-то, как примитивного осла, везущего непонятный ему воз. Для этого же придуманы людьми добро и зло для удержания самих себя в предписанных рамках. Их объективно нигде нет. Вот, если понять божественный замысел и принять его своим, то и не нужны будут ни пряник и ни кнут. Вместе с философией добра и зла. Тогда образуются иные методы решения проблем. Человечество скоро отвернется от примата материального начала, чем засвидетельствует переход к заключительной стадии своей жизни.
Добро и зло ведут время. Их шаги ведут культуру, науку и историю.


Рецензии