Ничего особенного lord maxim

Действие I
Католическая церковь Парижа 1883 года

Священник. Сын Божий был воистину прекрасен душою, ибо не предался греху и не вступил в связи с женщиной. Тогда как мы, грешные, проделываем этот грех без содрогания души и без мысли о Слове Божьем!
Женщина 1. (тихо) Грешен народ людской и спасения нет ему на этой земле.
Женщина 2. (шепотом) Да как же без греха, не родились бы.
Мужчина 1. Молчите женщины, не вызывайте гнев Божий на нас.
(входит молодая девушка в черном)
Мужчина 2.Смотрите! Опять опоздала. Сносу ей нет, так бы и выгнать ее из веры нашей, да вот, одинокая она, к тому же, говорит, верующая.
Женщина 1. Праведница она, на лице у неё написано – святая!
Женщина 2. Нет, это дымка от ладана. Порок на лице её, не могут глаза так гореть страстью у праведницы. Грех у неё на уме.
Мужчина 2. Пока она новенькая средь нас, поглядим немного, коль будет неверна вере. Лишиться крова и хлеба.
Женщина 2. Лишим её дома и питья, сама найдет ночлег, иль заработает. Глядите тело-то бело её словно луна, а глаза голубы как небо, губы же красны. За такие губы мой порочный сын много бы отдал. Меня бы продал!
Женщина 1. Молится она, смотрите как неистово, я уверена, зря мы о ней плохо говорим. Свята душа её.
Мужчина 1. Брали бы пример с Елены женщины, молиться Богу надо, а не пятнать язык своей чернью.
(все молятся)
Входит молодой человек Григорий и становится у стены, смотрит за людьми

Женщина 2. Ещё пришел новенький, небось, ищет кого-то.
Мужчина 1. Этот юноша сын друга моего. Григорием звать его. По настоянию отца он пришёл в Дом Божий, чтобы послушать Слово Божье и встать на путь Истинный.
Женщина 2. Хоть один сын будет праведным.
Женщина 1. Помолимся за душу его.

Григорий смотрит на Елену, подходит к людям и говорит с ними

Григорий. Какой сегодня странный день!
Священник. Небось, Ангел явился с небес для тебя сын мой!
Мужчина 1. Слово Божье открыло пред тобой новую дорогу, новую жизнь, сын мой!
Священник. Теперь душа твоя Бога, твои глаза – его глаза, а сердце твое полно любовью к Богу.
Григорий. Кто эта милая девушка в сером?
Женщина 2. Елена – ученица Бога, только третий день как она с нами.
Григорий. Откуда она? Её лицо мне кажется знакомым.
Мужчина 1. Сирота она, без крова совсем, в пансионе живет, не можешь знать ты её.
Женщина 1. Святая душа её. Видно долго она шла к Слову Божьему.
Женщина 2. Её родители были пьяницами и неверующими, за что Бог и покарал их смертью, дочь же их, Елена странная слишком.
Мужчина 1. Нет! Её родители были чистимы, пост соблюдали и в церковь ходили.
Мужчина 2. Из пансиона она. А родителей у неё вообще нет. Говорят, мать её подбросила в приют и скрылась, но от угрызения бросилась с моста через неделю.
Григорий. Так её зовут Елена?
Женщина 2. Елена? Откуда знать нам, словам её верить не стоит.
Священник. Она назвалась Еленою мне.
Григорий. Она совсем одинока?
Священник. Да, сын мой, совсем. Лишь Бог наш Иисус с нею.
Женщина 2. Да, Бог с нею лишь.
Священник. Бог, да церковь наша.
Григорий. Сколько лет ей.
Священник. Пред Богом дитя она.
Мужчина 2. Лет 16, а выглядит на 20.
Женщина 1. Нет, ей нет и восемнадцати.
Женщина 2. Что вы, ей двадцать три и не менее.
Мужчина 1. Молода она, этим сказано!
Григорий. Какая красивая!
все смотрят на него в замешательстве
…Какая красивая икона у алтаря!
Священник. Мадонна. Мать Иисуса.
Женщина 2. (молится) Помоги нам мать прощать детей наших!
Григорий. Прощать детей наших. Как интересно. Странно, почему она плачет?
Мужчина . Пред Богом с чистою душою все мы плачем.
Женщина 2. В грехах своих кается грешница вот и плачет.
Мужчина 1. Нет, родителей вспоминает.
Священник. За Бога дитя молится и церковь его святую.
Григорий. (тихо) Значит, кается (совсем тихо) в грехах…

Женщины уходят к Елене. Григорий остается и говорит со Священником и мужчинами

Мужчина 1. Отец наш скажите, как происходят дела миссионеров наших в Кении.
Священник. Пополняется лоно церкви нашей, пополняется сын мой. Сколько новых душ спасено будет от козней Дьявола, сколько душ…
Григорий. Спасены от чего Святой Отец?
Священник. (в замешательстве) От козней Дьявола сын мой.
Григорий. А что это за козни?
Священник. (в недоумении) Это…
Мужчина 1. Это когда человек сворачивает с тропы добродетели и грязней в порочности мира сего.
Мужчина 2. Дьявол правит этим миром. Молодежь служит ему, совсем позабыв про заповеди.
Священник. Тебе, сын мой Григорий, следует Святые писания прочесть и на псалмы по воскресным дням ходить. Вот тогда всё понятно и будет тебе, душе твоей только приблудшей.
Григорий. Святой отец мне следует исповедаться вам, и чем быстрее, тем лучше.

Женщины приближаются к ним с Еленой, смотрящей в потолок
Священник. Да сын мой, излей душу свою и легче станет в сей жизни, где грех бродит за стенами церквей.
Мужчина 2. Елена к нам идет. Смотрите глаза её как глядят в высь.
Мужчина 1. Во истину говорю, свята душа её. И в глазах её свет Божий.
Священник. (к Елене) Как крепка вера твоя дочь моя?
Елена. Богу молюсь я, и жизнь моя есть дар Божий, ибо во имя его я живу.
Женщина 1. Елена живет в нашем пансионе, отец наш, и известна как хранительница иконы Заступницы.
Женщина 2. Елена желает в монахини подстричься и поехать с миссией в Африку слово божье доносить до неверных.
Григорий. Подстричься в монахини? (испуганно)
Женщина 1. Да, сын мой, Елена жизнь свою богу дарует.
Григорий. Но зачем так…рано, зачем?
Все смотрят на него
Священник. (к Елене) Скажи дочь моя, ты и правда решила стать женою Бога? Сильна ли вера твоя на это?
Елена. (пряча глаза от Григория, что смотрит на неё). Во имя Бога живу я. Ибо всё в мире его творение. Да, я желаю подстричься в монахини и до смерти молиться за упокой души несчастных.
Григорий. Но ведь ты Елена совсем юная. Как же жизнь вне монастыря?
Елена. (со злобой смотрит на него) Нет жизни там. Один грех и разврат правит миром.
Григорий. И когда, когда же ты покинешь пансион свой и поедешь в монастырь?
Елена. Завтра вечером уезжаю я, и на следующий же день я уже буду женою Бога.
Григорий. Завтра. Значит ты…
Священник. Так скоро.
Женщина 1. Какова вера сильна в тебе, Елена!
Священник. Бог наш всевышний пребывает с тобой Елена.
Григорий. Так это последний день как ты с нами Елена?
Женщина 1. Нет, завтра ещё молебен вечерний…
Елена. Но я…
Женщина 2. (в недоумении) Ты пропустишь молебен в день святого апостола Марка?
В этот день все должны молиться.
Елена. Хорошо я прейду, но сразу после молебна у меня поезд.
Священник. (с сомнением) Ты уверена с решением своим, дочь моя?
Священник. Да, уверена!

Елена уходит к иконе Деве Марии. Священник удаляется со сцены. Мужчины вслед за ним. А женщины, покрестившись у распятия, уходят за ними. Григорий садится на скамью и смотрит на Елену, что стоит в другом конце сцены.

Григорий. (сам с собой) Значит завтра уже уезжает. Но, нет, я должен помешать ей это сделать. О, как она прекрасна. Молится, да так неистово. Разве молятся так девушки? Нет так молятся грешницы. Небось, много грехов. Все колени потерты ее об рис. Да, велик грех её. Но тем и лучше. Такие губы должны целовать мои уста, а не распятие. Её руки созданы для моих поцелуев, а не для мольбы. А тело её столь тонко, как колосок пшеницы, на нём должен сиять шелк и красоваться жемчуг, а не ряса с крестом. Ох, как она прекрасна…(закрывает глаза руками, через минуту подходит к Елене).
Григорий. Как ты мила под светом этих канделябров. В твоих глазах пламя свечи нашло своё живое воплощение. А твои каштановые волосы переливаются игрой маэстро на рояле!
Елена. (встает с колен и становится спиной к нему) Не смей говорить так с послушницей Бога. Грех – это. Грех слова твои и Бог покарает тебя за них. Он покарает тебя!
Григорий. Воистину ты прекрасна!
Елена. Бог покарает тебя. А я прокляну тебя, если ты не замолчишь и не уйдешь, я говорю, я прокляну тебя!
Григорий. (подходит к ней ближе) У тебя чудесный голос, он гневный, но такой робкий. Я уверен, ты желаешь быть в моих объятиях. Я ведь знаю, ты этого желаешь. Дрожь твоих ног, твоих прекрасных ножек мне об этом говорит.
Елена. О Господи, да что же ты говоришь, не бери грех на душу. Я уже послезавтра обвенчаюсь с Господом и буду верна ему, а тебя послал Дьявол, чтобы испытать меня или сбить с дороги господней.
Григорий. Ты хочешь быть женой Бога? значит, ты желаешь быть его женой! А я желаю быть мужем твоим, Елена!
Елена. Тому не быть!
Григорий. Но почему, ведь я люблю тебя! Ох, как я люблю тебя. Я полюбил тебя сразу как увидел тебя; как услышал твоё имя, я сразу полюбил тебя.
Елена. Так разлюби меня, и чем быстрее ты это сделаешь, тем лучше это будет для тебя.
Григорий. Но зачем? Ведь ты тоже полюбила меня как увидела впервые, ведь ты полюбила меня, но боишься признаться в этом себе. Признайся себе, а потом тебе будет проще сказать мне, что любишь меня. Ведь посмотри на себя в зеркало, посмотри на себя и ты увидишь там красоту и молодость. Так зачем же губить красоту в серых стенах монастыря? Бог создал тебя не для этого, а для любви! (кладёт свою руку ей на плечо).
Елена. (отстраняется от него). Не говори ересь, ты и так, приспешник Дьявола, произнес много не святых слов в доме Божьем.
Григорий. Но ведь ты любишь меня, ты не сказала ничего на мои слова, ты только проклинаешь меня, а ведь там, где ненависть, там и любовь. Любовь! Какое милое слово, не правда? Я вижу это слово в твоих глазах, а твоё сердце кричит тебе: «Люблю, люблю», но ты не слышишь его. А твои губы совсем иссохли, они желают моих губ с наименьшей страстью, чем мои губы. Ведь и ты желаешь меня, как и я тебя!
Елена убегает из церкви, сдвинув с места иконостас, где икона Мадонны. Григорий стоит, улыбаясь, руки запускает нежно в свои волосы и ходит по сцене, чертя шагами треугольник.

Григорий. И всё-таки мой Отец был прав, когда сказал мне, что я никогда не забуду свой первый день в церкви, ведь здесь по его словам, я должен найти какую-то высокую любовь. Так вот, Отец, я нашел её.

Занавес


Действие 2


Церковь, постепенно входят люди, священник разговаривает с прихожанами
Священник. И всё- таки современный мир имеет шанс на спасение!
Мужчина 2. Извините, святой отец, но события в мире больше говорят о противоположном.

Входит Елена, смотрит вокруг себя, словно ищет кого-то и начинает молиться

Священник. Есть шанс, ибо, если в мире будет больше девственниц, мир будет чище от порочности и вытекающей из неё преступности.
Мужчина 1. Молодежи стоит брать пример с Елены.
Мужчина 2. Тогда мир станет подобием Рая.

Все соглашаются
Входит Григорий и сразу идет к Елене.

Григорий. Я знал, что ты будешь в этот час здесь, моя любимая Елена.
Елена. (в ужасе) Не называй меня любимой. Зачем ты пришёл сюда, Дьявол? Уж не желаешь ли ты меня сбить с дороги Господней и утопить в омуте греха?
Григорий. Я хочу уторить тебя в моей любви. Я хочу утопить себя в твоём сердце. Но почему, твоё сердце не желает этого?
Елена. Я выбрала свой путь и выбрала любовь, любовь к Богу.
Григорий. А ведь ты прекрасна! О, Боже, как красивы твои глаза, как они лучезарны. Дневной свет преображается в них бриллиантом, а под мерцанием свеч я вижу в них отблески бирюзы, вот насколько я люблю глаза твои, Елена. О, Елена, скажи, что любишь меня?
Елена. Твои слова мне противны, словно это не слова вовсе, а зов Дьявола. В тебе живут злые силы, и именно они правят тобой, именно они!
Григорий. Елена, почему ты говоришь столь жестоко обо мне. Если бы это говорила верующая, я бы ужаснулся. Но ты же не веришь в Бога, Елена! Да, да, ты не веришь в него и сюда ты ходишь, чтобы замолить грехи свои. И монахиней ты хочешь стать, чтобы искупить грех свой. (Елена отворачивается от него). А ведь твой грех ужасен. Я знаю насколько он ужасен. Я всё знаю о тебе.
Елена. Нет греха на мне и ничего ты знать не можешь.
Григорий. Не обманывай меня. Не обманывай того, кто любит тебя, кто полюбил тебя сразу, как увидел тебя.
Елена. Не любовь в сердце твоем, а страсть.
Григорий. Страсть! Ведь кому ни как тебе знать, что такое страсть. Ведь ты познала её лучше меня, ведь это так?
Елена. (прячет лицо руками) Молчи, молчи, Сатана.
Григорий. Ты не отвечаешь, ты познала страсть лучше меня? Ведь у такой красивой, а ты красивая, должна быть в прошлом бурная страсть!
Елена. Откуда тебе видано, то, что было в прошлом в жизни моей, этого тебе не дано знать?!
Григорий. Значит были…
Подходят люди к ним

Священник. О чем же вы беседуете? Дети мои?
Григорий. О чём мы беседовали, Елена?
Елена. (в замешательстве) О, о Боге.
Мужчина 2. Когда юноша и девушка говорят о Боге в церкви это знак того, что чудеса на земле случаются.
Женщина 2. Елена, как Душа твоя пред причащением в монахини?
Елена. Полна веры душа моя, этим все сказано. (Уходит быстрыми шагами в зал для собраний)
Священник. Григорий, с Еленой все в порядке?
Григорий. Не знаю. Это известно лишь всевышнему.

Григорий, подойдя к распятию, оглядывается и входит в зал для собраний
Елена. Я знала, что ты прейдешь сюда. Скажи мне, что тебе надо от меня. Зачем ты желаешь знать жизнь мою и зачем ты признаёшься в любви ко мне?
Григорий. О, Елена! Я знал! Я знал, что ты оставишь мою сердечную любовь к тебе не без ответа.
Елена. Ты и правда, любишь меня?
Григорий. Да. И сейчас я прошу тебя одуматься и принять руку мою и сердце моё. Будь женою моею, Елена.
Елена. (Плачет) Но я не могу быть женою твоею. Я дала обед Богу.
Григорий. Но ведь ты любишь меня. Сколько можно лгать себе. Твои слезы мне говорят об этом. И твои губы, и твои глаза созданы для моей любви.
Елена. Нет, ты лжешь мне. Зачем же ты говорил мне о страсти и грехе, словно пытался напугать меня ими?
Григорий. А разве страсть не жива в твоём сердце. Жива, она жива в тебе. И грех в глазах твоих виден, он виден мне.
Елена. Откуда знать тебе этого?
Григорий. Грешник всегда узнает грешника.
Елена вздрагивает
Григорий. Но и что из этого, что из этого, Елена? Я ведь люблю тебя! Ты самая прекрасная женщина из всех женщин, ты мой лилейный идеал, что так давно хотел увидеть мой глаз, и что так долго хотело почувствовать моё сердце. Моя душа хочет слиться с твоей на веки, как и мои губы, желают слиться с твоими в поцелуи страсти. (Приближается к ней, Елена отвернулась от него) О, как прекрасны твои губы. На них такая робкая дрожь. Не пламя ли это страсти заставляет их дрожать? Твои губы разомкнулись специально для моих губ, они ведь желают меня? (целует Елену).

Долгий поцелуй. Елена неподвижна. После поцелуя
………………..
Я ведь знал, что ты желаешь поцеловать меня, Елена. Так быть может ты желаешь большего? (Обнимает её, целуя). Ох, Елена будь моей женою. Я сделаю тебя принцессой, ты будешь сиять как сапфир, обрамленный жемчугом, и тело твоё будет окутано в индийский шёлк, и пахнуть оно будет ароматом нежной розы. Я ведь люблю тебя, безумно люблю!
Елена. Всё бесполезно.
Григорий. Бесполезно что?
Елена. Я предала себя. Я предала Бога и веру свою. Зачем я поддалась твоим ядовитым словам? Зачем я разрешила твоим губам дотронуться до моих губ и до моей шеи?
Григорий. Потому что ты любишь меня!
Елена. Я люблю Бога. Другой любви мне не известно. Я ведь поклялась, что буду верна ему. А ты, а ты…
Григорий. А я проник в жизнь твою и в сердце твоё…
Елена. Ты ничего не понимаешь. Ты просто не знаешь…
Григорий. Не знаю, чего, Елена? Уж я знаю то, что люблю тебя. Другого я не желаю знать. Скажи и ты мне слова любви.
Елена. Твои губы были в моих губах. И знаешь, мне было приятно, и поэтому я сейчас ненавижу себя, а ещё больше я ненавижу тебя, ибо, я люблю тебя, Григорий. (Плачет)
Григорий. Елена!
Елена. Я люблю, люблю тебя. Но я не могу быть с тобой вместе (плачет). Я недостойна любви твоей. Я недостойна тебя.
Григорий. Что за слова ты говоришь Елена? Давай сбежим вдвоём из этого города и обвенчаемся в деревенской церквушке, и будем жить, покуда смерть не разлучит нас.
Елена. Нет, Григорий этому никогда не бывать.
Григорий. Но как же твои слова любви?
Елена. Это всего лишь слова, а что значат слова? Ничего!
Григорий. Ох, Елена не говори так. Зачем ты противишься своему чувству, зачем, я спрашиваю у тебя.
Елена. Какому чувству, Григорий? Во лишь одно чувство – вера в Бога, другого мне не ведомо?
Григорий. Я не понимаю тебя, не понимаю тебя. (Пытается обнять Елену, но она отстраняется от него)
Елена. Уходи, и никогда не появляйся пред взором моим. Наша встреча была ошибкой.
Григорий. Но любовь, любовь – это же не ошибка.
Елена. (жестко) Это тоже ошибка.
Григорий. А поцелуй, что я подарил тебе?
Елена. То было недоразумение. То были казни Дьявола, что жив в тебе.
Григорий. (Встает перед ней на колени) Елена, я люблю тебя! Неужели ты этого не видишь. И чем больше ты будешь отвергать меня, тем сильнее будет любовь моя к тебе. Хочешь я упаду перед тобой и буду ноги лобзать твои? Хочешь, я буду добиваться твоей любви у самого Бога?
Елена. Мне ничего не надо и я ничего не хочу от тебя. Оставь меня – вот моя единственная просьба!
Григорий. Ты жестока со мной, ты жестока.
Елена. Нет, я поступаю правильно! (убегает из зала)
Григорий. Елена. Елена, постой, я прошу, я умоляю тебя (едва не плача) (Бежит за ней)

Елена выбегает из церкви. Затем Григорий, но так и не находит её.

Григорий. (смотря на небо) О, Бог, зачем ты так жесток ко мне? Зачем ты наделил моё сердце любовью, зачем? Я страдаю, и нет весов в мире, чтобы измерили боль мою. Неужели любовь может наносить вред, так пусть любовь никогда более не будет в сердце моём. Ты слышишь, Бог? Пусть любовь на веки покинет меня, ибо она мне противна!

(К Григорию быстрым шагом подходит священник)
Священник. Григорий, что с тобой? Что случилось с тобой, дитя моё?
Григорий. Я только что отрекся от любви, и знаете, мне стало так легко.
Священник. Что ты говоришь, Григорий. От любви нельзя отречься, Бог покарает за такие слова, Сын мой.
Григорий. Бог – это всего лишь слово. А слова ничего не значат.
Священник. Бог с тобой. Возьми слова свои обратно!
Григорий смеётся.
Григорий. Нет! Пусть их слышит весь мир!

Григорий уходит.
Священник перекрещивается и уходит.
Слышен гром.


Действие III

1888 год, Париж. Пять лет спустя.
Публичный дом.


Первый друг. Григорий, жизнь это такая вещь, которую, правда, очень легко потерять. Но перед тем как её потерять её необходимо познать.
Григорий. Жизнь невозможно познать, Литенуа., она есть сама непредсказуемость.
Второй друг. Вот посмотри, Григорий, на этих женщин. Разве можно сказать, что они непредсказуемы? Уже не менее чем через час они будут в чьих-то объятиях. Вот тебе и непредсказуемость, и я уверен, что все они будут вести себя одинаково, по плану.
Литенуа. Прям как актрисы в театре (смеётся). Люсьен, а ты не допускаешь мысль о том, что они могут резко измениться и стать порядочными.
Люсьен. Эти женщины? Да ты только глянь на них! Я не знаю, как зовут вот эту (показывает пальцем на женщину) и ту, но я уверен, что, назвав любую из них Жанетой, она и будет так называться всю ночь. Сказать, что её зовут Лили у неё не хватит смелости.
Литенуа. Люсьен, откуда у тебя такие познания. Ты прям прирождённый знаток женщин.
Люсьен. Я, я всего лишь претворяюсь в этой жизни! И знаешь, мне это начинает надоедать.
Литенуа. Так будь естественным!
Люсьен. Быть естественным? Ты что, Литенуа! Это физически невозможно. Я могу быть хорошим супругом, любовником, другом, могу быть отменным врагом и юристом, но быть естественным – это единственное, что я не могу в этой жизни!
Литенуа. Ну, хоть что- то ты можешь! Я думал ты можешь только болтать ни о чем!
Люсьен. Болтать ни о чём? Как интересно, следует научиться и этому!
Григорий. Давайте лучше выпьем этого дешёвого вина.
Люсьен. За что же выпьем, друзья?
Люсьен. Предлагаю выпить за определенность!
Литенуа. Быть может лучше за неопределенность?
Люсьен. Нет, только не за это. В таком случае я не буду пить.
Григорий. Господи, да успокойтесь, ли вы (смеётся)?
(Все дружно пьют вино)
Григорий. Знаете что, друзья. А ведь я когда-то был другим человеком. Ха, то был романтик с цветком в руке.
Люсьен. Сейчас же развратник с вином в руке (смеётся с Литенуа)
Григорий. (серьезно) Жизнь была совсем другой. Она виделась в розовом юношеском цвете, в мелодичных любовных стихах и прогулкам по лесу. Я бы отдал всё, чтобы вернуть те времена. Но сожалению, это невозможно.
Люсьен. Как это невозможно? Возможно всё! Можно обрести и тот розовый цвет юности, и любовные стихи и зеленый лес именно в этом чёртовом борделе.
Григорий. Люсьен, это не смешно, а пошло. А ведь если бы не ты, я бы пять лет назад покончил жизнь самоубийством.
Люсьен. А, помню! Ты желал повеситься, а я предложил тебе утопиться. Ты долго не мог выбрать, что в итоге от всего отказался.
Все смеются.

Выходит мужчина в возрасте и объявляет, что сейчас выйдет петь известная куртизанка.
Появляется женщина в расписном и пестром наряде. На руках много колец, как и на ногах. На шее висит бюжутерное декольте. На лице венецианская маска закрывающая всю верхнюю часть лица.
Она начинает петь, пока не замечает трёх молодых людей. Затем замолкает, музыка обрывается, женщина снимает маску и смотрит на Григория.
Григорий. (в ужасе, тихим голосом) О, Боже! Елена!

Елена спускается со сцены, бежит в страхе за сцену, и быстро выбегает в плаще, затем, не спеша, подходит к Григорию, что собрался уходить.
Литенуа. Григорий, ты собрался уходить? Но ведь это глупо!
Григорий. У меня жутко закружилась голова от этого вина. Я дойду один, а вы оставайтесь.
Люсьен. Ага! Я всё знаю. Воспоминание и совесть?
Григорий. Нет, вы не понимаете.

Уже у самого выхода.
Когда к нему подходит Елена.
Елена. Ты всё такой же красивый, Григорий. Даже, ещё красивее, чем тогда, в тот ужасный день, пять лет назад.
Григорий. (стал к ней спиной) Какие отношения? Не было никаких отношений.
Елена. Как долго я ждала этой минуты, Григорий, как долго! Все ночи я думала лишь о тебе, а днём искала тебя, искала тебя везде и долго, но так и не нашла. И вот ты сам меня нашёл.
Григорий. Нужна ты мне, чтобы я ещё искал тебя. Уж лучше бы ты и не подходила ко мне.
Елена. Зачем ты так говоришь, Григорий? Ведь я так долго ждала этой встречи. Я ведь ждала. Я так долго не видела лица твоего.
Григорий. И никогда больше не увидишь.
(Уходит от неё)
Сцена на улице, возле средневекового моста на Сене

Елена. Григорий я бежала за тобой так быстро, как никогда не бежала. Куда же ты бежишь, не от меня ли? Ведь от любви не убежишь, Григорий. Ты ведь всё ещё любишь меня, Григорий?
Григорий. (сухо) Не люблю, довольна? (Жестко) И никогда не любил тебя.
Елена. О, нет. Скажи же, что всё ещё любишь меня, скажи, Григорий!
Григорий. Что тебе надо от меня продажная женщина. Небось, ищешь клиента. Так знай, меня ты не интересуешь. Убирайся с глаз моих.
Елена. Я прошу тебя, не говори так. (Всхлипывая) Ведь я из-за тебя стала такой, да-да из-за тебя. Ты разжег во мне страсть, что я уже почти утолила в себе. Ты пять лет назад говорил мне нежные слова и целовал меня, как никто никогда и не целовал меня. (Пауза) А знаешь, Григорий, ты уже тогда погубил меня. Ибо я желала верой в бога получить прощение за грех свой, я за того, как поверить была той, что сейчас. И знаешь, я почти исправилась 5 лет назад. Но явился ты. Ты, кто первый из мужчин назвал меня любимый. Первый, кто обласкал меня словами и поцеловал так, как никто до этого и не целовал. Я до сих пор помню твои губы, и объятия твои я помню.
Григорий. Ну и что из этого, не одну тебя я так целовал.
Елена. Знаешь, как мне было плохо, когда я выбежала из церкви. Но потом, потом, я поняла, что люблю тебя, и, жизнь без тебя была для меня сущим адом. Я искала тебя, долго искала, но так и не нашла. А потом, я начала искать твои губы и твои ласки в объятиях и поцелуях многих мужчин, но так и не нашла их. Ни одни губы не были похожи по нежности с твоими губами, как и ласки твои. Я желала услышать твои сладкие слова, что ты говорил мне, но слышала от мужчин лишь грубый и пошлый голос. И вот, и вот, мой милый, я увидела тебя среди посетителей этого притона. Так забери же меня, я ведь всё ещё люблю тебя.
Григорий. Ну и что из того, что любишь, это всего лишь слова. Я никогда не любил тебя. И уже на следующий час после твоего ухода я забыл тебя, как я забывал многих женщин.
Елена. Это неправда! Замолчи, замолчи, Григорий!
Григорий. Нет, это правда! Как ты ничтожна и мерзка. Твои волосы как пакля, а тело твоё как тряпка. Воистину ты ничтожна, да и живёшь ты как того тебе и надо.
(Елена плачет)
Елена. Но ведь я сердцем была верна тебе.
Григорий. Сердцем? Кто бы мне говорил о сердце (ухмыляется), у тебя его нет, и не было никогда.
Елена. (подходит к нему) Мой милый, не говори так, (плачет) я люблю…
Григорий. Да замолчишь ли ты или нет? Как ты, продажная можешь вообще любить? Да и посмотри на себя. Разве я, молодой и красивый могу быть с такой как ты: жалкой и низкой? Конечно нет. Я больше не желаю ни видеть тебя и не слышать тебя.
(Елена падает к нему в колени)
Елена. (плача) Нет, нет! Не говори это. Я…я…люблю тебя. Я на всё готова, лишь бы ты снова полюбил меня.
Григорий отпихивает её и идет на мост.
Елена кричит ему в след его имя. Затем он останавливается на мосту. Елена к нему подходит.

Елена. Я могу стать той, которой ты меня первый раз увидел. Я могу быть верной тебе, ведь ты же знаешь, что я скажу, так и будет так.
Григорий. Мне ничего от тебя не надо, и даже тебя.
Елена. Вспомни, вспомни те слова, что ты мне говорил пять лет назад. Ты называл меня своей любимою и обнимал ты меня как любимую.
Григорий. Я был юн и глуп. А в глупости мы совершаем поступки, от которых потом, как дети, долго страдаем.
Елена. (падает пред ним на колени) Григорий, я знаю в чем вина моя. Я отвергала тебя, я поступала жестоко и хладнокровно с тобой, разбила сердце твоё. Так вот и ты жесток ко мне, и ты хладнокровен со мною, но я прощаю тебя, не разрушай мою любовь к тебе, это единственное, что у меня осталось в этой жизни. Жизнь отобрала у меня родной дом, жизнь бросила меня продавать своё тело, но она мне послала и тебя.
Григорий. О, как ты низка и противна. Воистину говорю, ты противна мне. Ты недостойна даже жалости моей, ибо так ничтожна.
Елена. Я так хотела увидеть тебя, так этого хотела. Я думала, что ты хочешь этого. Я думала ты заберешь меня с собой.
Григорий. Я бы этого никогда не сделал.
Елена. Никогда?
Григорий. Я проклял тот час, что увидел тебя пять лет назад.
Елена. Проклял тот час?
Григорий. Я проклинаю и этот день, и место это, где встретил тебя опять.
Елена. Ты и, правда, не желал меня видеть?
Григорий. Правда!
Елена. И больше ты не желаешь знать меня?
Григорий. Нет, не желаю!
Елена. И даже через много, много лет?
Григорий. Я никогда не хочу видеть тебя.

Елена полулёжа на мосту, плачет, закрыв лицо, а затем и голову руками.
Григорий идёт в направление борделя. Вдруг слышит всплеск воды. Стоит на месте. Оборачивается. Смотрит, что Елены нет. Продолжает стоять.
Люсьен. А вот ты где!?
Литенуа. Что нибудь случилось?
Григорий. Да так. Ни чего особенного…



Занавес

конец

© Copyright Lord Maxim, 2003


Рецензии
Нелепые обмены репликами - еще не пьеса.
Как драматическое произведение - абсолютно бездарно!

Думаю, кроме фильмов в стиле фэнтэзи, да компьютерных игр на ту же тематику, Вам, Максим, неплохо бы сходить в НАСТОЯЩИЙ театр.
Не обижайтесь.
Ваше время еще придет.
Кроме того, сочинять пьесы не умели и многие маститые класики. :)

Нина Дубович   26.02.2003 12:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.