Фигурные сказки та-та-та

(трагикомедия в 3-ех действиях)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ЗНАЙКА – театральный режиссер-постановщик и сценарист
НЕЗНАЙКА – молодой начинающий актер-любитель
молодые начинающие актрисы:
СИНЕГЛАЗКА, КНОПОЧКА, ШПИЛЬКА, МЕДУНИЦА, СНЕЖИНКА
два корифея театрального искусства, в пьесе не участвуют:
Д’АРТАНЬЯН – дерзкий, молодой, талантливый
АРАМИС – опытный известнейший актер с мужественным, но в то же время одухотворенным лицом
КАРАБАС БАРАБАС – хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук, в пьесе не участвует
А также,
множество других молодых актеров и актрис, директор театра, декораторы, модераторы, электрики и просто случайно проходившие малыши и малышки.

ДЕЙСТВИЕ 1. ВНАЧАЛЕ
(огромный пустой холл, в самом верху весит вывеска с еще невысохшей на ней краской. Входит малыш НЕЗНАЙКА.)

НЕЗНАЙКА: (поднимает голову вверх и читает вывеску) ТЕАТР-СТУДИЯ… (осматривается, и говорит громко в повисшую тишину). Кто давал объявление, что здесь будут репетиции театра молодого актера? (Пауза) Непонятно только зачем его организовывать сейчас, ведь до театрального сезона еще очень далеко, и никакие театры пока не репетируют.
(в холл вбегает случайный прохожий)
ПРОХОЖИЙ: Глупости все это. Кто сказал, что театр можно любить только тогда, когда идут представления. Его можно любить всегда, потому что вся наша жизнь – это театр.
НЕЗНАЙКА: Нет, что вы. Вы меня просто неправильно поняли. Театр то я люблю, но ведь никому, наверное, не будет интересно этим заниматься, когда в театральном сезоне перерыв.
(входит директор нового театра, сразу же за ним появляется ЗНАЙКА)
ДИРЕКТОР: Дело в том, что у нас появился новый профессиональный режиссер-постановщик ЗНАЙКА. И мы хотим, чтобы наш театр уже в этом сезоне тоже стал профессиональным.
НЕЗНАЙКА: А ну тогда понятно. (тихо, про себя) Ой, наверное, интересно будет. ЗНАЙКА же, на сколько вопросов о театре сможет ответить. Глядишь и я, знайкой, может, и не стану, но хоть немного больше буду о театре знать. (вслух, обращаясь к ЗНАЙКЕ) А вот говорят, что на последнем фестивале Закрытия Международного Театрального Сезона АРАМИС выступал с простуженным горлом. И главный приз лучшего актера только потому ему и не достался. Мне как-то слабо в это верится.
ЗНАЙКА: И правильно делаете, что не верите. Не может актер с простуженным горлом при всем своем желании брать ноты из 3-ей октавы. Скорее всего, у него просто накануне была психологическая травма.
НЕЗНАЙКА: Да… Обидно конечно. Очень жаль, что мои сомнения подтверждаются специалистом.

(ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА отходят в глубь комнаты, время от времени появляются случайные прохожие, на заднем фоне кто-то занимается декорациями, но театральный зал выглядит все таким же пустынным. ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА время от времени куда-то выбегают, изредка НЕЗНАЙКА интересуется чем-то у ЗНАЙКИ из театральных новостей, а тот ему отвечает)

(в зал входит новая актриса – малышка КНОПОЧКА)
КНОПОЧКА: (пытается завязать разговор с другими актерами) Здравствуйте, меня зовут КНОПОЧКА. Мне очень нравится театр и я просто обожаю-преобожаю всех наших и не только наших актеров. Мне вот только не нравится Д’АРТАНЬЯН. Уж больно он заносчивый и высокомерный.
НЕЗНАЙКА: Да что вы говорите?
КНОПОЧКА: Он даже не останавливается, чтобы поприветствовать своих поклонниц, а просто сбегает от них.
НЕЗНАЙКА: Ну, возможно у него свои причины для этого. И нам, наверное, лучше не вмешиваться в его личную жизнь.
КНОПОЧКА: А я думаю, что основная вина в его невоспитанности лежит на режиссере его театра. Он тоже очень и очень невоспитан. И при первой же возможности поливает своего бывшего актера АРАМИСА грязью.
ГАЛОЧКА: А мне кажется, что вы необъективны. Я слышала интервью с этим режиссером, и он ничего такого вообще не говорил, а мог ведь. А что касается Д’АРТАНЬЯНА - так мало ли какое может быть у человека настроение. Не должен же он все время ходить и улыбаться своим поклонницам.
КНОПОЧКА: Не хочу вникать во все детали мелких ролей. Но вот на фестивале Закрытия Сезона АРАМИС бы обязательно взял первый приз, если бы не простудился накануне. А так приз достался Д’АРТАНЬЯНУ, но он даже не захотел и близко подпускать к себе своих поклонниц. Неужели для него было так тяжело это сделать?
НЕЗНАЙКА: Ну, люди бывают разные по характеру. И Д’АРТАНЬЯН, к примеру, совсем не такой, как АРАМИС. Но это еще не значит, что он плохой актер.
КНОПОЧКА: Есть поражения, славе которых позавидуют сами победители! Вот, что могу я сказать о выступлении АРАМИСА на последнем фестивале. Все кто видели его игру – поймут меня.
НЕЗНАЙКА: Давайте, не будем сориться по всяким пустякам, а будем просто наслаждаться игрой актеров.
КНОПОЧКА: Я согласна, что в первую очередь нужно наслаждаться игрой актеров, но наслаждаться высокомерием Д’АРТАНЬЯНА просто невозможно.
(в разговор включается СНЕЖИНКА)
СНЕЖИНКА: А я очень рада, что театр нравится не только малышкам, а еще и некоторым малышам (улыбается НЕЗНАЙКЕ). Я вот тоже считаю, что Д’АРТАНЬЯН очень неплохо играет и легко и свободно берет ноты 4-ой октавы. Но АРАМИС… Когда он выходит на сцену с ним что-то происходит, «что-то светлое и прекрасное». Это совсем не то, как у Д’АРТАНЬЯНА.
ЗНАЙКА: Вот что я вам скажу, малыши и малышки: Актера нужно любить за его игру на сцене. Не важно, каков он в жизни, и даже не важно какого плана образы он создает. Важен профессиональный уровень его игры. И Д’АРТАНЬЯН сейчас уже играет лучше АРАМИСА. Этого могут не видеть только ярые фанатки АРАМИСА.
(споры у молодых актеров продолжаются, в конце концов, ГАЛОЧКА и КНОПОЧКА уходят в одну сторону, а СНЕЖИНКА и НЕЗНАЙКА в другую, всё еще оживленно продолжая спор)

(постепенно споры затихли и все занялись мелкими заботами. В центре сцены вновь возникает фигура СНЕЖИНКИ)
СНЕЖИНКА: Я здесь немного размышляла и вспоминала спектакли, которые в свое время смотрела. Мне вот интересно, а как же можно оценивать реально мастерство актера. Дикция, вдохновение, правильно взятые ноты. Что же на самом деле есть мастерством?
ЗНАЙКА: СНЕЖИНКА, задала очень интересный вопрос. Дело в том, что большинство любителей театра действительно оценивают игру актеров больше на эмоциональном уровне. А ведь в их игре много чего такого, на что любители даже и не обращают внимания. Но на самом деле для простых любителей гораздо проще актеров так на эмоциональном уровне и воспринимать.
СНЕЖИНКА: Огромное Вам спасибо, ЗНАЙКА, за разъяснение. Наверное, действительно лучше воспринимать актеров такими, какие они есть, но хочется хоть немного разбираться в их игре. Просто так, для собственного развития.
КНОПОЧКА: Ну конечно много всяких сложных актерских элементов, но, по-моему, даже обычный любитель может отличить, где Д’АРТАНЬЯН берет 4-ую октаву, а где АТОС при исполнении пользуется 3-ей.
СНЕЖИНКА: А мне, кстати, очень понравился АТОС в последних спектаклях.
ЗНАЙКА: Нет, АТОС уже давно потерял свою лучшую форму. И ему уже пора завязывать с театром.
КНОПОЧКА: А я АТОСА в последнее время не видела и не жалею об этом, потому что с игрой АРАМИСА и Д’АРТАНЬЯНА сейчас никто не сравнится.
СНЕЖИНКА: Да я и не пыталась сравнивать АТОСА с АРАМИСОМ или с Д’АРТАНЬЯНОМ. Просто, когда на сцене Д’АРТАНЬЯН, то мне кажется, что мастерство это техника, когда АТОС – опыт, а когда АРАМИС – вдохновение и артистизм. Может быть, мастерство – это золотая середина между всем этим.
НЕЗНАЙКА: Вы, наверное, правы, СНЕЖИНКА.
СНЕЖИНКА: Но это в теории, а вот как это на практике?
НЕЗАЙКА: А на практике у каждого свой взгляд на мастерство.
СНЕЖИНКА: Да я и сама убедилась, что оценка игры актеров получается у всех сплошь необъективная.
КНОПОЧКА: В словаре слово "мастерство" определяется как высокое искусство в какой-либо области. Лично я с этим согласна, потому что считаю, что высокое мастерство актера состоит как раз в сочетании безукоризненной техники, проникновенного артистизма и умения подать это все при раскрытии характера героя, благодаря хорошо подобранным костюму и музыке.
(большинство кивает головами и соглашается, возвращаясь к отложенным делам)

(в комнату вбегает малышка, которая раньше среди актеров не появлялась)
МАЛЫШКА: Всем привет! Вот вы же занимаетесь все театром, может быть кто-нибудь знает какие новости у КОНСТАНЦИИ. Говорят, у нее родился ребенок, а я не могу нигде узнать как у нее там дела.
МЕДУНИЦА: Нужно научиться уважать чужую личную жизнь. До тех пор пока КОНСТАНЦИЯ не сделает официального заявления нам обсуждать нечего.
ЗНАЙКА: Уважаемая МЕДУНИЦА. Не забывайте, что вы лишь актриса в нашей театральной студии. И будьте добры, исключите из своего лексикона здесь фразы в повелительном наклонении. Не вам решать, что здесь обсуждать, а что нет. Если вы не хотите о чем-то говорить, то по-русски это звучит так «Мне обсуждать нечего».
МЕДУНИЦА: Уважаемый ЗНАЙКА, вы просто меня неправильно поняли. Просто не стоит сплошь и рядом обсуждать личную жизнь актеров. Есть ведь и другие темы для обсуждения. А это было только мое мнение, но никак не приказ.
МАЛЫШКА: Я, конечно, прощу прощения, но ничего не собиралась обсуждать, а просто хотела узнать – есть ли какие новости о КОНСТАНЦИИ. Я ее очень люблю. Ну ладно, раз новостей нет, то я побежала. (убегает)


(входят СНЕЖИНКА и НЕЗНАЙКА)
СНЕЖИНКА: Ой, ЗНАЙКА, он так много всего знает о театре. Чтобы мы все без него делали. Сразу видно, что человек он неординарный. Я так ему благодарна за все.
НЕЗНАЙКА: А я вот тоже могу стихи, например, писать.
СНЕЖИНКА: (удивленно) Да? Прочтите, пожалуйста.
НЕЗНАЙКА: (декламирует)
Я – поэт, зовусь НЕЗНАЙКА,
От меня вам балалайка.
СНЕЖИНКА: (захлопав в ладоши) Так интересно. А еще что-нибудь можете прочесть.
НЕЗНАЙКА: (гордо задрав нос) Да, конечно.
У балалайки три струны,
Но мне они все не нужны.
СНЕЖИНКА: Оригинальный подход.
А если будет две струны –
Они вам тоже не нужны?
НЕЗНАЙКА: Не знаю. Но у меня вот еще есть строчки:
Я балалаить буду час
Для Вас, для Вас, только для Вас.
СНЕЖИНКА: Замечательно.
(вдруг НЕЗНАЙКА замечает, что на заднем фоне ему делает неоднозначные жесты ВОРЧУН, и размахивает при этом плакатом с надписью «РАБОТАТЬ»)
НЕЗНАЙКА: Ой, СНЕЖИНКА, извините меня, пожалуйста, но мне нужно уйти. Дела, которые не терпят отлагательств.
СНЕЖИНКА: Да, конечно. Было приятно с вами пообщаться.
НЕЗНАЙКА: Мне тоже. Всего доброго.
(НЕЗНАЙКА уходит. К СНЕЖИНКЕ подходит СИНЕГЛАЗКА. Вдвоем они уходят в глубь комнаты, разговаривая о чем-то между собой)


ДЕЙСТВИЕ 2. ТЕАТР РЕПЕТИРУЕТ
(Тот же зал, но значительно изменившийся с момента нашего последнего его посещения, повсюду разбросаны какие-то бумаги, части декораций, актеры внимательно что-то читают, в общем обстановка целиком и полностью рабочая)

(Краткое описание событий, изложенных во 2-ом действии, увы некогда привести все)
Здесь рассказывается о нашествии на театр малышей из другой песочницы. О малыше Гвоздике, который так громко крикнул, что у всех просто заложило уши от таких слов. О храброй малышке ШПИЛЕЧКЕ, разобравшейся с таким беспорядком. О малышках СНЕЖИНКЕ, КНОПОЧКЕ, СИНЕГЛАЗКЕ, которые постоянно что-то обсуждали, о малышке МЕДУНИЦЕ, сообщавшей свежие театральные новости, и о многих других малышах и малышках, внешне беззаботных, но на самом деле очень сильно занятых вопросами театра и всего, что к нему близко. Ну и конечно о малыше ЗНАЙКЕ, который просвещал всех по вопросам театра.)


ДЕЙСТВИЕ 3. НАКАНУНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(театральная комната. Посредине ее сидит за столом ЗНАЙКА, остальные актеры расселись вокруг и готовы к обсуждению сценария спектакля, предложенного ЗНАЙКОЙ. Чувствуется, что ТЕАТР-СТУДИЯ живет в ожидании открытия нового театрального сезона)

ЗНАЙКА: Итак, мы имеем сценарий для нашего спектакля. Он называется «КАРАБАС БАРАБАС или человек с большой черной бородой». На самом деле по этому сценарию девять лет назад уже был поставлен спектакль, но я изменил в нем некоторые детали с учетом веяний времени. Есть ли у кого-нибудь замечания к сценарию?
НЕЗНАЙКА: Ну, я немного знаком с реальными событиями, положенными в основу сценария и должен заметить, что борода КАРАБАСА БАРАБАСА в спектакле темнее, чем на самом деле. Не думаю, что один он виноват во всем происходящем. Мне кажется, что не мешало бы подчеркнуть, что события происходили в стране дураков, а потому большая часть вины не на главном героя, а на принципах, положенных в основу устроя страны дураков.
ЗНАЙКА: Ну, я человек творческий, что увидел, то и описал.
НЕЗНАЙКА: Но послушайте – я бывал в стране дураков. Там ведь процветает взяточничество, повсюду рыщут полицейские собаки, а козы… Вы видели какие там козы? – Они такие тощие. Боже, я нигде не видел таких загнанных глаз, как у них.
СИНЕГЛАЗКА: Ну что вы, НЕЗНАЙКА. Не все так плохо там, как вы говорите. Мне тоже довелось повидать страну дураков. И там, к примеру, где хороший хозяин таверны, очень даже упитанные петухи, прямо-таки с генеральскими хвостами.
НЕЗНАЙКА: Да, ну и потом говорится ведь, что Мальвина, а за ней и Пьеро покинули страну дураков из-за КАРАБАСА БАРАБАСА.
ЗНАЙКА: Но ведь так оно и было.
НЕЗНАЙКА: Так, но ведь не совсем. Нельзя сказать, что больше не устраивало Мальвину – страна дураков или КАРАБАС БАРАБАС. Я не думаю, что если бы директором театра был кто-нибудь другой, то Мальвина согласилась бы пойти с ним на компромисс. Она не хотела компромисса – она хотела такой жизни, которая не вписывалась в концепцию жизненных рамок обычного дураковского человека. А Пьеро ведь уехал больше по личным причинам. Конечно, нельзя не признать, что ему явно намекнули на дверь, но опять-таки больше по вине его моральной неустойчивости. Он ведь известный актер, а влюбился как мальчишка и наломал немало дров с точки зрения дураковской морали.
ЗНАЙКА: Я, конечно, не могу запретить вам иметь личное мнение, так что если хотите, то давайте - защищайте этого человека с огромной черной бородой. Вступайте в ряды его дуремаров, а я не хочу обсуждать с вами больше этот вопрос.
СНЕЖИНКА: ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА, давайте не будем ссориться. И так, сколько бед произошло из-за КАРАБАСА БАРАБАСА. Не хватало еще, чтобы и мы из-за него перессорились.
НЕЗНАЙКА: Хорошо, но ведь в сценарии есть явные ошибки. Ведь КАРАБАС БАРАБАС на самом деле дал БУРАТИНО 5 золотых, а 4 из них отобрали позже кот Базилио и лиса Алиса, но никак не КАРАБАС БАРАБАС. О причинах, по которым достались золотые БУРАТИНО, конечно, ничего положительного не скажешь. Да, и потом сценарий был же написан в одно и то же время с моментом, когда КАРАБАСУ БАРАБАСУ удалось удержать театр в своих руках и убрать конкурентов на свое место. Может быть, это как-то сказалось на направленности сценария? Ответ на этот вопрос помог бы мне хотя бы немного прояснить ситуацию.
ЗНАЙКА: Так. НЕЗНАЙКА, ваше дело сидеть и не знать. Я не хочу иметь с вами больше никаких дел.
(на этом спор прекращается, НЕЗНАЙКА поворачивается и уходит со сцены, бормоча на ходу «Но они тощие, они такие тощие…»)

(актеры изучают сценарий, обсуждая попутно последние театральные новости. Наконец по команде ЗНАЙКИ «Всем на сцену. Репетиция» - все покидают комнату, и она остается совершенно пустой.)

(через некоторое время в нее входит НЕЗНАЙКА, в руках у него папка с бумагами. НЕЗНАЙКА окидывает комнату взглядом, вздыхает и направляется к столу посреди комнаты, подымает папку вверх и кладёт ее на стол. На ее обложке красными буквами выбито «Фигурные сказки». НЕЗНАЙКА листает страницы, останавливается на последней и начинает читать вслух)

НЕЗНАЙКА: (читает) Жалко только, что ЗНАЙКА выбросит эту сказку, но, наверное, он и прав… (пауза) Ведь на самом деле это ненастоящая сказка, а так нечто, напоминающее жизнь… (пауза) Может быть его сценарий не так и плох, но он ведь необъективен… Мне кажется, что зрители должны сами все увидеть, и сами во всем разобраться. Иначе это будет похоже на то, как делалось и делается это, обычно, в стране дураков, а я очень и очень не хочу, чтобы у малышей и малышок будущее было похожим на эту страну. Они заслуживают лучшей участи.

(НЕЗНАЙКА закрывает папку, разворачивается и уходит. Останавливается лишь в дверях, ведущих из театра в самое обыкновенное утро в городе малышей и малышек. Оглядывается в последний раз на театральную комнату и произносит вслух)
НЕЗНАЙКА: Да… Хорошо здесь у нас было. Тихо, уютно, светло… (пауза) Но, несмотря на всю мою болтливость, – я так и остался неизвестным для некоторых. Мне не о чем жалеть, а им и узнать-то обо мне осталось самую малость. Я молод, мне всего лишь 25, из них 15 лет интересуюсь театром. Конечно, были перерывы, когда некогда было посмотреть хотя бы одно представление в год, но театр из-за этого все равно не стал мне чужим. Ну и самое главное и сокровенное, о чем я сумел так и не проговориться. Вот уже больше 4 лет я живу только одной малышкой. Зовут ее Почемучкой, и только с ней я бываю по-настоящему счастлив. Вот и опять, приду домой, а она приподнимется на кроватке, улыбнется чуть заспанными глазами и спросит «Почему ты так долго задержался сегодня на работе? Ну ладно, можешь не отвечать» - Пофыркает немного носиком в ожидании, пока я соберусь и закапризничает - «Ложись скорее в кроватку – я уже хочу спать на твоем плечике» Что еще надо для жизни? Разве, чтобы БУРАТИНО поскорее узнал у КАРАБАСА БАРАБАСА тайну золотого ключика. Было бы здорово. А так, все, что надо, уже есть. Улыбнется ведь одними глазами…
(НЕЗНАЙКА уходит)

(ЗАНАВЕС)

26 сентября 2001
 

© Copyright Ta-ta-ta, 2003


Рецензии
Представляем новое конкурсное произведение!

Исключительно по большой просьбе автора, ниже - его собственная рецензия, без которой по его мнению, читающему будет сложно уловить суть.

Стыдно самому себе рецензию писать, но что делать. Нужно ведь хоть немного объяснить причины, по которым сиё дело появилось на сайте, да и вообще появилось. Название "Фигурные сказки" произошло не от чего иного, как от фигурного катания и сказочников. Был форум одной по этой тематике очень приятный. Уютно в нем было, а потом я (Незнайка) завязался с журналистом одним, в катании фигурном матерым (Знайка). Ну и ушли мы с форума почти одновременно, а я рад был, что творение сиё разместив, уходил как бы красиво. Из-за этого, конечно, имеются в творении этом места, где лицемерю я и не совсем искренен, что конечно минус. Минус еще и в том, что кусками все нарезано, ну а попробуйте вы форум описать цельно.
Кому фигурное катание, хоть немного мило, тот больше увидит от человека далекого в этом деле.
Ну, по истории написания и всё собственно.
А размещать я здесь его не собирался, так как творение специфическое и не совсем, я бы сказал, литературное. Но вот причина, по которой я из форума уходил, да и думаю, что и оппонент мой тоже в большой степени, сокрыта была не в разногласиях между нами, а в том, что потеряли интерес мы к форуму. Народу все больше становилось, неразбериха началась, не уютно стало и не тепло. Посмотрел я на прозарушников, а тут почти та же каша. Одни уходят, причём стремятся сделать это красиво, кто-то права качает, а кто-то мышцы языка накачивает. Ну, вот и решил разместить - может быть, кто из старожилов и чуть больше в этом для себя увидит, я ведь еще не столь знатно на Прозе ориентируюсь.
А произведение, конечно, незаконченное. Всё набросками. Но уж простите.

Да, и думаю вот на конкурс еще выложить. Понимаю и признаю, что без шансов хотя бы на один судейский балл. Но условиям конкурса оно соответствует - рецензию вот, правда, вторую никак не могу написать. Читаю, читаю всё, а не могу никому ничего. Так что может ещё и не пройдет оно.
Но, выкладывая на конкурс, буду уверен, что хоть кто-то из матёрых прочтет и может чё и увидит знакомое по Прозе. Вот, значится и всё.

<Ta-ta-ta> - 2003/02/27 •

Драматургия На Прозеру   27.02.2003     Заявить о нарушении