Видеокарты для игр и работы

В этой статье мы не будем тестировать и сравнивать различные видео-платы и чисеты. Таких тестов достаточно в Интернете, и на русском (www.ferra.ru, www.ixbt.com) и на английском (www.tomshardware.com, www.hardwarecentral.com), а при пользовании поисковиками, думается, вы найдете то, что вам нужно. Это всего лишь вводный материал о том, что собой представляет видео-система. Мы также хотели бы получить ваши отзывы, что вас интересует об этом и стоит ли нам продолжать более детально углубляться в эту обширную тему.

ВИДЕО-СИСТЕМА

Ответить на вопрос, каким должно быть изображение на экране монитора, очень просто. Изображение должно быть четким или очень четким. Причем в любом компьютерном приложении, будь то текстовый редактор, динамичная игра или программа просмотра видеофильмов. Разумеется, здесь очень многое зависит от монитора - недаром видеокарту и монитор часто выделяют в составе компьютера и называют видеосистемой. Но, выбирая качественный монитор, сегодня сложно промахнуться - технология их производства настолько отлажена, что продукция, даже корейских производителей, вышла на очень высокий уровень. Конечно, мы говорим об основной массе мониторов для простых пользователей, Производство профессиональных моделей - это другая тема и другой список производителей.
Что касается видеокарт, здесь не все так однозначно, и за примерами далеко ходить не надо: возьмите самый лучший монитор и подайте на него сигнал с одной из простеньких дешевых карт. Иногда внимательный взгляд может увидеть на экране монитора так называемые тепловые шумы - результат нестабильного сигнала видеокарты, который выглядит как легкая рябь на поверхности (что должна быть, по идее, совершенно гладкой, спокойной). И гораздо чаще, особенно при работе на высоких разрешениях, нестабильный или искаженный сигнал вызывает другой неприятный эффект - "замыливание" экрана. Еще один пример: с помощью утилиты Nokia Test попробуйте отрегулировать яркость и контрастность монитора так, чтобы в соответствующем тесте - Brightness & Contrast - можно было четко различить прямоугольники с яркостью 1%, 2% и т.д. до 9%. Если видеокарта недостаточно качественная, часть прямоугольников будет выглядеть совершенно одинаково, т.е. наиболее темные участки изображения (и, скорее всего, наиболее светлые тоже) на мониторе будут сливаться, лишая картинку реалистичности, которая важна в любом случае, а при работе с фотографиями или видеомонтажом - очень важна.
Еще пример. Во многих играх или при просмотре видео картинка получается слишком темной и, чтобы хорошо различать детали, яркость приходится увеличивать. При этом изображение за пределами окна вывода становится слишком светлым, и если видеокарта не поддерживает режим "overlay" (иногда его называют "окно" или "перехлест"), отрегулировать яркость всего экрана невозможно.
Разброс цен у видеокарт просто огромный - от 20 до 400 долларов. Это 20-кратная разница в цене, в то время как у мониторов она всего лишь четырехкратная. И чтобы начать ориентироваться в "море" видеокарт, в первую очередь ответим на вопрос, как будет использоваться компьютер и, в частности, видеокарта?

ДЛЯ ОФИСНОЙ РАБОТЫ

Здесь главное, чтобы видеокарта выдавала стабильный сигнал, а ее мощность (тип графического процессора, тип и объем видеопамяти) не имеют никакого значения. Главное, чтобы в память помещалась информация одного экрана. Например, если работать в разрешении 1200х1024 (для офисных приложений больше не понадобится) и каждая точка экрана кодируется в 3 байтах, эти данные займут меньше 4 мегабайт, а на видеокарты уже давно ставят 8 и более мегабайт.
Со стабильным сигналом все чуть сложнее. У видеокарты есть преобразователь цифрового (компьютерного) сигнала в аналоговый (понятный монитору). Называют его RAMDAC и обычно в техническом описании видеокарты указывают его максимальную частоту. Но, несмотря на то, что даже у самых недорогих карт этой частоты для офисной работы хватит с избытком, о стабильности сигнала она почти ничего не говорит. Его качество зависит от того, насколько добротно видеокарта сделана. И здесь единственным ориентиром является репутация производителя.

ДЛЯ ДОМАШНИХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Разумеется, дома тоже можно работать с простыми документами, но круг компьютерных развлечений так широк, что видеокарта должна быть более продвинутая - хорошо обеспечивать работу с фотографиями, просмотр DVD-фильмов и давать высокую скорость в играх (очень высокую игровую скорость мы пока не трогаем, это отдельный разговор).
Пожалуй, лучший выбор для дома предлагает другой канадский производитель ATI Technologies (www.ati.com). Даже устаревшие карты ATI (семейства Rage 128 Pro и Radeon) одновременно обеспечивают графику для работы с документами и фотографиями (обычно ее называют двухмерной или 2D-графикой), поддержку программ для просмотра DVD (карта помогает центральному процессору декодировать информацию на DVD-диске) и приемлемую скорость во многих играх.
Третий мировой лидер - компания nVidia (www.nvidia.com) также продолжает поддерживать свои устаревшие процессоры Riva TNT2 и GeForce. Они уступают продукции ATI только в поддержке DVD.
То, что графический процессор на видеокарте является устаревшим, не должно никого пугать. Это значит, что карту можно купить за 30-50 долларов (положительный момент для всех), но в сверхдинамичных играх - автогонках и шутерах - она будет выдавать низкую по сегодняшним меркам скорость смены кадров (отрицательный момент для геймеров).

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Здесь нам придется отступить от основного рассказа и вернуться к разговору о фирмах-производителях.
Как уже говорилось, Matrox - единственный разработчик графических процессоров, который сам производит видеокарты и, соответственно, отвечает за их качество.
ATI часть карт выпускает сама (на них стоит клеймо Build by ATI; их качество выше всяких похвал), а часть доверяет выпускать другим фирмам. Причем по двум программам: либо карты производятся из комплектующих и по технологиям ATI (в этом случае на картах ставится клеймо Powered by ATI), либо партнер производит карты по собственным рецептам и из собственных деталей, но ATI следит за качеством, сертифицирует производство. Список партнеров по программе Powered by ATI можно найти на странице http://mirror.ati. com/support/partner/list.html, а партнеров по программе Certified by ATI - на странице http://mirror.ati.com/technology/certified/list.html.
В любом случае, если ATI ставит свое клеймо, качество видеокарт можно назвать очень высоким. Но если в продаже вам попадется карта на процессоре ATI, но без соответствующего клейма, или от производителя, который не входит в список партнеров, к покупке следует подойти очень осторожно, и лучшая практика здесь - оговаривание сроков и условий возврата денег, если в карте будет выявлен какой-либо дефект.
Компания nVidia сейчас полностью прекратила производство собственных карт и также ведет учет надежных партнеров. Их список можно найти на странице www.nvidia.co.uk по ссылке Channel Partners. Среди партнеров nVidia в первую очередь заметны известные производители материнских плат - ASUS, Abit, A-Open, Chaintech, MSI, Leadtek. Их продукция, безусловно, заслуживает доверия.

ДЛЯ РАБОТЫ С ВИДЕО

В последнее время, отчасти благодаря появлению видеокамер Digital Video (DV), очень популярным становится любительский монтаж видеофильмов. Мы не будем глубоко раскрывать эту тему, дадим лишь общие рекомендации.
Для использования компьютера в качестве телевизора и цифрового видеомагнитофона наилучшим выбором являются видеокарты семейства ATI All-in-Wonder. Эти "комбайны" снабжены всеми видами разъемов для ввода и вывода телевизионного сигнала, а также - модулем TV-тюнер для приема телевизионных программ. ATI All-in-Wonder могут строиться на разных графических процессорах - от уже упомянутого Rage 128 Pro до последнего супермощного Radeon 9700 Pro. Соответственно меняется и цена - первые стоят всего $50, вторые - более $400. Есть и промежуточные варианты, но все они отличаются не столько поддержкой видео, сколько скоростными данными для динамичных компьютерных игр.
Если видеолюбитель использует в работе аналоговую видеокамеру формата Video8 или VHS-C, достаточно, чтобы видеокарта была оснащена композитным разъемом TV-in (в народе этот разъем называют "тюльпан" или "азия").
Если используется более качественная видеокамера Hi8 или SuperVHS, видеокарта должна быть оснащена разъемом S-Video.
При использовании цифровой видеокамеры DV разъемы TV-in не нужны - ввод видеосъемки в компьютер ведется по другому каналу (FareWare).
В любом случае карта должна поддерживать вышеупомянутый режим "overlay", чтобы яркость всего экрана и яркость окна вывода видео можно было регулировать раздельно.
Если вам понадобится выводить изображение на экран телевизора, на видеокарте должен быть разъем TV-out. Он также может быть композитным (если выводится картинка на уровне записей VHS) или типа S-Video для вывода с большим разрешением. При этом надо учесть, что особо качественный сигнал для телевизора не способна дать ни одна карта (это объясняется тем, что природа телевизионного и компьютерного вывода на экран совершенно разная). Более-менее сносно с этой задачей справляются видеокарты Matrox и ATI, чуть хуже - карты nVidia.

ДЛЯ ДИНАМИЧНЫХ ИГР

Наконец мы добрались до темы, которая на 90 процентов определяет характеристики современной видеокарты: все новейшие технологии сегодня направлены на одно - поддержку трехмерной графики в компьютерных играх (именно поэтому со всеми остальными задачами справляются карты на устаревших графических процессорах, и пользователю, не особенно интересующемуся автогонками и "стрелялками", можно не тратить лишние деньги, покупая очень дорогую карту, которая через полгода вдвое снизится в цене и также перейдет в разряд устаревших).
Главное, что определяет поддержку трехмерных игр, - это тип графического процессора.
Второй по важности параметр видеокарты - объем установленной видеопамяти. В принципе, для любой современной игры хватит 64 мегабайт, но производители иногда ставят 128 и даже 256 мегабайт для будущих графических достижений. Также важно знать тип установленной памяти и разрядность ее шины - именно они определяют, насколько быстро графический процессор будет получать данные для расчета игровой сцены. Наиболее распространенным сегодня типом является память DDR SDRAM, которая вдвое быстрее обычной SDRAM. Память самых мощных карт ставят на 512-разрядную шину, память самых слабых - на 64-разряную.
В описании видеокарты также указывают скорость интерфейса AGP, по которому идет обмен данными между системой (компьютером) и видеокартой. Большинство выпускаемых сегодня видеокарт поддерживают AGP 4x, некоторые, самые новые, - AGP 8х. Но восьмикратная скорость обмена сегодня реально не востребована, а в ближайшем будущем, возможно, пригодится.

Владимир Панков
punk@vip.az


Рецензии