Философский камень. Текст 9. Болезнь добра и зла

- Что сегодня происходит с понятиями добра и зла? – спросил Поэт.
Преступник заходил по аудитории, видимо продумывая ответ. И вот, наконец, подошел к столу и повернулся к публике.
- Вспомним, как взаимодействуют, - начал он, - материя и дух. Они связаны между собой незримой нитью и растягивают её один – к себе, к центральной точке, другой, наоборот, к пространству. Успехи их попеременные.
Как происходят вдох и выдох? Из пространства в себя и из себя в пространство.  Вбирает всё в себя коробочка семян и разрывается, когда созреет, с распылением содержимого по ветру. Так происходит уплотнение небесного тела и его взрыв до пылевого облака. Всё напоминает фазы качания насоса. В себя и от себя. Движение маятника или движение по кругу. Накопление благ и революционный взрыв. Они могут собираться и разбегаться. Собираются днем, ночью разбегаются. Собираются с рождением, со смертью разбегаются. И отношения между мужчинами и женщинами в том ряду. Только днем разбегаются, а ночью собираются.
Что дальше? До каких пределов?
Христос говорил
"Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушать пришел я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота  или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все".
Слова Иисуса надо понимать так. Мессия пришел исполнить волю бога, то есть его закон. Ничто в том законе не поменяется, пока он не исполнится, а когда исполнится всё, сольются небо и земля, исчезнет всё.
Так что же исполнится? Чего мы ждем? А вот чего: пока не выработается источник, как причина, разделения материального и духовного – энергия конфликта. А закон один – исход его.
Планка, на концах которой стоят противники, имеет право качаться, но только не опрокидываться! Качение опасно! Добро – это равновесие, а зло – нарушение его.
Сейчас точка соприкосновения материализма и идеализма движется в сторону утверждения материи. Произошло порабощение материализмом идеализма. Причем, во всех мировоззрениях. Материализм захватил опорные пункты идеализма, нигде не найдя достойного отпора. А ему навязал свои. Вот посмотрите.
Идеалисты заточили души в казематы своих догм, запретив свободы для развития религий, а материалисты захватили все свободы и вырвались в открытый космос, чтоб перекраивать его. В пространство, которое есть храм идеалистов! Рвутся во внешний и во внутренний миры! А где же Дух? А Дух молчит. Он томится в своём каземате, игнорируя жизнь, как возможность развития, в ожидании блага у бога. Пользуясь при этом подачками материи.
Наука и техника торжествуют, подчинив себе человека с недоразвитой душой.
Дух людей протестует, образуя религиозные секты. Теология деградировала. Балансировка полюсов вышла из устойчивого соотношения. Мы стали заваливаться.
Каковы причины этого явления, господа? И к чему оно нас может привести?
Хотите знать причину?
Она в религии. Вот мои десять пальцев. По каждому пункт обвинения. Посмотрите, что в ней содержится:
1. Противопоставление человека с богом. Действия человека не обусловлены им. Между ними непреодолимый барьер, а следовательно, отношения вражды. Любой барьер предполагает различие, а значит - противоречие. Такая позиция, подсознательно неприемлемая, неизбежно должна была привести людей к попытке очеловечить бога. Бог в религии похож на человека не только внешне, но и наличием чувств, характера, с их проявлениями - любовь, антипатия,  милосердие, жесткость, внимательность, безразличие; логика мышления у бога по-человечески убога - соблюдаешь его законы - святой, не соблюдаешь - грешник. И поэтому божествами стали признаваться реально жившие люди.
Однако, несмотря на некоторые попытки устранить барьер, он всегда строго поддерживался, "Я" у человека и у бога различны, а значит, они обречены быть чужими, недоступными для понимания друг друга, сохраняя отношения монарха и неверного раба.
- Что Вы предлагаете? – перебил выступающего Теолог, - человека богом признать или развести их так, чтобы они ничего общего не имели? Почему Вам претят отношения мастера и его изделия?
- Позвольте мне ответить на поставленный вопрос, - помог Преступнику Философ. - Речь идет не о форме взаимоотношений, а о факте наличия их. Их не могло бы быть, если бы человек произошел только от бога. У тени с объектом тени взаимоотношений нет. Потому что связь однозначна. Ведь Вы утверждаете, что изначально, кроме бога, никого не было? Откуда могло взяться противопоставление? Его наличие позволяет предполагать, что за кулисами событий спрятано еще какое-то действующее лицо, причастное к появлению человека и противопоставлению его богу. Не тело же из глины послужило причиной границы? На тень ничто не повлияет, кроме самого объекта. Если Вам нечего сказать по моему замечанию, продолжайте, докладчик.
Преступник загнул второй палец.
2. Противопоставление человека и всего материального мира. Этот мир пассивен, как следует из библейской истории, и если в нем что-то происходит, то только лишь по причине непосредственного вмешательства бога. Бездушный мир, управляемый волей бога, полностью отражает божественные помыслы. Природа так олицетворяет бога, а человек - разрушитель и изгой в ней. Природа - господин, человек - дерзкий раб. В такой позиции человек обречен быть преступником и грешником. Противопоставление – это война. Человек её уничтожает, а она человека.
3. Цинизм искупления с деградацией души.
Христос своей кровью искупил все человеческие грехи. Произведена плата вперед. Есть Спаситель! Твори чего угодно, потом покайся. Кающийся грешник - любимый персонаж религии. Душа должна только проглотить готовую пилюлю догм - и она застрахована от ада. Так религия деградирует душу. Но душа должна страдать! Это её работа! У неё не должно быть зоны постоянного блаженства. Душа должна развиваться! Невозможно поверить, что жизнь и душа нужны богу только для развлечения игрой в божественный суд. И больше ни для чего. Нет ли здесь коварного обмана?
4. Неопределенность божественного суда.
Что мы можем знать о суде, чтобы говорить о нем? Можно ли взвесить возможное добро или зло от малого движения ребенка? Как откликнется моё движение в далёких уголках Вселенной или не очень далеких? Кому это ведомо? Кто сможет сказать, как отразится доброе или злое дело в пространстве и во времени? Не поменяются ли они знаками? Как можно пугать карами за те деяния, последствия которых спрятаны в глубокой тайне? Добро и зло потеряли четкость своих контуров, и суд потерял осязаемую предметность.
5. Как можно любить себя? "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Можно ли найти человека, кроме идиота, влюбленного в самого себя?
(Идиот удивился, но чудом промолчал, видимо, чтобы отрава настоялась. Вообще-то он относился к себе в рамках непостижимого такта, в котором не допускалась только ложь, а так любое допускалось. Но простота обычно принималась за бестактность.)
Человек всегда в конфликте с собой. А любовь - это что? Освобождение себя от того конфликта, от работы душой? Чтобы не было почвы тому для взращивания собственной морали? Не коварство ли в той любви? У каждого своя судьба. И вовсе не легкая. И она не зря существует. Избежать её невозможно. Помощники человека могут лишь отяготить его судьбу. Надо желать одного - достоинства в глазах Вселенной. Осознавая себя частью её. Крест мой положен мне богом. Я хочу нести свой крест и ничьей любви, кроме любви бога, Вселенной, мне не надо. Я работаю ни на себя, ни на людей, я работаю на него.
6. Утомление бога своей персональной любовью с бесконечными просьбами за эту любовь. Ну, не низость ли? "Знай и помни при раздаче благ, что я люблю тебя". Это просто ни в какие ворота не лезет! Любовь за деньги. Это циничные отношения проститутки с щедрым господином. Отвратительное страдание по благам. Какое унижение человеческого достоинства! Чистый материализм!
7. Унижение страхом. Культивирование страха бога с шантажом. Верь и тебе будет хорошо. А иначе будет плохо. Ведь известно, что за страхом подлость и жестокость. Совесть на страхе не держится. Не по страху надо жить, а по совести. Пора переходить от глупого страха к осознанной необходимости. Страх - это вообще из арсенала материализма. Как духовность смогла обратиться к нему? Страх стал ловушкой для закабаления души, отказав ей в исходной свободе. Здесь, обратите на это внимание, именно здесь была закодирована граница действия религии до понимания её.
8. Зачем говорить, что радости от бога, а наказание за грехи? Почему религия скрывает, что наказание - это наказ, требование выполнить возложенную на человека миссию, востребовав его душу для труда, а не бессмысленная пытка. Что бог не дает непосильного и бессмысленного наказания. Надо только понять требование и он поможет. И следует поблагодарить бога за его веру в тебя, в твою способность провести такую трудную работу. А радость не от бога, а от осознания, что всё идет как надо.
9. Вовлечение людей в паутину своих обрядов, как в некую игру, напоминающую спектакль. Вот где искусственное отторгло естественное, противопоставив себя ему! Вот вам смысл искусственных стен храма, нужных для ограждения прихожан от естественной природы, будто чтоб отторгнуть людей от неё и замкнуть дорогу на себя. Между богом и человеком не должно быть стен! А обряды просто унижают, поскольку говорят: ты раб спектакля, но не бога! Поганое влияние искусства, извращающего естественные чувства! Разве не кроется кощунство в фетишизации креста? Неужели в доме повешенного люди должны молиться на веревку, как христиане на крест? Как крест может служить символом победы бога над смертью, когда нет ни смерти, ни победы над ней. Не может быть победы дня над ночью. Всё имеет своё осмысленное предназначение. Ощущение бессмысленности чего-то частного происходит от непонимания его места в работе всего механизма. От узости мышления.
10. Причастие первых людей к тайнам добра и зла, происшедшее вопреки воли бога и возбудившее в людях стыд наготы, оценено величайшим преступлением, за которое бог лишил людей бессмертия и вынес другие наказания. Познание и эротизм взаимосвязаны как элементы процесса развития разума через гармонизацию двух начал, пролегающую через эрос, впитавшего в себя, по предположению уважаемого Председателя преступление и наказание, а значит - рождение и смерть. Осуждение совершенного имело предупреждающее значение погружения человечества в бездну эротизма, от которой мог отвратить только тяжелый труд. Но образ эротического действа всегда лежал в основании процессов Вселенной и абсолютно отвергнутым быть не мог. Однако люди всё же погрузились в эротизм, создав цивилизацию эротики. Это явилось следствием проявления повышенного материализма на поле скованной души. И вот связанный вопрос. В каком смысле бог лишил людей бессмертия? В смысле души или тела? Тело никогда не олицетворяло жизнь, жизнь олицетворяла душа. Бессмертие ее не исчезло, оно требует от людей новых трактовок себя, чтобы провести их к смыслу бессмертия. Что ж теология молчит? Ответа нет.
Так религия Духа поставила человека с его душой на колени перед религией Материи. Когда она победит, это просто приведет к уничтожению жизни, как и предполагал Материалист.
Теолог похлопал ладонями, изобразив язвительный восторг.
- Да Вы не только Преступник, вы и философ, хотя это, наверно, одно и то же. Но, Великий Синклит! - обратился он к собранию. - Ваша Честь! Я отклоняю все обвинения в свой адрес. По формальному поводу. Если логика противоречит сама себе, то всё на ней построенное ошибочно. Здесь усматривается этот самый случай. Вор изобличает догматы церкви и утверждает, что они стали вроде мешка на щеголе. То есть морально устарели. Добро и зло, по нему, стали неузнаваемы. Так и суд невозможен. Преступнику это на руку. Но устраивает суд и пользуется ему полезной частью догматов для бичевания другой, органически связанной с первой. Не может палка одним концом ударить по другому концу, не согнувшись. А наши догматы не гнутся. Истинный суд может творить лишь только бог. Не люди судят, судит бог, а значит - совесть. Люди лишь бесчинствуют, потому что не ведают, что творят.
Слаб человек. Не может подняться, увидеть, понять. Как ему подняться, если нет лестницы, ведущей наверх. Как увидеть, если зрения нет. Откуда ему понять, если ум лишь выясняет «нравится - не нравится» и других критериев у него нет.
Прошу учесть мое несогласие.
- Хорошо. Внесите в протокол. Продолжайте, уважаемый Преступник.
- Предлагаю посмотреть, как развивался материализм на слабости религии.
Он ввел свою рациональность в решение задач, поставленных религией, очистив их от божественной причастности. И навязал рациональность на века, утвердив безошибочность рациональной логики. "Истина конкретна!" - сказал он. И овладел умами людей. Очевидность стала главным, нет - единственным критерием! Очевидность чего?! Очевидно - то, что видно! А того, чего не видно, того, конечно, нет вообще.
Вот смешной пример! Нашли цепочку последовательно схожих скелетов из разных времен и что можно было бы предположить? Что каждый вид животных развивался самостоятельно и независимо, как виды растений в лесу или как клетки единого организма, имеющие сходство на ранних этапах. Что человек в этом же ряду шел из недр природы самостоятельно и неотвратимо в общем эшелоне развития всей Вселенной, как любая отдельная клеточка для своей специфической роли. Что вся конструкция гениального творца распрямлялась так же, как конкретное дитя в чреве матери. Через беременность материнского круга обстоятельств. Родственники – не значит продолжатели. Но нет! Тогда бы пришлось предположить, что все эти виды, включая человека, были запрограммированы с рождения Вселенной. Признать наличие какого-то конструктора. Но его не видно, значит - его нет. Он противоестественен. 
Так материалисты отвергли самую простую логику развития, мимолетно задетую религией: каждый изначально идет своей дорогой. Как бы по восходящей вертикали. И вот у материалистов человек произошел от животных, благодаря не то труду, не то искусству. Перескакивая от вида к виду, как бы по горизонтали. Всё у них развивается одной цепочкой, приспосабливаясь и видоизменяясь. Первоначальная точка образовалась случайно. Откуда же тогда тупиковые ветви? Они не знают.
- А разве кто-нибудь знает, что такое - естественное? - сарказм свесил ножки с лица Материалиста.
- Что в природе вообще может быть искусственным? Вы же утверждаете, что создателя нет? Если сам человек произошел естественно-случайно, то и дела его – есть следствие того.
- Естественное - это предопределенное богом без греховных творений людей - без техники, науки и искусства, - заявил Священник и величественно замолчал.
- Я думаю, - сказал Философ, - определение естественного зависит от способности человека самому быть естественным. Каков он есть, таким и видит мир.
- Нельзя ли пояснить?
- Мир, по мнению материалистов, наполнен случайными взаимодействиями, как столкновениями в толпе, мир идеалистов определен судьбой, в которой всё увязано, и прошлое, и назначение, и соответствие ему.
До рождения настоящего Разума в мире сочетались и простая предопределенность и полная неопределенность. Предопределенность заложена в физико-химических реакциях, то есть в законах. Неопределенность - в разрушении их.
С появлением Разума последовательность событий будет постепенно переходить ему в подчинение. Зачатки можно видеть. В создании широкого фронта разумных воздействий. От нас теперь требуется великая осторожность и великая ответственность за все дела. Если мы введем в неё свою неопределенность, то раскачаем всю Вселенную. Тогда постигнет всех коллапс.
Случайность - не метод природы, а метод понимания её. Нелепость субъекта приписана объекту. Генетику, естественный отбор, в которые материалисты загнали якобы природную случайность, можно было бы представить совсем в ином свете. Я поддержу Преступника.
Представьте себе, идут два путника, несут общую ношу. Оба устают. Как им организовать свою работу? Например, так. Попеременно. Один отдаёт другому свои силы, то есть тело, и повышает жизненный опыт его, сражаясь с ним, и уходит в небытие на отдых с тем, чтобы другой потом возродил его снова там, куда придет. И ушел бы, как тот прежде, в небытие. А возрожденный понес груз дальше. Возможно совместное преодоление преград с перерождением. Груз, что несут они, называется жизнь и разум. Заметьте, в этой трактовке использована любимая материалистами горизонталь - движение по дороге. А вот и вертикаль, отвечающая на вопрос: зачем это движение. Да чтобы освободиться от побудительного мотива, вызвавшего это движение, следуя ему и понимая суть процесса.
- Однако, мы отвлеклись от темы, - спохватился Философ. – Нужно ли доказывать, что человечество всегда балансировало в неустойчивом положении между двумя крайностями, сражающимися за человека. Это или крайняя духовность - или крайний материализм.
Во все времена, когда нарушалось равновесие, объявлялся некий герой или гений, который невероятными усилиями, иногда ценою жизни спасал человечество от скатывания в пропасть однозначности.
Если внимательно просмотреть нравственную ситуацию в Израиле во времена жизни Иисуса, то можно вполне объективно отметить падение уровня духа. Нравственная база стала принимать эфемерные очертания. Региону грозили бунты и распад. Психологическая истерия или шизофрения общества. Народ, распятый Римом, лишенный нравственного самосознания, отправляя Иисуса на смерть, забивал гвозди в свой гроб. Опаленная кровью яркая позиция, всколыхнувшая почти увядших людей, пронзила их, разбудила, и тем спасла от нависавших катаклизмов. Иисус своей смертью одержал победу над смертью народа Израиля. Он спас его. Благодарный  Израиль  должен перед глазами держать этот крест. Молиться на него или нет - его дело.
Закатившиеся цивилизации, надо полагать, не сумели предостеречься от этих двух крайностей. Рим, Крит впали в материализм. Остров Пасхи и инки - в идолопоклонство. Им был предопределен психический слом и самоубийственный исход.
Да, это подвиг. Достойный уважения каждым. И не только уважать пристойно каждому, но и постоянно держать его в душе, как предохраняющий талисман от собственного падения в ту же пропасть.
Но то, что было необходимостью для Израиля и возникло в Израиле для него, стало ли благом для России с её природой и судьбой? Разве насильственное внедрение христианства в Руси оправдало себя? Иисус Христос завещал ученикам: "к язычникам не ходите, а идите к погибшим овцам дома Израилева". И вдруг вера евреев упала  на холодную Россию.
Это стало злом. В России разрушился сбалансированный уклад жизни.
В угоду политического замысла на плаху была положена самобытная её душа. Честолюбивый и жестокий князь Владимир, подстроивший брату смерть, чтоб занять киевский престол, в конце многочисленных войн привез из Византии новую жену и новую религию. Как мне кажется, от безысходности, чтобы в них найти место своей измученной виной душе. Виноватый святотатством перед своим домом, сжег его, чтоб подчинить себя чужому.
С предательством своих богов появилась на свет вечная Вина России. Вопрос "Кто виноват?" проклятьем зависнет над ней. А в чем - никто не скажет. Что с Россией дальше стало? Страна уподобилась человеку, проклявшему родную мать. Запутавшемуся, с двойной моралью, потерявшему достоинство и с бесконечным угрызением совести. Невиданная прежде жестокость проникла в сердца, и брат пошел на брата. Бунты, смутные времена - наказание богов. И так до сих пор.
Главное – пропало национальное достоинство! Страна стала страной холопов.
Именно тогда духовный день России сменился на долгий мрак материальной ночи. Христианство сбило бытовавшее в России равновесие. Благо для евреев стало игом для России.
Добро и зло заболели, они потеряли свои очертания и вывернулись наоборот. С тех пор добром стали дестабилизация и реформы, а покой стал злом. Чаши весов закачались и рухнули.
Как христианский дух, отрицавший насилие, согласовался с таким актом? Неужели он тогда сам себя отверг? Или меч Христа стал средством продолжения любви?
Сколько же в России было понастроено церквей! Как гвоздями, прошита Россия многочисленными храмами, чтоб удержать её на христианском кресте. И припала Россия к ним от горя к себе. То, что является естественным, что составляет мозг, сердце, кровь, как составляет естество вода и воздух, не требует демонстраций преклонения ему. Достаточно и тишины, чтобы мать помянуть. Даже Иисус говорил: "Когда молишься, войди в комнату свою и затвори дверь. Отец твой, видящей тайное, воздаст тебе явно".
Христианская церковь приступила к исторической задаче великого испытания России. Естественный период завершился, наступило время неестественных драм.
Двойная религия расчленила общество. На одной территории из одного народа образовались две нации со своими культурами. Образовалось две религии. Одна - со времен Владимира - нация господ с иноземной религией, другая - нация язычников, варваров - то есть прочего исконного народа со своей естественной религией славян.  Здесь истоки рабовладельческого строя. Разъединение культур росло. Князь раскрыл форточку для сквозняка России, и далее она стала чихать, температурить, холодеть с приостановкой пульса, прошла через Октябрь и так до наших дней. И выздоровления не видать.
Разорванное надвое тело смердело. История захлебывалось в крови, и приучила к ней людей.
Реформаторы стали проклятьем России. Безумная страсть перекраивала её, гнула. Но такая её особенность. Любила безумную страсть и любила избиение себя. Если барин добрый, то дурак. Кулачными боями компенсировала тоску о мордобое. Прелесть реформаторов никогда не определялась результатами их дел. Результаты были или вредны или сомнительны. Прелесть заключалась в формировании особого характера России. Непоколебимого, уравновешенного, знающего свою бесконечную цену. Вот и нынешние реформаторы понадобились России не для того, чтобы ей сделать лучше, - пустые хлопоты, а для следующего витка укрепления необычного этого характера. В русских сказках, заметьте, Иван - носитель русской души, всегда дурак, потому что в отличие от старших братьев - носителей российской беды, - одного жестокого и подлого другого, - он изначальный, а потому и побеждает. Этот Иван не уничтожаем, не сломлен, хотя жестоко бит. Ни христианство, ни материальный прагматизм не сделало его подобием старших братьев, обкрутив тех поповскими или купеческими дочками. Окончательное его победное слово еще впереди. И нынешние реформаторы как те старшие братья не справятся с ним. Победа - за дураками!
Если принять за аксиому, что в истории ошибок нет, то можно предположить, что и необъяснимый поступок припавшего к чужим ногам Владимира и вся горькая история России были неизбежны для неё и предопределены. Неизбежны от инфантильности характера, необходимы для становления великого Духа.
- А что же будет дальше? - спросил Поэт. – Как Вам видится путь России?
- Россия отличалась от других стран коллективным противостоянием природным невзгодам, коллективным решением сложнейших задач выживания, каких не знала никакая другая страна. Наличием сложной иерархической структуры, какой не было нигде. Сшивалась горем и жестокостью. Упрочнялась добротой. Путь её в том, в чем она всегда сильна была. В духовных поисках. Для России в наказании всегда присутствовал наказ. Если другим Бог дал изобилие, России он дал участь. А это гораздо большее. Обладая ранимой душой, она пестовала своё сокровище, подставляя тело для физической боли. Так от души взращивался Разум. Путь России был суров. Но при всей драматичности событий, они сами никогда не имели для неё большого значения.  Имел значение процесс,  ими помеченный. Чудовищный темперамент не нуждается в богатстве. Он всё ломал пустой рукой. Божья избранность России уставшим показалась злом. И вот теперь, чтобы бог до них не достучался, они решили отгородиться от него мамоной, зарыться в золоте и счастливо зажить,  взяв за пример Петрово рвенье, чуть было не свернувшего Россию со своего пути на западный бесперспективный путь. При появившихся возможностях уйти в сторону от предначертанного пути путем наращивания материальных благ, Россия всё же сбросила Петровы начинанья и, потоптавшись, взялась за своё, приняв развитие духа, как свой народный способ утверждения себя столпом объединения Земли. Если Запад материей силен, Восток – религией, Россия - Духом. Когда бездуховный Запад исчерпает свои духовные ресурсы и окажется бессильным в поисках дальнейшего пути, религии исчерпают свой потенциал, тут и наступит звездный час России. Она тогда и поведет все страны за собой, предотвратив всеобщий тлен. Без неё он будет неизбежен. Материя без Духа не умчится далеко вперед, как кажется сейчас. Собьются все колеса. И Западу не подминать бы под себя Россию, и ей бы не ложиться под него, а пестовать её, как корень жизни. Никогда у русских богатство не было в почете, а бедность не была стыдна. Широкая душа от широких просторов России, с суровым климатом, не нежащей землей, семейственным родством и почитаньем рода, всегда с приматом духа над бренной плотью, особым чувством горя, воспетом в нежных песнях, и постоянным поиском путей развития духовных начинаний - российская душа - особый дар земли землянам. Утопический коммунизм вызревал у русских задолго еще до англичанина Мора и до итальянца Кампанеллы, он был двигателем многочисленных восстаний, революционный Октябрь пошел от него. Но все они, поднятые взлетами российского Духа, были мертворожденными, потому что не вызрел еще он. России и далее предначертано идти по этому пути. Борьба между Западом и Востоком с Россией в середине всегда была и будет, как условие их взаимного подъема в единстве с устремлением к нему. Какой спорщик без оппонента и без отношения к нему с любовью? Обновленные нравственные ценности, более глубокие, чем может предложить нынешняя церковь, и обновленный социализм, - вот что необходимо России. Тирания Духа и чистый Разум без пристрастия к мамоне. Но нужно Дух раскрыть. Развитие его должно составлять центральную часть национальной идеологии. И в этой области занять ведущее место на планете. Страна должна стать центром культуры и гуманитарной науки в системе интеграции стран. Центром созидания нравственных общечеловеческих ценностей, центром нравственного воспитания молодежи всех стран. Стать "Духовником" планеты. В этом её предназначение, а не в бесконечном уподоблении уходящим вперед технически развитым странам. Россия должна быть исключена из системы рыночных отношений, определив условия предоставления своих ресурсов другим странам. Каждой стране уготован свой путь, и России незачем метаться, словно заблудилась. В истории ошибок нет.
Во время выступлений Идиот крутился, жеманничал, дергал волосы, мял листы бумаги. Наконец взорвался.
- Ваша Честь! Но давайте на всё посмотрим с другой стороны. Можно подумать, что без религии нельзя. Ведь была же попытка образовать атеистическое общество со специфическими представлениями о хорошем и плохом. Вот Вы, товарищ, подойдите к нам! Расскажите о такой попытке!
- Прошу Вас, просветите нас, - обратился Философ к тому, на кого указал Идиот.
К столу энергично подошел крепкий невысокий мужчина в кепке и с аккуратной бородкой.
- Кто Вы?
- Вождь пролетариата.
Материалист подбежал к нему и крепко пожал руку. А потом показал кулак.
- Что Вы думаете по поводу исторических законов?
- В их основе развитие борьбы противоположенностей. Общественные формации - продукт их разрешения.
Идиот:
- А продукт портится.
Вождь:
- Но не умирает, а создает более совершенные формации. В конечном итоге - в коммуне остановка. В той точке, где будет полная свобода от всевозможных видов подавления личности. Люди не рабы. Свободный труд обеспечит зажиточную и радостную жизнь. Стремление к свободе всегда было движущим мотором всех революций.
- К какой свободе, коллега? - спросил Философ. – Представление о свободе зависит от цели субъекта. Свободе от или свободе для чего-то?
- От угнетения для неограниченного развития личности.
- Но это вызовет бурный, безграничный рост потребностей! А возможности любого общества ограничены. Придется увязывать потребности с возможностями. Распределение их станет ограничением для свободы, указанной Вами. Или Вы нашли выход из такого тупика?
- Да, нашли. В плановом ведении всеобщего хозяйства. С некоторым ущемлением каждой из свобод, но с расширением их круга. Плановое ведение стало центром экономической жизни.
- И Вы нашли способ замкнуть цель развития личности на создание возможностей её развития? То есть организовать замкнутое кольцо?
- В принципе - да. Мы закрепили это в новой морали человека. "Каждый работает на благо народа, народ на благо каждого". "От каждого - по возможностям, каждому - по потребностям". Потребностям, необходимым для реализации таких возможностей. В более доходчивой форме это звучало так: "От каждого - по возможностям, каждому - по труду". Каждого, кто отрицал такую мораль, мы перевоспитывали или репрессировали. Мы нацеливали общество на приоритет духовных потребностей, что уводило бы кольцо в иное измерение.
- Мне понятно, что кольцо, организованное Вами, вращалось желанием людей жить. Но что было положено в основу его развития?
- Анализ плановыми органами всевозможных экономических факторов. И развитие науки.
- Была ли у вас наука жизни человека? Развития вашего общества? Наука его исходного предназначения и путей его реализации? Ведь без такой науки Вы могли бы только зацементировать такое кольцо, если не сжать его до предела. Ведь суть экономики - в уплотнении её самой, при которой коэффициент полезного её действия устремлен к единице. Человек же, хотя принимает её самодовлеющее свойство, подсознательно борется с её жестким прессом, словно реализуя иную, неподвластную человеческому уму программу. Он не согласен с приближением КПД к единице. Была ли у Вас наука изучения природы человека? Его природной программы?
- Нет. Потому что мы были убеждены, что пришли к конечному пункту исторического пути человечества. И мы зацементировали этот пункт. Мы видели в своем предназначении - распространение нашего строя на весь мир. Нет, такой науки у нас не было. И я об этом сожалею.
- Почему же Вы изгнали из вашего общества религию, изначально предназначенной служить задаче духовного подъема?
- Мы её не изгнали. Мы её преобразовали в новую религию. Мы создали религию коммунистического общества. Со своей символикой, со своими обрядами. Да, это получился неполноценный заменитель её. Но и та, что была прежде - не была исконно народной религией. Она служила господам. Она была политическим рудиментом.
- Но и Ваша религия стала служить Вашей политической олигархии, как и прежняя, не став народной.
- Да, всё так. Я это видел. Но у меня уже не оставалось ни времени, ни сил на проработку этого чрезвычайно важного вопроса.
- Скажите, почему произошла революция в 17 году?
- Странно, но период между волнами реформ раскрепощения составляет примерно 60-70 лет. Отмена крепостного права официально состоялась в 1861 году, а практически началась раньше.
- Не могли бы Вы просветить меня в одном вопросе. Вы объявили атеизм государственной идеологией. И смешали его с материализмом, у которого есть свой безусловный бог: мамона. Как Ваш материализм совместился с отрицанием капиталистических фетишей? Или материализм раздвоился? Один - для алчущих материальных ценностей, то есть наживы, другой - для нравственной идеи общества? Это несовместимо.
- Я полагал, что абсолютизацию наживы можно вынести за пределы материалистического мировоззрения и проложить всемирную историю по очищенным от неё законам материи.
- В чем Вас убедил истекший опыт?
- Что это был чистейший идеализм.
- Не в этом ли была бомба замедленного действия для вашего государственного устройства? В непризнании бога, как объективной категории. И в отказе внимания к материальной составляющей бытия. А идеологическая работа была насилием и бредом, бесславной попыткой подавления естества.
- Правы Вы, Ваша Честь, но я всего лишь человек. И не верил, но надеялся на своих преемников.
- Вы сожалеете об утверждении атеизма?
- Нет. Я сожалею о неверном понимании его.
- Как бы сейчас Вы его обрисовали?
- Атеизм утверждал материалистическое мировоззрение, которое  базировалось на догмах от опытов науки, изучающей мироздание. Конечно, не адекватных ему. И это обуславливало дистанцию от истины. Материализм стал антирелигией, то есть  религией обратного характера, религией счастливой, но единственной жизни. Ей люди стали поклоняться из-за неверия в потустороннюю жизнь, принципиально недоступной опыту. Именно религией, поскольку она требовала бездоказательной веры, что потустороннего нет.  Бессильной верой в возможность всё объяснить физическими законами. Полупризнание идеального вело в тупик. Сейчас атеизмом я назвал бы такой дуализм, в котором могла бы быть решена неприступная прежде проблема увязки всех религий без диктата любой из них. Чтобы получилось единое, а не двойственное мировоззрение, наиболее адекватное многогранной истине, в различных формах угадываемой разными людьми. Возможно термин "атеизм" останется в прошлом. Его даже представить невозможно, как жизнь без жизни.
- Благодарю Вас.
Философ всмотрелся в мрачный зал.
- Попрошу преемника вождя пролетариата подойти к столу.
К столу подошел сутулый человек с усами и в сапогах.
- Представьтесь, пожалуйста.
- Вождь всех времен и всех народов, - с кавказским акцентом назвался он.
Философ внимательно оглядел его.
- Я слышал о вас много противоречивого. Говорят, что Вы страдали умопомешательством. Паранойей. Бредом преследования, ревностью. Это так? Как это совместилось с безусловным талантом организатора?
- Вы ответите на свои вопросы сами, когда поймете конкретную ситуацию.
- Расскажите, мы слушаем.
- Мне досталась страна с лоскутной экономикой, кольцо только еще предстояло организовать, его не было, но уже стала образовываться политическая олигархия. Политическому и хозяйственному строительству мешали частнособственническая мораль, княжеские замашки руководителей. Мешала интеллигенция, оплот и носитель прежней церковной морали, видевшей в народе хамов, а не конечную ценность. Мешали инородцы, привносившие свои религии в наш русский храм. Особенно религия евреев, вытеснившая русскую стараниями князя Владимира, тем лишившая народ самобытности. Их приходилось убирать с арены действий, как неблагонадежных. А некоторых, как язычник, я в жертву богу приносил. Я ночами изучал основной для себя и страны вопрос - вопрос перекройки сознания. Да, быт определяет сознание, но его пока не было. Что тогда? Какие методы? Как привить людям чувство хозяина всей страны, а не маленького своего огорода? Как пробудить в них сильный дух, широкий взгляд? Мы внушали им - "Человек звучит гордо!" Но проку что? Всё под себя. Поистине "рожденный ползать, летать не может". Только беда могла переродить людей. Очистительная сила горя. Террор, война, насилие и коллективный труд. Я принял на себя роль мессии - спасителя человечества. Если богу был угоден Иисус Христос, то теперь свой тяжкий крест я взвалил на себя, зная, что мой путь - будет путем на Голгофу. Я уйду к богу не организатором тупика, а организатором выхода из него. Я должен вывести всё человечество из подавления его тупой наживой для жирных брюх. Я был предопределен богом, верил в свое предназначение от него. Я не был ни грузином и ни русским, я был сыном человеческим. Но никогда и никому не говорил об этом. Только, умирая, я показал рукой, куда я ухожу. А уходил я к богу. В атеизме, кстати, я никогда не видел отказа от бога. Я видел в нем отказ от порочных религий. Попытку подняться над ними. Я был один. Совершенно один. Как был совершенно один в своей избранности Иисус Христос. Я выжег всё поле вокруг себя, чтоб стать абсолютной идеей, пастырем для овец своих. Сомнений в правильности обозначенного классиками пути у меня не было. Я делал всё правильно. И не просмотрел начало войны. Я знал, что делал. Мне перед войной уже удалось создать потенциал непобедимой страны. Основа его - в новой морали людей. Нападение на такую страну было равносильно самоубийству. Я даже не верил, что Адольф бросит свой народ на гибель. Но побуждал его к ней, провоцировал её, ведя игру невероятной сложности. Это было необходимо, потому что технический талант немцев не давал нам шанса обогнать их. А их технический потенциал так стремительно возрастал, что оставалось молить бога о скорейшей развязке. Я испытывал удовлетворение, читая депеши о предстоящем нападении. Пусть, хорошо, это и надо. Я знал, что нападением он облегчит мне осуществление моей давно задуманной задачи. В России он завязнет, и на плечах его я волной вкачусь в Европу. Уж лучше обороной измотать его на своем поле, чем на его поле его бить. Там я его не смог бы победить. Я верил в свой народ. И в своё предвидение. Гибель людей была неотвратима. По какому бы пути история ни пошла к полной победе коммунизма, жертв не избежать. Но верил, что на таком пути, по которому я веду людей, жертв будет меньше и путь будет короче. Речь шла о вселенском масштабе. Только изобретение ядерного оружия приостановило меня. Надо было менять стратегию. Закончить своё дело мне помешала смерть. Я был неистовым чернорабочим истории. За что меня можно осудить? Ведь, несмотря на военную разруху, страна быстро пошла на подъем. Никакая иная страна такой взлет с нуля не осилила бы! Цель была рядом.
Философ почесал затылок.
- А как же неоправданные жертвы?
- В обществе всегда война, борьба старого с новым. Всегда есть жертвы. Где границы оправданий им? Смерть идет как средство очищения. Потусторонний мир – огромный фильтр. Жизнь никак не может быть самоцелью.
- Да, - сказал Философ, - вижу, к масштабам Вашей личности нельзя подходить с мерками обычного человека. Я могу только сказать, что если Вы были больны, то это была не Ваша болезнь, а болезнь всего народа, предопределившего свою судьбу. И она своей температурой сожгла исходные корни заболевания, которые я вижу в авантюрной нравственности, приведшей и к революции, и к подготовке к мировой войне. В тяжелых муках народ переболел болезнью. Вы сумели за короткое время обеспечить всю глубину её хода и этим ускорить выздоровление. Этот период стал ответом на ошибку князя Владимира. Пора возвращаться домой. Подправиться и далее идти вперед. Но ничего не должно пропасть. Во всем есть ценность. Только надо всё привести в порядок, не разбрасывая. Мы еще обязаны вернуться к коммунистической идеологии. Но на новом нравственном уровне.
- Вперед, Ваша Честь! Но куда? В коммунизм? - остолбенел Идиот.
- Нет, сударь. Конечных пунктов у нас уже не будет. Коммунистическая идеология еще вернется обязательно, когда мы будем к ней готовы, но она уже будет проходящим этапом, а не конечным пунктом и будет частью базовой задачи. Наверно, даже и коммунистической не будет называться. Она останется попыткой устранения накопленных социальных противоречий и перекосов во время деградации традиционной власти. Неудачная, преждевременная, спровоцированная введением чуждого стране капитализма. Она и породила состоявшиеся войны. Войны, которые вызываются неравномерностью хода исторического времени. Тогда время словно выпрыгивает вперед, взрываемое духом революций, то останавливается под прессом тяжелой материи. Волны времени ходили по странам в противоположенных фазах. И в тех точках, где они встречались, как встречные ветры разряжаются смерчами, там взрывались войны.
- Скажите, Философ, - поинтересовался Преступник, обдумывая слова отцов народа, - если реформаторы станут преступниками, то кем станут преступники?
- Преступники станут философами. Вся история преступлений пронизана поиском смысла. Потому и растет в истории преступность. Вот что я Вам скажу, дружище, - любой философ - преступник. Он пересматривает сложившиеся устои. Если он этого не делает, он не философ. А преступник - это тот мученик, который мечется между двумя крайностями духовной и материальной сфер, не в состоянии объединить их. Провал между ними. И сблизить их в себе не может. И совершает действия, олицетворяющие вызов несовершенству закона. В себе и в мире. Кричит он у провала! В этом и есть суть зла. Вон в России разгул криминала! А ничего особенного не происходит. Общество переходит через пропасть. Россия - в зоне криминала.
- Ваша Честь! - не понял Преступник - Куда она переходит?
- От дореформенного атеизма пошла к дикому материализму, а теперь обратно к атеизму, как к некому нулю. Далее, надо полагать - к духовности. Колебания, похоже, дальше будут затухать. Добро и зло, возможно, придут в норму.


Рецензии