Есть ли будущее у литературы? 2

2. Культура прошедших веков.

Итак, мы выяснили, что последний подъём интереса к искусству был вызван научно-технической революцией и переходом человечества на качественно более высокий уровень потребления энергии.

Теперь попытаемся провести небольшой экскурс в историю, чтобы проследить, как обстояло дело с искусством там.

В исторической науке я не силён. В школе на уроках спал. Не интересовался. То, что знаю – из художественных произведений или телевизионных передач. Если что-то напутаю, поправьте меня, пожалуйста.

Начнём. Первое, что приходит на ум: Россия, конец восемнадцатого – начало девятнадцатого века. Рождение и развитие русской светской (т.е., не церковной) литературы. Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов. Классический ряд из школьной программы. Можно напрячься, и вспомнить ещё Рылеева, Тютчева, Фета, Козьму Пруткова, дедушку Крылова и даже похабного Луку Мудищева.

А они то на чём выросли? Видимо, на последствиях  реформ Петра, а затем Екатерины. Россия волевым устремлением императора в короткий срок из замшелой феодальной страны превращается в мировую державу. Строительство флота. Прорублено окно в Европу. Витус Беринг. Аляска ещё наша.  Победа над турками. Позднее – над французом. Кругосветные путешествия. Лазарев, Беллинсгаузен. Всё благодаря новой политике. Темпы, конечно, не те, и результаты появляются только лет через сто после начала реформ.

А как же энергия? Энергия откуда? Да из людей, из людей. В результате реформ усилилась эксплуатация рабочего человека и природы. Для России благо, для крестьян – каторга. Энтузиазм, опять же. Царь Пётр  сам не слабак, топором помахать ему раз плюнуть, и другим пример подаёт. Пашут все. Пищат, но пашут. Потому что надо.

Что в искусстве? Не такой мощный, не такой резкий, но всё же явно выраженный подъём. Наука. Архитектура. Ювелирное дело. Народные промыслы.

Позднее, к началу двадцатого века ещё и музыка («могучая кучка», и живопись(передвижники), и Достоевский, и Толстой, и многое другое.

Европа, тринадцатый - шестнадцатый век. Ренессанс. Эпоха Возрождения.

Честно – не знал, да ещё забыл, чем она была обусловлена. Кажется, религиозной реформой. Хотя это было уже потом. Сначала – Сорбонна. Конец мракобесия, просвещение. Время географических открытий. Книгопечатание. Развитие наук. Самостоятельность крупных городов, новые экономические отношения. Энергия людей, ранее связанная догматами веры, придавленная страхом перед инквизицией, высвобождается скачкообразно. Люди начинают учиться, развиваться, пить вино и радоваться жизни. Результат известен.

Целое созвездие громких имён: Джотто, Данте, Джордано Бруно. Парацельс, Леонардо да Винчи, Петрарка, Рабле, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир, Сервантес. Коперник. Эразм Роттердамский, Николай Кузанский. Лютер. Кальвин. Марко Поло, Васко да Гама, Колумб…

Продолжать можно долго. То, что они тогда натворили, и до сих пор ещё оказывает большое влияние на общество и искусство, движет умами и душами людей. Вот это масштаб!

А энергия откуда? Источника, предположительно, два. Энтузиазм народа, с которого сняли часть (не всё) тех табу, что довлели над ним веками, и политика больших завоеваний. Огнестрельное оружие сыграло тут не последнюю роль. Открытие и завоевание Америки, Индии. Торговля, валютные операции («менялы»). Торговля рабами-неграми. Столетняя война. Алая и Белая роза. (Не секрет, что войны служат кое-чьему обогащению. Также это выброс энергии, своего рода костёр, источник тепла).

В общем, опять всё за счёт людей.

Глубже в историю. Древняя Греция. Где-то так восемьсот-триста лет до нашей эры. Золотой Век античной культуры и искусства.

Олимпийские игры. Софисты. Философы. Поэты. Драматурги. Солон, Пифагор, Евклид, Фалес, Платон, Аристотель, Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид…

Культ физической силы, раскрепощение нравов. Диоген не только живёт в бочке, но ещё и занимается, пардон, мастурбацией при всём народе. Сократ совращает юношей. За что в конце концов и поплатился жизнью. Остров Лесбос. «Греческие ласки». Гетеры.

Даже боги – и те половые гиганты. Один Зевс  сколько детей настрогал!

Эпикур и его учение о том, что жизнь дана людям для того, чтобы получать приятные ощущения. Тот же кайф, по сути.

Народ настолько уверен в себе, что смело борется с тиранами, и приемлет только демократию. Энергия – опять же, за счёт войн, секса, рабов.  То есть, за счёт эксплуатации человеком самого себя и других людей. Изобретение железа сыграло тут решающую роль. По силе воздействия на общество железо сравнимо разве что с открытием атомной энергии.

Этот энтузиазм, в конце концов, привёл к рождению Александра Македонского. Последний завоевал чуть не пол-мира, и только тогда успокоился. Далее влияние и культура Греции пошли на убыль. Энергия народа истощилась. Началось медленное угасание. Чем в наше время знаменита Греция? Да практически ничем. Покойный миллионер Онассис, да Демис Руссос. Негусто.

Культура Рима несколько менее известна. Во многом она была заимствована у греков. Римляне были более дисциплинированными и тупыми парнями. Неромантическими. Право изобрели. Это они умели. Военное искусство. Гладиаторы. «Хлеба и зрелищ!» (Вот и источник энергии назван  - хлеб и зрелища).

Римская империя простояла до пятого века нашей эры, пока децентрализация власти не подорвала её могущество, и орды полуголых варваров не разорвали её на куски.

О культуре варваров нам тоже почти ничего не известно. На то они и варвары.

Ещё, ещё дальше в прошлое. Индия. Бабушка науки и культуры Европы. Что было там?

Да ничего особенного. Полудикие племена, кровавые культы, джунгли и зверьё. Тут пришли арийские племена, и навели свои порядки. Развели скот, земледелие. Придумали Веды, богов, построили храмы. Дикарей вытеснили.

Потом боги поменялись. Появились брахманы: священные тесты и одноимённые жрецы. Общество разделяется на касты. Будда, Джина Махавира.  Религия постепенно обретает формы, сохранившиеся до наших дней.

Живопись, литература, поэзия, музыка, архитектура того времени тесно связана с религией. Избыточная энергия, появившаяся в результате развития сельского хозяйства и появления железных орудий, направляется жрецами по религиозным «каналам». Практически все сочинения того времени так или иначе связаны с богами. Зато боги – на все случаи жизни. Тут и любвеобильный Кришна, и кровожадная Кали, и аскетичный Шива, и многоликий Брахма, целый сонм мелких божеств и демонов.

Тёплый климат и плодородие позволяют жить и плодиться даже самым низкообеспеченным слоям населения. Индуизм терпим к любым людям, взглядам. Он вбирает в себя всё, даже христианство и ислам. Всё благодаря  запасам энергии, которую люди там черпают в буквальном смысле от солнца. Впрочем, так как она им достаётся даром, тратят они её тоже, не жалея. В результате цивилизация и культура Индии существует потихоньку, относительно стабильно.

Тем временем, поднаторевший в тайных знаниях  жрецов Моисей выводит евреев из Египта, и освободившийся народ основывает новое государство. Опять же – энтузиазм, всплеск энергетики.

Но здесь совсем другая песня получается. Прагматичные евреи не тратят избыточную энергию на искусство. Есть даже запрет на создание изображений, кумиров и т.д. К чему это? Да к тому, что весь пыл своей души они направляют на создание законов, приобретение денег и власти. К тому же диктуют моду в области религии. И это им удаётся. Каждому - своё.


Рецензии
Проза.ру?

Я полагаю, что это типа клубов по общению.
С другой стороны, даже с сайтов типа Прозы.ру может быть толк в профессиональном смысле. Просто надо профессионально же заниматься своей раскруткой. Серьезно продавать себя и свои тексты.

Ну а в общем - да, это новая сторона культурной жизни. Но ничем не отменяющая все остальные.

Если честно, то не надо ждать от таких сайтов многого, не вкладывая в свою раскрутку достойных усилий. Это не халява, как кажется многим - это еще один способ сделать популярным свой текст и свое имя.

Еще один - из многих. Зато доступен большинству.
Собственно, при несколько больших усилиях можно сделать популярным свое имя и традиционными методами. Но там не так удобно :))

Серый М   28.05.2003 12:05     Заявить о нарушении
Ну что ж, Ваша позиция мне, в общем-то понятна и где-то симпатична. Спасибо за оптимизм и хорошую дискуссию.
С уважением,

Геннадий Игнатченко   31.05.2003 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.