Что подумала Клодия?
И вот, Клодия как раз прошла через сад и поднялась на открытую веранду. Тут-то внезапная мысль подкараулила маленькую девочку и набросилась на неё со всей возможной стремительностью.
- Не сиддхартха ли я? – подумала Клодия.
Конечно, Клодия была очень образованной маленькой девочкой. Она знала много умных слов, за что ей нередко удавалось получать хорошие оценки в лицее, будучи почти неготовой к уроку. Вообще, Клодия по любой теме могла наговорить столько всего, что скрыть незнание жалких подробностей ей не составляло труда. Ей нравилось это, и она безо всякого стыда использовала свой энциклопедизм. Но что такое «сиддхартха» Клодия не знала.
- Будем рассуждать разумно. Нередко смысл слова определяется языком, из которого оно пришло. Каждый язык – отражение культуры соответствующего народа. Но каждый народ склонен к чему-то конкретному: немцы – к пунктуальности, испанцы – к темпераментности, русские – к безалаберности, а японцы – к трудолюбию. Стало быть, определив языковую принадлежность слова «сиддхартха» я пойму, к какой группе понятий его можно отнести.
Размышляя таким образом, маленькая девочка Клодия прошла через веранду и вошла в дом. Вся поглощённая неожиданным научным изысканием, она из холла сразу двинулась к лестнице, ведущей наверх, в её комнату. Однако поднявшись на один пролёт, Клодия произнесла привычные слова: «Мама, я дома!» Она научилась их говорить всегда, что бы ни случилось. Ведь маме так важно это знать.
- Итак, - продолжала свои филологические изыскания Клодия, - итак, выделим характерные фонемы исследуемого слова. – Слово «фонемы» Клодия знала уже давно, а термин «характерные» просто обожала. Как было здорово ввернуть его где-нибудь на уроке, или на перемене в обычной болтовне с подружками! Все сразу видели, какая умная эта маленькая девочка Клодия. – Сочетания твёрдых согласных и произносимой с придыханием «х», вот оно! Я такого точно нигде не слышала! Это и есть характерная фонема. Только какого языка?
В комнате маленькой девочки Клодии была уйма всяких книг. Часть из них принадлежала ещё дедушке, часть купили отец и мать. Клодия сама уже начала потихоньку пополнять библиотеку. Правда, она предпочитала хранить информацию в компьютере, но книги – это тоже очень неплохо. Поэтому высокие стеллажи из тёмного дерева многозначительно украшали обитель маленькой всезнайки.
Поставив рюкзак у стола, на котором стоял компьютер, Клодия неспешно оглядела стеллажи. «Где же мне искать информацию о неизвестном языке?» - подумала девочка. «Может, посмотреть по компьютеру? Но как составить запрос? Ведь я не знаю, что это за язык. Может, и слово-то само по себе вымышленное и ничего не значит?» Но что-то внутри, в самой сокровенной глубине сознания подсказывало маленькой девочке Клодии, что слово не вымышленное, а если даже и вымышленное, то всё равно должен быть некий язык, в котором оно имеет значение. Тогда она стала внимательно изучать корешки книг. Сначала внизу, потом всё выше и выше. Взгляд её скользил уверенно, и вот приблизился к полке, на которой стояли фолианты полувековой давности. Взобравшись на табурет, Клодия прочитала названия книг: это были многотомные собрания сочинений классиков, в тёмно-синем и болотно-зелёном переплётах, немного выцветших. Когда маленькая девочка Клодия открыла стеклянные дверцы, то явственно почувствовала запах книг. Это был восхитительный и непередаваемый запах, который она смогла сопоставить по качеству лишь с запахом только что купленного монитора, пластик которого ещё не успел прогореть в должной мере.
- Так-с, что у нас тут, - протянув руку, Клодия коснулась одной из книг и вдруг громко чихнула. Уже довольно много пыли скопилось на верхних ярусах стеллажей.
- Хе-кхе! Так недолго и с табурета свалиться! Ага! Французская проза начала прошлого века! Откроем на любой странице…
«Когда я мыслю верховное существо бездеятельным, несозидающим, несохраняющим, неразрушающим, я называю его Брахманом или Пурушей, богом безличным. Когда я мыслю его деятельным, созидающим, сохраняющим, разрушающим, я называю его Шакти, или Майя, или Пракрити, - личным богом. Но, в сущности, никакой разницы между ними не существует. Безличное и личное – это одно и то же. Как молоко и его белизна. Алмаз и его блеск. Змея и её пресмыкание. Нельзя мыслить одно без другого. Божественная Мать и Брахман – одно».
- Пора ужинать! – как будто вынырнув из холодной воды, Клодия судорожно вздохнула. Мама звала её на кухню. Оставив книгу лежать на полке и прикрыв стеклянную дверцу стеллажа, маленькая девочка Клодия бодро соскочила с табурета и побежала на кухню. Она так любила помогать маме накрывать ужин в столовой! Прочитанные строки временно осели на заднем плане её сознания. Но они скоро вернутся, очень скоро вернутся.
За обедом мама, как обычно, начала спрашивать маленькую девочку Клодию о том, как дела в школе, чем она занималась на рисовании, как здоровье учителя музыки. А ещё про некоторых подруг Клодии, но девочка догадывалась, что делалось это скорее pro forma, вопросы мама задавала с напускной заинтересованностью. Дети всегда чувствуют неискренность, это Клодия знала очень хорошо. Папа, как, впрочем, и всегда, молчал. Он обычно читал спортивную газету сразу после обеда, и теперь не мог дождаться того момента, когда ему удастся узнать результат четвертьфинального матча. Вообще-то, особенно если судить по фигуре, папа Клодии не был похож на спортсмена. Но азарт игры увлекал его необыкновенно. Маленькая девочка Клодия припоминала нехорошую историю о том, как папа поставил очень много денег на какую-то команду и проиграл. Что такое очень много денег, Клодия не знала и знать не хотела. Ей вполне достаточно было того, что их можно проиграть. А из этого логично следовало, что владеть очень большими деньгами не стоит.
Короче говоря, Клодия с трудом дотерпела до конца обеда и, поблагодарив всех за вкусную еду, бегом поднялась к себе. Ей захотелось повнимательнее изучить найденную книжку, похоже, в ней содержался ключ к настойчивому и неожиданному вопросу: «Не сиддхартха ли я?»
Вскарабкавшись на табурет, маленькая девочка Клодия с некоторым трепетом раскрыла стеклянные дверцы. Книга лежала на своём месте, чуть свешиваясь за край полки, как она её и оставила. «Фух!» - облегчённо перевела дух девочка, - «я уже боялась, что книга пропала, и я так и не найду разгадки». На самом деле Клодия понимала, что даже если бы книга пропала, ей наверняка попался бы другой ключ к разгадке, но вот искать его пришлось бы гораздо дольше. Ей было известно, что первое решение самое правильное, за первый шанс надо хвататься крепко, а то придётся потом поплутать.
Итак,
«Процесс этих превращений очень интересен. Прежде чем стать Рамой, он приступает к подготовительным работам, становится теми, кто служит Раме. Начинает он с самого скромного, с Ханумана. Тогда (как он полагает, чтобы вознаградить его) ему является Сита. Это первое его настоящее видение наяву».
- Рама, Сита – кто это? Похоже, ключ меня только запутывает. Так я никогда не пойму, сиддхартха ли я, - маленькая девочка Клодия знала наверняка, что если собираешься чего-то достичь, то никогда не следует забывать о конечной цели. Сам процесс движения может быть необыкновенно увлекателен, но сейчас он не должен подменять собою желанный результат. А узнать о себе нечто новое и неожиданное, не иначе как волшебное, Клодия желала ужасно.
- Придумала! Похоже, герой этой книги перевоплощается в кого-то известного. Ведь автор так запросто пишет хитроумные имена, как будто читатель должен знать их наверняка. Нет, не хитроумные, очень даже простые, всего лишь пока незнакомые. Поищу-ка я эти имена в международной литературной картотеке! – Клодия любила незнакомые имена, ведь они означали людей, с которыми можно встретиться, пойти гулять и поесть мороженого, порассуждать об искусстве и науках, в крайнем случае, об этих людях может быть написано в интересной книге.
Картотеки на книги можно было вызвать с терминала, но маленькая девочка Клодия сегодня была в другом настроении. Ей захотелось поработать с книгами, как они есть. И поэтому она подошла к шкафчику с выдвижными ящиками и стала перерывать картонные карточки вручную. Начиная с буквы «Р».
- Р, р, радиоволны, разоружение, рак лёгких, раллийные гонки… Вот оно! «Рамаяна. İстория Рамы и Ситы в популярномъ изложении на русском языкћ. Санктъ-Петербургъ, 1903г». Жаль, что я плохо помню русский. Ну да не беда, главное, узнать хоть что-то про странный язык.
И вот, быстро отыскав нужную полку, Клодия удивлённо уставилась на стоявшие там книги. Она даже не предполагала, что кто-то в ёе семье (а, судя по древности изданий, ещё дедушка) собирал подобную литературу. На полке бок о бок стояли «История и культура Индии», «Жизнь Рабиндраната Тагора», та самая «Рамаяна», «The Life of Swami Vivekananda by his eastern and western disciples», «Нектар преданности», «Шримад Бхагаватам», все в красочных обложках, изображавших непонятных людей в полутанцующих позах, если можно так выразиться. Взяв в руки «Рамаяну» и отрыв её наугад, маленькая девочка Клодия увидела картинку с множеством обезьян, уцепившихся друг за друга хвостами. Так они образовывали нечто вроде моста. Книги притягивали, они явственно звали открыть их ещё и ещё раз, на новых, неизведанных страницах. Они так изголодались по читателю.
Но твёрдая память – это то, чем Клодия не без основания гордилась. Прекрасно организованная библиотека содержала на соседних полках родственные книги. И вот, подчиняясь то ли здравому смыслу, то ли голосу сердца, девочка начала внимательно изучать все книги в близлежащей округе. Разгадка должна быть где-то рядом! Усевшись прямо на полу в своей школьной форме с отложным воротником и в белых гольфах, Клодия обложилась томами, медленно и упорно пролистывая их и раскладывая по кучкам. Может, дедушку хватил бы инфаркт от этого? Но нет, он всегда говорил, что книга должна служить человеку, работать для него бесценным источником знания. А в благодарность за это человек должен хранить книгу в подобающем чистом месте и, самое главное, почаще перелистывать страницы, читая, читая, читая…
Книги распределялись постепенно на те, за которые можно взяться и те, изучение которых займёт слишком много времени. Когда нехитрая работа по разделению на толстых и тонких окончилась, маленькая девочка Клодия вернула мощные фолианты на их заслуженные места, которые постаралась запомнить, снимая их с полок. Свою часть обязательства она выполнила, почитав, пусть и по диагонали, застоявшиеся без дела книги. Теперь пришла их пора работать на неё.
Первой в пачке тонких книг были «Львы Будды. Жизнеописания восьмидесяти четырёх сиддхов». «Неужели сиддхов?!» - радостно подумала Клодия, - «ведь это явно однокоренное слово с сиддхартхой». Небольшая книга, на обложке которой полуголый мужчина сидел посреди леса и излучал вокруг себя лучезарное сияние, была отпечатана на тонкой чуть жёлтой бумаге, без картинок. В начале следовало обширное предисловие, в чтение которого Клодия и углубилась.
"Спокойный сердцем, невозвышающийся, лучезарный, развитый, внимательный, освобожденный от зла, гибкий, готовый к действию, прочный и невозмутимый, он приводит и направляет свои усилия к состояниям чудесного умения. Он овладевает различными аспектами этого дара: будучи единичным, он становится многими, и, будучи многим, возвращается к одному; он становится воспринимаемым и невоспринимаемым; он преодолевает стены, или холмы, или заграждения без разрушений, как воздух; он движется сквозь твердые пласты, как сквозь воду; он идет по воде, не проваливаясь, как по твердой земле; в позе лотоса он странствует в небе, как птицы, летящие по ветру; он касается даже солнца и луны, сколь бы могучи они ни были; в своем человеческом теле он поднимается выше небесного рая Брахмана".
- Какие странные и интересные слова! Кто же он, этот удивительный волшебник? – подумала Клодия. Она уже уверилась в том, что ей нет нужды читать много книг, сейчас она найдёт то, что искала. Победа близка.
«…слово siddhi, "успех, победа" …сиддха - это тот, кто обладает сиддхи. Высшее сиддхи есть Просветление, трансцендентальная победа. Это единое, нераздельное сиддхи, достижимое только на пути Будды … Многие яркие способности приходят раньше, и есть опасность, что их можно принять за освобождение. Но это лишь первый знак приближения успеха. Развиваясь в сторону реализации природы Будды, сиддха должен продолжать медитации и стремиться действовать на благо всех живых существ …сиддхи умели летать по воздуху, обращать железо в золото, проходить сквозь огонь, останавливать солнце; они были причиной многих необычных происшествий. В то же время они усиленно распространяли Учение, и каждый из них представляет собой яркий пример успеха в практиках Ваджраяны, живое воплощение Дхармы».
- Так вот он какой, сиддха! – открывая покров тайны, маленькая девочка Клодия чувствовала себя прозревшей, ей показалось, что её руки сами взметнулись вверх, некая загадочная сила начала поднимать её тело над полом. Это было и пугающе и захватывающе одновременно. Слова о высшем сиддхи вновь и вновь возникали внутри Клодии, заставляя слёзы сами по себе вытекать из глаз. Благо всех живых существ не казалось чем-то абстрактным, но воспринималось теперь Клодией как нечто само собой разумеющееся, повсеместно наполняющее пространство. Нет, даже не пространство, и не мир, а всю сущность бытия. Вселенную.
Не имея ранее никаких подобных опытов, маленькая девочка Клодия радовалась всем сердцем, сама не зная чему. Ощущение необыкновенного счастья наполняла её. Как она раньше жила без этого? Как она может это потерять? Эти мысли в мгновение ока проносились в её голове, несказанное блаженство не давало сконцентрироваться ни на чём постороннем. «Что я обрела?» - подумала Клодия.
Свидетельство о публикации №203032300046