Есть ли будущее у литературы? 3

3. Энергетика искусства.

Для чего живёт человек? На этот счёт есть много разных точек зрения.  Но наиболее универсальным объяснением, на мой взгляд, может служить следующее. Человек – это связующее звено между «небом» и «землёй», между тонким миром идей и грубым материальным миром. Мысль «витает в облаках», а ноги «стоят на земле». Тело, в одной из оккультных теорий, вылеплено из глины, а в лицо «вдунуто дыхание жизни».

Некогда в фантастике была в моде идея о материализации. Граф Калиостро материализовал идеи силой мысли. Космонавты будущего получали необходимые продукты питания, запчасти к кораблям, и прочие полезные вещи из машин, напоминающих гибрид шкафа со скатертью – самобранкой: дал задание, через пять минут открыл дверцу – готово. Из ничего.

Скорее всего, когда-нибудь в будущем подобные устройства появятся. Но пока самым распространённым и надёжным инструментом для материализации служит Homo sapiens, то есть, обычный человек. Как он действует?

К примеру, задался человек целью получить морковку. Взял  лопату, семена, вскопал грядку, посеял, позднее прополол, удобрил, и осенью собрал урожай. Это и есть материализация без всякой мистики. Иначе говоря, труд.

Работая, человек изменяет мир, и с помощью подвластной ему энергии превращает свои мечты в слова, поступки, вещи.

А энергия откуда? На примере с морковкой, мы можем различить следующие источники.

Первый. Энергия самого человека. Физическая, измеряющаяся количеством затраченных на сокращение мышц калорий (или Джоулей – кто как привык), и моральная, выражающаяся в количестве нервных импульсов, обслуживающих, с одной стороны, идеи, с другой стороны – мышцы. Второй. Энергия природы. Земли, воды, воздуха, света и тепла в их движении и превращении.

Третий. Энергия самого растения. Та, что запасена в семенах. Та, что питает клетки. Та, что отвечает за сохранность и считывание информации со спиралей ДНК. Та, что управляет процессами ассимиляции, диссимиляции, фотосинтезом, циклом Кребса и другими.

Если человек использует при выращивании моркови наёмный труд, или технику, добавляется энергия работника или машины.

Итого для материализации мысли о морковке в морковку, человек эксплуатирует энергию своей нервной системы и тела, природы, растения, и наёмного труда (техники).

А что с искусством? Да практически, то же самое. Разве что немножко другие цели и средства, соответственно, другая структура применяемой энергии. Приходится больше работать головой, нервами, иметь специальные навыки. Впрочем, скажем, скульптору, когда он высекает статую из куска гранита, нужно иметь и изрядную физическую силу.

Рассмотрим некоторые частные случаи того, откуда художники или поэты черпают вдохновение и силы для своего творчества.

Энтузиазм. Здесь понятно. Пока какое-то дело человеку в новинку, пока он ещё только строит планы на будущее и полон надежд, ему не нужно никакой поддержки извне. Это как бы его стартовый энергетический капитал. Это – что-то наподобие АТФ, запас которой в мышцах позволяет им примерно восемь секунд работать с полной нагрузкой, не требуя питания.

Энтузиазм – очень сильная штука. У него есть лишь один недостаток – быстро заканчивается.

Общество. Люди, которые нас окружают, и с которыми мы так или иначе общаемся, есть вторая, и едва ли не самая важная вещь для жизни и творчества. Общество даёт нам воспитание, образование, моральные и религиозные установки, с которыми мы живём. Один в поле не воин. И любой человек искусства лишь тогда действует не напрасно, когда его произведения востребованы обществом.

Мы пишем с людьми, пишем о людях, пишем для людей. И если находится то-то, кто это понимает и одобряет, мы рады и счастливы. Это значит, что энергия, затраченная на создание произведения, сделала круг и вернулась. И чем больше будет таких возвратов, тем лучше.

Природа. Люди искусства испокон веков черпали вдохновение из созерцания красот родных лесов, полей и рек, животных, их населяющих, из буйства стихий, из рыбалки, охоты, из путешествий по морям, пустыням или горам.

Сидя в четырёх стенах очень быстро заскучаешь и ничего толком сотворить не сможешь. Нужны внешние впечатления, приток информации, который дают общение с природой, перемена мест. Это – самый медленный и трудный, но вместе с тем самый надёжный и практически «вечный» источник вдохновения.

С этим немножко разобрались. Теперь вспомним о том, что делать, если не хочется работать.  Силы есть, и желание, как будто, а дела нет. Лень. Остановка в движении энергии. Нет притока, нет избытка, нет градиента (разности потенциалов), нет действия.

Как выжать из себя хоть что-то в такой ситуации? Должно быть, пополнив запасы энергии. Как говорят, «подогреться». Чего-нибудь съесть или выпить калорийного. А ещё лучше употребить такой продукт, энергия которого не требует длительного извлечения, концентрат – сахар, скажем. Или шоколад. Или глюкозу в таблетках.

Есть и более быстродействующие энергоносители – кофеин, алкоголь, никотин, наркотики. Они не столько дают силу сами по себе, сколько умело «взламывают» неприкосновенные запасы организма, повышая «кинетическую» энергию в ущерб «потенциальной». Хронические злоупотребления ими подтачивают здоровье, ослабляют тело и дух, но как временная, экстренная мера иногда бывают незаменимы. Редко кто без этого допинга обходится.

Другой метод – «встряхнуться». Сменить обстановку, рискнуть, сыграть в азартную игру, совершить путешествие, прыгнуть с парашютом, влюбиться. Список можно продолжить. Принцип, надеюсь, понятен?

Это, конечно, сложнее, чем, скажем, «Сникерс» слопать или рюмку – другую водки опрокинуть, однако результат даёт более сильный. И со стороны выглядит престижнее.

Третий способ условно можно назвать «познай себя». Сосредоточиться, проникнуть в суть вещей, сорвать покрывало тайны с того, что казалось уже совершенно тривиальным, познанным – и вот, словно луч солнца сквозь облака, пробивается свет истины и освещает собой маленькую вселенную внутреннего мира человека.

А откуда вообще берётся энергия в человеке? Должно быть, она течёт через него, как вода через трубочку. Сверху, скажем, входит, а снизу выходит. Энергия идей, энергия любви, энергия пищи. Первая заряжает мозг, вторая – душу, третья – тело.

«Наличная» энергия существует лишь в движении, её нельзя остановить, иначе она исчезнет. Чтобы запасти энергию, её нужно перевести в потенциальную форму и положить в некую кладовую. Допустим, энергия пищи запасена в организме в виде АТФ мышц, гликогена печени и жировых отложений. «Наличная» энергия содержится в крови, куда попадает из органов пищеварения, и клетках.

Примерно то же самое происходит и с более тонкими видами энергии.

Как только появляется избыток, положительный баланс, человек начинает думать, что с ним делать. Можно пропить-прокутить, поделиться с другими, получив взамен  удовольствие. Можно никак не использовать – тогда энергия просто пропадёт, как недоеденный фрукт, не спрятанный в холодильник. А можно «вложить» в какую-либо деятельность, в нашем случае – в искусство. Потом перечитывать свои сочинения и «вспоминать молодость». Красота!

Обычно люди склонны ограничивать себя в необходимом ради того, чтобы вложить энергию в избыточное. Особенно это относится к людям с творческим уклоном. Тип растрёпанного, небритого, кое-как одетого художника довольно распространён.

Отдельные люди пытаются запасать энергию, но поскольку жизнь коротка, процесс этот не имеет смысла. Умер человек – и его знания и мысли умерли. Потому и существуют общественные организации, структуры социума, занимающиеся аккумулированием энергии разных уровней.

Церковь запасает энергию духа, силу воли, материализованную в храмы, деньги, ритуалы, священные предметы, изображения  и тексты.

Научные институты аккумулируют знания, методы обучения и познания.

Культура вбирает в себя уклад жизни, традиции, предметы и людей искусства.

За деньги и промышленность говорить не будем.

Возвращаясь к анализу истории, вспомним, чем были вызваны всплески активности человечества в отношении искусства.

Восьмой век до нашей эры. Открытие железа дало толчок земледелию, ремёслам, военному делу (оружие, доспехи). Началась эксплуатация недр. Наиболее «продвинутым» представителям новой эры, сменившим соху на плуг, бронзовый меч на стальной, стало проще наживать богатство, разрешать конфликты  и «разводить лохов на бабки». На «продвинутых» равняются остальные.

Укрепление экономики позволило людям на время забыть о насущных проблемах и заняться искусством. Да так заняться, что мы до сих пор удивляемся.

Средние века. Просвещение. Эпоха географических открытий, книгопечатание, технический прогресс. Распространение огнестрельного оружия. Реформация. Всё это позволило людям раскрепоститься, зажить на широкую ногу. Города и государства развиваются, экономически укрепляются. Вместе с этим развивается также и искусство. За счёт чего? За счёт завоеваний, развития торговли и науки с техникой. Появляется свободная энергия, и художники с поэтами увековечивают её в своих произведениях.

Девятнадцатый-двадцатый век. Наши дни. Опять, научно-технический прогресс, усиление эксплуатации недр (нефть, газ, уголь, уран, полезные ископаемые, не относящиеся к энергоносителям, но обладающие хозяйственным значением),  и усиление эксплуатации человека человеком (наёмный труд).

Всё это вкупе даёт столько «лишней» энергии, что поначалу она приводит к ряду жутких геополитических конфликтов – от войны с Наполеоном до Второй Мировой. Потом, вроде, угомонились, поумнели – и сразу мощный расцвет искусств в шестидесятых годах двадцатого века.

Таким образом, искусство (а вернее, интерес к нему со стороны народа) напрямую связан с наличием свободной, излишней энергии (как в виде материальных ценностей, так и времени). А излишняя энергия появляется либо из недр матушки-природы, либо за счёт более прогрессивной организации труда, его интенсификации.

Экономические спады, возвращение людей к патриархальным устоям, к менее интенсивным, и более трудоёмким способам производства, как правило, ведут к спаду интереса к искусству («А, гад – ему бы землю пахать, а он на сцене пляшет!»), и, как следствие, к спаду самого искусства.


Рецензии