75. Тайны взбадривания туристов
— Вы даже не подозреваете, сколь жутко вам повезло, что вы приехали не вчера, а сегодня! — радостно светясь, сообщил он нам, едва встретив в Вайниккале. — Здесь позавчера был такой классный ураган — просто Ураган Ураганович! Даже поезда сбились с расписания — а в Финляндии этого в принципе не бывает! А уж как вам повезло, что вы желдором приехали, а не автобусом! В Торфяновке до сих пор нет света, пограничники паспорта не через компьютер проверяют, а звонят в Выборг и диктуют данные по телефону — как при советской власти! Туравтобусы по полдня стоят!
Слегка успокоившись, он вдруг вспомнил о другом нашем счастье: водителем у нас будет не русский, как в предыдущей группе, а финн:
— Вы даже не подозреваете, как это замечательно! Для автобусов, управляемых иностранцами, ограничение по скорости восемьдесят километров, а мы помчимся на ста! Подсчитайте ежедневную прибыль в часах, если ехать нам восемь дней, а общая длина пути составляет четыре тысячи восемьсот километров! Нет, учитывать изменение вероятности дорожных происшествий не надо…
При подъезде к Пелло Петя сообщил, что мы даже не подозреваем, как нам повезло с местом ночевки:
— В четырех километрах отсюда есть премилый мост, на другой стороне которого уже Швеция! Свободно туда отправляйтесь, по дороге как раз позагораете в лучах ночного солнца. Идти, конечно, долго, но куда вам торопиться: автобус в восемь утра отправляется, так что вернуться успеете. В прошлой группе один турист ходил, ему очень понравилось: там, по его словам, несколько симпатичных строений. Ночью, правда, ничего не работает, но зато как вам все знакомые будут завидовать, что вы бесплатно еще в одной стране побывали!
Чем севернее мы забирались, тем чаще Петя размышлял о полярном дне:
— Вот что, казалось бы, в нем хорошего не для конченного хроника-трудоголика, а для нормального человека, любящего поспать? А я вам отвечу. Скажет при вас кто-нибудь, что вот, мол, какими дни длинными стали, а вы сморщитесь — и небрежно так, сквозь зубы, пророните: «Разве это длинно?! По-настоящему длинно — это когда солнце вообще не садится!» А для полного комплекта приезжайте сюда, в Лапландию, зимой: сразу поймете, что коротким можно назвать день только тогда, когда его длина равна нулю!
— Вам сегодня на редкость повезло с обменником, — доложил нам Петя в Тромсё: — приехали бы мы на час позже, все банки были б уже до завтра закрыты! Здесь, в Норвегии, ни евро, ни тем более доллары никто не возьмет, так что остались бы вы без ужина! Ха-ха-ха! Ладно, так уж и быть, подниму вам настроение: поменять деньги можно и в отеле на рецепции. Правда, там курс хуже некуда…
На мысе Нордкап нам, оказывается, повезло вдвойне. Во-первых, с погодой: по словам Пети, ледяной пронизывающий ветер, наблюдаемый сейчас, — ничто по сравнению с обычным здесь сочетанием ледяного дождя и густого тумана. Во-вторых, с тайцами: король Сиама именно сегодня в начале двадцатого века совершил свое восхождение на этот мыс, по случаю чего обычно наезжают туристы из Таиланда и устраивают грандиозную пьянку — но никого из них что-то не видно.
— Как повезло вам — и как не повезло тем, кто приедет сюда завтра! Радуйтесь! — и Петя хищно потер ладони.
Около Карасйока, подъезжая к норвежско-финской границе, Петя с гордостью объявил:
— Мы проезжаем по закрытой зоне, слева — военная база НАТО. Вернувшись домой, вы с полным правом сможете декламировать стихи Ханса Бёрли: «…и над старыми болотами, где токуют тетерева, над полигоном ВВС посреди большого леса…» — это, мол, про наш бесстрашный автобус писано. Если… — он постучал костяшкой пальца по подлокотнику, — если, конечно, нас не остановят, не арестуют, не расстреляют…
— Подъезжаем к городу Каяани — месту нашей последней ночевки на территории Финляндии! Тем, кто любит хорошенько выпить, очень повезло: сегодня суббота, так что заведения, в отличие от других дней, открыты чуть ли не до утра, большинство населения пьет-гуляет — короче, можно оттянуться на полную катушку, устроить двухсотпроцентный расколбас! — сообщил Петя с таким воодушевлением, что все старушки укоризненно сжали губы.
— Вы даже не подозреваете, как вам повезло с этой поездкой, — невесело покачал головой Петя, прощаясь со всеми в Вайниккале. — Вы побывали в редкостных местах и теперь, общаясь на родине с окружающими, будете жить воспоминаниями — и, потенциально, это может помочь вам бороться с жуткой депрессией… Пусть это и не слишком сильное лекарство… Пусть полученной за восемь дней энергии и ненадолго хватит… — бормотал он все тише, тише. — Но всем нам так повезло, так повезло…
И по его щекам, как мне показалось, потекли слезы…
Свидетельство о публикации №203032600019