Беседа с Сергеем Михалковым

«Я НЕ ЗРЯ СКРИПЕЛ ПЕРОМ…»

Бессменный автор гимнов нашего государства, классик детской литературы, баснописец, драматург и общественный деятель Сергей Владимирович Михалков в представлении не нуждается. Его именем в 1999 году названа одна из малых планет Солнечной системы, а общий тираж его книг зашкаливает за 300 миллионов экземпляров.
13 марта 2003 года С.В. Михалкову исполнилось девяносто лет.


— Сергей Владимирович, у вас за плечами творческий путь длиною в 75 лет. Вы довольны сделанным?

— Востребованность моих произведений в библиотеках, книжных магазинах, на сценах театров, огромная читательская почта говорят о том, что я не зря столько лет скрипел пером. Прежде всего я благодарен моим читателям за их отзывчивость и радуюсь, когда мои произведения помогают людям на их жизненном пути. Всем своим творчеством я утверждаю простые и вечные истины: любовь к Родине, сотворение добра, уважение друг к другу.

— В годы Великой Отечественной войны вы работали военным корреспондентом. Оставалось ли время для поэзии?

— В военное лихолетье я все время писал стихи о воинском и трудовом подвиге советского народа для детей и для взрослых, стараясь поддержать в них волю к победе. За выполнение заданий командования я был награжден орденами Красной звезды и Красного знамени. Ныне я полковник в отставке. Апофеозом моей фронтовой биографии стало создание эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Так я отдал дань памяти и уважения миллионам героев, погибших на фронтах Великой Отечественной.

— Как случилось, что вы стали детским писателем, ведь начинали вы со стихов «для взрослых»?

— У каждого начинающего писателя в жизни бывают старшие товарищи-наставники, к которым он прислушивается и которые дают ему советы, читая его далеко не зрелые произведения. Когда я начинал, у меня были замечательные наставники — Александр Фадеев, Алексей Толстой, они-то и посоветовали мне писать детские стихи. Когда я сочинил свое первое стихотворение для детей, то напечатал его в журнале «Пионер», где главным редактором был Борис Ивантер, очень талантливый человек, хорошо знающий детскую литературу. Потом я принес Ивантеру первый вариант поэмы «Дядя Степа», и он сказал мне следующее: «Тебя надо познакомить с Маршаком. Он живет в Ленинграде. Тебе нужно поехать к нему, показать свои стихи и послушать его советы». Я получил командировку в Ленинград и поехал на встречу с Самуилом Маршаком. Маршак принял меня доброжелательно, прочитал мои стихи, одобрил их и подсказал, что нужно еще поработать над строчками. Самуил Яковлевич очень серьезно работал над словом. Он терпеть не мог литературной халтуры, прекрасно отличал талантливое от бездарного, никогда не поддерживал пошлые ремесленнические вещи. А талантливое он поддерживал на любом уровне, заступался за несправедливо обиженного писателя.

— У кого современные детские писатели находят поддержку: в издательствах, у спонсоров, у правительства?

— Современные детские писатели находят поддержку в издательствах, правительство детской литературой не занимается, и если кому-то из них удается найти спонсора, чтобы издать книжку, — повезло, но главным образом этим занимаются издательства, у которых порой не хватает вкуса, потому что начинающему детскому писателю нужна школа, а школа — это критика, а критиковать, давать советы, правильно направлять могут лишь крупные писатели, которые делятся своим опытом с молодыми.

— Какие ваши любимые издания для детей из уцелевших в мясорубке перестройки?

— Достойны внимания издательства, которые занимаются детской литературой, такие, как «Самовар», «Росмэн», «Оникс», «Дрофа», где люди, занимающиеся детской литературой, знают ее и понимают.

— В свое время вы уговорили И.В.Сталина присуждать государственные премии писателям за произведения, написанные для детей наравне с лучшими достижениями в области литературы для взрослых. Сейчас детские писатели награждаются какими-то премиями?

— Награждаются. Государственную премию России получил Борис Заходер. Недавно я вручал премию имени Льва Толстого за успехи в области детской литературы Ирине Токмаковой, Виктору Чижикову, Ирине Стрелковой, Татьяне Коти и другим писателям и художникам, отдающим свой талант детям.

— Вы автор сказки для детей «Праздник непослушания», которая переведена на многие языки. В чем залог ее успеха?

— Единственный ограничитель в работе сказочника следующий: скучная сказка такая же нелепость, как горячее мороженое.

— У вас в молодости были мудрые учителя. Теперь вы возглавляете большой писательский союз — Международное Сообщество Писательских Союзов (МСПС). Что заставляет вас в возрасте, когда многих тянет отойти от дел, вести активную работу на благо тружеников пера?

— Трудное время переживает сейчас наш народ, а вместе с ним и мы, писатели. Я работаю в МСПС, потому что время обязывает нас сохранять наше общее духовное богатство. После распада СССР МСПС, работающее для писателей России и стран СНГ, продолжает оставаться объединяющим центром, помогающим выстоять прежде единым, а ныне разрозненным писательским сообществам.

— Вы автор трех гимнов нашего государства. Довольны ли вы сделанным в этом плане?

— На мою судьбу, конечно, повлияло то, что я стал автором гимна СССР на замечательную музыку Александрова. Эту музыку я подкрепил своими словами. То, что я автор Государственного гимна России, я отношу на счет судьбы, потому что далеко не каждому писателю удавалось стать дважды автором Государственного гимна своей страны, тем более страны в новом качестве. Я не считаю, что слова Государственного гимна СССР и России являются эталоном стихотворчества, но они несут в себе те мысли, которыми жил и живет народ России.

— Сатирический киножурнал «Фитиль» неотделим от вашего имени. Сколько лет ему сегодня?

— Как ни странно, уже сорок. Так получилось, что подпись знает все население нашей страны. В течение сорока лет на экранах кинотеатров и телевизоров задорно раскручивается шнур, воспроизводя мой автограф — главного редактора «Фитиля». Когда в 1962 году наш киножурнал стал популярным, в ЦК КПСС меня спросили, чем помочь журналу. На что я ответил: «Не мешать!» Журнал высмеивал те пороки, которые мешали обществу, строившему социализм: бесхозяйственность, очковтирательство, мздоимство. И у современного общества немало врагов, затрагивающих государственные интересы.

— Спектакль «Балайкин и К» по вашей пьесе в Театре «Современник» шел с 1973 по 1991 год. Возобновлен он в ноябре 2001 года и по-прежнему пользуется неизменным успехом у зрителей.

— Я написал около сорока пьес для детей и взрослых. У детей особой любовью пользуется «Сомбреро», а у взрослых вызвала интерес пьеса «Балайкин и К», написанная по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Коллизия, описанная в романе, до того злободневна, что в семидесятых годах по рекомендации компетентных органов в программке пришлось писать: «Действие происходит в Петербурге 100 лет назад». Спектакль прошел с успехом уже более 350 раз.

— У вас 10 внуков и 8 правнуков, не тяжело ли быть дедом и прадедом стольких потомков?

— С правнуками я почти не общаюсь, они живут своей жизнью, я — своей. С внуками я дружу, потому что внуки взрослые люди, они меня приглашают на премьеры уже собственных фильмов. Они сами личности, я доволен, что они занимаются всерьез такими профессиями, которые сами выбрали. Фильм моего внука Егора Кончаловского «Антикиллер» снят очень профессионально, фильм жестокий, очень хорошо играют актеры, но сейчас он снимает фильм другого характера по книге М.Булгакова «Записки врача», ему предложили еще два сценария.

— О новом фильме вашего сына Андрона Кончаловского «Дом дураков» много пишут. Вы его видели? Каковы ваши впечатления?

— Да смотрел. Сложное впечатление, тем более в той обстановке, в которой мы живем. Когда его спросили, где находится «Дом дураков», он ответил: «Этот фильм можно было снять в любой стране. В нем присутствует обобщающий момент».

— Ну и, конечно, о молодой жене Юле. Она помощница в ваших делах, опора?

— Настоящая жена должна быть помощницей и опорой. Каждая жена должна думать о своем муже, помогать ему в семье, в его делах, переживать его радости и огорчения, такая жена у меня есть. Она отвечает этим требованиям. Я люблю Юлю, и она любит меня.

— Какова ваша оценка событий в «Норд-Осте»?

— Совершенно разнузданная агрессия, которая прикрывается религиозным фанатизмом, но только прикрывается, потому что Коран не поддерживает такого рода действия, и это откровенная наглость и кровожадность тех, которые это организовали и проводили этот злодейский замысел в жизнь. Нельзя в мирное время с мирными гражданами государства обращаться таким образом. Это наказуемо, и идти на компромиссы, и идти на поводу у требований было бы совершенно бессмысленно, и я бы сказал, и довольно необдуманно. На такие агрессивные действия надо отвечать адекватно.

— Вы читаете сегодня «Литературную газету»?

— Хорошая стала газета.

Беседовала Марина ПЕРЕЯСЛОВА


Рецензии