Мы едем на футбол!

 (рассказ спартаковского фаната)

К футболу меня отец приучил. Когда мне было года четыре, я уже знал названия лучших команд и фамилии футбольных звёзд, разбирался в турнирных формулах и умел оформлять таблицы розыгрышей. Когда по телевизору шёл футбол, отец разрешал мне сидеть у экрана даже ночью. Кино смотреть нельзя, «Что? Где? Когда?» – в другой раз, а футбол – сколько хочешь! Потому что футбольные матчи в видеозаписи – это нонсенс: нет того ощущения сопричастности... мм... Хотел завернуть фразочку – не получилось.

А уж если мы с ним выбирались в Москву, тогда уж шли на стадион непременно. Потому что смотреть матч «живьём» – это совсем другое дело, не то, что по телевизору. Когда вместе с тобой орут на трибунах ещё десять тысяч человек, да к тому же кто-нибудь из твоих соседей берёт на себя обязанности комментатора (и шута заодно) – тут уж заводишься сразу, как иномарка, заряжаешься этой совершенно особой атмосферой, кричишь, свистишь, ругаешься, смеёшься... в общем, это не сравнить ни с чем.

И вот я окончил школу, поступил в московский вуз и, конечно же, на футбол стал ходить регулярно. Болею за «Спартак». Эта команда всегда бывает интересной: и когда проигрывает, и когда выигрывает. Московские матчи «Спартака» стараюсь не пропускать.

К чему я это? А вот к чему: однажды мы с моим приятелем Толькой Клушкиным решили рискнуть по-крупному – съездить на матч в Петербург. «Рискнуть» – это я без иронии. Такая поездка и в самом деле предприятие рискованное. Там, в Питере, спартаковскому болельщику могут башку оторвать. Запросто! Мы поначалу думали даже: нужно утаить, что мы «спартаковцы». Снять наши красно-белые шарфики и шапочки и прикинуться зенитовскими лохами. Но потом решили, что это предательство. Зачем тогда ехать в Питер? Поддержим своих!

Билет мы достали в спартаковском фан-клубе. Просто так купить билет на выездной матч почти невозможно. Но Толька – член этого клуба. Ну, а мне дали заодно с ним. Поставили мы, кому надо, пару пива, и всё утряслось.


***

Был конец октября. Сели мы в поезд, поехали. Думали, что доберёмся спокойно, как люди, других болельщиков не будет: поезда в Питер уходят каждые пятнадцать минут. Чёрта с два! В вагонах было полно фанатов «Спартака». Они шумели, пили всё, что горит, курили прямо в вагонах, ругались с проводниками.

Познакомились мы ещё с двумя такими же, как мы: с Серёгой и Вовчиком. Серёга – студент Университета Дружбы народов, а Вовчик – просто так, после школы. У них не было билетов на матч: надеялись, что купят в Питере. Мы понимали, что это вряд ли: стадион там небольшой, а на матчах со «Спартаком» всегда аншлаги.

А ещё Вовчик и Серёга нам сказали, что как только мы приедем в Питер, всех спартаковских болельщиков загонят в зал ожидания и весь день продержат там до самого матча. А нам хотелось, помимо всего прочего, прикоснуться к культурным ценностям Северной Пальмиры, погулять по улицам и набережным... В общем, эти двое, наши новые товарищи, говорят: давайте дёрнем стоп-кран и спрыгнем на ходу с поезда, не доехав километр до вокзала. Тогда не попадём в оцепление, явимся в город спокойно и достойно, как джентльмены.

А что, это мысль! – решили мы. И пошли советоваться с проводником.

–Вот, – говорим, – намерены сигануть с поезда за пять минут до конечной станции. Одобряешь?

Проводник изумлённо таращится на нас.

–Не нужно, ребята, рисковать, – говорит, – а то калеками станете. Поезд будет ехать довольно быстро и вообще... Давайте разойдёмся мирно.

И советует нам просто выйти на одну станцию раньше, чтобы потом добраться до Питера на пригородном.

–Там электрички ходят каждые полчаса, – говорит. – До Петербурга уже рукой подать. Доедете с комфортом. Можете выбраться из электрички чуть раньше, где-нибудь на окраине Петербурга, чтобы не угодить в лапы милиции...

Мы послушали его, вышли на предпоследней станции. Называлась она Малые Вишера. Проводник разбудил нас в шесть утра, открыл дверь, проводил, как отец родной. Даже ручкой помахал напоследок. Видать, огромный камень с души у него свалился.


***

Полседьмого утра, станция Малые Вишера. Здание вокзала, видать, только-только после пожара, но никто его, конечно, не ремонтирует.
–Гм... Малые Вишера, – философствует Клушкин. – Очевидно, где-то есть и Большие...

И тут замечаем мы, что на перроне кроме нас никого нет. Почти никого. Мы – да ещё пять ментов! Нас четверо – их пятеро. Мы, само собой, делаем вид, что их не видим. Разворачиваемся и мелкими шажочками прочь с перрона. Они – за нами. Бежать нам некуда, тупик. Да и зачем бежать? Останавливаемся. Они – к нам:
–Кто такие?

Объясняем, что мы из Москвы, болельщики «Спартака», едем, мол, на матч в Питер... очень футбол любим, хотим ещё раз окунуться в непередаваемую атмосферу любимой игры...

–А у нас зачем вышли? – спрашивают.
–По ошибке, – отвечаем. – Ну да ладно, сейчас доедем на электричке...
–На электричке?! – удивляются они. – На какой электричке?
–На первой же... до Питера...
–До пяти вечера пригородных не будет!

 Вот это удар! Сухой лист!..

–Что же делать?
–Сходите на автостанцию. Может быть, найдёте для себя что-нибудь подходящее...

Идём на автостанцию. «Доедем на попутках, – принимаем мы решение. – На одном автобусе, на двух... какая разница? До вечера как-нибудь доберёмся».

Чуть отошли от вокзала, смотрим – всюду низкорослые домишки, частный сектор. Весь город за десять минут пешком обойти можно. Добираемся до автостанции, находим там таксиста, спрашиваем: как добраться до трассы на Питер?

–Это до какой же? До Е-95? Туда – сорок километров...
–А это вообще какая область? – интересуемся мы.
–Новгородская.

Ничего себе, соскочили с подножки чуть раньше!..

Таксист говорит:
–Платите по 50 рублей с носа, и я довезу вас до трассы. Ну, а там до Питера всего ничего, километров сто сорок. Может быть, доберётесь автостопом.

Мы посчитали, покумекали… Нет, думаем, двести рублей за сорок километров пути – это чересчур. Себя надо уважать. Денег у нас не так уж много.
–Вывези нас из этой дыры хоть на какую-нибудь дорогу, – просим мы его.

Он берёт с нас по десятке, отвозит на шоссе, которое выводит из города. Вылезаем мы из машины, он разворачивается и уезжает. Идём по дороге... Утро туманное... Машина появляется одна в полчаса. Постояли мы, подождали, тревожно вглядываясь в туманную даль, развернулись и – назад. Возвращаемся на автостанцию, находим того таксиста.

–Нет там никаких машин, – говорим ему. – Пусто, как в Каракумах.
–А я предлагал вам: давайте вывезу на Е-95, – недовольно ворчит он.

Чёрт с ним! Хапуга, мародёр. Обойдёмся без него. Себя уважать надо.

Идём на автостанцию. Узнаём, что в два часа дня будет автобус до Петербурга. И следом за этим ещё вот что: в автобус нам не влезть, местные жители берут билеты за неделю вперёд, подолгу стоят в очереди... Провинция, чтоб её!.. Правда, скоро пройдёт транзитом новгородский автобус, можно попробовать взять билеты «без мест», добраться хотя бы до этой Е-95, а там – автостопом, если повезёт... Ладно, время ещё есть, подождём.

Серёга с Вовчиком вообще приободрились. Ходят, веселятся, фотографируются на фоне приземистых избушек.
–На футбол нам всё равно не попасть, – говорят. – Айда пожрём где-нибудь.

Нашли мы в центре города кафешку. Накупили каждый себе на червонец картошки, сосисок, кетчупа. Для Москвы-то совсем дёшево. Перекусили. Серёга с Вовчиком пошли искать какой-нибудь бар.

–Зачем? – спрашиваем мы с Толяном.
–Там обязательно будет телевизор, – отвечают они. – Посмотрим футбол и поедем в Москву.

Ну вот, дома им не сиделось, в Вишеры попёрлись телевизор смотреть...

И тут мне в голову приходит простая мысль: а зачем нам, собственно, электричка? Себя надо уважать! Наверняка тут ходят пассажирские поезда. Какие-то, возможно, и останавливаются... Пусть минуты на две, но нам этого достаточно. Вот только уговорить бы проводника... Правда, тогда нам не хватит денег на обратные билеты в Москву. Зато можно будет посмотреть футбол на стадионе! А как попасть домой?.. Э, да придумаем что-нибудь...

Возвращаемся на вокзал. Старухи, торгующие семечками, уже знают, что мы едем в Питер на футбол.
–Ну что, сыночки, – спрашивают сочувственно, – всё никак?..

Для них это – шоу, развлечение. Ментов на вокзале много – теперь уже другие, не те, которых мы встретили утром.

Стоим на платформе... спокойно стоим, никого не трогаем. И тут один ментяра вдруг подходит к нам и достаёт из кармана... что бы вы думали? Пистолет! Наводит на нас!

–Сделайте, – говорит, – одолжение, уходите отсюда, уматывайте подобру-поздорову да поживее, если можно.

Ну, не так, конечно, а употребляя устоявшиеся лексические формы и идиоматические выражения. Что такое? в чём дело?.. Мы-то думаем, что он шутит. А он, дуболом, начинает палить в нашу сторону из пистоля! Оружие у него пневматическое, стреляет какими-то шариками. Наверно, теми, которых у этого мента в башке не хватает.

Пришлось нам убраться с перрона, переждать в сторонке. Удивительное дело! Два часа назад мы сидели с другими милиционерами у них в каморке, чуть ли ни чай хлебали, нормальные они мужики. Между прочим, предупредили нас, чтобы мы побереглись, потому что нас уже искали... Кто искал? Болельщики «Зенита»! Те припёрлись с ломами и палками – разбираться, значит, с нами предметно. Странные там все какие-то, в этих Вишерах…

В общем, нам с Клушкиным удаётся раздобыть билеты на поезд. Плацкартных, правда, не было. Пришлось брать купе. Показали мы справки   мол, ещё учимся в школе (липовые, конечно, справки), заплатили по 70 рублей, поехали. В последний момент здорово перенервничали. Объявили уже прибытие поезда, а Серёги с Вовчиком нет. Побежали мы искать. Сидят, черти, в вокзальном ресторане, давят пузырь водки...


***

В Питере мы были через два с половиной часа. Поезд немного опоздал. Начало матча мы слушали по радио в купе у проводника. Он вошёл в наше положение, впустил. Пока добирались до Петербурга, «Зенит» забил гол. С вокзала помчались в Петровский парк, там уже вот-вот второй тайм начнётся. Спартаковскую «атрибутику» (шарфики, шапочки, значки) мы до поры припрятали, чтобы лишних вопросов не было. Пробрались на трибуну, досмотрели матч. «Спартак» выиграл 2:1, так что мы не напрасно приехали. Но пришлось уйти с матча на пять минут раньше, чтобы успеть на электричку...

Ах, да, я ведь не сказал, что мы решили поехать на электричке до станции Кириши! Это недалеко от Петербурга... хотя не так уж и близко, как потом оказалось.

Зачем нам Кириши? А затем! Денег-то на обратную дорогу нету... И я вспомнил, что в городе Кириши живут родители моего друга, с которым мы в одной комнате в общежитии. Когда я собирался в Питер, товарищ мой сказал:
–Если что – езжай в Кириши. Мало ли как оно будет...

Оказалось, что теперь этот городишко – единственный у нас шанс вернуться в Москву!

Приехали мы в Кириши поздно ночью. Вот, думаю, где-то тут недалеко финская граница... Позже по карте глянул: нет, Питер к границе ближе. Но всё равно: ночь, незнакомый город. Адрес я помню плохо – то ли дом 8, а квартира 19, то ли дом 9, а квартира 18... впрочем, есть и другие варианты... И всё же нужную пятиэтажку нашли быстро, потому что выбора не было: на улице стояли только государственные учреждения.

Стучимся в дверь, в конечном счёте, к незнакомым людям, объясняемся. От нас несёт вокзалами и поездами... Хорошо ещё, что нас двое! Вовчик и Серёга остались в Питере искать девчонку, которую видели один раз в жизни, адрес не запомнили, но записали её телефон. На футбол, между прочим, они так и не попали: не достали билеты...

Ну вот, являемся мы ночью к родителям моего приятеля. Они нас накормили, уложили спать. А утром дали на обратную дорогу 500 рублей. Добрались мы до Питера, взяли билеты в Москву. В Петербурге встретили Вовчика и Серёгу: сидят в зале ожидания, ждут поезд. Оказалось, что девчонку им удалось-таки разыскать. Она им одолжила денег на обратный путь. Уехали они на час раньше нас.

А в Москве мы узнали, что всем спартаковским фанатам была предоставлена возможность выбраться из Питера домой на электричке, которая шла, как военный эшелон: без расписания и почти без остановок. Всего за 20 рублей! Впрочем, в электричку впихивали всех без разбору, независимо от того, есть у них билет или нет, лишь бы поскорее выпроводить из Ленинградской области. Говорят, что тех, у кого не было билета, контролёры высадили в Твери...

Хорошо, что мы не поехали в этом поезде: у нас тогда денег не было, высадили бы нас обязательно... Да и вообще – ехать вот так, в скотских условиях, по четыре-пять человек на лавке, друг у друга на голове... Нет уж, увольте. Мы не такие-с. Себя надо уважать!


Рецензии
А я в Питер так и не съездил. Максимум на что меня хватило - это на поездку в "Раменское". Приехали мы туда за три часа до начала матча, а пива там не продают. Что делать? отъехали на электричке три станции, купили там пива, выпили, возвращаемся в Раму, а там уже полно ментов. Кое как дошли до стадиона, нас обыскали, а потом начали обнюхивать. "Вы пьяные" - сказал нам сержант. "Совсем нет" - ответили мы. "Пьяные, пьяные." - повторил сержант и продолжил - "проходите на свои места!"

Tom   31.03.2003 00:12     Заявить о нарушении
В общем, они, как всегда, поступили логично...
Я в последнее время на футбол не хожу. Чего ради меня будут обыскивать? Даже бутылку воды с собой не оставишь. А билет мне попадается всегда на солнечную сторону... Рядом пьяные крикуны и клоуны. И за всё это надо заплатить рублей 150...

Алексей Станиславович Петров   31.03.2003 02:50   Заявить о нарушении
Да, я теперь тоже именно из-за этих же причин перестал ходить на матчи:-(

Tom   02.04.2003 00:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.