В бой идут одни старики

И вечный бой,
Покой нам только снится.

Второго февраля в КДЦ “Первомайский” состоялась творческая встреча с народным артистом СССР М.А. Ульяновым. Наш земляк привез в город Омск свой новый фильм “Сочинение ко Дню Победы”, в котором сыграл главную роль. На встрече присутствовали все поколения омичей: школьники, молодые солдаты омской воинской части, люди зрелого возраста и пенсионеры.

Фильм режиссера Урсуляка ставит очень острые вопросы, на которые
нет готовых ответов. Сюжет фильма в духе нашего неспокойного времени. Два старика-фронтовика, бывшие летчики, захватывают самолет с заложниками, требуя выпустить из тюрьмы своего фронтового друга (артист О. Ефремов). Их товарищ руководит общественным фондом ветеранов спорта, а за его спиной действует мафиозная структура.

Исчерпав все возможные способы спасти друга (взятки, связи), летчики-налетчики (артисты М. Ульянов и В. Тихонов) решились на отчаянный шаг. Власти выпустили их друга, но задумали уничтожить заговорщиков. Старики не поверили, что будут отпущены, и улетели на самолете… Финал фильма открытый: самолет исчез, больше их никто не видел. Каждый зритель додумывает окончание этой истории сам.

Повествование в фильме ведется от лица ребенка. Все происходящее на экране напоминает фарс. Вот в уличном бою летчик мира № 2 (артист М. Ульянов) обрушивает на голову милиционера фанерный транспарант и попадает в милицию. За что сражаются старики сейчас? Правы ли они или это старческий маразм? В фильме встает знаменитый вечный гамлетовский вопрос “Быть или не быть?”. Смириться и доживать свою старость, бродя по помойкам и питаясь объедками с барского стола, или “восстать, вооружиться, победить или погибнуть?”. Если смириться, то вся жизнь теряет смысл. Тогда за что боролись? Ветераны не могут “не быть” и поэтому выбирают “быть”, но так чтобы, как говорит главный герой фильма, “не было бессмысленно больно”…

В самом деле, суть нынешней ситуации в стране, если отбросить детали, в безнравственности власти, которая способна служить только себе, а не народу.

В фильме это генеральская и прокурорская мафия. Одна, настроив себе дворцов с бассейнами, все проблемы решает только силовым путем: “А может, бабахнуть?”. Другая не может не брать взяток, так как, если ты не берешь взятки, отпуская невиновного, то действуешь непрофессионально, и тебя осудит весь прокурорский цех.

Можно понять людей, которые не хотят мириться с тем, что творится сейчас в стране. Они не хотят или не могут приспосабливаться к изменившемуся миру, а если и пытаются, то их используют в своих целях “братки”. Можно понять и тех, кто изо всех сил пытается встроиться в так называемую рыночную систему и найти в ней свою нишу. Но где же истина?

Приспособиться - это значит изменить себя. Бороться - это пытаться изменить мир и других людей. Единственно правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый отвечает на него по-своему…

И как ни пытались на творческой встрече с М.А. Ульяновым пенсионеры получить готовый ответ на знаменитый вопрос “Что делать?”, великий артист как мог уходил от ответа. Он говорил о том, что в политику и экономику больше не играет, что надо заниматься своим делом, идти к себе. На предложение Супрунюка, председателя партии пенсионеров, вступить в их партию, ответил отказом, мотивировав тем, что любая организация борется, прокладывая себе пути к власти, а он этого не хочет.

В качестве выхода из нашей критической ситуации М.А. Ульянов предложил выборы. Надо лучше выбирать власть, и тогда все устроится, так как мир не придумал ничего лучше демократического государства.

Пенсионеры на встрече не могли с ним согласиться. Вот здесь-то и наметился раскол между народным артистом и народом. Актер не мог не почувствовать, что людям не до эстетических оценок фильма и игры актеров: они унижены, поруганы, их достоинство растоптано. Герои фильма улетели, а куда и на чем лететь им?

На встрече прозвучала и сталинская тема. Женщина-пенсионерка сказала, что в последние годы необъективно освещается сталинское время. Она, например, при Сталине работала, жила и никого не боялась, не боится и теперь. На это М.А. Ульянов ответил, что по свидетельству очевидцев, целые слои общества испытывали страх. Так в 1937 году группа режиссеров, чтобы избавиться от гнетущего страха, по ночам играла в подкидного дурака и сидела на чемоданах с одеждой, ожидая, когда за ними придут. Однажды режиссер Пырьев, решив подшутить, забарабанил в дверь ногами. Его чуть не избили. Таково было нервное напряжение.
Фильм никого не оставил равнодушным. Ведь эта лента не только о стариках, а обо всех, кто честно трудился и в результате остался в нищете.

Честно трудиться не нужно? Но ведь это же абсурд! Все равно, так долго продолжаться не может. Как пауки в банке начинают поедать друг друга, так и “денежные мешки”, обобрав народ, начнут уничтожать себя сами. И, возможно, Россия еще возродится. Жаль только, что нынешним старикам не дожить до этого времени. И не потому ли в некоторых фразах М.А. Ульянова звучали горечь и чувство вины перед этими людьми, которым он ничем не может помочь.


Рецензии
Я несколько раз смотрела этот фильм и каждый раз едва не плакала.
Мысль финала - старики улетают в бессмертие. В Царствие.

А Ульянов был очень талантлив, правда жизни у него стихийно из ушей лезла, но разобраться в происходящем не хватило ума. А скорее всего,голову под крыло прятал.
У меня в "Дремучих дверях" есть похожая сцена - когда во время разборки на Васильевском спуске у актёра его сформировавшийся в народных глазах образ начинает конфликтовать с новой "демократической" маской.
Кто кого?
Спасибо. Всего Вам самого доброго!
Юлия

Юлия Иоаннова   20.01.2010 11:15     Заявить о нарушении
Добрый день!

Не так просто разобраться в происходящем. Как внутри человека действует тёмная и светлая сила (Вы с этим не спорите, сами неоднократно об этом писали), так и снаружи.Эти силы ведут борьбу на всех уровнях, начиная с ценностного.Человеку в современном мире очень трудно определить, где правда, а где ложь.Тут надо специально наблюдать, исследовать, а работать когда? Ульянов - великий артист.Он создал целую галерею замечательных образов.Ему есть чем отчитаться перед Богом. Я не думаю,что он чего -то боялся.Просто он, на мой взгляд,понимал, что ему уже немного осталось жить, и хотел донести до конца свой крест.Он прекрасно понимал, что политика не его дело, что в политике его надуют и используют нечистоплотные политиканы.Поэтому он честно, до конца своих дней делал то дело, к которому был призван.

Спасибо за отклик.
Ваш читатель

Виктор Йог   20.01.2010 13:00   Заявить о нарушении
Актёр, как правило, в подобных ролях становится СИМВОЛОМ, которому не имеет права изменять не при каких обстоятельствах.
Именно поэтому, как мне кажется, Тихонов не был публичным человеком и выдержал своё бремя (или, как Вы говорите, Крест), до конца.
За это ему нижайший поклон.
Когда мне тошно - смотрю в который раз "Семнадцать мгновений".
А Ульянов...Вспоминаю, как он однажды публично от "Председателя" отрёкся. Я даже в своих "Дверях" его за это лягнула вместе с Окуджавой. Слишком большую травму наносят людям предатели-символы, потом ничем не реабилитируешься. Правда, Ульянову я всё простила за "Ворошиловского стрелка".
Бог им судья.

Юлия Иоаннова   20.01.2010 13:16   Заявить о нарушении
Исправьте, ошибка. "НИ при каких обстоятельствах".

Юлия Иоаннова   20.01.2010 13:18   Заявить о нарушении
Я не знаю этой истории с отречением. Но даже, если и так. Человеку свойственно ошибаться и заблуждаться.Помните у Толстого: чтобы жить честно, надо рваться, метаться, ошибаться, начинать и бросать,снова начинать и снова бросать, а спокойствие - душевная подлость(не дословно, а смысл).

"Ворошиловский стрелок" - замечательный фильм.Однако и здесь есть своя ложка дёгтя, так как нашлись люди, которые восприняли фильм, как разрешение на убийство.Нет ничего чёрного и белого: всё серо-буро-малиновое в крапинку:))

Виктор Йог   20.01.2010 13:38   Заявить о нарушении
Есть у Христа фраза: "Горе тому человеку, через которого соблазны приходят". В данном случае все публичные люди (политики, актёры, писатели и другие так называемые "властители дум") попадают именно под эту категорию риска и особой ответственности.
С них - совершенно особый спрос - и на земле, и на Небе. Отвечают они не только за себя лично, но и за тысячи, иногда миллионы людей, а порой и за ход истории. А у Бога каждая человеческая душа бесценна.
Конечно, решается эта проблема с духовной или мирской точек зрения
по-разному. Опять-таки упираемся во множество параллельных прямых через две точки.
По поводу "Ворошиловского стрелка"...Там ведь убийства не было - жестокая месть. Сама ликовала и ничего не могла с собой поделать.
Самое страшное - терпеть зло не в отношении тебя лично, а к слабым и беззащитным.
Нет этого у Христа! Прощать надо СВОИХ врагов!

Юлия Иоаннова   20.01.2010 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.